Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района по работе с детьми «группы риска»



Скачать 82.42 Kb.
Дата19.04.2016
Размер82.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Социально-психолого-педагогическая служба

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Учебно-методический центр»



Методические рекомендации для педагогов-психологов

образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района

по работе с детьми «группы риска»

Автор-составитель

педагог-психолог

Суслова И.А.

2014 г.

Методические рекомендации

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска:

- Социально-педагогическая запущенность (как вид жестокого обращения).

Ребенок больше проявляет реактивность, чем активность. Он не овладевает трудной для него ситуацией, а лишь идет у нее на поводу. Он не может справляться как с внешними (негативная обстановка в семье, конфликты в школе, несправедливое отношение педагога и др.), так и с внутренними обстоятельствами (плохое настроение, лень, отсутствие мотивации, интереса).

Основными проявлениями социальной запущенности являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъектности ребенка в учебно-познавательном процессе.

У младших школьников несостоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.

Социальный и педагогический аспекты запущенности и взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в группах.



- Девиантное поведение

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Проявления отклонений в поведении детей и подростков можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.



Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособительное (деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней) или пассивно-приспособительное поведение (деструктивно- компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям).

Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

- Агрессивное поведение

И.А.Фурманов предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей.



1.Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Они отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам их личности и действиям, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Они характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма. Они отличаются «мимизоподобностью» ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.

Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в суицидальных демонстративных попытках и истинном суициде.

-Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение детей и подростков — это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.

В психологическом плане аддиктивное поведение — это своеобразная регрессивная форма психологической защиты.

Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуация характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции группирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции, реакции эмансипации.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Психологическая карта учащегося

«группы риска»

«___» ______________201_г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

1.ФИО___________________________________________________________

2.Дата рождения__________________________________________________

3.Анамнез. Информация об основных событиях в истории развития

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выраженные характерологические особенности ( по Личко)

Проявления__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Особенности развития познавательной сферы (трудные ситуации и актуальные проблемы)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Особенности развития эмоциональной сферы (трудные ситуации и актуальные проблемы). Самооценка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Защитные психологические механизмы и поведенческие реакции, наиболее часто используемые для ослабления тревоги.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Стиль семейного воспитания ( по Э.Г.Эйдемиллеру)

___________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Проявления дезадаптации и девиантного поведения (искаженное восприятие реальности, угрозы, воровство, сексуальные девиации, алкоголизация, аддиктивное поведение и др.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Прогностическая интерпретация (составление прогноза развития) и рекомендации педагогам и родителям

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Программа индивидуального сопровождения учащегося ___класса

Тематика программы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог

Методические материалы для заполнения карты
Пункты 4,5,6.

Личностные особенности детей с аддиктивным поведением (ПАВ)


  1. Безответственность, неспособность выполнить свое обещание. Особенно те обещания, которые требуют минимального волевого напряжения.

  2. Ослабление волевой способности к поддержанию уровня активного внимания. Во время беседы их интерес угасает, они часто начинают зевать, жаловаться на усталость.

  3. Неспособность пользоваться посторонней помощью и поддержкой. Стремясь отстоять свое Я, часть отказываются от помощи. При согласии на оказание помощи, они не способны разделить ответственность, предпочитая полностью переложить ее на другого человека.

  4. Характерна несостоятельность в предвосхищении, предвидении развития событий, явлений, результатов работы. Т.е неспособность предвидеть негативные последствия ПАВ применительно к себе при абстрактном понимании катастрофических последствий ПАВ.

Отрицание возможных последствий употребления ПАВ является проявлением психологической защиты: преувеличение размеров алкоголизации (наркотизации)-«Все пьют или курят»; рационализация или попытка доказать безвредность.

Пункт 7.

Защитные механизмы психики



защитные механизмы психики.
В течение жизни человек сталкивается с большим числом ситуаций, которые вызывают определенные эмоциональные состояния, такие, как гнев, страх, уныние и т. д. Довольно часто выражение эмоционального состояния создает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. Результатом является то, что ребенок развивает защитные стратегии, которые представляют косвенные пути разрешения эмоциональных конфликтов. Однако специфические защитные стратегии развиваются в зависимости от специфических эмоций, вовлеченных в конфликт. Замещение, например, представляет защитный механизм, применяемый для разрешения конфликта, связанного с эмоцией гнева. Проекция — для совладания с чувством самоотвержения.

Целью защиты является снятие остроты психологического переживания. При этом эмоциональная окраска ситуации всегда негативна, переживается как психологический дискомфорт. При использовании конкретной защитной техники происходит снятие негатива, некоторое облегчение. При переживании наступления облегчения при действии определенного защитной техники эта техника закрепляется как навык поведения. После этого аналогичные ситуации решаются аналогичным способом, и с каждым разом минимизируется расход энергии. Поскольку эта защитная техника приобрела тенденцию к самовоспроизводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус устойчивого образования.

Таким образом, психологическая защита при нормальном формировании позволяет уменьшить агрессивные проявления. Но защитные техники, которые использует ребенок, могут сами по себе являться агрессивными, тогда агрессивное поведение закрепляется в качестве устойчивой бессознательной реакции.

Т.О


1.Конкретные виды психологической защиты служат для уменьшения тревожных чувств, связанных с определенными эмоциями;

2. Существует 8 основных защитных механизмов, которые служат для уменьшения тревожности, связанной с 8 основными эмоциями;

3. Среди 8 основных видов психологической защиты есть виды сходные между собой, а есть противоположные;

4. Главные диагностические личностные типы производятся от особых защитных стилей;

5. Для уменьшения тревожности, устранения конфликта индивид может использовать любую комбинацию защитных механизмов.

Плутчик, Келлерман, Конте выделили 8 достаточно крупных видов психологической защиты, связанных с основными эмоциями:

• отрицание;
• компенсация;
• регрессия;
• проекция;
• реактивное образование;
• рационализация;
• вытеснение;
• замещение.

Все защитные механизмы обладают своими характеристиками. Виды защиты имеют особое словесное выражение.

Ситуация такова: подростка достаточно обидно отчитал учитель за невыполнение задания (работа защиты идет с эмоцией гнева), вместо ответного агрессивного действия возможны следующие защитные реакции.

Замещение — «Нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «Вон идет одноклассница, у которой хорошие отношения с учителем, надо поставить ей подножку».

Проекция — «Порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от нашего учителя».

Компенсация — «Попытайся вновь приобрести это». Реакция: «Ничего, что я задание не выполнил, зато я вчера на спортивном соревновании победил».

Идентификация — «Будь как это». Реакция: «По окончании школы я тоже буду учителем».

Регрессия — «Плачь об этом или вернись к старому». Реакция: «Давайте подложим кнопку нашему учителю».

Фантазия — «Мечтай об этом». Реакция: «Как было бы хорошо, если бы моего учителя уволили».

Импульсивное поведение — «Делай что-нибудь». Реакция: «Я думаю, что угощу моего учителя яблоком».

Вытеснение — «Не помни этого». Реакция: «Я попытаюсь быть любезным с ним».

Интроекция — «Не признавайся, где ты получил это». Реакция: «Учитель сам мне никогда не помогал».

Изоляция — «Не чувствуй этого». Реакция: «Мне кажется, что только я сердит на него или что-то вроде этого».

Отрицание — «Не замечай этого». Реакция: «Я вовсе не сердит на него». Ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. «Если я не признаю этого, значит, это не случилось».

Реактивное образование — «Переверни это». Реакция: «Я думаю, что он действительно великолепен».

Интеллектуализация — «Переопредели это». Реакция: «Эта ситуация напоминает мне то, как Ницше сказал, что гнев — это онтологическая безысходность».

Рационализация — «Оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение». Ученик, который получил очень низкие оценки в может рационализировать, говоря, что учитель намеренно поставил ему низкие оценку, потому что он ненавидит его. 

Уничтожение содеянного — «Отмени это». Реакция: «Попробую поговорить с учителем.». После оскорбления кого-то или его имени, подросток может попытаться отменить свои действия проводя следующий час хваля положительные качества человека.

Сублимация — «Трансформируй это». Реакция: «Я собираюсь написать поэму о гневе». Подросток, который имеет проблемы с гневом,  записывается  в  секцию кикбоксинга, так чтобы свой гнев можно использовать в спорте. Юмор и мечты также могут помочь справиться с напряженной ситуацией или неудачей.

Для выявления типа психологической защиты можно использовать методику: Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)



Пункт 8.

Неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании отклоняющегося поведения ребенка.

Характерны такие нарушения как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей-требований к ребенку, недостаточность санкций, применяемых к ребенку. Психологическими причинами нарушений семейного воспитания чаще всего является воспитательная неуверенность матери, проекция негативны качеств на него.

В случае недостаточности требований-обязанностей и требований-запретов подросток характеризуется минимальным вовлечением в общие семейные занятия, что проявляется в высказываниях родителей о трудности привлечения ребенка к какому-либо делу по дому. При этом ребенку все «можно». Даже если существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения.

Минимальность санкций свидетельствует о том, что родители предпочитают обходиться либо без наказаний, либо применяют их крайне редко.

Воспитательная неуверенность родителя (чаще матери) и страх утраты ребенка относятся к нарушением взаимного влияния членов семьи. Они могут быть обусловлены нарушением воспитания либо по типу потворствующей гиперпротекции, пониженным уровнем требований к подростку. В этом случае происходит своеобразное перераспределение власти в семье в пользу подростка. Родитель « идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти подход к своему родителю, нащупал его «слабое место» и добивается для себя положение «минимум требований-максимум прав». «Слабое место» -неуверенность, боязнь ошибок, представление о болезненности, беззащитности ребенка, травмы собственного детства, которые переносятся на ребенка. Страх заставляет тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция), либо мелочно опекать( доминирующая гиперпротекция).

Проекция на подростка собственных не желаемых качеств чаще обуславливает эмоциональное отвержение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит те черты характера, которые чувствует в самом себе. Неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей.

Излишняя концентрация, как и излишняя эмоциональная дистанция с ребенком связаны с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью женщины ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная дистанция также связана с «безучастностью» мужа, а излишняя концентрация на ребенке- с зависимостью матери и ограниченность ее интересов рамками семьи.

Следовательно- детско-родительские отношения в семьях таких детей носят дисгармоничный характер. Нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются базовыми причинами отклоняющегося поведения детей.

Пункт 10.

Причины формирования зависимостей. 

Что на самом деле подразумевает термин «зависимость». 

В настоящее время выделяют несколько различных видов зависимостей, имеющих одну и ту же психофизиологическую природу:  алкогольная зависимость, табачная зависимость, наркотическая зависимость, игровая зависимость (азартные или компьютерные игры), пищевая зависимость (булимия, анорексия), информационная зависимость (телевизор, Интернет), эмоциональная зависимость (очень сильная любовь, безответная любовь; несамостоятельность, нужда в других; сильная потребность в интернет-общении или телефонном общении), трудовая зависимость (трудоголизм), шоппинг-зависимость, сексуальная зависимость (в том числе виртуальная) и другие, имеющие более уникальные проявления. 

Все виды зависимости имеют одинаковую природу, и возникают под влиянием совокупности различных факторов — биологических, психологических, душевных и социальных. 

Распространенный миф на тему зависимостей – что они возникают под влиянием дурной компании. На самом деле все происходит в обратной последовательности: именно благодаря сформированной склонности к зависимости ребенок попадает в дурную компанию. То есть, я хочу сказать, что зависимость формируется взрослыми, родителями или воспитывающими взрослыми, если ребенок живет не с родителями. И происходит это в очень раннем возрасте, задолго до того, как ребенок становится способен вступить в какую-либо компанию и пристрастится к вредным привычкам, то есть в первые годы жизни ребенка. 

Термин «зависимость» обозначает несамостоятельность, привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности. Эта несамостоятельность как раз проявляется в неумении достигать удовлетворенности другими способами – здоровыми способами. 

Дело в том, что человек в своем развитии проходит определенные стадии от полной зависимости до почти полной самодостаточности. Развитие подразумевает под собой постоянный баланс между познаванием нового, связанным с риском, и безопасностью, но ограниченностью в действиях. 

Первая стадия развития – младенчество – это стадия полной зависимости ребенка от матери. Затем, по мере роста, все возрастающей возможности обеспечивать удовлетворение потребностей самостоятельно, зависимость от матери уменьшается. Это при нормальном, здоровом воспитании. И если мать поддерживает ребенка в его стремлении к развитию и отделению от себя, и принимает его без критики в минуты ошибок, то она создает максимально возможную уверенность в ребенке и в том, чтобы он был самостоятельным, познавая полный опасностей мир. 

Однако это идеальная ситуация. В реальности так происходит редко. Обычное воспитание часто страдает перекосом в одну или другую сторону. Либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживаются и нарушается. Таким образом, при нарушениях в воспитании зависимость от матери, как от объекта удовлетворения потребности, не уменьшается, и эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей. 

Такого рода нарушения в развитии ребенка могут происходить, в основном, по двум причинам, которые я уже обозначила выше и теперь расскажу о них подробнее. 


  1. Первая причина- родительская гиперопека.

Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама. И это очень злая шутка судьбы. Потому что, оказавшись в ситуации, когда, привыкший к контролю над матерью, ребенок не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником. Потому что рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски.

Раздражение и неудовлетворенность нарастает и частая вещь, с которой сталкивается подросток – это существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, легких наркотиков, табака. Что приводит часто к тяжелым видам зависимости, если подросток не начинает обретать навыков самостоятельного удовлетворения потребностей. Для этого, как правило, подходит старший товарищ, друг, психолог, учитель. Но, согласитесь, такого человека рядом часто не оказывается. Гораздо чаще – такие же, как он, «неудачники». И пресловутый рынок средств для снятия стресса. 

И дома он эту ситуацию для себя решить не может. 

Во-первых, потому, что гиперопекающая мамочка уверена, что она идеальная мать и, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинает его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего чада. 

Во-вторых, когда мама добрая, вроде бы нет причин на нее раздражаться. Но раздражение как реакция на неудовлетворенные потребности и причину этого неудовлетворения, накапливается. Наступает внутренний конфликт: я злюсь на нее, но я не должен злиться. Гнев подавляется и направляется на других или, еще хуже, на себя самого. И крайним проявлением, высшей точкой развернутого на себя гнева является суицид. 


  1. Вторая причина – домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями

Насилие бывает четырех видов: психологическое, физическое, сексуальное и экономическое. Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей.

Прежде всего, потому, что выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать. Таким образом, этот ребенок тоже не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Он попросту отказывается от их удовлетворения в связи с неимением достаточных ресурсов для их удовлетворения. 



Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным. 

Для здорового человека удовлетворенность возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.

Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них. 

Другой существующий миф о том, что родители такого ребенка обязательно сами или алкоголики, или наркоманы. Я думаю, что каждый из вас сам может привести множество примеров о том, что во вполне благополучной семье ребенок становится наркоманом, алкоголиком или рабом других вредных привычек. 

И действительно, во многих публикациях и от многих специалистов вы можете услышать о том, что зависимые происходят из неблагополучных семей. Это действительно так, однако важно определить, что именно вкладывается в термин «неблагополучная семья». 

В течение многих лет считалось, что если папа и мама не пьют и не дерутся, значит, семья благополучная. Вероятно, в период общей неблагополучности населения и такое положение дел было поводом для радости. Однако, благополучность семьи как залог рождения и воспитания здоровых детей – это понятие куда более широкое. 

Наличие насилия и гиперопеки являются таковыми факторами – факторами неблагополучности. И если с насилием почти все понятно, то с гиперопекой – не очень, неправда ли? 

Почему гиперопека – показатель неблагополучности? Потому что гиперопекающие родители, гиперконтролирующие родители ведут себя так не от большого счастья и не от большой радости. Страсть контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные.

Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности. Происхождение этих моделей жизни уже мы с вами знаем. Контролирующий родитель, жесткий, - это из тех детей, которые не смирились с тем, что мир им не подчиняется. Если брать шире, то склонность к контролю более всего проявляется у людей, чувствующих себя в небезопасности. Только у одних это выражается в форме опеки – мягкой тюрьмы, неочевидной, а у других - в форме жесткой тюрьмы для ребенка, очевидной.

И тот, и другой родитель не в состоянии контролировать свою собственную жизнь, удовлетворять свои собственные потребности и поэтому занимаются тем, что им больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. 
Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей

Семейные роли детей из дисфункциональных семей (По Ананьевой Г.А.)

Эти роли включают:

а) превращение в необычайно ответственного человека

б) превращение в "утешителя";

в) постоянное приспособление или отказ от ответственности;

г) причинение хлопот.

Примет ребенок одну роль или комбинацию ролей, его самозащитное поведение компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь. Поскольку дети учатся доверять надежности своей стратегии овладения ситуацией, они переносят ее во взрослую жизнь.



«Семейный герой»

Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.
Сверх-успевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.
Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.

«Козел отпущения»

В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому - хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от семейных проблем.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного "я" он основывает на знании, что он "плохой", и он тяготеет к друзьям, подобно ему, имеющим низкую самооценку.

Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, "козел отпущения" часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста.

Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто "козлы отпущения" готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

«Потерянный ребенок»

Потерянные дети" страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая "плыть по течению". Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, "потерянный ребенок" продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.
Эмоциональную обособленность и апатию "потерянного ребенка" часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

«Семейный шут» или «фамильный талисман»

Эти необычайно восприимчивые дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.


Взрослея, семейные шуты часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к находящимся за ним ранам.

Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель — выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкоголизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком». Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и на работе. Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нарушен в дисфункциональных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им проблемы.

Работа психолога с поведенческими типами.

Хотя нет двух людей, которые одинаковым образом и за один и тот же отрезок времени прошли период выздоровления, вместе с тем определенные "вехи" могут быть как бы характеристиками пройденных отрезков длительного процесса.

Работа психолога с детьми из дисфункциональных семей может быть построена так:

«Семейному герою»

нужно научиться:



  1. просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;

  2. принимать поражение;

  3. снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;

  4. сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;

  5. осознать свои потребности, быть честным с собой.
    Его сильные стороны: он может опираться на свое умение работать.

«Козлу отпущения»

нужно:
1. прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;


2. научиться обсуждать, а не бунтовать.
Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении - способность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество.
"Семейному шуту" 
нужно научиться:
1. принимать на себя ответственность;
2. рискнуть быть серьезным;
3. быть уверенным.
Реализовывать эти нужды можно, опираясь на сильные стороны - юмор, умение играть и умение получать удовольствие.
"Потерянному ребенку" нужно научиться:
1. выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;
2. научиться справляться с одиночеством;
3. признавать, что испытывает боль;
4. создавать новые близкие взаимоотношения.
Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независимость и творческие способности.

Пункт 11

Психопрофилактическая работа

Вариант 1

  1. Снятие отрицательных эмоций, каких, как страх, тревога, беспокойство, возникающих вследствии неуверенности в себе, нарушении способности в общения. Основная задача: повышение самооценки.

  2. Давление среды и ближайшего окружения. Обучение и поддержание ребенка в его стремлениях отстаивать право на собственное мнение.

  3. Открытое обсуждение возникающих проблем в случае протестного поведения (стремления обратить на себя внимание. Отомстить или шантажирования , для того, чтобы добиться своих требований).

  4. Восстановление контакта с удовольствием. Оживление его прежних увлечений. Если ребенок не научился получать удовольствие от высших видов деятельности (от занятия искусством, спортом), то алкоголь и наркотики представляют ему простой способ получать чувство удовольствия.

  5. Расширение психологических знаний родителей о детях и методах воспитания, помощь в решении выявленных проблем.

Вариант 2

Может быть использована специальная коррекционная программа, направленная на развитие различных структур самосознания ребенка, в содержание которой входит несколько блоков.



Блок I. Снятие неуверенности в себе

Задачи:

1) повышение уверенности в себе;

2) формирование: а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»; 6) умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности; в) умения выделять свои достоинства;

3) развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников;

4) формирование навыков физической культуры;

5) обучение приемам ауторелаксации;

6) психомышечная тренировка.

Блок II. Притязание на социальное признание

Задачи:

1) привить ребенку новые формы поведения;

2) научить самому принимать верные решения;

3) дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

4) коррекция аффективного поведения;

5) приобретение навыков саморасслабления.



Блок Ш. Коррекция непринятия ребенком самого себя

Задачи:

1) воспитание в ребенке уверенности в себе;

2) коррекция поведения с помощью ролевых игр;

3) создание условий для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя;

4) формирование у детей моральных представлений;

5) тренировка психомоторных функций.



Блок V. Коррекция депривации притязания на признание

Задачи:

1) снятие депривации притязания;

2) уменьшение тревожности;

3) преодоление негативных переживаний, которые препятствуют нормальному самочувствию детей;

4) воспитание уверенности в себе.



Вариант 3

Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет Вам на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».

Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:


  • Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня толкает», «они всегда меня обижают», «она меня злит», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.

  • Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»

  • Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

2. Информационно-просветительский этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как: 

-культура межличностных отношений, 

-технология об общения, 

-способы преодолевания стрессовых ситуаций,

 -конфликтология, 

-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).

Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы), тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д. 



Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:

1. Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.

2. Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).

3.Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. 

Форма отчета

Формы отклоняющегося (девиантного) поведения

Из них количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

Агрессивное (деструктивное)

(количество детей)



Делинквентное

(асоциальное)

(количество детей)


Аддиктивное

(зависимое)

(количество детей)
















Список литературы


1. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.444-452.

2. Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). М., 1990.

3.  Москаленко В. Д. Предсказуем ли алкоголизм? (Распознавание и устранение факторов риска). М., 1991.

4. Москаленко В. Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных).- М,: «Анахарсис», 2002. С.112.

5. Москаленко В.Д. Что угодно для души.-М.: ПАНОРАМА, 1991г.

6. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Организационно-метод.пособие/Хасан Б.И., Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И.-Красноярск,2003.335 с.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.

8. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ И.В.Чумаков-Волгоград6 учитель,2008.-462с.



9. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи. Издательство «Талант»,1996г-144 с.

10. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений. Москва, 2003г.
Каталог: files -> %D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0 -> Методические рекомендации по использованию диагностических методик в работе педагога-психолога
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0 -> «Организация методической работы в общеобразовательном учреждении в условиях введения фгос»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница