Методическая разработка «Тренинг эффективной самопрезентации студентов»



Скачать 246.42 Kb.
Дата19.04.2016
Размер246.42 Kb.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Тренинг эффективной самопрезентации студентов»

Разработала: Ибрагимова Гузель Рашидовна,

педагог - психолог ГАПОУ РБ

«Стерлитамакский медицинский колледж»

Стерлитамак, 2016 г.

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов средних специальных учебных заведений с целью подготовки и проведения коммуникативных тренингов.

Составитель: педагог-психолог ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледжа» Ибрагимова Г.Р.

Рецензенты:

Уразаев К.Ф., к.п.н., преподаватель СФ БГУ,

Сидорова Н.Ф., преподаватель психологии ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж».



Программа сочетает в себе традиционные формы и элементы тренинга. Методическая разработка является ресурсным средством, которое может изменяться и дополняться педагогом-психологом в соответствии с собственными взглядами и нуждами группы. По моему мнению, представленная методразработка поможет ведущим тренинга более эффективно и качественно справляться с поставленными задачами и творчески строить свою работу.

 В методической разработке мы видим результаты достаточно продолжительного, системно-целевого осмысления практической деятельности в этой сфере. Достижению этих целей способствует и то, что тренинговая программа предлагает широкий выбор приемов обучения и воспитания. Все это позволяет сделать работу психолога более профессиональной и эффективной. 

По моему мнению, методическая разработка представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое может быть использовано педагогами-психологами, практическими психологами, а также студентами психологических специальностей в своей практической деятельности. 

В целом, идея методической разработки имеет выраженную прикладную психолого-педагогическую направленность, а её содержание, несомненно, будет полезно широкому кругу специалистов.

Представленная на рецензию методическая разработка предназначена для студентов СПО. Основная цель данного пособия развитие у студентов совершенствования. Новизна и актуальность предложенной автором разработки заключаются в системе подачи материала, которая представляет собой движение от простого к сложному и позволяет психологу выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу со студентами. Кроме того, в методразработке даны подробные алгоритмы действий.

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями. Смена видов деятельности, использование интересного материала повышает интерес обучающегося к тренингу, развивает творческие навыки, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности личности, стимулирует его познавательную деятельность. Методразработка решает целый ряд важных общепедагогических и психологических задач, позволяющих создать студенту комфортную образовательную среду, положительную мотивацию к саморазвитию. Структура и объем представленных материалов соответствуют требованиям, предъявляемым к методическим разработкам.

Таким образом, обобщая все вышеуказанное, методическая разработка Ибрагимовой Г.Р. рекомендуется к использованию в образовательных учреждениях.

Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Технологическая карта тренинга.

  3. Ход тренинга

    1. Организационный момент. Разминка.

    2. Вступительное слово психолога

    3. Сообщение темы и цели тренинга.

    4. Обсуждение и принятие правил тренинга.

    5. Диагностика проблем (прояснение запросов участников, упражнения, игра).

    6. Цель и задачи. Теоретическая часть (введение понятий, правил, технологий).

    7. Отработка навыков в серии упражнений.

    8. Обобщение полученных навыков в большой ролевой игре.

    9. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).

    10. Межличностная поддержка, обратная связь.


Пояснительная записка

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Аллан Пиз

Интерес к теме самопрезентации возник не так давно. В основном он связан с изменением ценностного уровня общества. Успешность предполагает лидерство в обществе. Это та норма, которая была провозглашена и которой многие пытаются следовать. Чтобы быть таковым, нужно уметь произвести первое впечатление, войти в доверие, показать себя с лучшей стороны.

Сейчас навыки самопрезентации востребованы в любой среде. Эта среда ориентирована на выбор лучших из лучших. Чтобы выбрать, нужно увидеть. А для того, чтобы быть увиденным, нужно себя показать.

Такой тренинг сообщит студенту заряд энтузиазма, поможет обрести необходимую здоровую уверенность в своих силах, научит лучше взаимодействовать с окружающими людьми и найти в огромном мире единственное, только для него предназначенное место. На тренинге по самопрезентации можно обучиться приемам взаимодействия с самыми разными людьми, чтобы это принесло пользу психологическому состоянию и карьерным перспективам.



Технологическая карта тренинга

Тема занятия: «Тренинг эффективной самопрезентации студентов».

Вид занятия: коммуникативный тренинг.

Цели занятия: теоретическое и практическое освоение концепций эффек­тивной самопрезентации, формирование позитивного имид­жа в сфере общения, развитие уверенности в себе различными способами (выявление скрытых личностных резервов через осознание и осмысление основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия и работа с ними; осознание возможности контроля над производимым впечат­лением); использование приемов аттракции (притяжение одного человека к другому, расположение к нему) при отработке навыков вступления в контакт и завершения общения; отработка умений вызвать симпатию у партнера по общению; отработка навыков позитивной самопрезентации в стратегии «самопродвижение»; рассмотрение и анализ последствий применения различных тактик и стратегий самопрезентации; отработка навыков публичного выступления с элементами аттракции и самопродвижения.

Межпредметные связи: риторика, русский язык и культура речи, литература, техника речи, культурология, актёрское мастерство, имиджелогия.

Основные методы, применяемые в тренинге: аутогенная тренировка, поведенческая психотерапия, когнитивная психотерапия, психотерапия средой, НЛП, игра, рефлексия.

Технические средства: компьютер, мульти-медиа проектор, интерактивная доска

Наглядные пособия: видеоролики удачных самопрезентаций.

Ход тренинга
Организационный момент.

- приветствие студентов

- отметка присутствующих в журнале

- разминка



- упражнение «Снежный ком». Участники располагаются по кругу. По часовой стрелке каждый произносит своё имя с интонацией, отражающей его характер, и говорит, за что его любят люди. Далее, участники по желанию высказываются, за что они успели полюбить этого человека. Упражнение даёт позитивную установку всему тренингу, раскрепощает студентов.

  1. Вступительное слово психолога:

  2. Самопрезентация - умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть “подать себя” в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых - мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презента­ции себя, своих личностных или профессиональных качеств. Оказываясь в ситуации общения, каждый из нас немедленно становится субъектом самопрезентации. Неза­висимо от осознанности своих поведенческих действий, мы предъяв­ляем партнеру по общению информацию о себе посредством раз­личных символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства — офиса, дома, социальных символов престижа и ста­туса — марка автомобиля, телефона и др.), а также своим вербаль­ным и невербальным поведением.
Правила нашей группы:

Общение по принципу "здесь и теперь". Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Персонификация высказываний. Мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считают, что ..." – на такое: "Я считаю, что ..."; заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" – на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня". Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду.

Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился.

Определение сильных сторон личности. Любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.

Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Активное участие в происходящем. В любую минуту мы реально включены в работу.

Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, помогаем ему, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром, не перебиваем.

Теоретическая часть

Самопрезентация является средством управления впечатлением, которое мы производим на других людей.

«Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Главный недостаток «природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс.

Цель «искусственной самопрезентации» – завоевание расположения важных для нас людей. Мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».

Здесь можно подключить следующие инструменты самопрезентации:

1. Ваш внешний вид – это визитная карточка.


Помните, что первое впечатление зависит от того, как вы выглядите. Встречают, как известно, по одежке, по внешнему виду.Одежда, обувь, аксессуары, макияж должны соответствовать месту и времени.
Поэтому создавая свой образ, вы должны учитывать не только свой вкус, но и то, как вы будете восприняты партнерами по общению.

2. Язык тела – невербальное средство общения.


Это то, что мы «говорим» без слов: позы, жесты, мимика, которые мало кто может контролировать. Если человек покашливает, позвякивает ключами, ерзает на стуле – он нервничает. Так называемая закрытая поза (нога на ногу, руки скрещены на груди) говорит о том, что человек защищается, не принимает вашу информацию.

3. Речь


Громкость голоса, темп, манера речи, интонация – это то, что бросается в глаза в первые минуты разговора.
Если хотите, чтобы вас услышали – не тараторьте. В моменты, когда надо быть более убедительным, ускорьте темп речи.
Нерешительного человека можно узнать по его невнятным, неуверенным высказываниям.

4. Благоприятный эмоциональный настрой, доброе расположение духа, чувство такта, сопереживание – необходимые составляющие успешного общения.Эффект эмоционального заражения – один из самых мощных инструментов общения. Ты серьезен – к тебе относятся серьезно; ты искренне улыбаешься – вызываешь ответную реакцию; ты юлишь, взволнован – возникают сомнения в твоей искренности и личностных качествах.

5.Искренность
Можно выдумать себе имидж, но очень трудно ему соответствовать. Вы же не актер на театральной сцене. Поэтому оставайтесь самим собой.Стройте самопредставление на правдивых фактах. Только научитесь правильно расставлять акценты: на что-то обратить большее внимание, преподнести эмоционально, про что-то не сказать вообще, подать события в нужной для конкретного случая последовательности.

В процессе общения мы используем различные тактики и стра­тегии самопрезентации, которые носят как вербальный, так и не­вербальный характер.
Стратегии и тактики самопрезентации.

К защитным тактикам самопрезентации относятся:

 Отречение. Вербальное объяснение субъектом причин поведения прежде, чем затруднительное или неприятное положение произойдет (для предотвращения обвинений);  



Оправдание с принятием на себя ответственности. Приведение оправдывающих и одобряемых другими причин для объяснения негативно воспринимаемого поведения и принятие ответственности за него (по типу «на моем месте вы сделали бы то же самое»);

 Оправдание с отрицанием ответственности. Вербальные заявления субъекта, отрицающие ответственность за негативные поступки или события (по типу «Я этого не делал»);  



Препятствование самому себе. Ссылка на внешние препятствия / помехи, как причины своих неудач, для предотвращения нежелательных выводов у объекта самопрезентации по поводу его (субъекта) недостатков (обычно ссылки на слабое здоровье, болезни, чрезмерные общественные нагрузки и т. п.);  

Извинение. Признание ответственности за любые обиды, вред, нанесенные субъектом другим, или за негативные поступки. Вербальные и невербальные выражения раскаяния и вины (часто проявляются как норма вежливости).

Ассертивные тактики включают в себя:

 Желание/старание понравиться. Действия и поступки с целью вызвать у окружающих симпатии к субъекту, часто для получения определенной пользы от этого (тактика может принимать форму лести, конформности, возвышения других, оказания услуг, делания подарков и т. п.);

 Запугивание. Высказывание угроз с целью возбуждения страха у объекта самопрезентации (тактика используется для проектирования тождественности субъекта как сильного и опасного);

 Просьба/мольба. Демонстрация собственной беспомощности, слабости и зависимости в целях получения помощи и др;  



Приписывание себе достижений. Заявления субъекта о своих достоинствах и прошлых достижениях;  

Преувеличение своих достижений. Убеждение субъектом других в том, что результаты его деятельности являются более позитивными, чем они являются в действительности;  

Примероносительство. Поведение, предъявляемое субъектом, как моральное и привлекательное, вызывающее уважение, подражание и/или восхищение (обычно это принципиальность в вопросах нравственности и морали, самоотверженное отношение к работе и т. п.; высшая форма проявления этой тактики - героизм);  

Негативная оценка других. Высказывание негативных и критических оценок в адрес других людей или групп, с которыми эти люди ассоциируются.
Структурная композиция тренинга самопрезентации включает в себя три блока, в каждом из которых есть теоретическая и практи­ческая части.

Программа тренинга самопрезентации довольно близко соприкасается с несколь­кими, уже известными, тренинговыми программами и включает в себя некоторые их элементы. Это, прежде всего, тренинг эффективного общения, тренинг уверенности в себе, тренинг лидерства, тренинг влияния и противостояния влиянию.


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Тренинг начинается традиционно — с самопрезентации тренера, введения правил взаимодействия в группе, обсуждения формы обращения друг к другу и представления участников группы, а так­же перечисления ими своих личностных качеств, помогающих и мешающих эффективной самопрезентации. С целью создания об­становки, способствующей рефлексии собственного образа в гла­зах других, проводится упражнение «Первое впечатление» с последу­ющим анализом барьеров восприятия и социальных стереотипов.

В целях осмысления участниками концепции аттрактивного по­ведения проводится дискуссия, в результате которой на обсуждение и групповой анализ выносятся основные критерии успешности са­мопрезентации, приёмы аттракции. На них остановимся подробнее.

Имя собственное». Ни один звук в мире не звучит для человека также приятно, как свое имя, поэтому чаще называйте имя собеседника по имени.

«Расстояние». Существует расстояние, на которое мы можем подпустить к себе. Важно понимать эти границы, чувствовать их и не пересекать грань интимной зоны.

«Пространственное расположение». Психологи утверждают, что лучше всего находиться сбоку друг от друга, если вы находитесь на одной ступени – это уберет лишнюю агрессию. А вот начальник и подчиненный обычно находятся друг напротив друга.

«Зеркало души». Будьте приветливы, улыбчивы, открыты, смотрите в глаза, но без напряжения.

«Золотые слова». Делайте собеседнику комплименты, поддерживайте его выбор, соглашайтесь с его решениями.

«Терпеливый слушатель». Если вашему собеседнику нужно выговориться, позвольте ему сделать это, просто кивая и смотря на него так, чтобы он понял, что вы прекрасно его понимаете.

«Жесты». Существуют целые книги, которые учат правильно читать жесты и мимику, разделяют все эти невербальные сигналы на позитивные и негативные и учат, как незаметно копировать добрые сигналы, тем самым вызывая к себе симпатию.

«Личная жизнь». Интересуйтесь жизнью человека, запоминайте каждое слово и при последующих встречах интересуйтесь, как дела у его племянника или поправилась ли его собака. Это внимательное отношение не может не вызвать расположения.

Во время выступлений одних участников другие, в качестве наблюдателей, анализируют их поведение с точки зре­ния увлекательности и убедительности.

Структурно обучение участников проходит с чередованием ин­формационных и практических блоков: сначала — реальный мате­риал для обсуждения, полученный в игре или дискуссиях, подача теоретического материала для информации, а затем — практическая отработка пройденной теории. Так, после получения информации о тактиках и стратегиях самопрезентации, особенностях их прояв­ления в поведении людей участники в процессе проигрывания раз­личных ролевых ситуаций учатся ощущать преимущества и риски использования каждой тактики. Все упражнения снимаются на ви­део и подвергаются специальному анализу по заданным критериям. Это является чрезвычайно важным, так как каждый участник имеет возможность получить не только аудиальную, но и визуальную об­ратную связь, что позволяет сформировать адекватное восприятие своего образа в глазах другого.

Первый день тренинга включает в себя задания на теоретическую и практическую отработку следующих навыков непосредственной и опосредованной самопрезентации: вступление в контакт; аттрактивное поведение; навыки «самопродвижения».

Все вышеперечисленные навыки отрабатываются на реально встречающихся ситуациях в профессиональной деятельности участ­ников группы (упражнения «Интервью», «Понравься спонсору...», «Собеседование при приёме на работу»). Кроме навыков непосредственной само­презентации, участникам дается задание на отработку навыков опо­средованной самопрезентации — составление резюме, объявления о поиске работы (с последующей их оценкой во второй день тренинга) составление электронных писем.

Основная задача первого дня тренинга — создание каждым участником тренинга индивидуальной концепции самопродвижения, осознание возможности произвольного контроля за имиджеформирующей информацией и повышение уверенности при инициировании контактов с другими людьми. Возможно также введение в программу тренинга индивидуальной диагностики особенностей са­мопрезентации участников группы.

День завершается оценкой участниками тренинга своей удовлет­воренности содержанием работы и собой, получением письменно­го домашнего задания — построить свою «Стену уверенности».
ДЕНЬ ВТОРОЙ.

«ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»

В этот день выполняются задания на отработку следующих ка­честв:

-умение вызывать симпатию у партнера;

-навыки публичного выступления.

После группового обсуждения выполненного домашнего зада­ния проводится экспертный анализ резюме и объявлений о поиске работы. Эксперт выделяет те резюме и объявления, которые выбра­ны им по критерию привлекательности для работодателя, и затем, в процессе группового обсуждения, декларируются общие правила эффективной опосредованной самопрезентации.

Далее участникам тренинга предлагается игра «Телевизионный Ролик», которая позволяет обсудить психологические аспекты пуб­личного выступления, эффективности самопрезентационных стра­тегий и тактик, используемых участниками в процессе игры. Затем проводится ряд упражнений на отработку техник подчеркивания общности и значимости партнера, позволяющих фокусировать вни­мание участников на различных человеческих потребностях и воз­можностях их удовлетворения своим поведением.

Вторая половина дня посвящена отработке навыков публичной самопрезентации посредством упражнения «Экспромт на тему» позволяющего осмыслить значимость определенных самопрезента­ционных тактик, и ролевой игры «Публичное выступление».

Тема выступления может модифицироваться с учетом интересов участ­ников тренинга, при одном неизменном положении — половина участников выступает с позиции «за», другая часть — с позиции «против».

После анализа выступлений всех участников группа дискуссионно вырабатывает общие правила публичного выступления и составляет «Памятку выступающему перед аудиторией». В завер­шение занятий участники получают домашнее задание «Выбор де­виза».


ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

«ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»

Этот день завершает программу тренинга и включает в себя за­дания на отработку следующих умений:

-генерализации приемов аттракции;

-создания «общего впечатления» о субъекте самопрезентации;

-дифференциации различных стратегий и тактик самопрезентации в поведении окружающих и ответного осуществления своих действий.

В результате дискуссионного обсуждения домашнего задания второго дня участники выводят три основных девиза-лозунга группы, которые отражают цель и задачи третьего дня. Затем проводятся упражнения на отработку навыков вербализации позитивных чувств и мозговой штурм «Что приятно большинству людей, независимо от их статуса?», в процессе которого участники оценивают эффективность различных вербальных и невербальных средств общения. Важную эмоционально позитивную нагрузку несут в себе упражнения «Как мне это здорово удается!» и «Я горжусь!», участие в которых позволяет ощутить свой внутренний потенциал.

Заключительная ролевая игра, которая предлагается участникам, называется «Презентация проекта» и направлена на закрепление освоенных ими тактик и стратегий самопрезентации, навыков пуб­личной презентации своих личностных и профессиональных ка­честв. В нее играют все участники тренинга, и последующая обратная связь помогает им осмыслить те изменения, кото­рые произошли в их поведении. В завершение учас­тниками занятий оценивается удовлетворенность деятельностью, своим эмоциональным состоянием и достижениями, подводятся итоги групповой работы.

Представляется важным отметить, что тренинг приводит к адекватному пониманию того, как нас воспринимают другие, что в нашем поведении помогает, а что препятствует достижению постав­ленных целей; способствует избавлению от воздействия социальных стереотипов, внутренних страхов, оказывающих влияние на стиль нашей самопрезентации.

Во время тренинга участники последовательно и поэтапно отра­батывают различные психотехнологии управления впечатлением, обучаясь навыкам аттрактивного (вызывающего симпатию) пове­дения в различных социальных ситуациях. Применение видеотех­ники в ходе тренинга имеет принципиальное значение, поскольку при анализе видеозаписи особым образом развивается самонаблю­дение и самоконтроль за имиджеформирующим поведением, выяв­ляются сильные и слабые стороны самопрезентации (ресурсы развития) у участников занятий. Видеозапись дает возможность максимально эффективно освоить новые образцы самопрезентационного поведения, демонстрируемые участниками группы, а также приобрести безопасный социальный опыт.

Итоговая рефлексия

Насколько удалось участникам придерживаться инструкций? Поощряйте участников высказывать свои замечания или новые предложения относительно выданных инструкций.

Заключение. Вы можете рассказать участникам тренинга историю, основанную на собственном опыте публичных выступлений, или же попросить кого-то из них поделиться своим подобным опытом. В конце занятий выдайте каждому участнику по одному экземпляру «Памятки для публичных выступлений».


ЛИТЕРАТУРА


  1. Пикулева О. А. Гендерные, возрастные и профессиональные особеннос­ти тактик самопрезентации. Автореф. дис...канд. психол. наук. СПб., 2004.

  2.  Ворожейкина Л.И. Влияние тактик самопрезентации на успешность адаптации // Вестник Волгоградского государственного университета. Исследования молодых ученых. – 2007.-  №6.     

  3. Журавлева И.А. Феномен самопрезентации личности в психологии. Вестник университета.-2012- №12.  

  4.  Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.  

  5. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде. Диссертация к. п. н.: 19.00.07. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - СПб, 2012.

  6. Пикулева О.А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии. Имиджелогия - 2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии. - М., 2005.

  7.  Садыкова Н.А. Самопрезентация как речевая тактика. Вестник Башкирского университета. – 2012.- Т.17, №3.

  8.  Чекалина А.А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей. Теория и практика общественного развития. – 2012. - №3.

  9.  Чикер В.А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. М.: Речь, 2008.

  10.  Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - М, 1997.   



Приложение
Памятка из 18 пунктов для публичных выступлений

1.Первое впечатление является весьма существенным. Не забудьте приветливо улыбнуться аудитории и поблагодарить человека, который вас представит, обращаясь к нему, если это уместно, по имени.



2.Попробуйте рассказать какую-нибудь забавную историю, которая выгодно характеризует этого человека, нечто вроде того, как ему блестяще удалось решить возникшую в последний момент проблему. Мы были свидетелями, как одна выступающая поведала о том, что организатор мероприятия только что примчался на такси из гостиницы, куда он ездил за ее очками для чтения, без которых она не могла разобрать ни слова из своих заметок.

3.С уважением относитесь к своим слушателям. Но если вы не японец, не следует извиняться перед ними за то, что вы недостойны к ним обратиться. Однако вы можете позаимствовать у представителей этой страны некоторые правила японской вежливости, поблагодарив вашу аудиторию за их готовность выслушать вас и отметив их значимость. Например, если аудиторию представляют одни гинекологи, можно пошутить, что в течение последующего часа вряд ли какой-нибудь ребенок осмелится появиться на свет, так как все ведущие специалисты-акушеры находятся сейчас здесь.

4.Визуальный контакт. Когда вы обращаетесь к слушателям, лучше смотреть им в глаза, но не стоит бояться смотреть в сторону. Если вы знаете, с какой стороны ваш профиль смотрится выгоднее (у большинства людей это так), старайтесь, когда будете смотреть вдаль, поворачиваться к аудитории именно этим боком.

5.Не бойтесь жестикулировать. Конечно, не стоит махать руками, подобно мельнице, но используйте свое тело и голос, чтобы донести информацию до слушателей. Жестикуляция также помогает не вцепляться в кафедру с такой силой, что белеют косточки пальцев. 5.

6.Постарайтесь, однако, не делать резких и навязчивых движений: не дергайтесь, не раскачивайтесь и не «играйте» с посторонними предметами (например, авторучкой).

7.Улыбка внушает доверие. Не стоит приклеивать к лицу постоянную глуповатую улыбку, но старайтесь улыбаться, когда это позволяет ситуация.

8.Огласите аудитории тему вашего выступления, потом скажите ей это еще раз, а затем повторите то, о чем вы ей только что рассказали!

9.Меняйте темп, скорость и качество подачи материала. Ускоряйте или замедляйте речь, чтобы подчеркнуть какой-то момент и привлечь к нему внимание слушателей. Меняйте также тембр голоса: для подчеркивания говорите более низким голосом, а шутки произносите более легким тоном.

10.Если вы пользуетесь заметками, не перелистывайте их слишком явно, если, конечно, не хотите своими действиями рассмешить аудиторию.

11.Избегайте «книжных» выражений.

12. Не усложняйте! Чаще используйте примеры, иллюстрации, сравнения. Вне зависимости от осведомленности слушателей, никогда не повредит облегчить восприятие для любой аудитории. Материал должен быть сжатым, кратким, простым и конкретным.

13. Делайте акцент на положительные моменты. Не стоит выглядеть мрачным пессимистом, даже если вы ведете речь о загрязнении планеты и гибели всего живого. Предлагайте слушателям конструктивные действия, а не деструктивный пессимизм.

14.Постарайтесь, насколько это возможно, предугадать вопросы, которые могут возникнуть у слушателей. Например, если вы рассказываете о своем пешем походе в Гималаи, будьте готовы ответить на вопросы о вашей обуви. Еще лучше принести с собой ту пару обуви, в которой вы прошли полпути на Эверест, и продемонстрировать ее аудитории. Привлечение внимания с помощью визуальных средств дает некоторую передышку слушателям, возможно, уже слегка утомленным постоянным звучанием вашего голоса.

15.Немедленно реагируйте на замечания из зала, с которыми вы не согласны, или на те, что уводят в сторону от темы беседы. Вежливо их отвергайте, объясняя, по какой причине это делаете, а затем решительно возвращайте разговор в русло прежней темы.

16.Скажите несколько добрых слов по поводу ваших коллег, вашей организации, следующей книги, которую вы пишете, или следующего альбома, который вы записываете, или еще что-либо в этом роде.

17.Ваша речь должна содержать элементы юмора. Вам не обязательно веселить слушателей смешными историями — просто сами попытайтесь с юмором взглянуть на предмет вашей беседы, а аудитория с удовольствием это поддержит.

18.Контролируйте аудиторию. Следите за признаками скуки,ИЛИ за желанием слушателей задать вопросы. Если кто-то начинает зевать, заметьте с напускным сожалением: «Я, конечно, не хотел до такой степени утомить присутствующих, однако...». Если кто-то из слушателей начнет громко перешептываться между собой, поинтересуйтесь, неХОТЯТли они задать вопрос,— обычно этот прием моментально помогает утихомирить излишне разговорчивых!

И, наконец, излучайте энтузиазм! Если вам действительно интересно то, о чем вы рассказываете, ваш энтузиазм непременно передастся аудитории. Даже если слушатели не очень-то интересуются темой лекции, ваше удовольствие от предмета и его доскональное знание не дадут им возможности соскучиться.

Регулярно смотрите телевизионные программы, особенно внимательно наблюдайте за ведущими различных ток-шоу, дикторами программ новостей и телерепортерами с целью анализа методов и способов подачи ими материала, а также их поведения перед многочисленной аудиторией.

Просматривайте заголовки газет и регулярно следите за новостями, чтобы находить дополнительный материал к темам ваших публичных выступлений.

Находите время для развития навыков публичных вступлений: иногда можно провести «вечер вопросов и ответов» с коллегой или членом вашей семьи. Записывайте свою речь на магнитофон и критически прослушивайте записи.

Упражнение «Публичное выступление». Задание: каждая группа выбирает одного Игрока и совместно с ним продумывает его выступление. Группа должна будет обосновать выбор Игрока.
Выступления поочередно выслушиваются, затем группы выражают свое мнение об услышанном: что показалось очень эффективным.

Ведущий  задает вопросы и подводит итог: как группа справилась с заданием – было легко или трудно? Какое было самочувствие при выполнении заданий? Как чувствовали себя Игроки при выступлении? 



Упражнение «Интервью». Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и «имидж-картинка».

Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.

Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.

Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность.

Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.

Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.



Упражнение "Телевизионный ролик". Группа разбивается по 4-6 человек, ведущий объясняет задание: "Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут - придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание - все, что подскажет вам воображение". 
После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой ролик. Затем участники делятся впечатлениями. 


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница