Методические рекомендации для специалистов



Скачать 264.91 Kb.
Дата15.02.2016
Размер264.91 Kb.
Методические рекомендации для специалистов

образовательных учреждений Санкт-Петербурга

«Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»

Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 30.10.2010 г. говорится о необходимости «эффективной государственной политики в области детства, которая отвечает интересам национального развития». Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.



Законодательная база

Государственная политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах.

Декларация прав ребенка, утвержденная Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1959 г., провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» (принцип 9).

Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г., ратифицирована СССР 2 сентября 1990 г.) устанавливает приоритетность «интересов детей перед интересами государства» и предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37. Государства – участники обеспечивают, чтобы: a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Всемирной  медицинской ассамблеей в 1984 г. принято, а затем в 1992  г.  дополнено Заявление  о  пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении   с  детьми.  Пренебрежение родительским долгом рассматривается в данном документе как неспособность родителей или других людей,  несущих  по  закону  ответственность  за  ребенка,  обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним.

Главным  актом  признания  Российским государством  своих обязательств перед детьми  стало принятие Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка  в  Российской  Федерации»  (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ),  устанавливающего основные гарантии   прав   и   законных   интересов   ребенка,  предусмотренных Конституцией Российской  Федерации.  В этом документе ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) и впервые  введено  понятие  «дети,  находящиеся в трудной жизненной  ситуации». К ним отнесены дети, ставшие жертвами насилия, и дети,  жизнедеятельность  которых  объективно  нарушена  в результате сложившихся   обстоятельств  и  которые  не  могут  преодолеть  данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Согласно   ст.   63  Семейного  кодекса Российской  Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. (в ред. Федеральных законов 30.06.2008 г. № 106-ФЗ), «родители несут ответственность за воспитание и развитие  своих  детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», ст. 156 об усилении ответственности за исследуемое преступление, в качестве альтернативного вида наказания предусмотрено лишение свободы, также существенно увеличены размер штрафа, сроки исправительных и обязательных работ.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия) ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и др.



Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).



Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В  современных социально-экономических условиях  проблема  выявления, оказания помощи и предупреждение случаев  жестокого  обращением  с детьми выходит  на  первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности    учреждений, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам, в том числе в государственных образовательных учреждениях.    



Понятийный аппарат. В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми (параметры характеристики ребенка или его семьи):

  • неполные, многодетные, приемные семьи;

  • низкий уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т. д.);

  • внутрисемейные отношения родителей;

  • антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т. д.;

  • низкий уровень педагогической культуры родителей;

  • традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, использованием авторитарных принципов, избыточности дисциплинарных форм;

  • психическое нездоровье родителей, других членов семьи;

  • неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;

  • нежеланный ребенок или имеющий особенности физического, умственного развития, какие-либо девиации в поведении;

  • отягощенная наследственность ребенка;

  • психологические особенности ребенка;

  • кризисы данного детского возраста;

  • гиперактивность ребенка.

Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на две категории: острое и хроническое жестокое обращение с детьми.



К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные факты физического или сексуального насилия.

Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, физическое и психическое здоровье. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий издевательства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Признаками физического насилия над ребенком являются:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).

  • задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).

  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Характер повреждений при физическом насилии:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

  • повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость и болезненность суставов;

  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

  • повреждения внутренних органов травматического характера;

  • на голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, кровоподтеки.

На неслучайный характер травм может указывать:

  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

  • наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

  • появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Характерные особенности поведения родителей или законных представителей, по которым можно предположить использование физических мер воспитательного воздействия:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание внести ясность в происшедшее;

  • обвинение в травмах самого ребенка;

  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

  • невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;

  • неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;

  • признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки:

  • младший школьный возраст:

  • отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль;

  • болезненное отношение к замечаниям, критике;

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

  • негативизм, агрессивность;

  • лживость, воровство;

  • жестокость по отношению к животным;

  • склонность к поджогам;

  • стремление скрыть причину повреждения и травм;

  • одиночество, отсутствие друзей;

  • боязнь идти домой после школы;

  • подростковый возраст:

  • побеги из дома;

  • суицидальные попытки (попытки самоубийства);

  • делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

  • употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:

  • задержка физического и умственного развития;

  • нервный тик;

  • энурез;

  • печальный вид;

  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:

  • беспокойство или тревожность;

  • нарушение сна;

  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;

  • склонность к уединению;

  • агрессивность;

  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

  • угрозы или попытки самоубийства;

  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

  • плохая успеваемость;

  • низкая самооценка;

  • нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

  • нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;

  • негативная характеристика ребенка;

  • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

  • перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;

  • открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • задержка в росте, не набирает подходящего веса или теряет вес;

  • ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

  • не соблюдается календарь профилактических прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

  • не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

  • устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Сексуальное насилие или развращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком с его согласия  или без такового в сексуальные действия для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

  • может  не  осознавать  значение  сексуальных  действий  в  силу функциональной незрелости;

  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Сексуальное  насилие является преступлением и встречается во всех слоях   общества,   причем  значительно  чаще,  чем  принято  считать.

К косвенным признакам наличия сексуального насилия над ребенком относятся:

повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди, бедер, расширение ануса, следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей, резкие изменения веса (потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, психосоматические расстройства.



Особенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное насилие по отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:

  • младший школьный возраст:

  • низкая успеваемость;

  • замкнутость, стремление к уединению;

  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

  • ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

  • стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;

  • ночные кошмары;

  • страхи;

  • регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

  • беспричинные нервно-психические расстройства;

  • старший школьный возраст, подростки:

  • депрессия;

  • побеги из дома или институциональных учреждений;

  • низкая самооценка;

  • угрозы или попытки самоубийства;

  • сексуализированное поведение;

  • употребление наркотиков или алкоголя;

  • проституция или беспорядочные половые связи;

  • жалобы на боли в животе.

Эта  форма  насилия  из всех его видов, как показывает анализ, известна   в  гораздо  меньшей  степени,  заслуживая  более   глубокого   

рассмотрения   для   принятия мер  профилактического характера, выработки настороженности и тактики   соответствующего   поведения   у   родителей,  самих  детей, специалистов. Требуется расширение  знаний  педагогических работников в  данной  области, так как физическое и сексуальное насилие часто скрывается детьми. Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми. В основе работы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, лежит своевременная комплексная помощь семье – организация работы со случаем, социальный патронаж семей.



АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПОЯВЛЕНИЯ ЖАЛОБ РЕБЕНКА НА НАСИЛИЕ, А ТАКЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ТРАВМ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ЗАПОДОЗРИТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ

  • Сообщить руководителю образовательного учреждения (далее – ОУ).

  • Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями – специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

  • Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

  • При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства муниципального отдела муниципального образования (далее – МО).

  • Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.

  • При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, они предупреждаются об уголовной ответственности, в дальнейшем – устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).

  • При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения родители предупреждаются на совете профилактики (педагогическом совете школы) об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП).

  • В ОУ должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП, уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

  • В ОУ необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечения собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие, и т д.).

Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) – эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или другие действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ОУ В СЛУЧАЕ

УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НАЛИЧИЯ ОСТРОЙ СИТУАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ

  • Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние.

  • Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка.

  • Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья.

  • При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации.

  • Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком.

  • При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации.

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушается эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации. Все   формы   насилия   в   той  или  иной  степени  сопряжены  с эмоциональным насилием.

Примерами этой формы насилия являются:



  • угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства;

  • открытое неприятие и постоянная критика;

  • лишение ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

  • преднамеренная изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

  • вовлечение ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Важно понимать, что в данном случае трудно на однократных примерах диагностировать наличие психологического насилия, порой непросто отличить семейный конфликт от насилия, выявить, действительно ли ребенок лишен необходимой стимуляции или стимуляция достаточная, но особенности ребенка не позволяют ему достичь желаемого уровня, кто является тем взрослым, который поощряет ребенка к деструктивному поведению.

Особенности детей, подвергающихся      эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;

  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

  • низкая самооценка;

  • эмоциональные нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

  • избыточная потребность во внимании;

  • депрессия, попытки суицида;

  • неумение общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

  • ложь,  воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение;

  • нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.

Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной заботы о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Особенности вида и поведения детей, основными нуждами которых пренебрегают родители или лица их заменяющие:

  • внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

  • нечистоплотность, несвежий запах;

  • физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;

  • педикулез, чесотка;

  • частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;

  • запущенный кариес;

  • отсутствие надлежащих прививок;

  • задержка речевого и психического развития;

  • особенности поведения:

  • постоянные голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т. п.;

  • неумение играть;

  • постоянный поиск внимания/участия;

  • частые пропуски школьных занятий;

  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет   себя   в  «псевдовзрослой»  манере, агрессивен  или  замкнут, апатичен, гиперактивен  или  подавлен, неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

  • склонность к поджогам, жестокость к животным;

  • раскачивание, сосание пальцев и пр.

 При выявлении данных проблем у ребенка необходимо провести дифференциальную диагностику его состояния. В результате такой диагностики выявленные проблемы могут быть дифференцированы по 2 группам. Первая – проблемы, отражающие особенности личности ребенка, которые родители стремятся нивелировать с помощью различных медико-психолого-педагогических мер. Вторая группа – проблемы, явившиеся возможным следствием психологического насилия или пренебрежения нуждами ребенка, в результате чего развились данные состояния. Для этого рекомендуется:

  • выявить и зафиксировать у ребенка наличие проблемы (например, заикание или отставание в развитие);

  • сообщить родителям о выявленной проблеме и выяснить, какие меры предприняты для ее разрешения;

  • при адекватности принимаемых мер предложить родителям дополнительную медицинскую (психологическую, социальную) помощь, которой располагает образовательное учреждение;

  • при выявлении недостаточности принимаемых мер предложить родителям перечень мер по разрешению конкретных проблем (например, при неуспеваемости ребенка – обращение к невропатологу, психиатру, логопеду, на медико-педагогическую комиссию);

  • проконтролировать выполняемость рекомендаций;

  • при наличии положительной динамики – продолжать оказание поддержки семье;

  • при отсутствии положительной динамики из-за сопротивления (отказа) со стороны родителей заниматься данными проблемами вызвать родителей на совет по профилактике (педсовет) с повторным разъяснением выявленных проблем у ребенка и сообщением о наличие ответственности родителей за физическое и психологическое состояние ребенка;

  • при неэффективности данных мер сообщить информацию в органы опеки, КДН и ЗП.

Явные признаки жестокого обращения с детьми:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

  • следы сексуального насилия;

  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома;

  • асоциальное поведение ребенка;

  • ребенок пропускает занятия или не посещает школу;

  • ребенок побирается;

  • ребенок грязно или не по сезону одет;

  • наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;

  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:

  • асоциальное поведение ребенка;

  • ребенок пропускает занятия или не посещает школу;

  • у ребенка на теле травмы, следы насилия;

  • ребенок побирается;

  • ребенок грязно или не по сезону одет;

  • семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

  • наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;

  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

  • наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  • Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю ОУ.

  • Информируются родители (законные представители).

  • Руководитель самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.

  • Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.

  • При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком письменно информируются:

  • прокуратура и отдел по делам несовершеннолетних (далее ОДН), органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей;

  • органы опеки и попечительства МО – для решения вопроса об изъятии ребенка из семьи, отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

  • КДН и ЗП, органы внутренних дел – для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение; передача информации о выявленном случае;

  • в случае явных физических или сексуальных признаков насилия руководитель ОУ обращается в органы здравоохранения – для медицинской оценки состояния ребенка и оказания медицинской помощи.

При выявлении явных признаков жестокого обращения с детьми (в зависимости от степени воздействия на психологическое состояние и состояние здоровья ребенка) возможно несколько вариантов действий педагогов ОУ в соответствии с «Методическими рекомендациями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения».

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОУ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

  1. Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.

  2. Участие в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).

  3. Составление картотек учащихся, попадающих в «группу риска», и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж).

  4. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование и т. д.) на тему «жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.

  5. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.

  6. При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.

  7. Обратиться в центр психологической помощи для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.

  8. Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказание необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).

  9. В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в социальной гостинице или стационаре.

  10. В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.

Основные задачи руководителей образовательных учреждений и других учреждений системы профилактики:

  • проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

  • внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

  • оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

  • проводить работу по реабилитации жертв насилия.

Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать мобильные службы специалистов и команд быстрого реагирования. Обратиться в учреждение социального обслуживания населения (Территориальный центр помощи семье и детям), ППМС-центр, где организована работа экстренной психологической помощи, по которому можно получить оперативную помощь специалиста или «Телефон доверия».

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.



Рабочая группа:

заведующий институтом психолого-педагогического образования СПбАППО,

канд. пед. наук О.В. Эрлих;

заведующий кафедрой социально-педагогического образования,

канд. пед. наук Е.Н.Барышников;

доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, канд.пед.наук С.А. Косабуцкая;

доцент кафедры психологии СПбА ППО, канд. психол. наук М.В. Оршанская;

методист социальных педагогов



ГОУ ЦППРК Адмиралтейского р-на М.А. Евсеева;

Старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования Н.И. Цыганкова


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница