Методические рекомендации для классных руководителей



Скачать 323.5 Kb.
страница1/4
Дата20.05.2016
Размер323.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4



ГОУ МУК

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

СО ШКОЛЬНИКАМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для классных руководителей



СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4 стр.

1. Основы теории и методики профориентации. . . . . . . . . . . . . . . . . . .




5 стр.

2. Зарубежный опыт профориентации в системе образования. . . . . . . .




14 стр.

3. Профориентационная работа классного руководителя. . . . . . . . . . . .




19 стр.

3.1. Экскурсии профориентационной направленности. . . . . . . . . . . .




21 стр.

3.2. Профориентационные встречи со специалистами различных

профессий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





22 стр.

3.3. Работа с родителями по профориентационной тематике. . . . . . .




22 стр.

3.4. Классные часы по профориентации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .




25 стр.

3.5. Профориентационные уроки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .




26 стр.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

69 стр.

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

70 стр.




Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

72стр.

ВВЕДЕНИЕ


Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Но особенно актуальна она для учащихся старших классов школ, впервые стоящих перед необходимостью выбора профессии. Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности и ориентации семьи на «модные» специальности молодые люди избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, а главное – потребностям рынка труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому понятна роль ранней профориентации, которая в буквальном смысле должна начинаться со школьной скамьи.

Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.

В данном методическом пособии рассмотрены теоретические, методологические и практические аспекты профориентации. Обозначена роль классного руководителя в профориентации школьников 9 – 11 классов и представлен возможный вариант его практической работы.

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ


Профориентация очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда традиционно входят следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

Профинформация - это информация о профессиях (их содержании, сферах экономики, в которых они используются, условиях труда, способностях и психологических качествах, которые они требуют от человека), об учебных заведениях, в которых можно пройти подготовку к определенным профессиям, и о рынке труда, его динамике и ситуации с определенными профессиями - на сегодня и на перспективу, об уровне спроса и предложения на определенные профессии.

Профагитация - ставит целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность школьника.

Профпросвещение - информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты). Успеху профпросвещения во многом способствуют профессиограммы, раскрывающие различные аспекты той или иной профессии.

Профдиагностика - направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Профконсультация - практическая помощь в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профконсультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества (различного на различных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать готовность личности к профессиональному самоопределению, рассматриваемой как способность к познанию индивидуальных особенностей и принятию решения.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

1) Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие.

2) Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека.

Е.А Климовым, который разработал наиболее известную в России периодизацию развития человека как субъекта труда, предложено понятие «оптант». Оптация - это стадия профессионального самоопределения, чаще всего соотносимая с подростковым возрастом, поскольку именно для подростка наиболее актуальна проблема планирования своей дальнейшей жизни, проблема социального, жизненного, профессионального и личностного самоопределения. Правда, в положении оптанта могут оказаться и взрослые люди, размышляющие о смене профессии или места работы.

В своей периодизации Е.А Климов выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле - это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит, и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача и продавца, в учителя и т.д.).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6 - 8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно планировал свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия оптации (optatio - от лат. желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечал сам Е.А. Климов, оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.

Одна из групп оптантов – это подростки 14-15 лет, выпускники 9 классов. Именно в этом возрасте им приходится принять ответственное решение – продолжить обучение в школе или уйти в другое учебное заведение, где они будут получать специальность. Можно выделить следующие особенности этого возраста, на которые необходимо обращать внимание при профориентации подростков:



  • Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой "ты еще слишком мал", "нос не дорос". Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.

  • Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.

  • Подростковый кризис очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

  • В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины". Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир - мир сверстников.

  • Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

  • Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

  • Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

  • Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;

  • Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.

  • В молодежной среде у подростка формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.

  • Формирование "Мы-концепции" у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)

  • Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

  • В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

  • Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

  • Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе "жизнестойкие дети").

  • Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).

  • В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.

  • Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый - игра - копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.

  • Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

  • Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа "Искусство соблазнять" или "Как стать роковой женщиной". Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно "роковая красотка", это может быть и стиль "бизнес вумэн", максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до "этих глупостей".

  • Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.

  • Неверно было бы полагать, что "Я-идеальное" формируется только по внешнему механизму. Это - лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ответственности за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.

  • Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.

  • Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной" карьеры. Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.

  • Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста "Я-идеального" многократно усиливается.

Отдельно в качестве группы оптантов можно выделить старших подростков 15 – 17 лет, этот возраст соответствует обучению в 10-х и 11-х классах и характеризуется следующими особенностями, которые важно учитывать при профориентации:

  • При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего

  • Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

  • Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

  • Как правило, девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: лучший среди нормальных, среди хороших, т.е. работник заметно выделяется па общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник представляет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли но и является Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам.

В работе по различным направлениям профориентации определился круг форм и методов работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась работа по профориентации. Таким образом, мера сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора служит одним из наиболее важных критериев эффективности профориентации.

Если учащиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Вопрос об определении эффективности профориентационной деятельности школ и педагогов говорит о важности профориентации как для общества, так и для личности. То есть профориентация является проблемой не только педагогической, но и социальной.


2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры» (сareer development). Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.

Среди западных специалистов находит признание системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином “переходные услуги”. Комплексная система “переходных услуг” представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности.

Общим для всех развитых стран является то, что различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных служб занятости (агентств и бюро по трудоустройству) составляют главные элементы организационной структуры профориентации молодежи.

Во Франции профессиональная ориентация характеризуется жестким законодательным регулированием. Она осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. Французские учёные считают важнейшей особенностью профориентации педагогическую направленность, которая обеспечивает способность делать выбор, включая умение учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на него. Только такой выбор может обеспечить молодым людям самостоятельность в экономической, социальной и личной жизни. Другой важной чертой концепции профориентации во Франции является информационная направленность. Значительное внимание уделяется изучению влияния на выбор профессии полученной информации и субъективно-личностных особенностей её восприятия.

Задача профориентации в Великобритании – помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придаётся приобретению учащимися практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. Они разработаны с учётом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью.

Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях. Учащиеся принимают активное участие в этой работе. Они определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.

В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенностью организации профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок заполняет Рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами.

В Соединенных Штатах Америки профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в начале прошлого века. В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно “выстраивать” профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Интересным опытом в создании системы помощи учащимся в выборе профессии обладает Канада. Стержень реформ первичной профессиональной ориентации — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в образовательных учреждениях изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из основных задач которых — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров.


Важной формой познания “мира профессий” для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (“центрах выбора”). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о 4 тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.

Организация профориентационной работы в Японии в значительной степени обусловлена особенностями системы образования, одна из главных целей образования которой — подготовка к карьере: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам. Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма разработал тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы выявить свои возможности, учащиеся подвергают анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Самоанализ осуществляется в сочетании с наблюдением, изучением и оценкой экспертов-взрослых – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки. Анализ профессий состоит в изучении возможных родов занятий. Профессиональные пробы позволяют приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли её характер его способностям и умениям. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на учащегося. Каждый год японские подростки по выбору участвуют в разных видах работ из 16 фиксированных областей труда. К ним относятся: растениеводство; животноводство; рыбоводство; изготовление вещей двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства и б) к сфере обслуживания и ремеслу; работа с механизмами ; канцелярская работа; бизнес; обеспечение контактов с людьми; заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми; публичные выступления; спортивные занятия; исследовательская работа. Выделенные группы отражают рынок труда в Японии. В них представлены все виды деятельности: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами, художественными образами. В течение трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. Полученный ими профессиональный опыт фиксируется в F-тесте. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют ребёнку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в развитых странах уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности. Для Российской практики профориентационной работы со школьниками является интересным обучение учащихся оцениванию себя в контексте требований рынка труда и самостоятельному выстраиванию карьеры, активные формы и методы обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик.


Каталог: 397
397 -> Организатор инноваций в школе — кто он и каковы его обязанности? А. Мирошниченко
397 -> Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку (в системе художественных факультетов педагогических вузов) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
397 -> Кейт Фокс Скрытые правила поведения
397 -> 2 Истоки политической психологии, ее предмет, основные задачи и методы исследований 3
397 -> Проблема наркомании на особом контроле (информация к «правительственному часу»)
397 -> Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций
397 -> Новые возможности применения Депакина при эпилепсии
397 -> Учебно-методический комплекс по курсу «Общий психологический практикум»
397 -> Классный час по направлению «Нравственное воспитание»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница