Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков



страница1/4
Дата10.02.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3   4
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов

по профилактике дезадаптации детей и подростков
Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник

лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»

Струкова М.Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
Актуальность:

В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:



  • Обеспечение воспитания, образования и развития детей;

  • Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

  • Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав

В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии действий в интересах детей Вологодской области (2012-2017 гг.)» определены следующие:

  • Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения


Правовые аспекты психологического сопровождения:

В профессиональной деятельности педагог-психолог, социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:



  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16;

  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011);

  • Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации. – М.: 2008;

  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011);

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761;

  • Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области 2012-2017 гг. – Постановление Правительства Вологодской области от 07.09.2012 г. № 1052.


Документы, регламентирующие деятельность специалистов в ОУ на региональном уровне (утверждены Приказом Департамента образования Вологодской области № 665 от 03.04.2007 г.):

  • Концепция региональной службы комплексного сопровождения детей в образовании

  • Положение о региональной службе комплексного сопровождения детей в образовании

  • Положение о службе комплексного сопровождения детей в образовательном учреждении

  • Примерные должностные инструкции специалистов службы комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях

Научно-методическое обеспечение: рекомендации по профилактике дезадаптации подготовлены на основе следующих публикаций:



  1. Региональная служба комплексного сопровождения в образовании Вологодской области. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.

  2. Крылова, Т.А. Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу (статья). //Справочник заместителя директора школы. - 2009. - № 6. – С. 27-38, № 7. – С. 26-43

  3. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. – авт-сост. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008

  4. Крылова, Т.А. Мониторинг деятельности педагога-психолога, социального педагога ОУ (статья).//Справочник заместителя директора школы. – 2010. - № 7.- С. 21-33


Методические рекомендации для педагогов-психологов

по профилактике дезадаптации детей и подростков
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению. Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребёнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьёй, сверстниками.

Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений. [4]

В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:

- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап);

- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);

- далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап).

В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностно-значимых для него отношений (5 этап).

Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение».

Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. [4]


Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации:

  • Когнитивный, компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности, несформированности познавательных процессов, низкой успеваемости в обучении по отдельным учебным предметам;

  • Эмоционально-личностный компонент—отрицательное эмоционально-личностное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам;

  • Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками.

У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента.
Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения.
Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:

  1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.

  2. Период адаптации к обучению в 5 классе.

  3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс)

Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.

Дезадаптация в подростковом возрасте более тесно связана с личностными проблемами учащихся, в частности с эмоционально-аффективными переживаниями, проистекающими из осознания себя в новой роли.

Дезадаптация в старших классах чаще всего связана с формированием профильных классов. В каждом случае учащийся сталкивается с новой социальной ситуацией, с новым образовательным пространством.



Определим основные факторы развития учебной и социальной дезадаптации на основных этапах обучения и социализации:

Психофизиологические и когнитивные:

  • Особенности психофизиологического развития ребенка (синдром СДВГ, индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность и т.д.)

  • Недостаточная сформированность произвольности познавательных процессов (внимание, мышление, память)

  • Слабая сформированность процессов произвольности поведения и деятельности

  • Психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

  • Нарушения психического и физического здоровья

Социальные:

  • Изменение ролевой позиции ребенка

  • Вхождение ребенка в систему новых школьных требований, многообразие

учебных требований

  • Повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки и т.п.

  • Усиление психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок

  • Изменение родительской позиции по отношению к ребенку

  • Трудности в установлении социальных контактов, общения со сверстниками и взрослыми

  • Нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий


Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:

  1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.

Работа строится в двух направлениях:

  • Внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).

  • Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.

Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений.

Информация о проблеме дезадаптации, запрос может поступить от педагогов, родителей ребенка.

Рассмотрим основные этапы работы по профилактике дезадаптации обучающихся:


  • Диагностика проблемы

  • Реализация программ психолого-педагогической помощи

Психологическая диагностика выявляет особенности поведенческой и личностных сфер обучающихся:

  • адаптация учащихся к школьной среде

  • актуальные проблемы учебной деятельности

  • отношение к самому себе (самооценка, самопознание);

  • эмоционально-поведенческие проблемы

  • особенности межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками, определение его социального статуса

Проведение диагностики ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы с детьми:

- с детьми младшего школьного возраста диагностика может проводиться не более 30-40 минут, с детьми подросткового возраста - возможно проведение диагностики в 2 этапа продолжительностью не более 45 мин. каждый.


Результаты психодиагностики позволяют:

  • Определить преимущества и проблемные стороны ребенка на индивидуальном и групповом уровне

  • Определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного)

  • Сформулировать задачи по профилактике дезадаптации

  • Выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ

  • Провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами)

В целом, работа педагога-психолога строится как процесс сопровождения индивидуальных случаев дезадаптации обучающихся.


Наиболее распространенными являются основные причины дезадаптации:

  1. Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации.

Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны:

  • с несформированностью основных операций мышления, процессов памяти, распределения и концентрации внимания.

  • со слабой сформированностью организационных умений (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).

Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение.


Рекомендуемый диагностический инструментарий


Наименование методики

Назначение

Рекомендации по применению

Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника

(1 класс)



Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров.

Анализ результатов- психологом и учителем.



Методика определения школьной дезадаптации

(Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко)



Определение уровня дезадаптации младших школьников

(1 класс)

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом

ГИТ (Групповой интеллектуальный тест)

Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4-5 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др. (4-5 класс)

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант


Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Выявление уровня интеллектуального развития обучающихся 8-9 классов.

Диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами учебной деятельности.



Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант


Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.Ступницкой)


Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных

(5 класс, 8 класс): Блоки «Интеллектуальные умения и навыки»; «Организационные умения навыки»

Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков.

Карта наблюдений Т.Стотта

Выявление особенностей поведения учащегося (с использованием педагогом метода наблюдения и фиксации отдельных проявлений). Определение степени выраженности признаков учебной и социальной дезадаптации,

С учащимися 5 класса

Методика диагностики мотивации учения

и эмоционального отношения к учению А.Прихожан



Диагностика познавательной активности, уровня мотивации достижения, состояния тревожности и гнева, связанных с ситуациями обучения.

фронтально с учащимися подросткового возраста (10-15 лет)

Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков.

В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями [6]:


Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Интеллектуальные умения и навыки

«Слабая» группа

(9- 15 баллов)




Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления.

Организационные умения и навыки

«Слабая» группа

(6-10 баллов)




Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана. Уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях. Действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и даже если такая помощь оказана, не умеет ею пользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница