Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»
Методическая разработка
«Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности»
подготовили:
Ванифатьева Татьяна Александровна, тренер-преподаватель ГБОУДОД «СОСДЮСШОРВВС»
Глыба Михаил Алексеевич, тренер-преподаватель ГБОУДОД «СОСДЮСШОРВВС»
Голохвастова Тамара Леонидовна, тренер-преподаватель ГБОУДОД «СОСДЮСШОРВВС»
Кочетков Андрей Геннадьевич, тренер-преподаватель ГБОУДОД «СОСДЮСШОРВВС»
Царева Татьяна Николаевна, тренер-преподаватель ГБОУДОД «СОСДЮСШОРВВС»
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель ГБПОУ «СОУОР»
Щедрин Сергей Васильевич, руководитель курсов повышения квалификации ГБПОУ «СОУОР», к.п.н.
г. Саратов
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………………….. 4
Введение …………………………………………………………………............... 5
Основная часть. Личность спортсмена-пловца и результативность спортивной деятельности ………………………………………………………………….…… 6
1 Особенности личности спортсмена и их влияние на результативность спортивной деятельности …………………………………………………..….… 6
1.1 Социально-психологические особенности личности спортсмена и их влияние на успешность спортивной деятельности ………………………. 7
1.2 Операционально-деятельностные характеристики спортсменов и успешность спортивной деятельности …………………………………… 10
1.3 Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности ………………………………………..……….. 13
1.4 Индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловца ………………………………………………………………….….. 16
1.5 Результаты исследований влияния личностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ….…..... 20
2 Исследование связей индивидуальных особенностей спортсмена-пловца и результативности его спортивной деятельности ………………………….… 24
2.1 Общие сведения о методике и особенностях исследования ……..... 24
2.2 Влияние социально-психологических характеристик спортсмена-пловца на результативность спортивной деятельности ………….….… 24
2.3 Влияние операционально-деятельностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ……………...........… 26
2.4 Влияние эмоциональной сферы спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности ……………………………………………....… 27
Заключение ………………………………………………………….…............... 30
Список литературы ……………………………………………………….…….. 33
АННОТАЦИЯ
Исследования влияния личностных качеств спортсмена-пловца на результативность его спортивной деятельности немногочисленны и в большинстве своем уделяют внимание отдельным составляющим личности спортсмена, но не ориентированы на комплексное исследование.
В настоящей работе определены психологические характеристики спортсмена, в т.ч. спортсмена-пловца, оказывающие влияние на результативность его спортивной деятельности и, в процессе экспериментального исследования, выявлены связи успешности и особенностей личности спортсменов-пловцов: особенностей эмоциональной сферы, социально-психологических и операционально-деятельностных характеристик.
Работа предназначена для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию организаций дополнительного образования в сфере спорта, преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по специальности «Физическая культура», преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию, но может быть интересна учителям физической культуры образовательных организаций общего образования.
ВВЕДЕНИЕ
Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой. Часто бывает, что спортсмен талантлив, одарен от природы, но, для достижения больших успехов, ему не хватает психологической устойчивости, настойчивости, психологической гибкости и т.п. Определить в полном объеме оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще, вряд ли возможно, поскольку разные виды спорта могут предъявлять разные требования. И если какие-либо качества спортсмена востребованы в данном виде спорта, то, возможно, они окажут негативное влияние на результативность спортивной деятельности в другом виде спорта. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен. Исследования в этой области немногочисленны и в большинстве своем акцентируют внимание на отдельных составляющих личности, но не ориентированы на комплексное исследование. Это обусловливает актуальность проведенного исследования.
Целью исследования является изучение психологических особенностей, обеспечивающих результативность (успешность) профессиональной деятельности спортсменов-пловцов, в т.ч.:
-
определение психологических характеристик спортсмена, оказывающих влияние на результативность его спортивной деятельности;
-
проведение экспериментального исследования особенностей личности спортсменов-пловцов.
В теоретической части работы рассматриваются:
-
социально-психологические личностные особенности спортсмена: агрессивность, властность (авторитарность), общительность, соревновательность (стремление к победе), подозрительность-доверчивость;
-
операционально-деятельностные характеристики спортсменов: целеустремленность, импульсивность, интуитивность, консерватизм;
-
особенности эмоциональной сферы спортсмена: эмоциональность, экспрессивность, эмоциональные состояния спортсмена;
-
индивидуально-психологические особенности личности спортсмена-пловца;
-
результаты исследований влияния личностных характеристик спортсмена-пловца на успешность спортивной деятельности, приведенные в литературе.
В практической части работы с использованием методики 16PF были выявлены психологические характеристики спортсмена-пловца и характер их влияния на результативность спортивной деятельности, в т.ч.:
-
социально-психологические характеристики: доверие людям, искренность, открытость, социальная робость, потребность общения, доминирование, социальная сензитивность, соревновательность;
-
операционально-деятельностные характеристики: работа по стандарту (консерватизм), ориентация на качество, практичность и конкретность целей, импульсивность, интуитивность;
-
особенности эмоциональной сферы: эмоциональность, экспрессивность.
Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственного исследования, предпринята попытка создать образ личности успешного спортсмена-пловца.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит продуктивные изменения в методики изучения личности спортсмена, связей личностных качеств спортсмена с результативностью его спортивной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
-
модель настоящего исследования позволяет изучать значимые качества личности спортсменов, в т.ч. спортсменов-пловцов, определяющих результативность их спортивной деятельности;
-
результаты исследования можно использовать для повышения спортивного мастерства и подготовки высококлассных спортсменов-пловцов.
Работа предназначена для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию организаций дополнительного образования в сфере спорта, преподавателей организаций среднего профессионального и высшего образования по специальности «Физическая культура», преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по плаванию, но может быть интересна учителям физической культуры образовательных организаций общего образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА-ПЛОВЦА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ имеющейся литературы свидетельствует о том, что невозможно сформулировать типичные или оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта, при этом можно установить определенные черты характерные для спортсменов, специализирующихся в тех или иных видах спорта. Знание тренером общих особенностей личности спортсменов, специализирующихся в их виде спорта, личностных качеств своих воспитанников позволяет оптимизировать тренировочный и предсоревновательный процессы, наладить эффективное взаимодействие тренера и спортсменов, управлять поведением и деятельностью спортсмена в соревновательный период.
Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности, большое значение имеет индивидуальность человека. Достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер – качества определяющие поступки человека, в т.ч. в отношении других людей. Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на деятельность человека по достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания и побуждение к деятельности.
Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой (напр. [33]). Часто бывает, что спортсмен талантлив, одарен от природы, но, для достижения больших успехов, ему не хватает психологической устойчивости, настойчивости, психологической гибкости и т.п. Определить в полном объеме оптимальные черты личности присущие спортсмену вообще вряд ли возможно, поскольку разные виды спорта могут предъявлять разные требования. И если какие-либо качества спортсмена востребованы в данном виде спорта, то, возможно, они окажут негативное влияние на результативность спортивной деятельности в другом виде спорта. В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен.
Традиционно считается, что спортсменов отличают высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Помимо этого среди многочисленных и разнообразных свойств спортсменов выделяют тревожность, интеллект, эмоциональную стабильность, заботу о собственной внешности и здоровье (напр. [21]), а также общительность, конформизм, подозрительность (доверчивость), прямолинейность, склонность к доминированию и др., т.к. считается, что они имеют наибольшее значение в спортивной деятельности.
1.1 Социально-психологические особенности личности спортсмена и их влияние на успешность спортивной деятельности
К социально-психологическим особенностям личности спортсмена относят те его качества, которые определяют индивидуальный стиль общения (взаимодействия) спортсмена с окружающими людьми, в т.ч. с другими спортсменами и тренером. Среди них выделяют агрессивность, общительность (потребность в общении), подозрительность-доверчивость, прямолинейность, конформность, властность (авторитарность, склонность к доминированию), соревновательность (стремление к победе) и другие. Рассмотрим некоторые из них.
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) – это «устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость)» [2]. Агрессия – это поведение, при котором преследуется цель причинить другим людям физический и моральный ущерб или ограничить их желания, готовность решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий. По большому счету, спорт уже по своей состязательной сути агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Само соревнование многие считают «приемлемой формой выражения агрессивности» (напр. [6]). И хотя не обязательно спортсмен с высокой агрессивностью каждый раз будет вести себя агрессивно, но «порог агрессивности» у него явно ниже, что на фоне эмоционального возбуждения и при наличии вспыльчивости вызывает соответствующее поведение.
По данным некоторых исследований (напр. [5]), конфликтность и агрессивность у спортсменов и спортсменок несколько выше, чем у лиц, не занимающихся спортом. При этом больших успехов добиваются более агрессивные спортсмены. Также считается, что у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, агрессивность выражена по-разному, напр. у тех, кто занимается единоборствами она выше.
Различная выраженность агрессивности у представителей разных видов спорта может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию агрессивности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную агрессивность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою агрессивность. Какая из этих причин истинна, сказать трудно, возможно, что и та и другая.
Властность (авторитарность). «Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению» [1]. Среди спортсменов встречаются спортсмены как с высоким, так и с низким уровнем властности. Комплекс черт «авторитарной личности» часто сочетается с потребностью индивида в подчинении другим, авторитарному контролю над собой. Индивид с низкими авторитарными потребностями будет менее охотно принимать подобные притязания от других, в том числе и от своего тренера, особенно если это связано с ограничением его свободы.
Спортсмен с высоким уровнем авторитарности будет настойчив в своих притязаниях, хвастлив, заносчив, агрессивен и, в случае неудач, склонен навязывать свою волю. Индивид с низкими авторитарными потребностями, наоборот, будет покладист, иногда не уверен в себе, скромен, при ошибках склонен к самообвинениям и относительно спокоен [3].
Общительность – это «качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т.е. процесс общения, взаимодействия и построения отношений между людьми» [25]. Общительные спортсмены в отличие от замкнутых стремятся к межличностным контактам, сопереживают другим и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Тренеру легче вступить с такими спортсменами в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своего общения близкими им людьми. Вместе с этим, у замкнутых людей коммуникативные связи более устойчивы и глубоки, в то время как у общительных субъектов многие связи ситуативны и поверхностны. Чрезмерно общительные люди (явные экстраверты) порой недостаточно настойчивы в достижении далеко идущих целей, меньше планируют свою деятельность и недостаточно продумывают результаты своих действий [12].
Соревновательность (стремление к победе). При достижении спортсменом стадии высшего спортивного мастерства доминирующим, определяющим поведение спортсмена становится мотив достижения успеха. Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, снаряда, веса, времени, самого себя, а главное – потребность добиться высоких спортивных результатов [26].
Доминирование на стадии высшего спортивного мастерства мотива достижения успеха вовсе не означает, что на этой стадии спортсменами движет только стремление к личному успеху. Тренируясь и выступая на соревнованиях, спортсмен не думает, что смысл всей его деятельности сводится к преодолению определенного веса, определенной дистанции за необходимое время или к победе над соперником. Наоборот, все это выступает как критерий достижения других, общественно значимых целей. Эти победы нужны самому спортсмену для дальнейшего спортивного роста, они нужны коллективу, за который он выступает, они приносят славу Родине, и не только спортивную. Наконец, рекорды нужны всему человечеству: они показывают безграничность возможностей человека.
Деятельность в спорте высших достижений связана с высоким психологическим напряжением, порождаемым несоответствием требований спортивной деятельности возможностям спортсмена и направленным на устранение этого несоответствия [12].
По сравнению с другими видами деятельности в спорте высокое психическое напряжение принципиально неустранимо, без него невозможно превышение прежних результатов, рекордов. Поэтому у спортсменов на стадии высшего спортивного мастерства формируются не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Любая ситуация, которая актуализирует у спортсмена мотив достижения успеха, одновременно порождает и опасения неудачи. Какой мотив возникнет – мотив достижения успеха или мотив избегания неудачи, – зависит от субъективных оценок вероятности достижения цели, которые складываются под влиянием соревновательного и жизненного опыта.
Спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, характеризуются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их решения.
Спортсмены, у которых преобладает мотив избегания неудач, тревожны и неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели, их поведение носит преимущественно оборонительный характер, они чаще защищаются и действуют на контратаках. В спортивных играх можно видеть, как хорошо подготовленная, но не очень честолюбивая команда все время ведет контратакующую игру, несмотря на разученные атакующие варианты.
Наиболее отчетливо эти особенности поведения проявляются в индивидуальной манере ведения поединка в единоборствах. Спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, предпочитают атакующий стиль поведения: число атакующих действий у них больше, чем у спортсменов, у которых доминирующим является мотив избегания неудач.
Мотив достижения успеха у спортсменов высокой квалификации выражен значительно сильнее, чем мотив избегания неудач. Сильно выраженная потребность в достижении успеха порождает высокую активность, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Наличие в мотивации умеренно выраженного стремления к избеганию неудач обусловливает действия спортсменов, направленные на предупреждение возможных неудач, побуждает их тщательно отрабатывать технику упражнений, продумывать и планировать тактику и стратегию соревновательного поведения, собирать информацию о предполагаемых соперниках и т.д.
Подозрительность-доверчивость. Подозрительность – «склонность отказывать людям в доверии, предполагать обман в действиях контрагентов» [30]. Доверчивость – это «склонность доверять людям, их высказываниям, получаемой информации» [10]. Подозрительность и доверчивость являются одними из важных характеристик человека с позиций его социальных отношений с людьми. Если уровень общительности определяет желаемую и обычно реальную частоту социальных контактов, то эти качества определяют их характер, особенности взаимоотношения с окружением. Число исследований влияния данных характеристик на успешность деятельности спортсмена невелико, поскольку наиболее часто вывод строится по принципу определения линейных связей и таковых обычно не обнаруживается (например [38]). Особенно сомнительными видят наличие каких-либо связей этих качеств личности с успешностью в индивидуальных (некомандных) видах спорта (например [40]). Вместе с тем, взаимосвязь данных особенностей с другими характеристиками, влияние которых на успех спортсменов уже доказано (с уровнем активности, тревожности, независимости и др.) заставляет усомниться в их кажущейся незначимости. Более того поскольку эти характеристики оказывают свое влияние на отношения спортсмена в команде, в которой происходят тренировки, отношения с тренером, отношение к противнику в конце концов, все это не может не влиять на итоговую результативность. Другой вопрос, что связь не обязательно может носить простой линейный характер.
1.2 Операционально-деятельностные характеристики спортсменов и успешность спортивной деятельности
К операционально-деятельностным характеристикам мы отнесли те качества, которые в наибольшей степени связаны с планированием деятельности, процессами целеполагания и непосредственно с самой реализацией поставленных целей.
В отличие от социально-психологических индивидуальных особенностей, влияние которых на результат наиболее вероятно в командных видах спорта, характеристики этой группы оказывают непосредственное влияние на успех спортсмена как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.
Рассмотрим некоторые из операционально-деятельностных характеристик, влияние которых на результативность спортивной деятельности в плавании мы непосредственно будем исследовать в практической части работы.
Целеустремленность – это «способность помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями» [19]. Как правило, путь к достижению большой общественно (или личностно) значимой цели бывает долгим и связан с преодолением трудностей и неудач. В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности, одним из проявлений которой является настойчивость. Если спортсмен не будет сам стремиться достичь цели, никакие ухищрения тренера не помогут. Если же у спортсмена имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности.
Однако это качество при чрезмерной выраженности перерастает в упрямство, когда спортсмен не воспринимает разумные доводы других людей или продолжает движение к цели вопреки доводам рассудка [12]. В связи с этим, влияние настойчивости может оказывать не столь однозначное влияние на успешность спортсмена-пловца, как это может показаться с первого взгляда.
Импульсивность (лат. impulses – толчок, побуждение) – «особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений» [13].
Поделитесь с Вашими друзьями: |