Методические рекомендации для педагогов групп раннего возраста Составлено методистом имц клюкиной С. А



Скачать 335.82 Kb.
Дата17.02.2016
Размер335.82 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Современные подходы к проектированию

предметно – пространственной развивающей среды

в группах раннего возраста

Методические рекомендации для педагогов

групп раннего возраста

Составлено методистом ИМЦ

Клюкиной С.А.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Предметный мир раннего детства - это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. Даже самым маленьким детям должны быть доступны не только групповые помещения, но и другие пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Построение нетрадиционной игровой среды и организации воспитательно-образовательного пространства, позволяют поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации детей к условиям детского сада, обеспечить психоэмоциональное благополучение ребенка.



Значение предметно-развивающей среды:

-обеспечивает духовно-нравственное воспитание и развитие,

-высокое качество дошкольного образования,

- гарантирует охрану жизни и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,

- обеспечивает комфортное пребывание детей в ДОУ и педагогов на рабочих местах.

Проблемы в организации предметно-развивающей среды

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено" подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разно­образной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. (Появление новых игрушек и пособий: конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол).

9.Не учитывается гендерная принадлежность в создании предметной среды.

Нормативно-правовые документы определяющие создание

предметно-развивающей среды


  1. «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.» Приказ № 655 от 23.11.2009г

  2. СаНПиНы 2.4.1.2660-10

  3. Письмо МО РФ от 15.03.2004г «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

  4. Письмо МО РФ от 17.05.95 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

  5. Концепция построения развивающенй среды авт. Петровский В.А.

  6. «Об утверждении и введении в действие ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (проект)

- Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).

Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:



  • реализуемой в детском саду образовательной программы;

  • требований нормативных документов;

  • материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

  • общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образо­вания, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Развивающая среда включает:

- образовательное пространство,

- коммуникативное пространство,

- коррекционное пространство,

- развивающее пространство,

-креативное пространство.



Требования к проектированию Развивающей среды

-учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей,

- организация условий для совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве и самостоятельной деятельности детей,

- учет интересов, склонностей и потребностей детей,

- учет полоролевой специфики и обеспечение как общими, так и специальными материалами для мальчиков и девочек,

- ориентация на зону ближайшего развития детей,

- проектирование среды с учетом интеграции образовательных областей.

Алгоритм проектирования развивающей среды

Цель и задачи

Подбор учебно-методических пособий, игр, игрового материала

Составление перечня дополнительного оборудования

Проведение ревизии имеющегося оборудования

Определение пространств размещения, составление плана-схемы,

Размещение мебели по плану,

Изучение интересов и предпочтений детей,

Продумывание последовательности внесения изменений

Предметно- пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения». В раннем возрасте ведущими является игровая и предметная деятельности. Ребенок 2-3 лет – овладевает предметными (условными) замещающими действиями в сюжетной игре и осваивает действия по правилу в играх с правилами.


Целостная модель построения среды

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространство образующих материалов.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:



  • времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);

  • освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);

  • стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

Интерьер помещений

Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют, как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.

Необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение.

Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.

Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными картинками для каждого ребенка. Расставляется достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий). Стены украшаются цветами, фотографиями детей. Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, журналы, ксерокопии статей).

Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого ребенка имеются свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.

В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель. В группе должна быть предусмотрена мебель для взрослых - кресло или небольшой диван, на которых воспитатель может почитать ребенку книжку, побеседовать с ним или отдохнуть в то время, когда малыши спят. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.

Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться, играя в прятки, или, испытывая коммуникативные перегрузки, некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1-2 ребенка.

Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

Оформление приемной и групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы, эмоции и чувства. Цветовая отделка помещения должна стимулировать активность детей, но в то же время не перевозбуждать их. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и тяжелыми для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках. На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя. Для поддержания эмоционального благополучия малышей в изголовье каждой кроватки можно закрепить фотографию мамы ребенка или его семьи.

Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствуют созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражают заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

Зонирование групповых помещений

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального и перспективного развития детей.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами (например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении могут быть организованы зоны для:

приема пищи и занятий с дидактическими играми и игрушками (столики со стульчиками);

развития движений;

сюжетных игр;

игр со строительным материалом;

игр с машинками;

изобразительной деятельности;

музыкальных занятий;

чтения и рассматривания иллюстраций;

экспериментирования и игр с песком и водой;

отдыха (уголок уединения).

уголок природы.

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

В отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Динамичность предметной среды

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда должна объективно служить целям физического и психического развития детей. Она, с одной стороны, обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой - позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова и пр.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр должны побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов, но в то же время дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста ор­ганизуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим воз­можностям. Игровая комната оформляется в одной цвето­вой гамме (желтой, зеленой, голубой).

Оснащение развивающей среды

предполагается материалами:



  1. Игровой материал для сюжетной игры

- «предметы оперирования» - игрушки, имитирующие реальные предметы – орудия, инструменты;

- «игрушки-персонажи» - куклы, фигурки людей, животных;

- «маркеры» - знаки игрового пространства – игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

2. Для игр с правилами:

- материал для игр на физическую компетентность,

- для игр на удачу,

- для игр на умственное развитие.

3. Материалы и оборудование:

- для продуктивной деятельности,

-познавательно-исследовательской деятельности,

-для двигательной активности.

Группа должна быть оснащена оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Следует иметь в виду, что группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.



виды деятельности

содержание предметно-развивающей игровой среды

1. сюжетно-отобразительная деятельность:

  • сюжетно-образные игрушки,

  • кукольный уголок,

  • игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.




кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий и игр с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, модули для детей средних размеров.

атрибутика для создания интерьера: сервизы столовый и чайный соразмерный по величине кукол, вазочки, телефоны, часы, торшер, фотоальбомы, картины с героями известных сказок на уровне роста детей.



куклы: 40-50 см с подвижными частями тела (мальчики и девочки), кукла-голыш, дидактическая кукла с полным набором одежды и белья. Животные с детенышами из разного материала. Коляски для кукол.

Гостиную можно совместить с уголком ряжения.

Ряжение (одевание на себя): стойка с одеждой на плечиках, сундук, зеркало в рост человека. Аксессуары сказочных героев, шапочки, элементы профессиональной одежды, воротнички, юбки, блузки, платья, фартучки, бусы, ленты, косынки, жилетки, картузы для мальчиков. Этот уголок обновляется и пополняется в течении года.

Парикмахерская для игры с куклами и игровых действий: трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерской.

Спальня для игровых действий и игры с куклой: кроватки разных размеров с комплектом постельных принадлежностями по размеру кроватей. Люлька-качалка, куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для постельного белья, пеленок длякукол-младенцев, комплекты зимней и летней одежды для мальчиков и девочек.

Кухня: для игровых действий и игр с куклой: кухонный стол, стулья, плита, холодильник, посуда, наборы кухонной утвари, муляжи овощей, фруктов.

Ванная комната (для игровых действий, игры с кук­лами): ванна с душем или ванночка для купания кукол, та­зик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д.Гладильная доска, утюжки.

Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с набора­ми продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т.д.)

Поликлиника: кукла-доктор (медсестра) в профессиональной одеж­де с символом (медицина - красный крест), фонен­доскоп, градусник, можно тематический набор

Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.

Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение материала). Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры (модули) разных цветов и размеров.

Напольный конструктор (крупный строительный ма­териал). К нему для обыгрывания: круп­ные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи и др.




Настольный конструктор (мелкий строительный ма­териал, ЛЕГО). К нему для обыгрывания: мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки.Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания, наборы разнообразных объемных вкладышей; мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы;

Познавательно-отобразительная деятельность

Центр воды и песка (рядом с уголком природы): ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки, рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки мелких и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки для замораживания, емкости для наливания и переливания, лодочки, камешки (тонет, не тонет). столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы); Ознакомление со свойствами и качествами: разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, магнитные игрушки); игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые), мягко набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны); трубочки для продувания, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками;


Природный уголок можно оформить в прихожей или холле.
картины по сезону,- комнатные растения цветущие с характерными частями(листьями, стебли, цветы) книги, открытки, альбомы, аудио- и видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.


Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе), игрушки для обыгрывания иллюстрации, сюжетные картинки книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки); разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); лото, домино; аудиокассеты с записями детских песен, сказок; диафильмы.


Театр (рядом с книжным уголком) хорошо иметь фотоальбомы с эмоционально выразительными фотографиямию. -театр игрушки, -настольный плоскостной, театр на палочках, на кеглях, заводных игрушек, на фланелеграфе-музыкальные игрушки: волчки, молоточки, шкатулка, не озвученные плоскостные игрушки – балалайка, пианино, народные игрушки, -музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, металлофоны,барабанчик. (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки); аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр, наборы дискет с записями музыкальных произведений).

Процессуальная игра: развитие символической функции мышления

Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.

Сенсорное развитие: обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки. мячи разных размеров, в том числе массажные; кегли; обручи, кольца; игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками; специальные приспособления - стенды, тренажеры, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); коробки с разными крышками и прорезями, копилки. пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками; матрешки; наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски);


Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»).

Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил» и т.д.; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке.

Продуктивная деятельность:

стремление к самовыражению



Уголок изодеятельности: доска, специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскаты­вающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки, наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, пищевые красители); кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций; глина, пластилин (не липнущий к рукам); печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; фартуки и нарукавники для детей, книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; фланелеграф; стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.


Физическое развитие:

умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве



Пространство в группе для свободного перемеще­ния, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Физкультурный уголок: шведская стенка с матрасиком (только под контролем взрослого). Мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч. В группе должны быть различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков). К ним относятся: горки; лесенки; скамеечки; туннели; домики; игрушки-качалки; модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов; веревки; дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; «сухой бассейн»; мини-маты; трехколесные велосипеды; мини-стадионы.

Социально-личностного развития детей

фотографии детей, семьи, семейные альбомы; фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения; наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых; картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации; наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных, и т. п.);

Игры-забавы

игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки); заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки).

Наряду с сюжетными игрушками необходимо предоставлять детям неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.



Обеспечение безопасности среды

Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм и в то же время не ограничивать свободу детей.

Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки - надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов. Цветы в горшках - стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды) должны быть недоступны для малышей.

Все игрушки (резиновые, пластиковые), материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага) должны быть нетоксичны.

Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок нужно хранить отдельно и регулярно мыть. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, горках и других игровых сооружениях. Следует проверять детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым. Организуя наблюдение детей за жизнью животных и растений, игры с песком и водой, нужно следить, чтобы малыши не брали в рот траву, цветы, землю, камушки.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Наличие данных материалов и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.

Сегодня мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс ДОУ. Поэтому в информации для них всегда надо обозначать задачу, над которой работаете с детьми, предлагать материал на дискетах, для домашнего отсматривания и рекомендовать закрепления материала с детьми дома над темой. Можно предложить родителями консультации:


  • «Пальцы помогают говорить»

  • «Подвижные игры для детей»

  • «Пальчиковая гимнастика»

  • «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

  • «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;

  • «Весёлая гимнастика»;

  • «Физзарядка для глаз»;

  • «Давайте с тобой поиграем»;

  • «Эти забавные нотки»;

  • «Инопланетяне из песочницы»;

  • «секреты руки» и т. д.

Внедрение в практику игровых программ и методик:

1. «Маленькими шагами в большой мир» И.П.Афанасьева.

2. «Мы уже большие» С.М. Смолина

3. «Сто ребят и детский сад». П.С. Лебедева.



Методическая литература:

  1. Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007.

  2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.

  3. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.

4. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

  1. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница