Методические рекомендации для преподавателей по проведению учебной дисциплины огсэ. 03. Психология общения Разработчик



страница1/6
Дата22.02.2016
Размер0,84 Mb.
#11012
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы «Колледж сферы услуг № 32»

(ГБПОУ КСУ № 32)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей

по проведению учебной дисциплины ОГСЭ.03.



Психология общения
Разработчик:

Шеламова Г.М.- преподаватель

высшей квалификационной категории

Москва 2014




Пояснительная записка.

Необходимость обеспечения качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ставит перед преподавателями задачи, направленные на повышение эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с примерной программой учебной дисциплины ОГСЭ.03. Психология общения, которая одобрена Федеральным институтом развития профессионального образования.

Цель методических рекомендаций: оказать преподавателям учреждений среднего профессионального образования помощь по организации и проведению занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.03. Психология общения.

В методических рекомендациях представлено описание организации и проведения занятий по учебной дисциплине «Психология общения» в соответствии со следующей структурой: название темы; количество часов; педагогическая цель; ход проведения занятий; теоретическая часть; описание выполнения практических работ с вопросами для обсуждения результатов; диагностический инструментарий; вопросы для закрепления изучаемого материала, а также для выполнения домашнего задания и самостоятельной работы; карточки – задания для проверки выполнения домашнего задания и четыре варианта контрольной работы с критериями оценки знаний обучающихся.

Теоретическая часть представлена подробно и для удобства преподавателей в конце каждого занятия имеются ссылки на источники литературы и интернет-ресурсы.



Методические рекомендации содержат приложения:

  • Календарно-тематический план, разработанный в соответствии с примерной программой учебной дисциплины ОГСЭ.03. Психология общения.

  • Паспорт фонда оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ.03. Психология общения.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих программу учебной дисциплины ОГСЭ.03. Психология общения, могут использоваться в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательных учреждениях СПО, а также для организации и проведения занятий по общепрофессиональным дисциплинам: Основы культуры профессионального общения; Основы деловой культуры; Основы этики и психологии профессиональной деятельности и т.п.

Методические рекомендации могут быть полезны для преподавателей, которые не имеют специальной подготовки по психологии, но в силу определенных обстоятельств, проводят занятия по вышеназванным дисциплинам.



Информационное обеспечение учебной дисциплины


Основные источники:

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.

  2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.

  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.

  4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.

Дополнительные источники:

  1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.

  2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.

  3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.

  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.

  5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.

  6. Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.

  7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.

Интернет - ресурсы

  1. http://psihfak-mggu.narod.ru/materials/psihol_ob/ps_obsh.html

  2. http://www.psychlogov.net

Электронные образовательные ресурсы

  1. «Основы культуры профессионального общения» (автор – составитель - Шеламова Г.М.) Москва, Издательский центр «Академия», 2014

  2. «Основы этики и психологии профессиональной деятельности» (авторы – составители – Измайлова М.А., Шеламова Г.М.,) Москва, Издательский центр «Академия», 2014


Раздел 1. Введение в учебную дисциплину «Психология общения»

( 2 часа)

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.

Занятие 1.

Тема: Введение в учебную дисциплину «Психология общения» (2 часа)

Цель: Ознакомить обучающихся с назначением учебной дисциплины и мотивировать их на результат, обосновать необходимость знаний и умений, полученных при изучении данной дисциплины в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Краткое содержание теоретического материала

Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! По существу без него невозможно функционирование человеческого общества. К какому бы типу профессий не относилась деятельность человека, без общения она не осуществима. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человекам только в общении.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми закрытыми, необщительными - стараемся контактировать как можно реже.

В повседневной жизни избежать контактов с людьми, которые нам неинтересны мы можем, в деловой жизни этого сделать нельзя. Однако всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку, знания и умения в области делового этикета являются основой конструктивного общения.

Изучая учебную дисциплину «Психология общения» обучающийся

должен знать:


  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Статистические данные показывают, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения; усваиваем нравственные принципы, правила этикета и традиции.

При изучении дисциплины будут рассматриваться такие понятия как: общение; виды, функции, структура и средства общения, толерантное общение. В рамках делового общения будут рассмотрены психологические основы ведения деловой беседы, аргументация, правила поведения в конфликтных ситуациях в соответствии с этикой деловых отношений.



Вопросы для закрепления:

    1. Для какой цели Вы будете изучать учебную дисциплину «Психология общения»?

    2. Меняется ли поведение человека в зависимости от того, с кем он общается?

    3. Какие знания необходимы человеку, чтобы выстраивать конструктивное общение?

Домашнее задание:

1) Ответьте на вопрос, как Вы понимаете высказывание русского мыслителя Петра Чаадаева, о том, что люди, которых лишили общения с другими созданиями, щипали бы траву, а не размышляли о своей природе.

2) Задание для выполнения самостоятельной работы.

Провести анализ профессиограммы своей специальности, описать роль и место общения в структуре деятельности.



Источники:

1. http://psihfak-mggu.narod.ru/materials/psihol_ob/tema1.doc

2. http://www.yandex.ru/ (профессиограмма)

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М: Издательский центр «Академия», 2012. – С.4-8; 62-65

4. Психологический справочник популярных профессий. Учебно-методическое пособие /под ред. Е.С. Романовой. М.: Научно-методический совет МГТУ, 2000

Раздел 2 Психология общения (30 часов)

Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия (6 часов)

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. Единство общения и деятельности.

Занятие 2.

Тема: Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. (2 часа)

Цель: Изучить сущность процесса общения как социально – психологического феномена.

Ход занятия

1) Анализ выполнения домашнего и самостоятельного задания (опрос, анализ профессиограммы, выборочно (или у всей группы) взять тетради на проверку с выполненным д/з.

2) Изучение нового материала.

3) Закрепление

4) Домашнее задание

Краткое содержание теоретического материала

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений общения. Рассмотрим некоторые из них.

Общение — особая форма взаимодействия и межлич­ностных отношений людей. (Краткий словарь по социоло­гии. — М., 1998).

Общение — взаимодействие двух или более людей, со­стоящее в обмене между ними информацией познаватель­ного или аффективно-оценочного характера. (Психологи­ческий словарь. — М., 1998).

Общение — деловая или дружеская связь. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1982.)

Общение — процесс, который можно обозначить сло­вами беседа, разговор, диадическое общение (общение дво­их). (Алешина Ю.Б., Петровская Л А.).

Общение — термин «не имеющий точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому анг­лийскому термину «коммуникация», но и потому, что со­держание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Общение — реализация всей системы отно­шений» (Андреева Г.М.).

Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение – это сложный, многогранный процесс, который выступает как процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходит процесс обмена информацией, процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Закономерности человеческого поведения и деятельности обусловлены фактом общения и взаимодействия людей.

Отмечают два основных вида отношений: общественные и межличностные.

Общественные отношения исследуются социологией и носят безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, социальные, политические, идеологические и т.п. Особенность общественных отношений состоит в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Таким образом, общественные отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Сущность таких отношений не во взаимодействии конкретных ролей.

Межличностные отношения, которые В.Н.Мясищев называл «психологическими», складываются не где-то вне общественных отношений, а внутри них. Практически во всех групповых действиях участники их выступают в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности, например, «рубаха парень», «свой в доску», «мальчик для битья». Важнейшая особенность межличностных отношений - это их эмоциональная основа.

В социально-психологическом плане ролевое взаимодействие исследовал Т. Шибутани, который высказал мнение, что каждый человек играет какую- то

роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению. Он различал два типа социальных ролей: конвенциальные

и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются непосредственным взаимодействием людей друг с другом.

Таким образом, роль (в социальной психологии) – это социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Вопросы для закрепления:

1) Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

2) Как вы понимаете слова В.Шекспира:

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

Домашнее задание


  1. Проанализируйте понятие «общение» и ответьте, почему жизнь человека невозможна без общения.

  2. Задание для выполнения самостоятельной работы.

Ответьте на вопросы теста «Коммуникабельны ли вы?» (автор В.Ф.Ряховский) /Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2001/

Полученный результат теста нельзя абсолютизировать! Однако если Вы считаете необходимым проводить самоанализ, хотя бы на основе вопросников подобного типа, то это уже само по себе говорит об искреннем желании понять и устранить затруднения, связанные с налаживанием контактов с окружающими, научиться корректировать свое поведение в процессе общения.



Инструкция: На каждый из приведенных вопросов следует ответить: «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

  2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу?

  3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час и т.д.)?

  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

  9. В ресторане, либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

  10. Оказавшись один на один с незнакомым человекам, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы они ни была (в магазине, в библиотеке, театральной кассе). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

  14. Услышав где-то в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «иногда» – в 1 балл; «нет» – в 0 баллов. Общее число баллов суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.



От 30 до 32 баллов – вы явно не коммуникабельны. Близким людям с вами нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контактнее, контролируйте себя.

От 25 до 29 баллов – вы неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, немного друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера.

От 19 до 24 баллов – вы в известной степени общительны; в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

От 14 до 18 баллов – у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

От 9 до 13 баллов – вы общительны, любопытны, разговорчивы и любите высказываться по разным вопросам. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

От 4 до 8 баллов – вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца.

3 балла и менее – ваша коммуникабельность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.

Источники:

1.http://ulfek.ru/sotsialnaya-psikhologiya-obshcheniya/1909-obshchaya-kharakteristika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-kak-sotsialno-psikhologicheskogo-fenomena.html

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, С. 79-93

3. Шибутани Т. Социальная психология. /Перевод с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов Н/Д., изд-во «Феникс», 1999 С.46-49

4. Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения. М.: Издательский центр «Академия», 2012 С. 55 – 57 (тест Коммуникабельны ли Вы?)

Занятие 3.

Тема: Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. (2 часа)

Цель: Изучить классификацию процесса общения.

Ход занятия

1) Комментарии преподавателя по выполнению самостоятельной работы (выработка рекомендаций по количеству баллов результатов диагностики)

2) Изучение нового материала.

3) Закрепление

4) Домашнее задание

Краткое содержание теоретического материала

В силу того, что из общения строится жизнь человека, то оно стало объектом социально-психологического анализа. В процессе общения формируются, развиваются психологические и этические отношения, которые составляют культуру делового взаимодействия.

Процесс общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам.

Принято выделять несколько форм общения: непосредственное, прямое, косвенное, массовое, межличностное. В повседневной и деловой жизни человек сталкивается с проблемами межличностного общения. Выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.





Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению, которая напрямую связанна с авторитарным стилем управления. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого; достижение контроля над его поведением, мыслями; принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Основная цель манипулятивного общения – оказать воздействие на партнера по общению. Но в данном типе достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив роднит то, что ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях. Цели скрываются или подменяются другими.

Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Э. Шостром выделил следующие типы манипуляторов:

1. Диктатор. Это тиран, преувеличивающий свою силу. Доминирует, раздает указы и приказы. Он стремится управлять, помыкать окружающими при помощи грубой силы сурового и жестокого слова и, конечно, действия. Такие манипуляторы зачастую рвутся к власти, а, получив её, используют весь деспотизм.

2. Калькулятор (вычислитель). Преувеличивает контроль в общении с людьми. В контактах ищет выгоду, поскольку его намерения корыстны. Он постоянно что-то выгадывает, желает оставаться «в выигрышном положении» в каждой ситуации.

3. Тряпка (слабак) Инфантилен. Преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит. Хочет, чтобы его жалели, чтобы были рядом только с ним.

4. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость и поэтому хочет быть ведомым, управляемым, руководимым. Позволяет другим делать за него работу.

5. Судья. Вечно всем недоволен, осуждает и порицает, всех обвиняет, видит в каждом врага, лжеца. Выражение лица «обвиняющее»

6. Защитник. Готов выгородить, оправдать каждый поступок близкого человека. Он портит других, поскольку мешает им расти самостоятельно.

7. Славный парень. Сражает своей добротой, которая не неискренняя и навязчива. Такой человек, мило улыбаясь, готов совершить некорректный поступок.

8. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность и недоброжелательность. Привык «наводить порядок» в своём окружении при помощи агрессии и силы.

По мнению Э. Шострома, для любого манипулятора характерны такие личностные качества как ложь, фальшь, недоверие, отстранённость от людей.

Исходя из классификации типов манипуляторов, можно выделить четыре основных манипулятивных системы.


  1. Манипуляторы активные – пытаются управлять людьми с помощью активных методов. Избегают проявлять слабость в отношениях

  2. Пассивные манипуляторы. Прикидываются беспомощными и разыгрывают роль «попираемых»

  3. Конкурирующие манипуляторы. Рассматривают жизнь как битву, где люди соперники (реальные или потенциальные). Находятся в состоянии постоянной бдительности.

  4. Безразличные манипуляторы. Для них характерно состояние безразличия и отстраненности.

Императивную и манипулятивную форму межличностного общения характеризуют как монологическое общение.

Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяют пять основных функций:


  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

  2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

  3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения. Причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

  5. Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения, совершает значимые поступки.

Кроме того выделяют несколько видов общения.

«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности. Поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными: строгость, вежливость, безразличие и т.п.; набор выражений лица, жестов. Часто применяются в ходе беседы «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.



Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого, как нужный или ненужный (мешающий) объект. Нужен – активно вступают в контакт, не нужен, мешает – «оттолкнут» резкими репликами. Если от партнера по общению получили желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и более того, не скрывают этого.

Формально-ролевое общение. Общение, при котором вместо знания о личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас выполняет множество ролей. Роль – это способ поведения, который задается обществом. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих независимо от индивидуальных особенностей личности. Роли служат для усиления способности предвидеть возможные поступки окружающих людей и выбирать ответную форму собственного поведения.

Деловое общение это общение, обеспечивающее успех какого-либо дела и создающее условия для сотрудничества людей. Деловое общение строится на таких моральных качествах, как долг, совесть, достоинство. Таким образом, основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, в котором партнер всегда выступает как значимая личность, и собеседников отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных (неречевых) средств.

Изучение общения показало насколько это сложное, многообразное явление и позволило определить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

Коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств.

Интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. общение при котором его участники обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Вопросы для закрепления


  1. Какие типы межличностного общения вы сегодня изучили?

  2. Назовите профессии, в которых императивный тип общения используется эффективно?

Домашнее задание

1) Проанализируйте типы межличностного общения и определите их преимущества и недостатки.

2) Задание для выполнения самостоятельной работы

Подготовьте описание своей будущей профессиональной деятельности через особенности коммуникации.



Источники:

  1. http://www.psyworld.org.ru

  2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: Издательский центр «Академия», 2012 С. 63-69

  3. Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения. М.: Издательский центр «Академия», 2012 С. 47-55

Занятие 4.

Тема: Единство общения и деятельности (2 часа)

Цель: Изучить взаимосвязь общения и деятельности.

Ход занятия

1) Анализ выполнения домашнего задания (проверка понимания ключевых вопросов и анализ выполнения самостоятельной работы)

2) Изучение нового материала.

3) Закрепление

4) Домашнее задание

Краткое содержание теоретического материала

Исходя из обобщенного определения общения, понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее, можно предположить, что общается всегда деятельный человек. Деятельность одного человека пересекается с деятельностью другого. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями данной проблемы.

Существует несколько точек зрений на данную проблему.

Иногда деятельность и общение рассматривают как две стороны социального бытия человека, его образа жизни, а не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы. (Ломов Б.В., 1975., С. 130). Также общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является ее элементом, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н. , 1975. С. 289).

Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Данная точка зрения имеет две разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (индивидуальное развитие организма), например, у дошкольников, и, особенно, в подростковом возрасте (Эльконин Д.Б., 1971). В другой – общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев А.А., 1975. С. 122).



Закрепление

1) Каким образом проявляется единство общения и деятельности?



Домашнее задание

    1. Проанализируйте преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения.

    2. Задание для выполнения самостоятельной работы

Подготовьте сообщение о взаимосвязи общения и деятельности.

Источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, С. 93 -97

2. http://www.dgr.ru/psychology/otvety/19

Тема 2.2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) – 6 часов.

Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятии. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. Практическая работа.

Занятие 5.

Тема: Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. (2 часа)

Цель: Изучить перцептивную сторону общения и показать влияние перцепции на эффективность общения.

Ход занятия

1) Анализ выполнения самостоятельной работы (заслушать сообщения)

2) Изучение нового материала.

3) Закрепление

4) Домашнее задание

Краткое содержание теоретического материала

Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Именно поэтому мы начинаем изучение с основной и важной части структуры общения – перцептивной .

Перцепция или восприятие хорошо изучена в социальной психологии, а термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введен американским психологом Дж. Брунером в 1947г.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. К ним относятся: «эффект ореола», «эффект проекции», «эффект упреждения» или «эффект первичности и новизны», стереотипизация, «эффект средней ошибки».

«Эффект ореола». Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человекам, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру (рост, ум, материальное положение) он оценивается более положительно, чем, если бы он был нам равен. При этом человек оценивается выше не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются, при этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

«Эффект ореола» может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсникам, коллегам по работе, друзьям. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные люди, доброжелательные, замечательно ладящие между собой.

«Эффект проекции» возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Кроме того, механизм проецирования заключается в том, что мы неосознанно наделяем другого человека собственными мотивами, приписываем ему переживания, эмоциональное состояние и качества, присущие нам самим. Причем тенденция приписывать собственные качества другим, сильнее выражена у людей с невысоким уровнем самокритичности и познанием себя, хотя известно, что уровень познания других во многом зависит от способности, желания и умения познать себя.

«Эффект упреждения» или «эффект первичности и новизны» возникает тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям (информации), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.



Стереотипизация (от греческого слова – твердый и отпечаток). Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации иными словами - штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Например, в кино, театре существует понятие «характерный герой» («герой-любовник», «злодей» и т.п.). Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Заметим, что стереотипы значимы на первых порах общения, однако по мере взаимодействия и познания людьми друг друга межличностные оценки приобретают объективность и иные критерии восприятия.



«Эффект средней ошибки». Давая оценку другому человеку, мы, как правило, стремимся избежать крайних суждений и определений. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей в сторону усреднения получила название эффекта средней ошибки.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто. Но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки.



Закрепление

1) Что такое перцепция и как она влияет на эффективность общения?

2) Какие типичные искажения в процессе общения Вы сегодня изучили?

Домашнее задание


  1. Дайте характеристику типичным искажениям представлений о другом человеке.

  2. Докажите, какое значение типичные искажения играют в профессиональной деятельности?

Источники

1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П.. Грамматика общения. М.: Смысл; Академический проект, 1999. – С.114-140

2. Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения. М.: Издательский центр «Академия», 2012. С. 76-79

Занятие 6.

Тема: Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека (2 часа)

Цель: Изучить механизмы восприятия и показать их влияние на культуру деловых отношений и развитие художественно-эстетических качеств.

Ход занятия

1) Проверка и анализ выполнения домашнего задания (фронтальный опрос)

2) Изучение нового материала

3) Закрепление

4) Домашнее задание

Краткое содержание теоретического материала

С чего начинается общение? Конечно с первого взгляда, т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом и мане­рой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприя­тие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правиль­ного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров.

На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факто­ры. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по со­циальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа и т.п.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам.

Кроме того, сильное влияние на процесс восприятия оказывает профес­сия наблюдателя. Так, один и тот же человек по-разному будет воспринимать­ся представителями различных профессий. Например, продавец будет ориен­тирован на внешний вид, филолог — на особенности речи, медик — на фи­зическое здоровье и т.п.

Однако следует заметить, что перед человеком никогда не стоит зада­ча просто «воспринять» другого, скорее — познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека, попытка понять логику его поступков и уже на этой основе строить свое собственное пове­дение.

Люди, вступающие в общение не равны, они отличаются друг от дру­га жизненным опытом, социальным статусом, интеллектуальным развити­ем и т. п.

Какие признаки позволяют нам судить, например, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Исследования показали, что существен­ное значение имеет процесс формирования первого впечатления. Большое влияние на первое впечатление оказывает: внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки, знаки раз­личия; в некоторых случаях рассматривается такая «одежда», как ма­шина, оформление кабинета, канцелярские принадлежности и т.п.); манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает, куда устремлен взгляд и т.п.).

Внешний вид и манера поведения составляют факторы превосходства, так

как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности чело­века к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

В прежние времена существовали определенные правила и нормы, предписывающие, что и кому можно или нельзя надевать. Существовали эпохи, когда предписания разрабатывались до мелочей, и все они имели определен­ное значение. В наше время, когда нет четких предписаний, роль одежды, тем не менее, остается значимой. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости — понизить) свою значимость и престиж.

Правильно подобранная одежда поможет сформировать благоприятное впечатление, вызвать доверие со стороны партнера, создать образ честного, надежного собеседника.

Что же в одежде свидетельствует о превосходстве?

Во-первых, цена. Цена одежды определяется качеством, а также часто­той встречаемости данной модели и ее модностью.

Во-вторых, силуэт одежды. «Высокостатусным» — как для женщин, так и для мужчин — считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми углами, «низкостатусным» — силуэт, напоминающий по форме шар. Например, свитер, особенно объемный и пушистый, джинсы или мягкие брюки несовместимы с высоким статусом. Однако на дружеской вечеринке мягкий свитер (пуловер) воспринимается лучше, чем строгий костюм.

В-третьих, цвет одежды. Необходимо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейской одежде при­знаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахрома­тические цвета, т. е. черно-серо-белая гамма, чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека.

Заметим, что все эти признаки важны во взаимодействии, их не следу­ет рассматривать в отдельности.

Кроме того, на первое впечатление влияют различные детали, например украшения. Массивные золотые перстни — «печатки» — у мужчин, а также большие бриллиантовые кольца у женщин, хотя и указывают на финансовые возможности, но иногда производят нежелательный эффект. «Носители» подобных украшений могут показаться партнеру по общению хитрыми, неискренними, склонными к доминированию людьми, претендующими на повышенное внимание к своей особе.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, манера сидеть или сто­ять)..

При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности.

Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впечатлением. Всякая попытка обобщить признаки привлекательности наталкивается на внутреннее сопротивление. Кроме того, разные народы и разные исторические периоды име­ли и имеют свои каноны красоты. Поэтому фактор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного признака человека: существуют одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социаль­ной группой типы внешности. Значит, привлекательность — это приближе­ние к типу внешности, максимально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

Еще одним фактором восприятия является фактор отношения к нам.

Он действует так: люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются го­раздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение.

Изучая процессы восприятия Дж. Брунер обратил внимание на то, что наряду с индивидуальными различиями, существуют общие социально-психологические механизмы восприятия: идентификация; эмпатия, аттракция, рефлексия.

Идентификация (от латинского слова – отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению необходимо себя поставить на его место, поскольку нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими, мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами предлагаем окружающим «включить» механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (от греческого слова – сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные жизненные обстоятельства, нежели молодые люди. Высшая форма проявления эмпатии – действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (от латинского слова – привлекать, притягивать) – представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексией. Рефлексия (от латинского слова – обращение назад) – это способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек: «Я», каким я являюсь в действительности; «Я», каким я вижу самого себя; «Я», каким меня видит партнер по общению. И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а не иначе, т.е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению, что необходимо для конструктивного выстраивания межличностных отношений.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.



Закрепление

  1. К какому фактору восприятия можно отнести пословицу «По одежке встречают - по уму провожают»?

  2. Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности?

Домашнее задание.

  1. Определите роль восприятия в развитии межличностных отношений.

  2. На конкретных примерах покажите, каким образом в процессе общения «работают» факторы восприятия.

  3. Задание для выполнения самостоятельной работы.

- Опишите типичные искажения, с которыми вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности

- На примерах докажите, есть ли связь между внешним видом человека и успехом в профессиональной деятельности.



Источники

1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П.. Грамматика общения. М.: Смысл; Академический проект, 1999. – С.19-46

2. Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения. М.: Издательский центр «Академия», 2012. С. 57 - 65

Занятие 7

Тема: Практическая работа № 1 (2 часа)

Цель: Сформировать умения самодиагностики и рефлексии.

Диагностический инструментарий:


  • «Коммуникативные и организаторские склонности» (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995)

  • «Ваш стиль делового общения». (Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000)

  • «Ваши эмпатические способности» (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М., 1996)

Задания для студентов:

1) Провести самодиагностику по предложенным методикам.

2) Провести самоанализ на основании полученных результатов самодиагностики и теста «Коммуникабельны ли вы?» (самостоятельная работа – 2-ое занятие))

3) Заполнить таблицу и составить план действий по коррекции результатов, препятствующих эффективному общению.



Сильные стороны

Слабые стороны

Пути коррекции



















Раздаточный материал:

Психологические тесты:



  1. «Коммуникативные и организаторские склонности»

  2. «Ваш стиль делового общения»

  3. «Ваши эмпатические способности»

Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)

Инструкция: Вам предлагается ответить на 40 вопросов. Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.

Итак, если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то около номера вопроса поставьте «да»; если ваш ответ отрицательный (вы не согласны) – поставьте «нет».



  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

  3. Долго ли вас беспокоим чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

  6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?

  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

  8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них.

  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

  10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?

  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?

  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

  20. Правда ил, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человекам?

  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для вас людей?

  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

  30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  37. Верно ли, что у вас много друзей?

  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

Для того, чтобы узнать свои коммуникативные склонности, воспользуйтесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 вопросы и за каждый ответ «нет» на 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 вопросы. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяют по формуле: Кк = m/20, где m – количество совпавших с «ключом» ответов.

Если Кк соответствует:

от 0,10 до 0,45 – низкий уровень;

от 0,46 до 0,55 – уровень ниже среднего;

от 0,56 до 0, 65 – средний уровень;

от 0,66 до 0,75 – высокий уровень;

от 0,76 до 1,00 – очень высокий уровень.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ, обеспечивают эффективность общения и психологическую совместимость в деятельности.

НИЗКИЕ – человек малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.

НИЖЕ СРЕДНЕГО – человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение, трудно переживает обиды.

СРЕДНИЕ – человек общительные, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.

ВЫСОКИЕ – человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых.

ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ – человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.

Для подсчета организаторских способностей воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 вопросы и за каждый ответ «нет» на 4, 8, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40 вопросы. Коэффициент организаторских способностей (Ко) определяют по формуле: Ко = m/20, где m – количество ответов совпавших с «ключом».

Если Ко соответствует:

от 0,20 до 0,55 – низкий уровень;

от 0,56 до 0,65 – уровень ниже среднего;

от 0,66 до 0, 70 – средний уровень;

от 0,71 до 0,80 – высокий уровень;

от 0,81 до 1,00 – очень высокий уровень.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННСТИ, обеспечиваютво зможности организовывать себя и других.

НИЗКИЕ – человек не умеет себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет.

НИЖЕ СРЕДНЕГО – человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.

СРЕДНИЕ – в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения.

ВЫСОКИЕ – человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.

ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ – испытывает потребность в организаторской деятельности. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято другими.

Методика КОС позволяет определить наличие уровня коммуникативных и организаторских склонностей на данный период. При наличии целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.



Ваш стиль делового общения

Инструкция. С помощью этого теста вы можете оценить свой стиль делового общения. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно — то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.


  1. Я люблю действовать.

  2. Я работаю над решением проблем систематическим образом.




  1. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.

  1. Мне очень нравятся различные нововведения.




  1. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.

  2. Я очень люблю работать с людьми.




  1. Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.

  2. Для меня очень важными являются окончательные сроки.




  1. Я против откладываний и проволочек.

  1. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.




  1. Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.

  2. Я всегда стараюсь искать новые возможности.




  1. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.

  2. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.




  1. Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других.

  2. Я создаю проблемы другим людям.




  1. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.

  2. Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются очень эффективными.




  1. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.

  2. Я люблю творческое решение проблем.




  1. Я все время строю планы на будущее.

  2. Я восприимчив к нуждам других.




  1. Хорошее планирование — ключ к успеху.

  2. Меня раздражает слишком подробный анализ.




  1. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.

  2. Я очень ценю опыт.



  1. Я прислушиваюсь к мнению других.

  2. Говорят, что я быстро соображаю.




  1. Сотрудничество является для меня ключевым словом.

  2. Я использую логические методы для анализа альтернатив.




  1. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.

  2. Я постоянно задаю себе вопросы.




  1. Делая что-либо, я тем самым учусь.

  2. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.




  1. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.

  2. Я не люблю вдаваться в детали.




  1. Анализ всегда должен предшествовать действиям.

  2. Я способен оценить климат в группе.




  1. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.

  2. Я воспринимаю себя как решительного человека.




  1. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.

  2. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.




  1. Я могу открыто выразить свои чувства.

  2. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.




  1. Я очень люблю читать.

  2. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.




  1. Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.

  2. Я люблю достигать поставленных целей.




  1. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.

  2. Я люблю разнообразие.




  1. Факты говорят сами за себя.

  2. Я использую свое воображение, насколько это возможно.




  1. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.

  2. Мой мозг никогда не перестает работать.




  1. Важному решению предшествует подготовительная работа.

  2. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.




  1. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.

  2. Эмоции только создают проблемы.




  1. Я люблю быть таким же, как другие.

  2. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.




  1. Я примеряю свои новые идеи к людям.

  2. Я верю в научный подход.




  1. Я люблю, когда дело сделано.

  2. Хорошие отношения необходимы.




  1. Я импульсивен.

  2. Я нормально воспринимаю различия в людях.




  1. Общение с другими людьми значимо само по себе.

  2. Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.




  1. Я люблю организовывать что-либо.

  2. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.




  1. Общение и работа совместно с другими людьми являются творческим процессом.

  2. Самоактуализация является крайне важной для меня.




  1. Мне очень нравится играть идеями.

  2. Я не люблю попусту терять время.




  1. Я люблю делать то, что у меня получается.

  2. Взаимодействуя с другими, я учусь.




  1. Абстракции интересны для меня.

  2. Мне нравятся детали.




  1. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.

  2. Я достаточно уверен в себе.

Обработка результатов. Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас.

Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.

Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79.

Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78.

Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 76, 80.

Стиль 4: 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 73, 77.

Стиль 1 — ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой.

Стиль 2 ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематич­ность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и мало эмоционален.

Стиль 3 ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональны, чувствительны, умеют сопереживать окружающим.

Стиль 4 ориентация на перспективу, на будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понять.

Каталог: upload -> 2014
2014 -> Компетенциях
2014 -> Учебное пособие для студентов педагогических вузов Под общей редакцией В. С. Кукушина
2014 -> Проектная деятельность педагога профессионального обучения
2014 -> Учебное пособие для студентов отделения 33. 02. 01 «Фармация» г. Бузулук, 2014г. Ббк 88. 4я723 к 49
2014 -> Методическая разработка для тренеров-преподавателей мбоудод сдюсшор №2 «Красные Крылья», «командные действия в защите в детском баскетболе»
2014 -> Учебное пособие Бийск агао им. В. М. Шукшина 2014 ббк 85. 313 (2) в 48
2014 -> Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа (бакалавр)
2014 -> Амурского облпотребсоюза
2014 -> Мобильные друзья студентов
2014 -> Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница