Методические приемы работы с учебным текстом как условие успешного формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в основной школе



Дата14.02.2016
Размер62.8 Kb.
ТипЗадача
Методические приемы работы с учебным текстом как условие успешного формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в основной школе.

Гинатуллина Лилия Галимджановна, учитель обществознания МБОУ «Гимназия №90»



Скажи мне и я забуду.

Научи меня и я запомню.

Вовлеки меня и я выучу.

Б. Франклин

Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение умений работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), словарями, определителями, электронными учебными изданиями, документами и т.д.

Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.

Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках обществознания.

Задача учителя – научить ученика понимать текст, используя различные формы организации работы с текстом.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. В каждом классе (даже в старших классах) есть дети, которые не умеют бегло, а тем более, осмыслено читать учебный текст. Некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

4. не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель:

Формирование информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через развитие умений работы с текстом.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:



  • выделять в тексте главные положения и мысли;

  • составлять различные виды планов;

  • развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;

  • конспектировать и реферировать текст;

  • на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;

  • составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

11. Реферирование текста.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно. Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.

Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.

На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.

Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)

Конечно, на каждом уроке учитель применяет те методы, которые помогут наиболее эффективно достичь цели урока.

Рассмотрим вариант применения этих видов работ на примере урока обществознания в 6м классе. Тема урока - Конституция – основной закон страны.

После оглашения темы ребятам предлагается оценить свои знания на настоящий момент по данной теме - изобразить на полях своей тетради прямую линию на 5 клеток, это будет нашим ориентиром. После этого ученики проводят вторую прямую настолько клеток, в какой степени они знают эту тему сейчас.

Далее ученикам предлагается просмотреть изучаемый параграф учебника и составить план урока.



Предполагаемый ответ:

План урока:



  1. Что такое Конституция?

  2. Конституция РФ.

  3. Государственное устройство РФ.

После записи плана в тетради учащиеся записывают определение Конституции – это основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, основные права и обязанности граждан.

Затем учитель предлагает при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника.

Учитель рисует на доске условные обозначения («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Ученики с помощью простых карандашей делают пометки при прочтении абзаца.

После прочтения идет проверка понимания текста. Учащимся предлагается проанализировать прочитанный текст:



  • Каким значком вы пометили этот абзац?

  • Почему именно этим значком?

  • Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Далее учитель использует метод «Фиш боу»- рисует на доске скелет рыбы - голова – дата принятия Конституции – 12.12.1993г., хвост – основной закон страны, а учащиеся дополняют «ребра» - главы, содержащиеся в Конституции.

Пункт, посвященный государственному устройству РФ, предлагается выстроить в виде тезисного плана. Страница делится на две половины, с одной стороны записывается элемент государственного устройства, например президент, с другой – характеристика.

Особое внимание следует уделить разделению властей в России. После составления плана учащимся предлагается схема «Система разделения властей РФ» не заполненная до конца. Учащимся предлагается на основе своего плана заполнить ее.

Предполагаемый ответ:

-законодательную власть в РФ представляет Парламент, в него входят Совет Федерации и Государственная Дума.

-исполнительную власть в РФ представляет Правительство, в которое входят Министерства.

-судебная власть включает в себя суды, которые разрешают различные правовые споры.

Таким образом, ученики изучили одну из ключевых тем в разделе «Политика и право». В процессе рефлексии ребятам предлагается ответить на вопросы. Здесь очень удобно будет использовать кубик Блума. Возможные вопросы:


  • В чем важность изученной темы?

  • Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?

  • Что было самым трудным на уроке?

  • Что было самым важным на уроке?

Затем возвращаемся к линиям самооценки. Рядом с линией, которую ребята нарисовали в начале урока, предлагается нарисовать вторую, на столько клеток, насколько теперь они знают тему «Конституция – основной закон страны».

Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций обучающихся.



Следовательно, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а это значит, что ученики будут лучше подготовлены к сдаче ГИА и ЕГЭ и в дальнейшем смогут реализовать себя во взрослой жизни.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница