Методы управления прибылью предприятия



Дата22.02.2016
Размер110 Kb.
Методы управления прибылью предприятия
Баширова П. И.,

студент группы ЭМФ-455,

Волгоградский государственный технический университет,

Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 4000065

Чеховская И.А.,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономика и финансы предприятий»,



Волгоградский государственный технический университет,

Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 4000065

В данной статье рассматриваются основные методы управления прибылью предприятия, дается их подробная характеристика. Анализируются экономические, организационно- распределительные и социально — психологические методы. Также уделяется внимание процессам обеспечения эффективного управления прибылью предприятия и выделяются требование позволяющие совершенствовать данный процесс.


Ключевые слова: прибыль, управление прибылью предприятия, экономические методы, рыночная экономика, управленческие решения, персонал.
Функционирование любого коммерческого предприятия нацелено на получение прибыли. Управление прибылью предприятия - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенных финансовых результатов.

Метод управления прибылью предприятия - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Теоретическая основа методов управления требует глубокой и тщательной проработки, поскольку неправильное их использование может привести к серьезным отрицательным последствиям.

Существует несколько подходов к классификации методов управления прибылью предприятия. Однако к человеку и коллективу имеет смысл применять только такие средства воздействия, которые затрагивают их интересы, поэтому заслуживает внимание классификация по содержанию воздействия: экономическое, организационное, социально-психологическое.

Анализ совокупности существующих методов позволяет сгруппировать их по следующим видам.


Методы управления прибылью предприятия







Организационно -

распорядительные

методы

Социально -

психологические

методы

Экономические

методы







планирование

распорядительные

морально — этическая

категория


экономический

анализ




организационно-

стабилизирующие



нравственные

ценности

экономическое

стимулирование






дисциплинирующие

взаимоотношения

между людьми


ценовая политика


налоговая политика





Рис. 1. Методы управления прибылью предприятия

Рассмотрим методы управления прибылью предприятия более подробно:

1. Экономические методы управления прибылью предприятия - система мероприятий, влияющая на производство не прямо, а косвенно, с помощью экономических стимулов и рычагов и ориентирующая деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении. Между экономическими интересами предприятия, государства и коллектива существуют объективные противоречия.

Проблема сочетания этих интересов относится к числу сложных. Она включает решение целого ряда задач, например, установление в каждый конкретный период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, фондами заработной платы, поощрительными фондами и т.д.

Система экономических методов управления прибылью предприятия использует все рычаги хозяйствования: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование, ценовую политику, налоги и др. Использование этих рычагов должно быть комплексным и системным (охватывать весь объект управления).

Одним из инструментов управления прибылью выступает планирование.

Планированием процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. Цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Экономический анализ представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта.

Экономическое стимулирование система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта. Характер, формы и методы экономическое стимулирование зависят от господствующих производственных отношений общества.

Ценообразование - неотъемлемая часть политики государства. Основная цель ценовой политики - поддержание паритетных отношений между отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности производства, увеличения объемов продукции, а также защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Налоговая политика - основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование его самого, с другой - регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности страны, так как непродуманная налоговая политика может за сравнительно короткий срок парализовать реально действующую экономику.

Наряду с целевыми регуляторами важная составляющая экономических методов управления прибылью предприятия - совершенствование финансово-кредитного механизма. Пока не удается в полной мере использовать систему банковского кредитования. Один из наиболее сложных вопросов - долгосрочное кредитование на обновление основных фондов и в первую очередь закупку техники, машин и оборудования. В то же время долгосрочное кредитование - основной фактор, обеспечивающий развитие и конкурентоспособность предприятия. Могут быть более широко использованы такие виды кредитования, как залоговые операции, фьючерсные сделки, лизинг и другое.



      1. Организационно-распорядительные методы управления прибылью предприятия основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования. Предполагают использование руководителем власти, ответственность подчиненных.

Организационно-распорядительные методы включают приемы и способы воздействия субъекта управления на его объект с помощью силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. Организационно-распорядительные методы обеспечивают персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.

Организационно-распорядительные методы - это в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако возможно и косвенное воздействие в рамках этих методов - в виде рекомендаций, предложений, советов.

Организационно-распорядительные методы можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказы, распоряжения и т. д.

Выделяют три группы организационно-распорядительных методов:

1) распорядительные;

2) организационно-стабилизирующие;

3) дисциплинирующие.

Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.

При этом все организационно-распорядительные методы управления должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы.



      1. Социально-психологические методы управления прибылью предприятия основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно нравственных ценностей - добра и зла, нравственных начал в обществе, отношения к личности и т.д.

Объектами управления с помощью социально-психологических методов являются:

- личностные характеристики работников, а также их психологические и психофизиологические особенности;

- способы организации труда и рабочих мест;

- система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

- информационное обеспечение и его использование;

- система стимулирования работников;

- морально-психологический климат в коллективе;

- социально-бытовые условия работников;



- инфраструктура региона.

Использование социально-психологических методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов; учебу руководителей по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.

Методы управления прибылью предприятия можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в случае, если применяется система методов, в которой каждый метод дополняет и усиливает другой.

При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ.



Выбор методов управления прибылью предприятия зависит:

  • от цели бизнеса, формы собственности и хозяйствования;

  • от размера предприятия, обеспеченности его материальными и трудовыми ресурсами;

  • от уровня подготовки кадров;

  • конъюнктуры рынка;

  • от политики государства в отношении агробизнеса и т. д.

В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. [2, с 5-7]

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

  1. Интегрированность с обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль.

  2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде  случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие – существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

  3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут  быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода  к рыночной экономике, и в первую очередь – с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

  4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов  управленческих решений  их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

  5. Ориентированность на стратегические  цели  развития  предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если  они  вступают  в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.[1, с.129]

Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателе, оказывает опосредованное влияние на благосостояние персонала. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.

Управление прибылью, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.
Литература

[1] Производственный менеджмент: учебник для вузов/ под ред. С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др. – М: Юнити – Дана, 2004. – 583 с.

[2] Менеджмента [Электронный ресурс]/ литература для студентов - [2006]. - Режим доступа: http://libsib.ru/menedzhment/metodologicheskie-osnovi-menedzhmenta


Methods of the company's profit management

Bashirova P. I.,

student of the group ЭМФ-455,

Volgograd State Technical University

Russia, Volgograd, Lenin Avenue, 28, 4000065

Chehovskaya I.A.,

docent, candidate of economic science,

Volgograd State Technical University

Russia, Volgograd, Lenin Avenue, 28, 4000065
The main methods of the company's profit management are reviewed in this article,their verbose listining. The economic, organizational-destributional and socio-psychological methods are analyzed. An attention is also payed to the processes of ensuring the effective management of the company's profit and requirements allowing improve this process are allocated .
The key words are: profit, company's profit management, economic methods, market economy, the management dicisions, personnel.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница