Методическая тема самообразования «Интеграция информатики с другими школьными



Скачать 74.51 Kb.
Дата19.02.2016
Размер74.51 Kb.
Методическая тема самообразования

«Интеграция информатики с другими школьными дисциплинами»
Инновационные процессы, идущие в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Работа с информацией есть то, что объединяет познавательные внешколь­ные интересы ребенка и саму сущность процесса школьного образования. В ин­формационном обществе возрастает по­требность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обра­ботки, хранения, распространения, представления другим людям в макси­мально рациональной форме, т. е. осо­бенно актуальной становится задача вос­питания у школьников культуры работы с информацией.

Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Выбрав тему самообразования «Интеграция информатики с другими школьными дисциплинами» я перед собой поставила следующую цель:

Цель: Обобщение опыта работы по внедрению процесса интеграции информатики с другими школьными дисциплинами.

Для реализации поставленной цели я сформулировала следующие задачи.

Задачи:


  1. Изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу процесса интеграции.

  2. Изучение теоретических основ процесса интеграции в науке.

  3. Рассмотрение практического использования процесса интеграции на уроках информатики (методы, формы, приемы интеграции)

  4. Применение на уроках информатики содержания других школьных дисциплин.

Изучив различную литературу и теоретические основы процесса интеграции, я сделала вывод, что интеграция может быть реализована по следующим направлениям:

- интеграция через общение;

- интеграция через содержание;

- интеграция через СУД (способы умственных действий)

- интеграция через различные технологии.


После изучения теоретических основ процесса интеграции в науке я приступила к рассмотрению практического использования процесса интеграции на уроках информатики (изучала различные методы, формы и приемы интеграции, осуществила подборку интегрированных уроков). Свою работу я вела по одному из направлений интеграции – это интеграция через содержание (межпредметная интеграция).
Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста.
Например:

1. При изучении темы «Электронные таблицы Excel» раздела «Кодирование и обработка числовой информации» на уроках информатики, отрабатывая умения обработки числовой информации, мы с детьми решаем задачи из курса математики, физики. Кроме этого строим графики функций, решаем уравнения, выполняем приближенные вычисления и т.д.

Построить график функции y=3x2+4x-8 на отрезке [-5;5].

2. Раздел «Формализация и моделирования» в курсе информатики делится на несколько тем:



Моделирование в графическом редакторе.

Рассматриваем задачи на моделирование геометрических операций (Деление отрезка пополам, деление угла пополам, построение равностороннего треугольника с заданной стороной, построение правильного шестиугольника с заданной стороной и т.д.)



Моделирование в текстовом редакторе.

Выполняем практические задания на составление словесного портрета литературного героя, знаменитого человека и кого-то другого, составляем схемы связи слов в предложениях, которые можно использовать на уроках русского языка в качестве обучающей модели.



Моделирование в электронных таблицах

При изучении этой темы мы моделируем различные ситуации (Задача «Обои и комната», «Компьютерный магазин» и др.), моделируем биологические процессы (Задача «Биоритмы»), моделирование экологических систем (задача «Изменение численности биологического вида»).


Тема «Алгоритмизация и основы программирования»

Задачи:


    1. Вычислить площадь, периметр, площадь треугольника и прямоугольника.

    2. Вычислить расстояние между двумя точками с заданными координатами;

    3. Найти значение функции;

    4. Найти наибольшее из двух, трех чисел;

    5. Вычислить сумму чисел от 1 до N и т.д.

    6. Напечатать таблицу умножения на заданное число.


Тема «Системы компьютерного черчения»

Осваивая программу компьютерного черчения мы выполняем построение основных чертежных объектов

Задачи:


  1. Начертить отрезок, окружность с использованием различных способов ввода их координат.

  2. Выполнить геометрическое построение угла, равного заданному.

  3. Выполнить построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

  4. Выполнить построение треугольника по трем сторонам.

  5. Выполнить построение перпендикуляра к заданной прямой.

  6. Выполнить построение биссектрисы неразвернутого угла


Метод проектов

Одним из часто используемых методов интеграции является метод проектов.

Деятельность в данном направлении проводится в рамках программы изучения того или иного программного продукта или нескольких тем. Тему проекта задаем вместе с учениками, выстраиваем сценарий, по которому будет развиваться действие. Подведение итогов работы над проектами организуется на уроке в виде представления и защиты.
Например, на своих уроках при изучении темы «Мультимедийные технологии » в 10-11 классах дети осваивали программу Power Point, создавая проекты по различным темам из других школьных дисциплин:

- «Мои кумиры», «Всё об электрогитарах», «Творчество В.С. Высоцкого» (музыка)

- «Кошки», «Рыбки», «Животный мир» (зоология)

- «Наполеон Бонапарт» (история);

- «М.Ю.Лермонтов в школе» (литература);

- «Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения»;

- «Структура экосистем. Пищевые связи»

- «Влияние компьютера на зрение человека»

- «Семь чудес света»

- «Звезды Российского шоу-бизнеса»


Совместно с учителем информатики Добровой Т.М. была разработана и реализована программа интегрированного с историей элективного курса для 9 классов по теме «Информационные технологии». В результате реализации этой программы были созданы компьютерные продукты по теме «Государственная власть в России»
Открытые интегрированные уроки:

  1. Создание презентации из нескольких слайдов (история – Походы Ермака в Сибирь)

  2. Графический редактор Paint. Коллаж (ИЗО, литература, трудовое обучение)

Я бы хотела выделить некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1. Интеграция усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой дидактической цели.

2. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

3. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

4. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

5. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

6. Интегрированные уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.


При применении интегрированного подхода в преподавании информатики я столкнулась со следующими трудностями:

  • Практические задания, рекомендованные авторами учебно-методической литературы, не соответствуют содержанию других школьных дисциплин. (Например, если в текстовом редакторе Word мы учимся набирать формулы, а дети не имеют представления о этих формулах или рассматриваем решение задачи о нахождении корней квадратного уравнения, когда дети не имеют представления о квадратном уравнении). В этом случае нужно консультироваться с учителем-предметником и осуществлять подбор практических задач в соответствии с содержание предмета.

  • Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

По использованию опыта работы над моей темой можно дать следующие рекомендации:



  1. Прежде чем интегрировать содержание своего предмета с другим нужно изучить как можно лучше содержание другого предмета.

  2. При проведении интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия, требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов.

  3. Каждый из участников «интеграционного содружества предметов» должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает.

Список литературы:



  1. Омульченко С.В. «Понятие интеграции в педагогическом процессе»

  2. Кречетникова К.Г. «Интеграция дисциплин в учебном процессе»

  3. Шилина Л.Л. «Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и ИКТ»

  4. Брыксина О.Ф. «Интегративный характер курса информатики: содержательные и методические аспекты»

  5. Архипова И.В. «Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс»

  6. Захарова И.Г. «Особенности интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс»

  7. Копылова Л.Ю. «Интеграция уроков в средней школе как средство повышения качества образования»

  8. Сокурская И.Ю. «Вопросы интеграции информатики в курсы школьных учебных дисциплин»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница