Методическая разработка «Использование проектной технологии в преподавании английского языка»



Скачать 287.06 Kb.
Дата21.05.2016
Размер287.06 Kb.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

БОУ СПО УР «Асановский аграрно-технический техникум»



Методическая разработка
«Использование проектной технологии в преподавании английского языка»

Преподаватель: Дмитриева Е.В.


с. Асановский совхоз-техникум, 2012г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I Аналитическая часть

1.1 Метод проектов как педагогическая технология……………………….5

1.2. Виды проектов……………………………………………………………8

1.3. Этапы работы над проектом……………………………………………13

II Практическая часть

2.1. Использование проектной технологии …………………………………..18

2. 2. Творческий проект «Города»………………………………………….19

2.3. Информационный проект «Автомобили» ……………………………21

2.4.Информационный проект «Инновационные технологии в сельском хозяйстве»………………………………………………………………………23

2.5.Творческий проект «Этнотур в музей-заповедник Лудорвай»………23

2.6. Творческий проект «Хеллоуин»…………………………………………24

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7










Введение.


Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться.

Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим иной подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ссузов, имеющих профессиональную направленность.

Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка поддерживать интерес к предмету. Чтобы этот интерес не пропал у студентов, преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как к учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с серьёзной проблемой, как предоставить студенту возможность использовать приобретённые знания в реальных речевых ситуациях, находясь вне языкового окружения. Как оказалось, для этого недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. Поиски решения привели меня к выводу, что использование метода проектов позволяет решить эту основную проблему, стоящую перед современным педагогом, научить обучающегося не просто запоминать или воспроизводить знания, а применять их на практике. Всё, что обучающийся познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить полученные знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Эта проблема чрезвычайно актуальна в преподавании иностранного языка, поскольку целью обучения является не система языка сама по себе, а формирование коммуникативной компетенции, иноязычная речевая деятельность, т. е. практическое применение полученных знаний.

Именно это определило выбор темы «Использование проектной технологии в преподавании английского языка».



Цель работы: обобщить и представить опыт использования технологии проектов при обучении иностранному языку.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность метода проектов.

2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.

3. Познакомить с опытом применения данного метода на практике.

4. Проанализировать результаты работы.

В результате ожидаю:

- применение данной методической разработки как дидактический материал в учебной и внеклассной деятельности педагогов;

I Аналитическая часть

1.1.Метод проектов как педагогическая технология.


«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
(Китайская пословица)

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С.Полат)

Е.С.Полат довольно подробно занимается изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для «формирования и формулирования мысли», выдвигая следующие выводы:



  1. Необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции.

  2. Важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

  3. Необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».

Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся». Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Н.Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:


  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  • наглядное представление результата.

К этому списку в соответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:

  • коммуникативная направленность проектов;

  • приоритет групповой работы в проектной деятельности;

  • повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

    1. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

    2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

    3. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой иностранного языка. Это – разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор.

- Разнообразие – необходимая черта любого хорошего обучения, которое способствует поддержанию интереса к учебе.

- Проблемность заключается в том, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения.

- Важно чтобы школьник учился с удовольствием.

- Эгофактор имеет особое значение, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах.

1.2. Виды проектов.

Е.С.Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:



  1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный.

  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  3. Характер контактов: внутришкольный, региональный, международный.

  4. Количество участников проекта: личностный, парный, групповой.

  5. Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:

  • Исследовательские:

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

  • Творческие:

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников: она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома…

  • Ролево-игровые:

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

  • Информационные проекты:

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки»…), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.д.), презентация (публикация, в том числе в Сети, обсуждение в телеконференции и др.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.


  • Практико-ориентированные:

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить:



  • Монопроекты:

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

  • Межпредметные проекты:

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:



  • личностные

  • парные

  • групповые

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран, т.д.). Роль педагога – координатора в этом случае особенно велика.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:



  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;

  • средней продолжительности (один-два месяца);

  • долгосрочные (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому педагогу при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.



1.3 Этапы работы над проектом.
Работа над проектами включает в себя три этапа:

Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).

Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов можно рассматривать такой алгоритм работы:



1. Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях).

Наряду с тренировкой, закреплением речевых умений и совершенствованием лексических и грамматических навыков основной акцент делается на формировании стратегий речевого поведения. Поэтому работе над проектом должны предшествовать упражнения конвенциального и компенсаторного характера.

Конвенциальные упражнения обеспечивают соответствие речевого поведения учащихся, принятым в культурной общности изучаемого языка нормам вербального (невербального) общения, правилам речевого этикета и позволяют достичь естественности общения. Эти упражнения направлены на обучение конвенциям, правилам, выбору адекватных регистров общения и речевым стереотипам, позволяющим обратиться, начать разговор, выразить интерес к собеседнику, вниманию слушать и слышать и другим умениям. Конвенциальные упражнения включают задания: ответить на благодарность, принять приглашение, согласиться, не согласиться, убедить, предложить помощь, вежливо прервать собеседника, выбрать соответствующий регистр предложенной ситуации общения.

Компенсаторный тип упражнений обеспечивает не только планирование языкового и речевого поведения, но и моделирование ситуации общения в целом для оказания воздействия на собеседника и разработку коммуникативных стратегий в случае сбоя. Так, например, коммуникативные неудачи, связанные с незнанием форм вежливости, можно предупредить, дав материал об особенностях этикета страны изучаемого языка, что и при каких обстоятельствах расценивается как вежливое в той или иной ситуации. Неудачи, связанные с непониманием партнера по общению, компенсируются заданиями, обучающими переспросу собеседника, обращению с просьбой повторить, говорить медленнее или информированию о непонимании.



2. Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, доказывают необходимость работы над будущим проектом.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

-предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.



3. Формирование творческих групп. Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-4 человек. Таким образом, в классе образуются 3-4 творческие группы, работающие по одной теме. На этом же этапе происходит распределение задания между членами группы, работа над планом проекта.



4. Сбор дополнительной информации.

5. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценарии праздника). Одни проекты учащиеся могут оформить самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, должны создаваться в классе. Главное не подавлять инициативу учащихся, с уважением относиться к любой идее, предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

6. Презентация проекта. Это очень ответственный этап, т.к. весь отобранный, творчески оформленный материал надо так ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект – сюрприз. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

7. Подведение итогов. На данном этапе очень важно дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалу и одобрение, но не следует заострять внимание на ошибках, т.к. основное внимание школьников направлено на содержательную сторону высказывания.

Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты проекта рационально выделять спаренный урок или провести защиту во внеурочное время.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации – зависит от его сложности.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций и с этой целью используются методические приемы, которые заключаются в:

- помощи обучающимся выявить противоречия и найти способы их разрешения;

- изложении различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрении обучащимися явлений с различных позиций;

- сравнении, обобщении, на основе которых делаются выводы.

Проект целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом, т.е. на этапе совершенствования развития речевых умений и обучения общению.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.

Проектирование невозможно без организационной и культурной позиции преподавателя. На практике это ведет к изменению позиции педагога: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход педагога к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке: из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Роль ученика в проектной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.



II Практическая часть

2.1. Использование проектной технологии в преподавании.

Преподаватели иностранного языка используют активные методы и формы в обучении. Но на практике у большинства студентов не удается сформировать навыки и умения всех видов речевого общения. В существующих условиях ни один из известных методов не обеспечивает студентам прочное овладение иностранным языком.

Так возникла идея расширения рамок урочной и внеурочной деятельности и создание языкового социума. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли.

Главное – придерживаться основных требований к использованию метода проектов:



  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для её решения (например, организация путешествий в разные страны; проблема свободного времени у молодёжи; проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);

  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, составление программы туристического маршрута с иллюстрациями и картой, спектакль, праздник и т.п.);

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов распределением ролей);

  • использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Метод проектов позволяет решить эту задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные обучающимися проблемы. Этот метод даёт возможность применить знания на практике для решения проблем, значимых для обучающихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для изучения английского языка.

Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, я убедилась, что могу использовать его при изучении практически любой темы.

2. 2. Творческий проект по теме « Города»

Мотивацией к созданию данного проекта является недостаточное знание географии городов. Эта проблема является актуальной в преподаваемой дисциплине, потому что знание данной темы повышает активизацию изучаемого материала, и его интерпретация на языковом уровне выходит на практическую коммуникацию.

Так как тема «Города» является обобщающим уроком при изучении тем «Российская Федерация», «Великобритания» и « Удмуртская Республика». То для создания исследовательской работы мы взяли столицы Великобритании, России и Удмуртии. Данная тема понравилась студентам и поэтому, идея создания проекта была с восторгом воспринята.

Для того чтобы провести обобщающий урок потребовалась подготовка. Основной задачей при создании творческих работ явилось осмысление поставленной цели сквозь призму всех гуманитарных дисциплин – иностранного языка, географии, истории и искусства.

Временные рамки проекта занимали 2 недели. За это время обучающиеся смогли найти и предоставить необходимый и заинтересовавший их материал, а также получить консультацию у преподавателя.

Во время подготовки были проработаны специальные листы – планы проектов, позволяющие студентам четко держаться поставленных целей и задач, следовать инструкции, распределить роли – в целом студенты учились работать в команде, прислушиваться друг к другу и отстаивать свое мнение, так как объем проекта (презентации) был оговорен заранее, не более 20 слайдов.



Цель проекта: создание презентации города

Участники: студенты 3курса, 431 группа

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный;

По содержанию: межпредметный;

По объему: краткосрочный;

Планируемый результат: Создание презентационных проектов (при защите проекта используются средства Microsoft Power Point)

1. Обсуждение темы будущего проекта.

Для того чтобы закрепить полученные знания и сформировать практические умения и навыки преподаватель вводит обучающихся в ситуацию, дает установку на выполнение проекта. Преподаватель предлагает провести виртуальное путешествие по городам.

Далее предлагает опорный план, по которому обучающиеся будут выполнять проектную работу. (Приложение № 1)

3. Формирование творческих групп.

Преподаватель распределяет обучающихся в микрогруппы, учитывая их способности и уровень мотивации. В каждой микрогруппе находятся студенты с разными уровнями мотивации. Что касается количественного состав, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-4 человек. Таким образом, в группе образуются 3-4 творческие группы, работающие по одной теме. На этом же этапе происходит распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Преподаватель предлагает выбрать предложенные темы: «Лондон», «Москва», «Ижевск».



    1. Сбор дополнительной информации.

На данном этапе обучающиеся работают над сбором материала по заданной теме. Обсуждают первые результаты и составляют текст для презентации по заданной схеме. Преподаватель помогает, контролирует работу, проверяет составленные тексты.

    1. Оформление проекта

В кабинете информатики студенты готовят презентацию в программе «Power Point». Работают с Интернет-ресурсами для оформления презентации.

    1. Презентация проекта.

Это очень ответственный этап, т.к. весь отобранный, творчески оформленный материал надо так ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одногруппников, для которых каждый чужой проект – сюрприз. Защита проходит в виде ролевой игры. Преподаватель дает установку, вводит в ситуацию. Каждая группа представляет свой город и предлагает его посетить. После презентации городов, студенты задают вопросы друг другу. Защита проектов занимает 20-25 мин.

    1. Подведение итогов.

На данном этапе очень важно дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями.

В качестве подведения итогов преподаватель продолжает на занятии систематизировать лексику по теме «Города», закрепляет знания по грамматическим теме «Артикль перед именами собственными».

План- конспект занятия по теме «Города» дается в Приложение № 3.

2.3. Информационный проект « Автомобили»

Преподавание английского языка в нашем техникуме имеет также профессиональную направленность. Например, в старших курсах преподавание английского языка в группах по специальности “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”. Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т. к. почти каждый третий автомобиль, эксплуатируемый в России, изготовлен за рубежом или на совместном предприятии и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Английский язык” - обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса студенты знакомятся:


  • с производством автомобилей (основные заводы-изготовители, выпускающие современные автомобили в России и за рубежом);

  • с основными техническими характеристиками;

  • с общим устройством автомобиля (основные части автомобиля, их функции, кузов и его виды, шасси, рама и ее структура, сцепление, коробка передач, виды коробок передач, тормоза, виды, функции, система рулевого управления, аксессуары).

Данный материал студенты изучают на русском языке по дисциплинам “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Автомобили». Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний на уроках английского языка. Так как этот материал интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. На занятиях студенты овладевают технической терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.

Итогом изучения данного курса является проект в форме плаката или электронная презентация с использованием программы Microsoft Power Point .

Студенты выбирают понравившуюся им модель автомобиля и характеризуют ее с точки зрения основных технических характеристик, устройства основных частей и делают выводы.

В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу.



Первый этап – поиск информации: студенты изучают журналы, дисковые носители, работают в Интернете. Преподаватель предлагает план проекта.

( Приложение №2)



Второй этап – перевод найденного материала на английский язык, используя все имеющиеся знания лексики и грамматики.

Третий этап – подбор наглядного материала, картинок, фотографий.

Четвертый этап – выполнение электронной презентации, с использованием программы «Microsoft Power Point» или создание плаката.

Пятый этап – защита своей презентации.

На итоговом занятии студенты показывают, как они владеют английским языком, произношением, интонацией, как умеют ориентироваться в фактическом материале. (Приложение № 4)



2. 3. Информационный проект «Инновационные технологии в сельском хозяйстве»

Итогом изучения английского языка в группах по специальности “Механизация сельского хозяйства» является проект «Инновационные технологии в сельском хозяйстве».

С данным материалом студенты знакомятся на занятиях «Механизация сельского хозяйства» и « Тракторы».

Целью данного проекта является использование имеющихся у студентов знаний на уроках английского языка. Этот материал интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией. Студенты овладевают технической терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.

Определив тему проекта, договариваемся о форме презентации, о сроках выполнения, о датах промежуточного контроля. Общей задачей проекта стало создание информационного буклета.

Заключительный этап - презентация буклета. (Приложение №5)


2.4. Творческий проект «Этнотур в музей-заповедник Лудорвай».

На кружковых занятиях по английскому языку студенты выполняют творческие и исследовательские проекты. Студенты сами определяют тему проекта и проводят исследование. Преподаватель только направляет и контролирует работу.

Так, во внеурочное время был создан творческий проект: Этнотур в музей-заповедник «Лудорвай». Мотивацией к созданию данного проекта явился интерес к традициям удмуртской культуры и в качестве результата был создан путеводитель на английском языке.

Цель: презентация турпродукта, позволяющего познакомить иностранного туриста с этнокультурными особенностями народа.

Участники: студенты 1курса, 411 группа

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный;

По содержанию: межпредметный;

Планируемый результат: Создание путеводителя (при защите проекта используются средства Microsoft Power Point) ( Приложение № 6)
2.6. Творческий проект «Хеллоуин»

На кружковых занятиях проведена работа над проектом « Хеллоуин», конечной целью которого стало проведение внеклассного мероприятия в техникуме.

Основными целями внеклассного мероприятия является повышение интереса и мотивации студентов к изучению английского языка, уровня коммуникативного владения языком, расширения знаний о традициях и обычаях зарубежных стран. Реализация целей данного мероприятия была достигнута посредством решения следующих задач:


  • развитие познавательных интересов студентов и их творческих способностей;

  • воспитание толерантного отношения к зарубежным традициям и обычаям задач;

  • приобретение учащимися дополнительных лингво-страноведческих знаний;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • привитие студентам навыков самостоятельной работы при поиске и обработке необходимой информации;

  • воспитание этических норм поведения (правила поведения в зрительном зале).

В подготовке и проведении мероприятия участвовали студенты всех курсов. Работа по проведению мероприятия включает в себя три стадии: 1) планирование; 2) подготовка; 3) проведение мероприятия, обсуждение и оценка.

Алгоритм деятельности выглядит следующим образом:

1.Инициация идеи

2. Целеполагание

3. Насыщение базового курса дополнительным языковым материалом

4. Разработка и работа над сценарием

5. Формирование актерского состава

6. Оформление зала и создание карнавальных костюмов

7.Контрольный этап – проведение конкурсного мероприятия

Все участники мероприятия говорят на английском языке. ( Приложение №7)



Заключение.


Используя в своей работе проектную технологию, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом студенты учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Темы проектной деятельности обучающихся можно тесно связать с будущей профессией, при этом получаемые знания при проектировании расширяют кругозор, мышление, повышается значимость профессии.

Метод проектов позволяет создать на занятии иностранного языка исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый студент вовлечён в активный творческий процесс.

Группа студентов формируется с учетом психологической совместимости. Студенты выбирают один проект, над которым будут работать. Но при его выполнении, каждый студент получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта, студенты приходят к выводу о том, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник включается в поиск новой информации, 


в «добывание» знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается:

-      творчески мыслить;

-      самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач;

-      реализовать усвоенные им средства и способы работы;

-      работать в команде;

-      ответственно относиться к выполнению своего участка работы;

-      оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Почему я остановила свой выбор на использовании методов проектов в обучении иностранному языку студентов СПО, потому что проектная методика характеризуется:

-      высокой коммуникативностью;

-      активным включением студентов в учебную деятельность;

-      созданием прочной языковой базы у студентов;

-      развитием личности студента;

-      принятием личной ответственности за продвижение в обучении;

-      использованием межпредметных связей при подготовке проектов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.

В связи с внедрение ФГОС нового поколения при данной деятельности есть возможность формирования общих компетенций как на уроке, так и в неурочное время.



В результате я считаю, что применение данной методической разработки как дидактический материал поможет педагогам в учебной и внеклассной деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Новые педагогические и информационные технологии /Под ред. Е.С.Полат- М., 1999.

  2. Энциклопедия образовательных педагогических технологий: в 2 т. Т.1./ Под. ред. Г. К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  3. Коряковская Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М., 2002.

  4. Е.С. Полат "Типология телекоммуникационных проектов" - Наука и школа - № 4, 1997.

Список использованных Интернет-ресурсов.

  1. http://1september.ru

  2. http://pedsovet.org





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница