Методические материалы о единой системе критериев оценки социально опасного положения семей с детьми



Скачать 280.76 Kb.
Дата22.02.2016
Размер280.76 Kb.
Приложение
Методические материалы о единой системе критериев оценки социально опасного положения семей с детьми
Содержание


  1. Из комментариев к Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

  2. Примерная модель показателей социально опасного положения семьи.

  3. Показатели оценки позитивной динамики ситуации в семье.

  4. Матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи.

  5. Примерная структура индивидуальной карты семьи, находящейся в социально опасном положении.

  6. Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении.

1. Из комментариев к Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

«семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями (как в единственном, так и в совокупном проявлении) при определении семей этой категории являются:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

- совершение детьми из этих семей преступления или правонарушения.».


2. Рекомендуем в ходе диагностической работы с семьёй использовать следующую модель показателей.



Показатели социально опасного положения семьи

1.Социально-экономические:

  • длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, частая смена мест трудоустройства;

  • длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;

  • расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

  • отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

  • необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

  • задолженность (длительная, более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

  • частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2.Медико-санитарные:

  • антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

  • отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

  • неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

  • несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

  • противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3.Социально-демографические:

  • родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

  • устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

  • выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

  • родители или один из них посещает деструктивную секту;

  • родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

  • полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

  • непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

  • систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

  • насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

  • повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминальные:

  • постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

  • нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

  • аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

  • проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям), вне семьи;

  • наличие судимых членов семьи;

  • попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

  • оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

  • вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

3. Оценка позитивной динамики ситуации в семье может включать следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

- родители проявляют заботу о детях;

- дети посещают образовательное учреждение;

- уменьшилось (прекратилось) потребление родителями алкогольных напитков;

- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;



- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

4. Матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи


п/п

Показатели семьи

Баллы


1

Состав семьи

1.1.

Мать, отец, бабушка, дедушка

5

1.2.

Только мать и отец

4

1.3.

Мать и отчим, отец и мачеха

3

1.4.

Одна мать, один отец

2

1.5.

Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками

1

2

Условия проживания семьи

2.1.

Благоустроенная отдельная квартира (дом)

5

2.2.

Квартира (дом) с родителями супруга(и)

4

2.3.

Более одной комнаты в коммунальной квартире (доме) с удобствами

3

2.4.

Комната в коммунальной квартире (доме), общежитии с удобствами

2

2.5.

Комната в общежитии (доме), в бараке без удобств

1

3

Доход семьи

3.1.

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

3.2.

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит, или в займы. На время откладывают покупку

4

3.3.

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

3.4.

Живут «от зарплаты до зарплаты»

2

3.5.

Денег не хватает. Уровень дохода на одного человека ниже прожиточного минимума

1

4

Социальное самочувствие семьи

4.1.

Социально адаптированная семья (члены семьи чувствуют себя комфортно)

5

4.2.

Проблемы иногда бывают, но семья, чувствует себя в основном хорошо

4

4.3.

Проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно

3

4.4.

У семьи есть проблемы, например, семья в состоянии развода. Чувствует себя скорее плохо, чем хорошо

2

4.5.

Очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем

1

5

Здоровье членов семьи

5.1.

Все члены семьи здоровы физически и психически

5

5.2.

Инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности

4

5.3.

Инвалидность одного из братьев или сестер

3

5.4.

Инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности

2

5.5.

Психическое заболевание одного или обоих членов семьи; алкоголизм, наркомания, шизофрения и прочее

1

6

Стили отношений в семье

6.1.

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократия отношений, атмосфера доверия

5

6.2.

Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

6.3.

Первичная ориентация родителей на собственную личную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

6.4.

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

6.5.

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

7

Социальное здоровье семьи

7.1.

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви

5

7.2.

Социально здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности: живут «по привычке»

4

7.3.

В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

7.4.

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство

2

7.5.

Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

8

Ценность детей в семье

8.1.

Дети равнозначная ценность наряду с супружеством

5

8.2.

Дети — главная ценность в семье

4

8.3.

Наличие детей – способ сохранения супружеских отношений

3

8.4.

Дети — элемент социального статуса — «как у всех»

2

8.5.

Дети - обуза, доставляют много дополнительных забот и беспокойства

1

9

Отношения семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, клуб)

9.1.

Высокая включенность в жизнь общеобразовательного учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка

5

9.2.

Обращение к воспитателям или педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

9.3.

Интерес к общественной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

9.4.

Критика педагогических методов общеобразовательного учреждения, уклонение от посещений родительских собраний

2

9.5

Отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком общеобразовательных учреждений (в целях эксплуатации труда ребенка или по другим причинам)

1




Итого баллов




В матрице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9

категорий оценки сильных и слабых сторон семьи, в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Затем, сложить отмеченные 9 цифр для получения обобщенного показателя уровня неблагополучия семьи, который может варьироваться от 9 до 45.

- ниже 25 — характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск отнесения семьи к категории кризисной (социально опасной));

- от 26 до 36 характеризует семью скорее как неблагополучную, или семью в зоне социального риска;

- более 37 баллов характеризует благополучные семьи - чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
5. Примерная структура индивидуальной карты семьи, находящейся в

социально опасном положении

  • решение КДН и ЗП «О выявлении и постановке на учет, проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним/семьёй, находящимися в СОП» (копия);

  • приказ о постановке на учёт;

  • первичный акт обследования социально-бытовых условий проживания;

  • ИППСУ (копия);

  • договор о предоставлении социальных услуг (копия);

  • социальный паспорт семьи;

  • комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы, включающий информацию о проблемах семьи, перечень намеченных мероприятий, срок их реализации, ответственных исполнителей, утверждённый на заседании КДН (копия);

  • сведения о выполнении уполномоченными структурами (другими ведомствами, организациями, учреждениями) мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;

  • план социально-реабилитационной работы с семьёй (отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, утверждённый директором КЦСОН/заведующим отделением);

  • отчёты специалистов о проделанной плановой работе;

  • акты контрольных обследований;

  • обобщённый анализ достигнутых показателей (основание для последующей корректировки плана или перевода семьи из одной учётной категории в другую);

  • решение заседания КДН о снятии семьи с учёта/переводе на профилактический учёт (копия).




  1. Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении

__________________________________________________________________

(наименование учреждения социального обслуживания)



I.Общие сведения о семье

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей несовершеннолетнего)

_____________________________________________________________________________


Фактический адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть), телефон: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Юридический адрес

(прописка по паспорту)_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):


№ п/п

Степень родства по отношению к несовершеннолетнему

ФИО

Год рождения

Место работы (учебы), должность











































































Форма и длительность брачных отношений родителей:

брак зарегистрирован (живут отдельно), гражданский брак, в разводе (живут вместе), в разводе (живут раздельно), в предразводной ситуации (нужное подчеркнуть)

состоят в браке: с_______________________________________________

оформлен развод с ______________________________________________
Оформлено опекунство: да, нет в процессе оформления (нужное подчеркнуть)


  • Дата оформления опекунства: « __ » _________ 20_ г.


II. Анализ социально-бытовых условий проживания:


  • Жилищные условия: ________________________________________________________

  • Кол-во комнат __________________, кв. м. _____________________________________

  • Ребенок имеет: (нужное подчеркнуть) а) отдельную комнату; б) отдельную комнату с братом (сестрой); в) отдельную комнату с _____________ ; г) свой уголок в общей комнате;

д) не имеет.

  • Наличие игрушек, книг, канцтоваров, компьютера (нужное подчеркнуть).

  • Состояние жилья: (нужное подчеркнуть) а) удовлетворительные, хорошие; б) требует текущего ремонта; в) требует капитального ремонта; г) другое _____________
    __________________________________________________________________________

  • Санитарное состояние жилья: а) поддерживается порядок, б) не поддерживается порядок, в) антисанитарное состояние (нужное подчеркнуть)

Наличие вредных привычек у членов семьи________________________________________________________________________

(перечислите, если таковые имеются)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Социальное окружение семьи: __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Материальная обеспеченность семьи:


  • Хозяйственно-бытовые принадлежности: а) самые необходимые, б) в достаточном количестве, в) в недостаточном кол-ве, г) другое ________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________ (нужное подчеркнуть)



  • Какими льготами пользуется семья_____________________________________________________________________

(перечислите, если таковые имеются)

_____________________________________________________________________________



  • Доход семьи: а) заработная плата, б) пособия (детское, по инвалидности, по

безработице), в) алименты, г) пенсия по потере кормильца, д) другое __________________

_____________________________________________________________________________

В настоящее время семья нуждается (нужное подчеркнуть):

медицинской помощи;

социально-педагогической помощи;

социально-психологической помощи;

социально-правовой помощи;

материальной;

другой________________________________________________________________________



  1. Особенности семейного воспитания:

  • психологический климат семьи:

благоприятный, неблагоприятный (нужное подчеркнуть), причины неблагоприятного климата____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________

нужное подчеркнуть:



  • стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый

  • нарушения семейного воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, жёсткое обращение, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция

  • уровень психолого-педагогической культуры родителей______________________

  • взаимосвязь родителей с учебно-воспитательными учреждениями: поддерживают

тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию, другое_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


С кем из взрослых больше всего ребёнок общается в свободное время ______________

___________________________________________________________________________


Дополнительные занятия вне дома (нужное подчеркнуть): учреждения дополнительного образования, занятия спортом, посещение музыкальной школы, библиотеки, художественной школы, другое________________________________________

Имеют ли дети конкретные трудовые обязанности в семье? Какие?_____________________________________________________________________


VI. Социальные контакты семьи:

Заключение

Социальный диагноз:___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата постановки семьи на учёт (патронатного обслуживания)______________________________

Длительность обслуживания____________________________

Специалисты (дата, подпись): ___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Ответственный за заполнение паспорта: ___________________________________________

_____________________________________________________________________________



(специалист, дата, подпись)
М.П. Директор учреждения ____________________________________
Дата « __ » ___________________ г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница