Методы стимулирования деятельности и поведения



Скачать 110.02 Kb.
Дата07.06.2016
Размер110.02 Kb.
ТипУрок
Преподаватель: О.А. Черных

План-конспект урока



Тема: Методы стимулирования деятельности и поведения

Тип урока: сообщение новых знаний

Цель урока: способствовать сообщению новых знаний понятия и основных характеристик группы методов стимулирования деятельности и поведения учащихся

Задачи урока:

Обучающая: способствовать сообщению новых знаний основных характеристик и условий применения методов поощрения, наказания, соревнования и субъективно-прагматического метода.

Развивающая: способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речи.

Воспитательная: способствовать развитию организованности, эмпатии, тактичности, толерантности, гуманизма.

Ход урока

Организация работы. Приветствие. Проверка присутствующих.

Сообщение темы, цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности школьников. Одними из ваших профессиональных педагогических компетенций должны быть: использовать знания в области психологии и педагогики специальных дисциплин в преподавательской деятельности; планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе. Наша тема, как и в целом цикл «Методы воспитания», направлена на формирование данных компетенций.

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. Вопросы по пройденным темам цикла «Методы воспитания»: что такое метод воспитания, какие группы методов вы уже изучили и т.д.

Ознакомление и восприятие нового учебного материала

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания животных. Но что делать, если человек нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Методы стимулирования деятельности и поведения - пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации. Издавна к методам стимулирования относились поощрение и наказание. В 20 в. в их число стало входить соревнование, а в 21 в. - субъективно-прагматический метод.



Поощрение - метод воспитания, направленный на стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Виды его весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Однако, избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Поэтому необходимо соблюдать определенные условия для рационального использования этого метода.

1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрения заслуживают не только добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо. Надо поощрять и тех, кто проявлял трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогал другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому, сколько и за что, т. е. оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе. Выбирая вид поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.

4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего, что вселяет в учеников уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Оправдывая оказанное доверие, ученик преодолевает свои недостатки.

5. Соблюдение справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.
Соревнование – это метод воспитания, основанный на естественной потребности человека к соперничеству, приоритету нужных человеку и обществу качеств. Потребность быть признанным является одной из базовых потребностей человека. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические стороны. Особенное значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Условия для рационального использования метода соревнование.

1. Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для его проведения, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным, а пункты его – конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценивать и сравнивать. Критерии оценок должны быть простыми, понятными для участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

2. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заведениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.

3. Жесткие условия соревнования можно смягчить игрой. В игре, как известно, не так остро переживаются поражения и всегда остается возможность взять реванш.

4. Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.
Наказание – это метод воспитания, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины и раскаяния. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания, связанные: 1) с наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения.



Всегда ли эффективно наказание?

Эксперимент. Американский исследователь И. Патрика поместил испытуемого в квадратную комнату. Каждая из четырех стен имела дверь. Три двери снаружи запирались на засов, одна оставалась открытой. Место открытой двери менялось в случайном порядке, так что логического решения задачи не существовало. Испытуемый должен был как можно быстрее найти выход из комнаты. На втором этапе эксперимента подопытный человек разувался, а через металлический пол лаборатории пропускали электрический ток. Пока напряжение было слабым, человек выскакивал из комнаты значительно быстрее, чем вначале. Но когда боль становилась нестерпимой, исчезала элементарная логика в действиях испытуемого: они становились нерациональными, менее стереотипными и в результате неэффективными.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания.

3. Если решение о наказании принято, нарушитель должен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок – наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.

8. Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

9. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы.

10. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, а не ученика, его совершившего. Надо объяснить свою позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему вы поступаете так, а не иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.



11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
Вывод. Итак, наказания вызывают модификацию поведения и не всегда приводят к успеху. Поэтому сила наказания должна быть точно выверена, чтобы оно служило стимулом для дальнейшего поведения, а не тормозом. Наказание должно быть оптимальным, соразмерным силам воспитанника. Наказание эффективно для впервые провинившихся. Если наказание не достигло цели в первый раз, оказалось слишком мягким или слишком суровым, вероятно, проступки будут продолжаться. Наказания становятся привычными и малодейственными. Наказание следует накладывать на незначительное меньшинство и при обязательном осуждении их проступков большинством. Наказание – сильно действующее воспитательное средство тогда, когда проступок возмущает не только воспитателя, но и всех одноклассников. В случаях, когда коллектив поддерживает нарушителя, перед наказанием необходимо привлечь товарищей провинившегося на свою сторону. Чтобы не пришлось применять наказаний, воспитатель обязан быть требовательным. Постоянная высокая требовательность как коллективу, так и к себе – отличительная черта эффективного воспитателя
Субъективно-прагматический метод – это метод воспитания основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Подчеркивается тесная связь хорошего воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что невоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и не престижных работах, первыми пополняют ряды безработных.

Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитанниками, воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из школьников, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа; 4) рейтинги воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; 5) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания – денежные компенсации за неправильное поведение, лишение прав и свобод, привилегий .

Субъективно-прагматический метод только внедряется в практику отечественной педагогики, это метод завтрашнего дня.

Осмысление и первичное закрепление учебного материала.

Студентам предлагается решить педагогические ситуаций, используя существующие методы воспитания. Обосновать свой выбор.

Два мальчика младшего школьного возраста шумно ведут себя на перемене после вашего урока. Один «оседлал» другого и катается на нем. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Руководитель коллектива: «Ты постоянно не готовишься к моим занятиям».  Обучающийся: «А мне папа сказал, что это в жизни не пригодится». Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Участница детского музыкального коллектива, узнав, что ее подруга получила балл за выступление в конкурсе выше, чем она, сочла оценку несправедливой. От обиды она нахмурила брови, скрестила руки на груди, ноты, на глазах появились слезы. На вопрос хормейстера: «Что случилось, почему ты не работаешь?» - она не ответила и продолжала, молча сидеть и ничего не делать.   Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Если в коллективе проходит групповая работа, то лидерство всегда захватывает один и тот же ученик. Другие обучающиеся тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

На перемене к Вам достаточно регулярно подходит один из участников коллектива и «ябедничает» на своих друзей. Он рассказывает, кто не сделал домашнее задание, кто кого и как обзывает. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

В Вашем присутствии один из обучающихся дал негативную оценку деятельности Вашего коллеги - другого педагога. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

В Вашем фольклорном коллективе два лидера – положительный и отрицательный. Большинство обучающихся являются ведомыми в группе отрицательного лидера.  Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Ваша воспитанница – старшеклассница пришла к вам на занятия вызывающе одетой, с ярким макияжем, большим количеством бижутерии. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Вы ведете урок по новой теме. Внезапно одна из произнесенных фраз вызывает у учеников нездоровый смех. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Вы ведете урок, коллектив вовлечен в работу. В середине урока один из участников неожиданно встал и вышел из класса, хлопнув дверью. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Ваш предмет стоит в расписании в ДШИ первым уроком. На него регулярно опаздывает один из учащихся. Объясняя свое поведение, он постоянно находит различные причины: много задали уроков в школе, выгуливал собаку, долго не приходил автобус. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Учащиеся вашего творческого коллектива – из семей с разным материальным положением. Вы заметили, что дети состоятельных родителей дискриминируют учеников из малообеспеченных семей.   Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

В Вашем фольклорном коллективе есть обучающийся, который хорошо знает предмет, но не может отвечать перед всем классом, замыкается, молчит. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Педагог спрашивает ученика: «Почему ты не слушаешь, что я говорю?» Ученик отвечает: «А Вы мне не нравитесь». Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

На уроке стоит шум. Педагог: «Почему вы болтаете на уроке?».  Ученики: «А нам скучно!». Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Педагог видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота. Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?

Педагог подростку: «Я видел(а), как ты куришь в туалете». Подросток: «Не на уроке же. И вообще, туалет – это частная территория. Мы там делаем, что хотим». Как поступите в данной ситуации?   Какие методы воспитания вы используете и почему?



Подведение итогов урока. Рефлексия: что нового узнали, чему научились. Оценивание учащихся.

Задание на дом. Повторить методы воспитания

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница