Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа Рассказовского района
М Е Т О Д И Ч Е С К И Й
В Е С Т Н И К
Выпуск № 1
(Подборку подготовила заместитель директора по УВР муниципального общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы Н.В. Попова)
с. Верхнеспасское, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Методический отдел
Портфолио………………………………………………………………………..3
Рейтинговая оценка деятельности учителя…………………………………...6
Предметные недели и декадники
План проведения методической декады в октябре н 2009 – 2010 учебного года « Урок – структурная единица педагогических технологий»…………………………………………………………. ..…12
ШНОУ «Эврика»
Виды научно – исследовательской деятельности учащихся………………….14
Основы методики научного исследования…………………………………….14
Критерии оценки ученического исследования………………………………...15
Проектная деятельность в школе. Виды проектов. Этапы работы над проектом…………………………………………………………………….……15
Критерии оценки исследовательского проекта………………………………..20
Виды реферативных работ……………………………………………………...20
Современный урок
Урок истории « Аграрная реформа П.А. Столыпина……………………….21
Урок литературы «Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»……………...26
Урок биологии «Фотосинтез и Хемосинтез»……………………….……….....27
Самоанализ урока………………………………………………………………..33
Методический отдел
Портфолио
Цель портфолио – мониторинг профессионального роста учителя, сбор и анализ основных материалов и результатов, необходимых для повышения или подтверждения квалификационной категории. Создание портфолио позволяет учитывать и фиксировать все значимые результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности.
Портфолио учителя (педагогического работника) МОУ Верхнеспасской СОШ содержит следующие разделы:
Раздел 1. Общие сведения об учителе (педагогическом работнике) школы.
Данный раздел включает сертифицированные документы достижений учителя (педагогического работника) школы.
В этом разделе указываются:
-
Титульная страница (ФИО учителя, число, месяц и год рождения).
-
Место работы.
-
Занимаемая должность.
-
Направления деятельности.
Раздел 2. Образование и повышение квалификации:
-
Какое образовательное учреждение закончил(а) и когда.
-
Полученная специальность.
-
Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении.
-
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов).
-Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
-Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
-
Дипломы различных конкурсов.
-
Другие документы по усмотрению учителя.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагоги.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел включаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.
-
Материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
-
Материалы, в которых обосновывается выбор учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
-
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.
-
Использование здоровьесберегающих компонентов в обучении.
-
Работа в методическом объединении, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями.
-
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
-
Участие в методических и предметных неделях.
-
Организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов, предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п..
-
Документация по теме самообразования (план работы, выступление по теме самообразования, разработки уроков, внеклассных мероприятий, список литературы по теме самообразования, выводы и рекомендации по применению новых педагогических технологий, форм и методов работы в общеобразовательном процессе, отчет по теме самообразования.
-
Проведение научных исследований.
-
Разработка авторских программ, элективных курсов.
-
Подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
-
Другие документы.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету.
-
Творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету.
-
Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.
-
Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.).
-
Программы кружков и факультативов.
•Другие документы.
Раздел 5. Результаты педагогической деятельности.
-
Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
-
Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
-
тестов обученности;
-
контрольных срезов знаний;
-
участия воспитанников в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах и т.д.
-
результатов участия учащихся в социально-значимых проектах и акциях различной направленности;
-
результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
-
Сведения о результатах сформированности у учащихся ключевых компетенций.
-
Наличие медалистов.
-
Поступление в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя (педагогического работника) школы за определённый период (4-5 лет) перед аттестацией работника на квалификационную категорию.
(Данный материал рассмотрен и утвержден на заседании методического совета, протокол № 1 от 25. 09. 2009 г.)
Рейтинговая оценка деятельности учителей
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления школой. Правильно выбранная система управления кадрами – основа успешной работы школьных управленцев.
Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов труда учителя. Без оценки педагогического труда в развивающейся школе невозможно прогнозировать ее дальнейшее движение.
Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки – неотъемлемая часть управления.
Для того, чтобы в течение учебного года объективно оценить труд учителя по принципу результативности (рейтинг), необходим процесс его диагностики, непрерывный в течение всего данного полугодия.
Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Такой процесс диагностики труда учителя упрощается, если разработать нам критерии оценки деятельности учителей.
Из диагностической карты учителя-предметника мы получаем данные о среднем балле и количестве выставленных учителем двоек по итогам четверти или полугодия. Из диагностической карты методической работы мы имеем информацию о призовых местах учащихся на олимпиадах, конкурсах различного ранга, о проведении внеклассных мероприятий по предмету, о публикациях и выступлениях учителя и т.д.
Наличие подробной информации о каждом учителе значительно облегчает подсчет рейтинга, который осуществляется всеми заместителями директора.
Рейтинг учителя подсчитывается по итогам I полугодия и учебного года и складывается из параметров (см. таблицу):
◊ результативность учебной деятельности;
◊ результативность методической деятельности учителя;
◊ общественная работа
◊ работа с документами
◊ трудовая дисциплина
◊ классное руководство
◊ техника безопасности и охрана жизни и здоровья детей
Расчет рейтинга учителя должен мотивировать учителей на поиск решений выявленных с помощью данной технологии проблем, ориентирует на дальнейшее саморазвитие.
Также важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу. В сводной таблице (см. ниже) напротив фамилии учителя помимо итогового значения рейтинга должны быть показаны значения по каждому из складывающих его параметров, а также перечислены классы, в которых работает учитель. Это позволяет учителю видеть свои успехи и резервы. Вторым способом подачи является «Рейтинг учителей по школьному методическому объединению», который дает представление о результативности работы коллективов учителей-предметников.
Таким образом, данная технология диагностики и рейтинговой оценки профессиональной деятельности учителей позволяет учителю:
○ реально представить результаты своего труда и их место в коллективе;
○ увидеть свои резервы;
○ иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию, профессиональному росту;
Эта технология также позволяет администрации школы:
○ осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя;
○ совершенствовать систему стимулирования учителей в соответствии с реальными результатами;
○ организовать процесс повышения квалификации учителей на индивидуальной и дифференцированной основе.
Критерии оценки качества работы учителя.
№
|
Критерии
|
Показатели
|
А.
|
Учебная деятельность.
|
|
1.
|
% успеваемости
|
3 балла- 100%;
2 балла- 99-95%;
1 балл- 94-80%;
0 баллов- 79% и ниже.
|
2.
|
% качества знаний
|
3 балла- 100-70%;
2 балла- 69-50%;
1балл- 49- 40%;
0 баллов- 39 и ниже.
|
3.
|
СОУ
|
3балла- 100-80;
2балла- 79-60;
1балл- 59-50;
0 баллов- 49 и ниже.
|
4.
|
Средний балл оценок по предмету
|
3балл- «5»и»4»;
2балла- 3,9-3,5;
1балл- 3,4- 3,0;
0 баллов- 2,9 и ниже.
|
5.
|
Наличие учеников- победителей школьных олимпиад, марафонов, конкурсов, соревнований.
|
1 балл за каждого победителя.
|
6.
|
Наличие учеников- победителей, призёров, участников городских соревнований.
|
5 баллов за 1 место;
3 балла за 2 место;
2 балла за 3 место;
1 балл за значимый результат ( не менее 75% выполненных заданий).
|
7.
|
Наличие учеников- победителей, призёров, участников областных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований.
|
10 балла - всероссийский уровень;
5балла - победители и призёры областного уровня;
3 балла - участники соревнований областного уровня.
|
8.
|
Участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством учителя.
|
10 балла - всероссийский уровень;
5балла - победители и призёры областного уровня;
3 балла - участники конкурсов муниципального уровня уровня.
|
9.
|
Профессиональный уровень учителя (умение разрешать конфликтные ситуации, отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб).
|
Выявляется на основании анкетирования учащихся и родителей.
3балла - отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб;
1 балл – умение найти компромисс в конфликтной ситуации;
0 баллов - уход от решения проблемы.
|
10.
|
Культура и этика общения с учащимися.
|
Выявляется на основании анкетирования учащихся.
3 балла - сдержанное, вежливое отношение к ученику, не унижающее его достоинство.
0 баллов – наличие нарушений культуры поведения.
|
Б.
|
Научно- методическая работа.
|
|
11.
|
Учитель- победитель, призёр, участник профессиональных конкурсов и соревнований.
|
5 баллов - победитель;
3 балла – призёр;
2 балла – участник конкурсов и т.д.
|
12.
|
Обмен опытом в виде открытых уроков, мероприятий.
|
3 балла за каждый открытый урок или мероприятие.
|
13.
|
Выступление с сообщениями и докладами на методических объединениях.
|
2 балла за каждое выступление.
|
14.
|
Выступление с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах и т. п.
|
3 балла за каждое выступление.
|
15.
|
Работа в методическом объединении
|
3 балла – руководств методическим объединением;
2 балла – работа на кафедре.
|
В.
|
Общественная работа
|
|
16.
|
Работа в Совете Школы
|
3 балла – активное участие в работе Совета Школы;
1 балл – пассивное участие (присутствие на заседаниях Совета Школы.)
|
17.
|
Работа в школьных комиссиях
|
2 балла – за работу в каждом выборном органе.
|
18.
|
Выполнение общественных поручений (секретарь педсовета и т.п.)
|
5 баллов – за выполнение долговременного поручения;
1 балл – за выполнение разового поручения.
|
19.
|
Пропаганда деятельности школы в СМИ, публикация творческих работ педагогов и учащихся.
|
3 балла – за каждую публикацию.
|
Г.
|
Работа с документацией.
|
|
20.
|
Правильность и своевременность оформления журналов.
|
3 балла – журнал оформлен правильно и своевременно;
1 балл – есть единичные замечания по оформлению;
0 баллов – регулярные нарушения в оформлении журнала.
|
21.
|
Объективность выставления оценок.
|
3 балла – оценки выставлены правильно и объективно;
1 балл – есть единичные замечания по выставлению оценок.
|
22.
|
Правильность и своевременность сдачи отчетов по предметам
|
3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно;
0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности.
|
23.
|
Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.
|
3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно;
0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности
|
Д.
|
Трудовая дисциплина
|
|
24.
|
Своевременное начало и окончание урока.
|
2 балла – нет нарушений трудовой дисциплины;
1 балл – единичное нарушение;
0 баллов – регулярное нарушение трудовой дисциплины.
|
25.
|
Отсутствие на рабочем месте во время урока.
|
Минус 10 баллов за нарушение трудовой дисциплины.
|
26.
|
Посещаемость педагогических советов.
|
1 балл за участие в каждом педагогическом совете.
|
27.
|
Посещаемость заседаний методобъединений, МС, НМС.
|
1 балл за участие в каждом
заседание.
|
28.
|
Посещаемость административных совещаний.
|
1 балл за участие в каждом
совещание.
|
29.
|
Культура и этика общения с коллегами.
|
Выявляется на основании анкетирования педагогов.
3 балла - сдержанное, вежливое отношение к коллегам, не унижающее их достоинство.
0 баллов – наличие нарушений культуры поведения.
|
30.
|
Культура одежды в УО.
|
Выявляется на основании анкетирования педагогов, учащихся и родителей.
3 балла – без замечаний.
|
Е.
|
Классное руководство.
|
|
31.
|
Организация открытых внеклассных мероприятий.
|
5 баллов – открытое мероприятие на уровне города;
3 балла – открытое мероприятие на уровне школы.
1 балл – посещение мероприятия.
|
32.
|
Активность участия класса в школьных мероприятиях.
|
3 балла за победу в школьном мероприятии;
1 балл за участие класса в школьном мероприятии.
|
33.
|
Участие в районных мероприятиях.
|
5 баллов за победу в городском мероприятии;
3 балла за участие класса в городском мероприятии.
|
34.
|
Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.
|
2 балла за каждое мероприятие.
|
|
|
35.
|
Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.
|
По данным социального педагога.
( Учитывается посещение на дому, составление актов материально- бытовых условий, составление характеристик, присутствие на опросах представителей ИДН, , на комиссиях ИДН, в суде.)
Максимально 5 баллов.
|
|
Ж.
|
Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.
|
|
37.
|
Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.
|
1 балл – за каждый инструктаж.
|
38.
|
Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.
|
Оценивается по итогам проверки классного журнала и анкетирования учащихся.
3 балла – без замечаний.
|
39.
|
Правильность оформления страницы классного журнала
« Инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья учащихся».
|
3 балла – без замечаний;
1 балл – единичные замечания.
|
40.
|
Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.
|
5 баллов – отсутствие несчастных случаев;
минус 5 баллов – наличие несчастного случая.
|
|
|
|
(Данный материал рассмотрен и утвержден на заседании методического совета, протокол № 1 от 25. 09. 2009 г.)
Предметные недели и декадники
План
проведения методической декады
в 2009 – 2010 учебном году.
Эффективность урока –
стимул к успеху учителя и ученика.
Проблема декады « Урок – структурная единица педагогических технологий».
Цели декады
- сопоставить достоинства и недостатки классно – урочной системы
- выявить дидактические требования к современному уроку;
- выработать умения применять отдельные приемы и методы работы,
используемые в педагогических технологиях (здоровьесберегающие
технологии, технологии развивающего обучения, технология
интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
учебного материала, технологии дифференцированного обучения).
Дата проведения: с 12 октября по 22 октября 2009 года
Дата
проведения
|
Время
проведения
|
Место
проведения
|
Мероприятие
|
Ответственные
за подготовку и проведение
|
12
октября
|
13.30
|
Актовый зал
|
Семинар – практикум
«Урок – структурная единица педагогических технологий»
|
руководители МО
зам директора по УВР Н.В. Попова.
|
22
октября
|
13.30
|
Актовый зал
|
Презентация методического бюллетеня
«Урок в современной школе»
|
педагоги школы
( один конспект урока по одному предмету, проведенного
в 2008– 2009 учебном году сдать
руководителям МО Руководители МО
зам директора по УВР Н.В. Попова
|
весь период
|
8.00 – 15.00
|
кабинет
зам. директора по УВР
библиотека
|
Выставка методической литературы
по проблеме декады
|
зам директора по УВР Н.В. Попова
Балдуева Е.В., библиотекарь
|
13-17 – октября
|
13.40 – 14.40
|
кабинет информатики
|
Занятие кружка в кабинете информатики
по теме «Знакомство с компьютерной программой «Microsoft Power Point» (создание презентации).
|
Попова Г.Г., учитель информатики
зам директора по УВР Н.В. Попова
|
19октября
|
14.00
|
кабинет
№24
|
Практическое занятие по теме
« Технология проектного обучения».
|
Учитель биологии Скакалина Г..В.
|
ШНОУ «Эврика»
ВИДЫ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
-
проблемно - реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
-
аналитико - систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
-
диагностико - прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в то числе в сфере образования);
-
изобретательско - рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
-
экспериментально - исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
-
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой которого являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Поделитесь с Вашими друзьями: |