Методы сбережения здоровья воспитанников в педагогическом процессе



Скачать 192.52 Kb.
страница1/7
Дата21.04.2016
Размер192.52 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7
Содержание

Белоус Е.Н. Методы сбережения здоровья воспитанников в педагогическом процессе……………………………………………………

2

Есикова Е.А Профилактика юношеского суицида…………………………

8

Афанасова Л.В.,Воронова Т.М. Организационные условия проведения профилактики суицидального поведения школьников……………………

12

Коренкова Л.Н. Будьте мудрыми и здоровыми, или «Образование сердца» - программа формирования нравственно богатого, физически здорового гражданина-патриота ……………………………………………

19

Неверов И. Специфика подготовки психолога для работы в различных учреждениях ………………………………………………………………….

26

Пиуновская Н. Пифагорейское учение о здоровье в современном мире...

33

Покидова А.Д. Психологические особенности развития речи у детей с нарушением зрения: история исследований, перспективы ……………….

36

Левичева Л.В. Влияние родительского отношения на психологическое здоровье ребенка …………………………………………………………….

46

Арапова Е.А. Профилактика депрессии как основной компонент в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних …………..

52

Нестерова Е.М. Профилактика суицидального поведения в образовательной среде ………………………………………………………………...

56

Шустова Г.Н. Здоровье – богатство на все времена ……………………...

69

Савушкина В.С. Сказкотерапия как метод диагностики и профилактики суицидального поведения подростков ……………………………………

75

Шамлова М.Ю. Социальная реабилитация подростков методом музыкотерапии ……………………………………………………………………….

85

Протоиерей Михаил Сокрутов Работа с молодежью в современном обществе (Опыт Зарайского благочиния) …………………………………….

98

Борисова Л.В. Черлидинг как средство пропаганды здорового образа жизни среди учащейся молодёжи…………………………………………...

104



Методы сбережения здоровья воспитанников
в педагогическом процессе


Е.Н. Белоус

Московский государственный
социально-гуманитарный институт

В педагогической среде назрела необходимость в разработке и поддержании отдельного блока знаний о сбережении здоровья детей различных возрастов в процессе получении ими образования. Впервые Государственное собрание РФ в 1996 г. пришло к выводу, что состояние системы образования в России является одним из главных факторов, угрожающих национальной безопасности страны.

Как это обычно бывает, новое направление в общественном знании складывается из уже имевшегося опыта, хоть в коей-то мере относящегося к поставленной проблеме, и единичных специализированных разработок. Поэтому современные здоровьесберегающие технологии содержат большой объем знаний из не педагогических областей науки. Одной из глобальных проблем в этой области является тот факт, что багаж знаний и техник по сбережению здоровья детей уже достаточно велик и нуждается в систематизации.

Поскольку речь идет о новом блоке в разделе педагогического знания, то и сама технология, безусловно, подразумевается педагогическая. По мнению А.С. Макаренко сочетание «педагогическая технология» не совсем благозвучное. Применительно к воспитанию оно вошло в науку тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. Таким образом, следует признать, что психологический блок знаний занимает в этих технологиях весьма значительное место.

Современная педагогика под здоровьесберегающими технологиями (далее ЗСТ – примечание автора) понимает целенаправленную совокупность рациональных методов и систем методов по обучению и воспитанию, гармонично удовлетворяющих не только общеобразовательным целям, но и задачам сбережения и развития здоровья детей.

На современном этапе развития ЗСТ в них можно выделить развернутую структуру, направленную на сохранение здоровья. Эта структура подразумевает несколько направлений жизнедеятельности ребенка, которые при неверных условиях могут негативно влиять на сохранность здоровья в обучении. Такими направлениями и структурными компонентами ЗСТ технологий являются: движение, питание, общения с предметным миром, общения с обществом, общения с самим собой, внешнее взаимодействие с миром, внутреннее взаимодействие с миром.

В каждом из перечисленных направлений используются различные методы сохранения здоровья. Рассмотрим их внимательно и поочередно.

В направлении движения ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья:

- специально организованная двигательная активность (занятия физической культурой, досуги, развлечения, спортивные праздники, кружки по развитию двигательной активности),

- специально организованная двигательная активность на свежем воздухе (то же и экскурсии и походы, подвижные игры, прогулки с предметами, стимулирующими двигательную активность, игры на двигательных снарядах и специально организованной местности),

- методы стимуляции движения в перерывах между деятельностью (пальчиковые игры, физкультминутки, игры на развитие циклических движений игры-ходилки, Построенные по типу игр-молчанок, при которых произносятся слова, кто дольше ходит (прыгает, приседает, машет руками и т.д), тот и выиграл, а затем выполняется действие),

- методы поощрения двигательной активности.

В направлении питания ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья:

- традиционные (режим питания, расчет энергетической ценности питания, витаминизация, сбалансированность продуктов),

- нетрадиционные (учет биоритмов и конституции, воспитание культуры питания, самонаблюдение и др.).

В направлении общения с предметным миром ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья:

- организация здоровой предметной среды (окружающая предметная среда должна соответствовать возрасту и психологии ребенка, должна иметь должный уровень доступности и смыслового содержания, не должна содержать явной угрозы жизни и безопасности ребенка, но и не должна быть скудной и однообразной),

- организация развивающей среды.

В направлении общения с обществом ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья:

- методы расширения возможностей социального общения (посредством доступных видов искусства, организации встреч и гостиных, разновозрастное общение, элементы психотренинга),

- методы ограничения общения (минутки тишины, уголки уединения, индивидуальное общение педагога с воспитанником),

В направлении общения с самим собой ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья:

- методы развития самоизучения (что и как я чувствую, что я могу чувствовать, что я имею право сделать, каковы мои возможности, чем я отличаюсь или не отличаюсь от других),

- методы развития саморегулирования (стимулирование, релаксация, самоубеждение, развитие воли),

- методы развития самоконтроля (напоминайки, ведение природного календаря).

В направлении внутреннее взаимодействие с миром ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья: режим, биоритмы, закаливание, чередование деятельности и отдыха, разнообразие нагрузок.

В направлении внешнее взаимодействие с миром ЗСТ применяют следующие методы сбережения здоровья:

- гигиена внутренняя (чистота тела, полости рта, одежды, помещений и предметного окружения),

- гигиена внешняя (соблюдение тех правил науки гигиены, которые относятся к предметному обеспечению жизнедеятельности и направлены на эксплуатацию организма без неоправданных перегрузок, например, высота столов и стульев, освещенность помещений и т.п.),

- экология.

Особенности самого понятия здоровьесберегающих технологий подразумевает наличие существенных отличий между применением отдельных методов сбережения здоровья учащихся и внедрением соответствующей технологии в деятельность образовательного учреждения.

Еще 5-7 лет назад большинство ОУ ограничивались применением нескольких отдельных методов и не утруждались разработкой системы взаимосвязи и взаимодополнения этих методов, называю подобную работу технологией. В результате учреждение заявляет о применении совокупностей методов, но на практике отдельные группы учащихся испытывали на себе минимум специально организованного оздоровительного влияния.

Создание системы взаимодействия оздоравливающих методов предполагает не только наличие четких представлений о видах и особенностях структуры ЗСТ, но и варьирование различными ее элементами.



Таблица 1

Классификация методов здоровьесберегающих технологий



Общепедагогические методы

Специальные методы

Смежные методы

Узконаправленные

Широкого спектра действия

1

Гимнастика для глаз

Физкультминутки

ЛФК

Ароматерапия

2

Гимнастика на укрепление осанки

Пальчиковая гимнастика

Массаж

Фитотерапия

3

Логоритмические упражнения

Точечный массаж

Логопедический массаж

Корригирующая гимнастика

4




Артикуляционная гимнастика

Закаливание

Элементы закаливания

5




Дыхательная гимнастика




Элементы сказкотерапии

6




Цветотерапия и ее элементы







7




Музыкотерапия







8




Гимнастика с элементами психо-эмоционального тренинга







9




Су-джок







Для понимания междисциплинарного характера построения ЗСТ в ОУ следует четко разделять соответствующие методы на три основные категории. Обратимся к Таблице 1.

Междисциплинарная специфика методов ЗСТ в значительной мере зависит от понимания каждой из групп методов.

Под специальными методами понимаются такие методы, реализация которых требует специальной профессиональной подготовки персонала, эта подготовка часто носит не педагогический характер. Такие методы нуждаются в тесном сотрудничестве специалиста с педагогами в рамках специальной педагогической программы.

Под смежными методами понимаются такие методы, которые сочетают несколько различных видов деятельности при доминировании педагогических и часто требуют дополнительного образования.

Таким образом, в беседе о структуре ЗСТ следует помнить о семи основных компонентах и о том, что каждый из них имеет в своем арсенале не только общепедагогические методы, но специализированные, применяемые именно для этого компонента. Вот почему не всякую методическую разработку можно называть технологией.

С другой стороны ситуации, когда структура ЗСТ как научно-методическая основа сбережения здоровья учащихся сознательно отвергается или игнорируется, возникает проблема преемственности различных ступеней образования, так как отдельные компоненты опускаются на различных этапах образования или не реализуются в специализированных методах обучения и воспитания. Что так же существенно снижает эффективность и педагогическую, и здоровьесберегающую.


Литература

  1. Третьякова Н. Навигатор для педагога // Здоровье детей: Изд. Дом «1 сентября», №13 (431), 2011.

  2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века/ Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова Н.Н., Саулина Т.Ф. Изд. 4-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011 (Развитие и воспитание дошкольников)

  3. Кудрявцев В.Т. Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А.В. Запорожца // Вопросы психологии, №5, 2006, с.101-112.

  4. Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиенического обучения и воспитания учащихся: Межвузовский научно-методический сборник. – Вып.5 / Отв. ред. С.С. Тверская. – Коломна: КГПИ, 2005.-128с.


Профилактика юношеского суицида

Е.А. Есикова

педагог-психолог

ГБОУ НПО ПУ № 83 МО
Когда мы теряем ребенка из-за болезни

или несчастного случая – это огромное горе,

но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь –

это непоправимая трагедия.

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидент – человек, совершивший суицид или имеющий суицидальное поведение.

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни?

Причины юношеских самоубийств:



  1. на первом месте стоят отношения детей с родителями которые, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений. Многие попытки у молодёжи рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Родителям следует помнить, что если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта молодые люди крайне импульсивны и агрессивны. Любой попавшийся под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.

  2. проблемы с обучением, которые обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с преподавателями, администрацией или учебной группой. Эти проблемы обычно не являются непосредственно причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки обучающихся, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

  3. проблемы взаимоотношений с друзьями. Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь;

  4. еще одной из наиболее часто встречающихся причин попыток самоубийства в молодежной среде является несчастная любовь; в подавляющем большинстве случаев от безответности чувства страдают девушки;

  5. иногда суициды совершаются в подражание кумирам или из чувства коллективизма;

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.

Как заметить надвигающийся суицид.

  1. перемены в поведении – уединения, замкнутость от семьи и друзей, рискованное поведение;

  2. проблемы с учебой – падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;

  3. признаки депрессии – перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность, чувство вины;

  4. устные заявления – «Я хочу быть мертвым (ой)» «Я не могу так дальше жить», «Оставьте меня в покое»;

  5. темы о смерти – накопительный интерес к данной тематике в художественных галереях, в поэзии, романах; усиленное внимание к оккультизму, тяжелому металлу в музыке, множество шуток на тему самоубийства;

  6. вызывающая одежда;

  7. дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дела, примирение с давними врагами;

  8. предыдущая суицидальная попытка (особое внимание!);

  9. девушки и юноши, которые не умеют (не способны) справляться с трудностями, с которыми рядом нет никого, с кем они могли бы поговорить, которые чувствуют, что у них нет настоящих друзей и людей, заботящихся о них;

  10. употребление, а впоследствии, и злоупотребление алкоголем;

  11. могут наблюдаться и другие признаки, такие как агрессивность, неадекватное, сверх бурное реагирование (например, на утерю чего-либо), нелады с законом, неожиданная беременность, наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид).

Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку:

  1. Подбирайте ключи к разгадке суицида.

  2. Примите суицидента как личность.

  3. Установите заботливые взаимоотношения.

  4. Без сомнения и критики выслушайте ребенка.

  5. Восстановите последовательность событий, приведших к кризису.

  6. Объясните ребенку (не умаляя значимости происходящего для него), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»).

  7. Не предлагайте неоправданных утешений.

  8. Вместе с ребенком спланируйте способы преодоления создавшейся ситуации.

  9. Побуждайте ребенка словесно оформить планы предстоящих действий.

  10. Вселяйте надежду.

  11. Оцените степень риска самоубийства.

  12. Не оставляйте ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска.

  13. Обратитесь за помощью к специалистам.

  14. Заботьтесь и поддерживайте ребенка.

У психологов есть совет, который может стать законом для родителей: ребенок заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите ВСЕ свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, сопереживайте, думайте вместе. И ещё: ваш ребенок должен знать, что он ВСЕГДА может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

Организационные условия проведения профилактики
суицидального поведения школьников


Л.В.Афанасова, Т.М.Воронова,

МБОУ СОШ №3 г. Озеры
«Что же милее всего для человека? Жизнь. Потому что с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды…»
Н.Г.Чернышевский

В раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и своё сердце столько впечатлений, столько важных нравственных истин, сколько не вбирает за все остальные годы, поэтому так важна эта изначальная пора бытия без фальши.

Уроки порядочности, бескорыстия, бесстрашия щедро дарят взрослые: родители, бабушки, учителя. Мы, взрослые, должны пробуждать духовность, способность преодолевать тяготы жизни, учить справляться с трудностями.

Мир старших и мир молодых – нерасторжим. Подросткам не терпится стать взрослыми, но, конечно, не о морщинах и сединах грезят они. А мечтают вложить свои силы в настоящие дела, т.е. Включиться в сложные жизненные события, которыми живут матери и отцы.

Мы, взрослые, особо заботливо должны относиться к весенней поре человечества, которая называется детством.

Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.

Статистика обращает внимание на то, что идёт рост суицида среди молодёжи.

Среди учащихся нашей школы за последние 4 года были 3 случая попытки инсценирования перед родителями решение своих проблем, которые были направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, несправедливость по отношении к ним. И 1 случай – неправильного употребления психотропных лекарственных средств.

Причины - разные. Они очень схожие со статистическими данными по Российской Федерации.


  1. Наиболее частая причина – семейные конфликты с родителями.

  2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь).

  3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение.

Почти треть времени ребёнок проводит в школе: учится, бегает по коридорам на переменах, занимается в кружках и на факультативах, готовится к экзаменам. В этот момент у некоторых обучающихся развивается школьная дезадаптация. Это стойкая неуспеваемость, нарушение поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей, боязнь насилия со стороны взрослых, бестактное поведение отдельных педагогов, конфликты с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствость и безразличие окружающих.

Столкнувшись с проблемой демонстрационного суицидального поведения, вся работа педагогического коллектива направлена на создание благоприятных условий для формирования личности.

Каждый случай рассматривался с большим вниманием. Не афишировался широко, но обсуждался на педагогических встречах разного уровня. Разговор сложный, и просто «так» в этот момент не поговоришь. Проводились индивидуальные беседы с учениками и их родителями педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем, администрацией школы. Аккуратно предлагали обратиться за психологической помощью в медицинские учреждения. Членами школьной социально – психологической службы осуществлялись выходы в семью.

С целью проведения профилактической работы педагогическим коллективом разработана и принята воспитательная программа «Надежда России», целью которой является создание в школе единого воспитательного процесса, главная ценность которого – личность каждого ребёнка. Программа направлена на формирование духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. В программе воспитательной работы представлены все стороны жизнедеятельности и развития человека. Она состоит из следующих разделов:

- «Здоровье»

- «Этическая грамматика»

- « Беркут» (раздел патриотического воспитания)

- « Я – гражданин России»

- « Все цвета, кроме чёрного»

- « Правилам движения – почёт и уважение»

- «Наш класс – это класс!», представляющий собой комплексную игру, совмещающей все формы и направления воспитательной работы в школе. По итогам этой игры в конце учебного года определяется «Самый лучший класс года».

В рамках профилактики суицидального поведения мы стараемся занять свободное время учащихся в системе дополнительного образования. Общая занятость в кружках и секциях составляет 84%:

- в школьной системе занимается 453 ученика, что составляет 60%,

- в городской - 344 ученика (50%).

Все учащиеся группы «риска» занимаются дополнительным образованием.

В школе функционирует социально – психологическая служба, которая играет большую роль в профилактике суицидальных проявлений у учащихся, оказания своевременной помощи детям в кризисный момент. Родители, учителя и учащиеся могут получить помощь педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника по возникновению проблемы.

Работа данной службы имеет следующие формы:

- лектории;

- круглые столы;

- семинары;

- стендовая информация;

- индивидуальные консультации;

- тренинги.

Работа социально-психологической службы направлена на укрепление и поддержание психологического здоровья личности и создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся. Возглавляет службу квалифицированный педагог – психолог Воронова Татьяна Михайловна. В течение года ею проводятся различные мероприятия с учащимися школы (психодиагностика, коррекция и развитие учащихся, предупреждение и профилактика вредных привычек, суицидального и девиантного поведения, консультирование, работа с педагогическим коллективом и родителями, организуются лекции, беседы, консультации и т.д.

С 2011-2012 учебного года, в связи с переходом на новые стандарты образования, Татьяной Михайловной организованы и проводятся занятия по программе «Жизненные навыки», представляющей собой поддерживающую и обучающую программу по психологии для учащихся. На сегодняшний день такими занятия ми охвачены учащиеся 1-3 классов. Программа направлена на решение личных проблем, присущих детям данного возраста, проблемам, решение которых требует от учащихся навыков обращения с чувствами. Программа «Жизненные навыки» – это первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного, суицидального и асоциального поведения.

Проводятся в нашей школе психологические акции «Я выбираю жизнь!», которые охватывают разные возрастные категории учащихся. Так, например, в последней акции приняли участие все учащиеся школы. В начальной школе с 1 по 4 классы в акции «Я голосую за жизнь!» - 5 человек воздержались при голосовании прикрепить свои ладошки на лист ватмана. Учащиеся среднего звена по классам «выращивали» «Дерево жизни». Итоги таковы – 2 человека не смогли определить, в чём ценность жизни. Учащиеся старших классов - в сочинениях выражали свои ассоциации с выбранными ими картинками из жизни.

Классными руководителями проводятся классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни». Ими рассматриваются индивидуальные приёмы психологической защиты в сложных ситуациях, предложенные педагогом – психологом. Классные руководители знакомятся с результатами тестирования на предмет уровня тревожности среди учащихся.

Сравнительный анализ уровня тревожности по результатам диагностики

в 7 – х классах 2011 – 2012 уч. г. и в 8 – х классах 2012 – 2013 уч.год:
(На диаграмме видно, что уровень тревожности средний и ниже среднего.)

До сведения учащихся и родителей доведены номера «Телефонов доверия», информация о которых размещена на стенде.

Проводятся консультации для родителей по темам «Причина детской агрессии», «Профилактика асоциального поведения ребёнка в семье».

Юного человека воспитывает сумма слагаемых жизни – школа, двор, книги, телевидение, но большую часть времени ребёнок проводит в семье. Отношения, возникающие там, во многом определяют его настроение, взгляды, будущую судьбу. Что может быть прекрасней родного дома, дома, где тебя всегда ждут, дома, где тебя любят и понимают.

Но статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии, человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным.

К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашей школе 692 ученика, из них 267 учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности.

В России число распавшихся семей, значительно превышает число образовавшихся семей. В последние годы стало модным образовывать гражданские браки, а это означает, что никто из двоих не будет нести ответственность за ребёнка.

В завершении своего выступления, хочу обобщить то, о чём говорила выше.

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем, но нельзя не отметить, что в основе совершения таких поступков могут лежать пограничные нарушения психического здоровья. Соответственно, отсюда следует, что нам - врачам, педагогам, другим заинтересованным службам, необходимо особо обратить внимание на проблему ликвидации безграмотности родителей в вопросах охраны здоровья детей, и пропагандировать здоровый образ жизни взрослых и детей, основанных на нравственно – этических нормах поведения в семье и обществе.

Когда человек рождается, он уже имеет в себе святые слова отец и мать! И если гроза нашей жизни отрывает лист от дерева, т.е. от родителей, то листик погибает! А если погибнет много листиков на растении, то оно погибнет само! Давайте же будем поливать растение добром, чуткостью, вниманием, порядочностью. Тогда всё у нас будет хорошо!


Каталог: vosp
vosp -> Воспитание и социальная адаптация
vosp -> Заседание областного родительского Совета
vosp -> Программа летних тематических площадок на базе мбоу сош №101
vosp -> Вопросы «свободного воспитания» в зарубежной и отечественной педагогике
vosp -> Семинар для социальных педагогов областных государственных образовательных учреждений Иркутской области
vosp -> Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования
vosp -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
vosp -> 1 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
vosp -> Педагогическая диагностика воспитанности как неотъемлемая часть образовательного процесса в вузе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница