Методическая разработка раздела образовательной программы тема разработки: «Формирование учебной мотивации через исследовательскую работу на уроках физики»



Скачать 400.42 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер400.42 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема разработки: «Формирование учебной мотивации через исследовательскую работу на уроках физики»

(на примере раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов», 7 класс)


Работу выполнила:

учитель физики

МАОУ «СОШ №1

с углубленным изучением

отдельных предметов

МО «Ахтубинский район»



Якушкина Наталия

Викторовна

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 19 лет

Программа: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин М.:Дрофа,2010.

Учебник «Физика 7» А. В. Перышкин; М. :Дрофа. 2014.


Ахтубинск

2015 г




«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты.

Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,

обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.


Не судите о способностях по легкости усвоения,

успешнее и дальше идет тот, кто мучительно

преодолевает себя и препятствие.

Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности».

Экзюпери


Характеристика раздела

Современные требования к уроку ставят перед учителем много новых задач, одна из которых — научить ученика самостоятельно добывать знания. Ни у кого не вызывает сомнения, что включение исследовательской деятельности в учебный процесс имеет только положительные стороны. Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций, предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие умений и навыков, в первую очередь исследовательских, рефлексивных. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Тема моей методической разработки: «Формирование учебной мотивации через исследовательскую работу на уроках физики». Физика как учебный предмет располагает большими возможностями для формирования исследовательских умений учащихся

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Одной из основных задач школьного физического образования является формирование представлений учащихся о методах научного, в том числе экспериментального, познания, но на начальном этапе моей работы формировался на репродуктивном уровне. Причинами этого служила четкая алгоритмизация экспериментальной деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ, использование готовых инструкций, низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся при проведении эксперимента, ограничение времени для опытно-экспериментальной работы на уроке.

Н. А. Добролюбов писал: «Как бы ни хорошо убедилась ученица в пользе предмета, она все-таки не будет им заниматься с любовью и охотой, пока не почувствует сердечного влечения к занятиям. А известно, что когда занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки». Учиться с интересом и максимальной эффективностью позволяет самостоятельный эксперимент и правильно построенная система обучения. Для этого следует стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету в целом, развивать основы коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.[1]




Цель работы – обобщить опыт по формированию положительной мотивации к изучению физики в процессе использования новых экспериментально - исследовательских инновационных технологий. С этой целью учебный материал в программе обозначен не только содержательно, но и в форме фронтальных экспериментальных и теоретических исследований или в форме демонстрационного эксперимента, которые выполняются учащимися в классе под руководством учителя. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.

Раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов» изучается предпоследним в курсе физики 7 класса и является одним из наиболее интересных для учащихся. На изучение данной темы отводится 23 часа, что совсем немало. Интерес обусловлен необычностью, новизной изучаемых явлений, первой встречей их с понятием «физический закон», большой связью изучаемого материала с жизнью, техникой. При изучении данной темы учащиеся получают особенно яркие представления о применении изучаемых явлений и законов на практике. Безусловно, интерес к изучению темы стимулируется также разнообразием опытов, которые демонстрирует учитель (атмосферное давление, передача давления жидкостями и газами, архимедова сила, плавание судов, воздухоплавание и т. д.), а также опытами и наблюдениями, которые учащиеся выполняют на уроках и в процессе выполнения домашних заданий.

Знание учащихся основных понятий этого раздела играют немаловажную роль в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Значение раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов в курсе «Физика»

1.Формирование мировоззрения

Учение о том, как оказывают давление твердые тела, жидкости и газы подводит школьников к таким важным проблемам как познаваемость природы на всех её уровнях, сущность научного объяснения явлений, единство теоретического и экспериментального методов исследования. В этой теме начинается систематическое формирование основных понятий материи и её движения.



2. Развитие теоретического мышления

Раннее ознакомление школьников с идеями передачи давления твердыми телами, жидкостями и газами создает большие возможности для развития теоретического мышления учащихся, поскольку свойства твердых, жидких и газообразных тел, передача давления, вопросы гидростатики, теплоты электропроводности и другие рассматриваются не только описательно, но и выясняется их сущность с позиций современных научных теорий.



3. Воспитательное значение

В данной теме закладываются представления о познаваемости таких явлений, которые доступны непосредственному наблюдению. При введении первоначальных сведений о передаче давления телами используется прошлый опыт и знания учащихся, полученные ими при изучении курса «Природоведение», что подчеркивает значимость воспитательного момента.



Цели и задачи раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов[7].

Цель: освоение учащимися системы знаний и умений по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Задачи:

образовательные:

- сформировать у учащихся основные понятия давления для твердых, жидких и газообразных тел;

- создать условия для формирований понятий: закон Паскаля, причины возникновения атмосферного давления, физическая сущность опыта Торричелли, архимедова сила;

- способствовать углублению знаний и умений в ходе выполнения экспериментальных и лабораторных работ.



развивающие:

формировать умения:

-сравнивать различные агрегатные состояния вещества;

-анализировать и делать выводы по наблюдаемым явлениям в природе, быту, технике и во время опытов;

- находить связь между давлением и площадью опоры твердых тел, плотностью и высотой столба жидкости, скоростью движения молекул газов.

продолжать формировать:

- самостоятельность в приобретении новых знаний при решении задач на расчет давления, архимедовой силы и проведении экспериментов с использованием информационных технологий;

- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке и использование обобщённых планов при подготовке ответов;

- развивать логическое мышление через включение учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций, решение качественных и количественных задач;

-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.



воспитательные:

-формировать диалектико-материалистическое мировоззрение путем опытных фактов;

-воспитывать чувство патриотизма, гражданской позиции и другие положительные качества личности;

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в парах, группах при выполнении физических экспериментов и лабораторных работ.



Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия темы[8].

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Содержание и логика предметов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Подросток не склонен слепо полагаться на мнение учителя, он стремиться иметь собственное мнение, порой критическое. Следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков и тактично показывать на их ошибочные взгляды. Это стимулирует их интеллектуальные возможности.

Однако способности учащихся в возрасте 12—14 лет удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5—10 мин.

Поэтому, следуя рекомендациям Л. С. Выготского, обучение и развитие происходят эффективно в том случае, если предлагаемые в процессе обучения задания по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня знаний обучаемого. Если предлагаемые сегодня проблемы учащийся может решить с помощью учителя, то завтра он сможет решать такие проблемы самостоятельно.

В основу преподавания данного раздела нужно также положить личный опыт учащихся.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Личностными результатами являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Общими предметными результатами являются:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов.

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (сообщающиеся сосуды; барометр-анероид; манометр; гидравлический пресс; водопровод; поршневой жидкостный насос).

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

Использование в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации учащихся.

Для достижения успеха в обучении и развитии учащихся необходима их внутренняя мотивация к процессу учения. Как же создать эту мотивацию?

Ключом к решению проблем обучения может послужить использование на уроках физики при изучении главы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» следующих технологий: технология личностно-ориентированного обучения, технология исследовательского (проблемного) обучения, групповые технологии, ИКТ – технологии[2].

На основе выбранных технологий мной используются следующие методы и формы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение);

наглядные (наблюдения, демонстрации опытов, слайдов, таблиц, видеофрагментов);

практические (разнообразные упражнения и задачи, лабораторные работы, творческие и экспериментальные задания).


Планирование изучение раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов»[3]:


№ урока

Тема урока

Домашнее задание

30/1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Лабораторная работа №10 по теме: «Измерение давления твердого тела на опору».

§33,34. Упр.12(2,3)

Упр.13. задание 6 экспериментальное задание



31/2

Давление газа. Объяснение давления газа на основе МКТ.

§35. №464,470,473 (уст.), 468

32/3

Закон Паскаля.




33/4

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§37. №471,474

§38. Упр.15 экспериментальное задание



34/5

Решение задач по теме: «Давление. Закон Паскаля».

§37,38 повт. 504-507;

§4*стр.177



35/6

Контрольная работа №3 по теме: «Давление. Закон Паскаля».

творческое задание

36/7

Сообщающие сосуды. Шлюзы.

§39. задание 9(3,1) изготовить модель «фонтан» экспериментальное задание

37/8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли

§40,41.

Упр.17,18 задание 10



38/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

§42.

Упр.19(4) задание 11



39/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

§43,44. Упр.20, 21(1,2) придумать и решить задачу на определение АД на изв. h

40/11

Решение задач. Манометры.

§45. Упр.19(3,5)

Упр.21. №601,603



41/12

Контрольная работа №4 по теме: «Давление в жидкости и газе».

Составить кроссворд по §33-44

42/13

Поршневой жидкостный насос.

§46. Упр.22(2) выполнить работу над ошибками.

43/14

Гидравлический пресс.

Гидравлический тормоз.



§47. №498, изготовить модель гидравлического пресса

44/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

§48. Упр.19(2),

Упр.23


45/16

Архимедова сила.

§49. Упр.24(3) подготовка к л/р №11 экспериментальное задание

46/17

Лабораторная работа №11 по теме: «Определение выталкивающей силы».

§49 повт. Упр.24(2,4)

§8* на стр.184 уч.



47/18

Плавание тел.

§50. Упр.25(3-5)

48/19

Решение задач по теме: «Архимедова сила».

Подготовка к л/р №12 №605,611,612,615

49/20

Лабораторная работа №12 по теме: «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Решение задач в тетради; №627,Л, сообщения*

50/21

Плавание судов. Воздухоплавание.

§51. 52. Упр.26(1,2) экспериментальное задание

51/22

Контрольная работа №5 по теме:

«Давление твердых тел, жидкостей и газов».



§Упр.27(2)

52/23

Обобщающий урок по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

№654,655,657,659


Тема программы: «Формирование учебной мотивации через исследовательскую работу на уроках физики»

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Вид урока: смешанный

Формы организации познавательной деятельности:

групповая, индивидуальная.



Оснащение урока:

  1. Компьютер + мультимедийный проектор + экран + интернет

  2. Учебники «Физика-7» автор А. В. Перышкин

  3. «Лист наблюдений»- 3 шт.;

  4. Доска;

  5. 3 штатива с муфтой и лапкой;

  6. Сообщающиеся сосуды

  7. Однородные и разнородные жидкости

  8. «Говорящие картинки»-3 шт.;


Межпредметные и внутрипредметные связи:
межпредметные – связь с историей, техникой, географией, ОБЖ.

внутрипредметные – закон Паскаля, зависимость давления внутри жидкости от глубины, сила тяжести, равнодействующая сил.

Задачи урока:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о сообщающихся сосудах через поисково-исследовательский эксперимент и творческую работу.



Развивающие:

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать полученные результаты при проведении эксперимента;

содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при заполнении страничек «Журнала наблюдений».

Воспитательные:

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные

- имеют представление о сообщающихся сосудах,

-знают факторы, от которых зависит и не зависит уровень жидкости в сообщающихся сосудах.

Метапредметные
коммуникативные:

- умение работать в группе,

- наличие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение,

- сдержанность, культура взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя, в процессе беседы;

познавательные:

- опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий решения познавательных задач,

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами,

- умеют мыслить, внимательны в ходе проведения проблемного эксперимента, демонстрации опытов, при устном ответе одноклассников;

регулятивные:

- имеют навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности



Личностные

-рефлексивная самооценка учебной деятельности,

-мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций,

-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений


План и хронометраж урока [приложение 1]

Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности:

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Ребята, наш урок я хочу начать с притчи. Текст притчи [ приложение 2][4]

Как вы думаете, какой смысл заключен в этой притче? (Выслушиваются версии учеников)

Действительно, иногда стоит вложить свое время, приложить усилия для того, чтобы отточить свое мастерство на пути к успеху. Ранее мы познакомились с некоторыми видами сил, ввели понятие равнодействующей сил, познакомились с такой величиной, как давление, изучили давление в твердых телах, жидкостях и газах, то есть многое уже узнали, но нет предела совершенству. Так что вперед, к получению новых знаний!


У нас сегодня урок-исследование. Мы уже разделились на три группы, вспомним правила работы в группе.

-Группа выбирает координатора действий.

-Каждый ученик имеет право высказать свою точку зрения.

-Говорит только один ученик, в это время все остальные слушают.

- Один ученик из группы должен представить результаты работы группы.

Для проведения исследований потребуется журнал наблюдений и выводов, страничка из которого есть в каждой группе на столе. (Демонстрирую страничку этого журнала). Но сначала повторим ранее изученный материал.



Каталог: lessons -> LPM2015
lessons -> «Выбор метода управленческого воздействия»
lessons -> «Использование современных образовательных технологий в школьном образовании в условиях фгос»
LPM2015 -> Деятельность учителя на уроке в современных условиях. Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы г. Владивостока Клюбина Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу
lessons -> "Ситуация успеха" Психолого-педагогический механизм ситуации успеха. Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха»
lessons -> Соломина Нина Владимировна, педагог-психолог
lessons -> Классный час "Наркотики и их последствия для здоровья"
lessons -> Общение основа человеческого бытия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница