Оглавление
1. Цели и задачи изучения дисциплины
|
3
|
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
5
|
3. Содержание дисциплины
|
6
|
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
9
|
5.Образовательные технологии
|
11
|
6. Методические рекомендации для преподавателей
|
12
|
7. Методические рекомендации для аспирантов
|
44
| 8.Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзамену кандидатского минимума по курсу |
46
|
1. Цель и задачи изучения дисциплины
Процессы интеграции и сотрудничества, характерные для современного мирового сообщества, способствуют возрастанию интереса к изучению позитивных и негативных аспектов мирового педагогического опыта. Это необходимо для получения более полной информации о работе зарубежных педагогов, для заимствования их достижений и учета ошибок в процессе реформирования образования в нашей стране.
Учебная дисциплина по сравнительной педагогике знакомит с закономерностями развития образования в различных регионах мира, выявляет положительные и негативные аспекты развития мирового образования, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур. Особое внимание уделяется сравнительному анализу моделей образования развитых стран Западной Европы, Японии и США, где образование является одним из ведущих факторов формирования стабильного общества, ориентированного на ценности сотрудничества и социальной справедливости.
При составлении данного спецкурса мы опирались на работы таких известных исследователей зарубежной школы и педагогики как Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, К.И. Салимова и др.
Целью изучения дисциплины является развитие у аспирантов способности ориентироваться в современных тенденциях развития образования и педагогической мысли как в России, так и за рубежом, формирование умений сопоставительного анализа основных концепций отечественного и зарубежного образования и воспитания. Дисциплине «Сравнительная педагогика» предшествует изучение таких дисциплин, как «Педагогика в системе наук о человеке», «Методология и методы педагогического исследования». Дисциплина «Сравнительная педагогика» способствует подготовке аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по специальности.
Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы
-
познакомить аспирантов с тенденциями, закономерностями, проблемами и перспективами развития образования в различных регионах мира;
-
научить аспирантов выявлять положительные и негативные аспекты развития мирового образования, вооружить их формами и способами взаимообогащения национальных педагогических культур;
-
вооружить аспирантов знаниями и умениями в области сравнительного анализа педагогических явлений в условиях множественности культур, моделей образования развитых стран Западной Европы, Японии и США, где образование является одним из ведущих факторов формирования стабильного общества, ориентированного на ценности сотрудничества и социальной справедливости;
-
способствовать формированию творческой индивидуальности и мировоззренческой культуры аспирантов, развитию их критического мышления и расширению научно-педагогического кругозора.
Аспирант должен знать
-
основные понятия и категории сравнительной педагогики,;
-
позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур.
-
современные тенденции и закономерности развития образования и педагогической науки в современном мире;
-
основные направления развития педагогической мысли за рубежом и в России;
уметь
-
сравнивать педагогические явления и модели образования в условиях множественности культур;
-
выявлять общее, особенное и единичное в опыте функционирования различных образовательных систем;
-
обобщать и сравнивать опыт обучения и воспитания в различных странах, выделять положительные тенденции образования;
-
формулировать определения ключевых понятий, составлять структурно- логические схемы по теме, разделу, курсу, выполнять задания по алгоритму, оформлять в виде рефератов, докладов учебный материал, участвовать в обсуждениях (дополнения, оппонирование, рецензирование, визуализация, критика и пр.);
владеть
-
методикой сравнительного анализа различных образовательных систем, обоснования, объяснения специфики образовательных моделей и границ переноса опыта;
-
навыками научно-исследовательской работы по проблемам компаративистики.
2.Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины–36 часов.
Вид учебной работы
|
Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
|
Аудиторные занятия
|
|
Лекции (минимальный объем теоретических знаний)
|
18
|
Семинар
|
|
Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)
|
|
Внеаудиторные занятия:
|
|
Самостоятельная работа аспиранта
|
18
|
ИТОГО
|
36
|
Вид итогового контроля
|
зачет
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Поделитесь с Вашими друзьями: |