Методическая разработка к практическому занятию для студентов



Скачать 67.22 Kb.
Дата21.04.2016
Размер67.22 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«Утверждаю»

/Заведующий кафедрой

«___» ____________20__ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

2 курса по дисциплине по выбору: «Физиологические основы

психической деятельности человека»

для специальности 060101.65-лечебное дело
Тема 1. «Физиологические основы психической деятельности человека»
Занятие № 5. Нейрофизиологические основы сна и бодрствования. Методы исследования психической деятельности человека.
Обсуждена

на заседании кафедры

«___» ____________20__ г.

Протокол №______


г. Ставрополь, 2012



Тема: «Физиологические основы психической деятельности человека»

Занятие №5. Нейрофизиологические основы сна и бодрствования. Методы исследования психической деятельности человека.

Учебные вопросы занятия:

а) Теоретическая часть занятия

  1. Сон и бодрствование как проявление циркадианных биоритмов. История изучения сна. Виды сна.

  2. Фазовая структура сна. Электроэнцефалографическая картина быстрой и медленной стадий сна, их соматические, вегетативные показатели.

  3. Теории сна. Современные представления о механизмах сна и бодрствования.

  4. Тестовые методы исследования психической деятельности человека.

  5. Современные электрофизиологические методы исследования психической деятельности человека (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, КТР, МРТ мозга и другие).

б) Практическая часть занятия

1. Атмосфера в группе.

2. Определение шкалы психологической близости

3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора



Место проведения занятия - база кафедры нормальной физиологии

Материально-лабораторное обеспечение: лабораторная база кафедры нормальной физиологии - таблицы, диапозитивы, видеофильм по теме занятия, материалы по выполнению тестовых заданий к занятию – кафедральный вариант.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель:

- научить студентов применять систему знаний о сне и бодрствовании как проявлении циркадианных биоритмов, знания методов исследования психической деятельности человека в профессии врача обшей практики.

б) частные цели:

- сформировать теоретическую базу знаний о сне и бодрствовании как проявлении циркадианных биоритмов;

- сформировать теоретическую базу знаний фазовой структуре сна, о характеристике быстрой и медленной стадий сна;

- сформировать у студентов представления о механизмах сна и бодрствования;

- сформировать представления о тестовых методах исследования психической деятельности человека;

- сформировать представления о современных электрофизиологических методах исследования психической деятельности человека.

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

З Н А Т Ь:



  • виды сна, его значение для нормальной жизнедеятельности организма;

  • фазовую организацию сна;

  • электроэнцефалографические, соматические, вегетативные корреляты быстрой и медленной стадий сна;

  • методы исследования психической деятельности человека;

У М Е Т Ь:

- определить тестовым методом атмосферу в группе

- определить шкалу психологической близости

- определить индекса групповой сплоченности Сишора

В Л А Д Е Т Ь:

- тестовым методом определения атмосферы в группе;

- тестовым методом оценки шкалы психологической близости

- тестовым методом определения индекса групповой сплоченности Сишора


О Б Л А Д А Т Ь Н А Б О Р О М К О М П Е Т Е Н Ц И Й

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



а) общекультурных (ОК):

-студент должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и физиологические процессы; использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что позволит формировать логическое, физиологическое мышление как основу медицинского мышления (ОК-1);



б) профессиональных (ПК);

-студент должен обладать способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении различных разделов физиологии в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

-студент должен обладать способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью новых перспективных средств в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований на основе полученных теоретических и практических знаний в области нормальной физиологии. (ПК-32).

И М Е Т Ь П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я:

- о механизмах кодирования информации в сенсорных системах, теориях формирования цветоощущения.

Рекомендуемая литература:



а) обязательная

  1. Физиология человека. / Под ред. Смирнова В.М. - М.,И-ц «Академия» 2010., с.425-426.

б) дополнительная

  1. Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. – С. 386-405.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С.13-28.

  3. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С.21-27.

  4. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004 – С. 16-47.

1.Ваши действия при подготовке к данному занятию

а) теоретическая часть

При подготовке к теоретической части занятия необходимо проработать материал ранее изученных базовых дисциплин: анатомии, гистологии коры больших полушарий. Обратить внимание на усвоение базовых знаний по физиологии центральной нервной системы, высшей нервной деятельности.

Проработайте рекомендуемую литературу по нашей дисциплине, обратите особое внимание на понятие сна и бодрствования как проявления циркадианных биоритмов, отражение психической деятельности человека.

Особое внимание обратите на виды сна, фазовую структуру сна, электроэнцефалографические, соматические, вегетативные корреляты стадий сна. Познакомьтесь с теориями сна, сформируйте современные представления о механизмах сна и бодрствования. Обратите внимание на методы исследования психической деятельности человека (тестовые, современные электрофизиологические методы).

Данное занятие имеет особое место по владению знаниями в области физиологии высшей нервной деятельности, психофизиологии человека, что является важным в работе врача общей практики.

При наличии возможностей ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Заблаговременно приготовьте униформу.



Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

  1. Сон и бодрствование как проявление циркадианных биоритмов. История изучения сна. Виды сна.

  2. Фазовая структура сна. Электроэнцефалографическая картина быстрой и медленной стадий сна, их соматические, вегетативные показатели.

  3. Теории сна. Современные представления о механизмах сна и бодрствования.

  4. Тестовые методы исследования психической деятельности человека.

  5. Современные электрофизиологические методы исследования психической деятельности человека (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, КТР, МРТ мозга и другие).

2. По выполнению программы учебного занятия:

При подготовке 1 учебного вопроса учебного занятия Вы должны сформировать у себя понятие сна, бодрствования как проявление циркадианных биоритмов, представления о видах сна, истории изучения сна.

При подготовке 2 учебного вопроса Вам необходимо сформировать целостное представление о сне как особом образом организованной деятельности мозга, его фазовой структуре и электроэнцефалографических, соматических, вегетативных коррелятах сна.

При подготовке 3 учебного вопроса Вы должны обратить внимание на существование множества теорий сна, сформировать представления о современных гипотезах сна.

При подготовке 4 вопроса учебного занятия обратить внимание на изучение особенностей психической деятельности человека при помощи тестовых методик.

При подготовке 5 вопроса учебного занятия Вам необходимо уделить внимание современным методам оценки, исследования различных проявлений психической деятельности человека



б) практическая часть

При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1 задания практической части занятия воспользуйтесь пособием кафедры по тестовому методу определения атмосферы в группе;

При отработке 2 задания практической части занятия воспользуйтесь пособием кафедры по тестовому методу определение шкалы психологической близости;

При отработке 3 задания практической части занятия воспользуйтесь пособием кафедры по тестовому методу определение индекса групповой сплоченности Сишора.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у вас затруднение.



3. При проведении заключительной части учебного занятия

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично.

Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой.

Попрощайтесь с преподавателем.






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница