Методы психологического наблюдения в правоохранительной практике



Скачать 141.06 Kb.
Дата23.05.2016
Размер141.06 Kb.
Методы психологического наблюдения в правоохранительной практике

1. Понятие психологического наблюдения и его методы

Наблюдение является одним из основных методов сбора психологической информации в деятельности работников правоохранительных органов. Психологическое наблюдение - это целенаправленное, специально организованное восприятие различных сторон поведения и деятельности людей в целях решения разнообразных профессионально-юридических задач. Область применения психологического наблюдения в юридической практике тесно связана с различными направлениями деятельности работников органов правопорядка: профилактикой правонарушений, раскрытием и расследованием преступлений, охраной общественного порядка и безопасности, исправлением и перевоспитанием правонарушителей и т.д.

Можно выделить два основных условия, от которых зависит эффективность психологического наблюдения:

1) уровень развития познавательных качеств (качеств восприятия, памяти, мышления) и внимания работника, владения им психотехникой наблюдения;

2) знание работником правоохранительных органов поведенческих признаков сигналов, свидетельствующих о юридически значимом поведении, его целях и мотивах.

Рассмотрим конкретный пример действий работника правоохранительных органов. Оперативный работник уголовного розыска нес службу на перроне вокзала и задержал особо опасного преступника, находившегося в розыске. Вот фрагмент его рассказа об этом задержании: "Я увидел, как молодой человек, по приметам схожий с тем, кого разыскивали, сошел на перрон. Вспомнил, что в ориентировке было сказано: у преступника несколько пистолетов. Тут я заметил, что хотя незнакомец старался держать чемодан прямо, один край его несколько перетягивал. Подумал, уж не пистолеты ли сбились в угол? Снова внимательно всмотрелся в подозреваемого и сличил его внешность с имеющейся фотографией разыскиваемого. Убедившись, что передо мной разыскиваемый преступник, я стал думать: с какой стороны подойти, что сказать, как обезоружить, в каком месте это лучше сделать. Задержание прошло гладко, так как преступник от неожиданности растерялся и, практически, не сопротивлялся".

Рассказ сотрудника уголовного розыска подтверждает его хорошую наблюдательность, высокий уровень сформированности профессионального мышления и памяти, умения принять правильное решение в сложной ситуации, обезопасив себя от возможного сопротивления со стороны преступника.

Поведенческие признаки-сигналы проявляют себя в процессе различных вербальных и невербальных действий людей. Например, асимметричная походка человека (шаг одной ногой короче шага другого) с большой степенью вероятности указывает на наличие у него огнестрельного оружия, причем с той стороны тела, где шаг короче.

О чем свидетельствуют другие признаки сигналы?

О причастности человека к криминальному миру могут свидетельствовать употреблении в общении кличек, уголовного жаргона ("феня") и криминальной жестикуляции, наличие татуировок, проявление поведенческих стереотипов, полученных в период отбывания наказания в виде лишения свободы и др.

Неискренность человека может проявляться внешней напряженностью, изменением обычной мимики, жестов и интонации речи, скованностью в поведении, дрожанием рук и т.д.

На враждебность отношения к работнику органа правопорядка могут указывать мимическое выражение эмоций враждебности, угрожающие жесты и позы, речевые оскорбления.

Обычная процедура психологического наблюдения складывается из ряда действий:


  • определения задачи и цели наблюдения (для чего наблюдать за человеком, с какой целью);

  • выбора объекта, предмета и ситуации наблюдения (за кем наблюдать и что наблюдать);

  • выбора способа наблюдения, максимально обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

  • обеспечения маскировки наблюдения (как обеспечить скрытность наблюдения);

  • выбора способа регистрации наблюдаемых фактов деятельности и поведения человека (как вести регистрацию фактов);

  • анализа и обработки полученной психологической информации (каков результат психологического наблюдения).

В качестве предмета психологического наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения одного человека, нескольких лиц или группы людей. Психологическому наблюдению подлежат:

а) речевые (вербальные) акты, их содержание, последовательность, целеориентация, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, фонетики и т.д.;

б) выразительные невербальные движения, позы, экспрессия лица, глаз, тела, жестов;

в) движения, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;

г) физические воздействия в виде касания, поглаживания, толчков, ударов, поддержки, передачи предметов или их отнятия и т.д.;

д) сочетание перечисленных выше действий.

Поведенческие признаки-сигналы могут быть систематизированы и представлены в виде процедуры стандартизированного или контролируемого наблюдения. При стандартизированном наблюдении в отличие от нестандартизированного (или неконтролируемого, случайного) сбора фактов о поведении людей наблюдатель заранее определяет, какие элементы ситуации имеют наибольшее значение для изучения и сосредоточивает на них свое внимание.

Американским психологом В. Ньюстеттером предложена 9-ти пунктовая шкала оценки развития отношений между людьми в процессе наблюдения от сердечности до враждебности:

1) физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.);

2) знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать что-то, одолжить, приглашать, предпочитать, защищать и т.д.);

3) знаки товарищеского отношения (игры, шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение);

4) случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия);

5) почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды);

6) знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытки доминировать без ссоры, мягкая ирония или критика);

7) признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими);

8) признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желаний (критика, ирония, обвинение);

9) признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку, бить);

Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения является преодоление субъективности оценок и ошибок в выводах наблюдателя. К числу типичных ошибок психологического наблюдения следует отнести:



  • халло-эффект, который отражает чрезмерно обобщенное впечатление наблюдателя и приводит к грубым оценкам в виде "черно-белых красок" итоговых выводов о человеке;

  • эффект снисхождения, сущность которого состоит в тенденции давать завышенную позитивную оценку наблюдаемым поступкам людей;

  • ошибку центральной тенденции, суть которой заключается в стремлении усреднения при наблюдении оценок людей и игнорировании крайних признаков поведения;

  • логическую ошибку, которая основывается на предположении о тесной связи ряда признаков личности, хотя реально такая связь отсутствует или проявляется очень слабо (например, наблюдатель совершает ошибку, делая вывод о наличии высокого интеллекта у человека на основании его красноречия и т.п.);

  • ошибку контраста, которая отражает склонность наблюдателя отыскивать у других людей черты и свойства, противоположные своим;

  • эффект ореола или нимба, который характеризует тенденцию наблюдателя приписывать человеку, имеющему определенные заслуги или ранее проявившему себя достойно, позитивные качества, а индивиду, совершившему проступок или правонарушение, наоборот, давать только негативные оценки;

  • эффект первого впечатления, который отражает тенденцию наблюдателя придавать слишком большое значение первому впечатлению о человеке, а последующие наблюдаемые характеристики поведения считать случайными.

2.Упражнения по развитию психологической наблюдательности у работников правоохранительных органов

Занятие 2. Психологические методы диагностики лжи и скрываемых обстоятельств

1. Характеристика основных психологических методов диагностики лжи и скрываемых обстоятельств

Тайна и ложь лежат в основе преступной деятельности. Преступники в процессе приготовления к своим криминальным деяниям стараются склонить других людей на свою сторону, завоевать их доверие, тщательно маскируя и скрывая истинные преступные намерения и цели. Будучи привлеченным к ответственности в качестве подозреваемого или обвиняемого, преступник часто с целью ухода от наказания или снижения степени своей вины в противоправном деянии умышленно пытается ввести органы предварительного следствия в заблуждение, используя для этого различные способы лжи. Для этого он прибегает к вымыслу и искажает реальные факты. Также следует заметить, что в силу различной мотивации могут лгать и другие участники уголовного процесса: свидетели и потерпевшие.

Исследования профессора А.Р. Ратинова показывают, что извращение обстоятельств уголовного дела в показаниях допрашиваемых достигается с помощью следующих приемов:


  • умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных лиц;

  • дополнение описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска;

  • перестановка и смещение в описании отдельных фрагментов события по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п.;

  • замена отдельных элементов события иными, вымышленными обстоятельствами и деталями.

Следует отметить, что знание работниками правоохранительных органов способов и приемов психологической диагностики лжи и неискренности в поведении человека является важной предпосылкой успешной профессиональной деятельности.

Приемы диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе анализа речевых высказываний человека основываются на оценке правдивых и лживых высказываний посредством выделения определенных критериев.



Критерии оценки искренности и неискренности высказываний человека

1. Компетентность и осведомленность

Правдивые высказывания: часто выходят за рамки знаний человека и его осведомленности. Он обычно строит правдивые суждения не только на основе личного опыта, но и тех фактов, которые реально наблюдал или слышал о них от других лиц, либо читал о них в книгах, журналах, газетах и т.п.

Лживые высказывания: обычно ограничены опытом, квалификацией и образованием человека, а также его способностями к фантазированию. Кроме того измышления могут строиться на основе типовых вариантов поведения, имеющих прецеденты в реальной жизни, литературе, кино и т.д.

2. Речевая характеристика высказываний

Правдивые высказывания: как правило, формулируются собственными словами, отражающими реальный кругозор человека, его жизненный опыт и образование.

Лживые высказывания: лживые речевые конструкции с целью придания им большей значимости изобилуют сложной терминологией (медицинской, правовой и т.д.), что указывает на использование словарного запаса, несвойственного данному человеку в соответствии с его образованием, квалификацией и жизненным опытом.

3. Уникальность высказываний

Правдивые высказывания: всегда индивидуализированы и носят уникальный характер. В них больше деталей, событий и конкретных участвующих лиц.

Лживые высказывания: более схематичны, стереотипны, лишены частностей и деталей, конкретных действующих лиц. Часто по поводу таких высказываний может возникнуть предположение о том, что вы их уже когда-то и где-то их слышали.

4. Эмоциональная насыщенность и убедительность высказываний

Правдивые высказывания: всегда сопровождаются сильными эмоциями и убедительностью речи человека. Он говорит правду, его трудно сбить с толку, заставить отказаться от своих слов, изменить точку зрения.

Лживые высказывания: сопровождаются меньшими эмоциями, иногда эмоции носят инсценированный характер. Можно подозревать, что эмоции и переживания искусственны и умышленно демонстрируются человеком. Убедительность высказываний он пытается достичь не за счет насыщенной эмоциями речи, а путем ссылки на других лиц, подтверждающих слова, действия и поступки.

5. Кажущиеся несоответствия в высказываниях

Правдивые высказывания: как ни парадоксально, но в правдивых суждениях можно чаще встретить несоответствия, несогласованность деталей, что отражает факты реальной, полной противоречий жизни.

Лживые высказывания: в них обычно не встречается несоответствий, несуразностей, все факты "приглажены" и согласованы. Это обстоятельство часто свидетельствует о неискренности человека.

6. Ролевая позиция говорящего

Правдивые высказывания: в них проявляется истинная личная позиция человека, его убежденность. Он говорит от своего имени, не занимая несвойственной ему социальной роли.

Лживые высказывания: в этих речевых конструкциях часто проявляется позиция стороннего наблюдателя ("так обычно делают", "так говорят", "таким образом надо поступать" и т.п.). Кроме того, возможно занятие позиции, выгодной для говорящего ("борца за справедливость","критика социальных недостатков" и др.).

7. Неопределенность, неконкретность связей

Правдивые высказывания: обычно отсутствует неопределенность.

Лживые высказывания: часто встречаются неопределенность и неконкретность связей.

8. Чрезмерная, нарочитая точность

Правдивые высказывания: отсутствует.

Лживые высказывания: для них свойственна нарочитая точность.

9. Исключительно позитивная информация говорящего о себе

Правдивые высказывания: не свойственна.

Лживые высказывания: как правило, присутствует.

10. Уклонение от ответа на прямой вопрос ("вопрос забыт")

Правдивые высказывания: уклонение не наблюдается.

Лживые высказывания: для них характерным является уклонение от ответа на прямой вопрос.

11. Неоднократное повторение одних и тех же утверждений

Правдивые высказывания: при отсутствии вопроса собеседника, как правило, утверждения не повторяются.

Лживые высказывания: в целях воздействия на собеседника утверждения часто повторяются.

12. Проговорки

Правдивые высказывания: отсутствуют.

Лживые высказывания: часто проявляются.

Большое значение в правоохранительной деятельности имеет владение приемами диагностики лжи и скрываемых обстоятельств на основе наблюдения за невербальными (неречевым реакциями человека). Часто можно наблюдать противоречия между высказываниями человека, с одной стороны, и телодвижениями, позами, мимикой и жестами, с другой стороны. Невербальный "язык" часто "с головой" выдает человека, говорящего неправду. В психологии в результате наблюдений за невербальным поведением человека выделены так называемые "жесты неискренности" (защита рта рукой, прикосновение к носу и др.).

Умение обнаружить соответствие (или противоречие) между языковым и неязыковым общением является важной предпосылкой точности оценки информации, получаемой от собеседника. Необходимо обращать внимание на взгляд человека. Известно, что при нормальном контакте (люди говорят друг другу правду) взгляды людей встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника менее 1/3 части всего время взаимодействия. При этом он будет стараться отвести взгляд в сторону в случае вопросов, относящихся к скрываемой или искусственно сконструированной информации (так называемый "бегающий взгляд").

Наблюдение позволяет выделить ряд невербальных реакций человека, свидетельствующих о его неискренности.

1. Защита рта рукой (рука прикрывает рот), большой палец прижат к щеке.

2. Прикосновение к носу (легкое прикосновение к ямочке под носом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу).

3. Потирание века.

4. Почесывание и потирание уха.

5. Оттягивание воротника рубашки.

6. Частое приглаживание волос.

7. Легкая снисходительная улыбка, сопровождающая ложное высказывание.

8. "Бегающий взгляд" (человек с трудом "держит" взгляд собеседника, отводит глаза в сторону).

9. Нервозность в поведении (периодическая прочистка голоса; покашливание; частое курение сигареты; ерзание на стуле; постукивание по столу; потирание ладоней; непроизвольное изменение интонации, тембра и темпа речи; появление дрожи в голосе; паузы при ответах на вопросы; слишком быстрые ответы на вопросы и т.п.).

10. Прищуривание, сужение глаз при ответах на вопросы.

11. Микронапряжение лицевых мышц, когда в момент ложного высказывания по лицу как бы пробегает тень.

12. Вегетативные реакции (покраснение лица; подергивание губ; учащение дыхания; расширение зрачков; сужение зрачков; повышенное потоотделение; тремор кистей, рук, ног).

Невербальное поведение человека, скрывающего какие-либо обстоятельство или обманывающего других людей может проявляться в его действиях и поступках (избегание встреч с конкретными людьми, нежелание посещать определенные места и т.п.).

Диагностика лжи возможна на основе применения специального технического устройства - полиграфа (детектора лжи). Полиграфическое тестирование строится на основе положения о том, что значимые раздражители (например, слова, имеющие отношение к описанию места преступления, орудий преступления и т.д.) будут вызывать заметное эмоциональное напряжения, выражающееся в определенных реакциях организма человека. Эти реакции полиграф фиксирует и позволяет сделать вероятностный вывод и причастности человека к каком-либо событию, а также наличии у него скрываемой информации.

К числу вегетативных и физиологических реакций при острых переживаниях относят:


  • изменение (при отсутствии физической нагрузки) частоты пульса, а также изменение ритма пульсовых сокращений;

  • изменение кровяного давления (по гипертоническому или гипотоническом типу);

  • изменения в ритме дыхания (особенно резкое сокращение фазы выдоха и искажение обычного дыхательного цикла);

  • выраженные изменения в кожно-гальванической реакции (КГР), появление обильного потоотделения без температурных и физических нагрузок;

  • изменения в электрокардиограмме (ЭКГ);

  • изменения в картине электроэцефалограммы (ЭЭГ);

  • повышение перистальтики кишечника, повышенный диурез;

  • различные изменения в элементах крови, мочи, слюны.

Наиболее распространенный тип полиграфа построен на использовании регистраторов изменений таких физиологических параметров организма человека, как кожно-гальваническая реакция (КГР), дыхание, периферическое артериальное давление (АД) и сокращения пульса. Такой тип полиграфа имеет как стационарную, так и портативную модификации.

Процедура проведения испытания на полиграфе имеет ряд правил:

1) добровольного участия в испытании на полиграфе;

2) исключения какого-либо давления на испытуемого;

3) предварительного обсуждения круга вопросов, которые будут заданы человеку;

4) ответа испытуемого на все вопросы двумя словами "да" или "нет";

5) проведения опроса наедине - оператор и испытуемый;

6) проведения опроса в целях достижения точности несколько раз (обычно три раза);

7) проведения опроса специалистом - оператором полиграфа. Основной областью применения полиграфа являются: определение степени причастности к событию преступления (виновности или невиновности человека); установление скрываемых обстоятельств и степени искренности человека при отборе его на работу в ряд государственных и коммерческих организаций.

Очень популярен в полиграфических исследованиях "тест определения виновности" или "тест виновных знаний". В некоторых странах прохождение данного теста признается доказательством в уголовном процессе например, в США. Полиграфы, кроме США, широко применяются в Великобритании, Германии, Японии, Польше, Венгрии, Китае и др. странах. В России опыт применения полиграфов очень невелик и в основном, связан с деятельностью силовых министерств и некоторых коммерческих структур.



Полиграфические обследования имеют перспективу при отборе кадров, в том числе в правоохранительные органы, определении скрываемых фактов жизни у будущих работников органов правопорядка, а также при решении ряда профессиональных юридических задач. К таковым следует отнести: определение степени виновности человека в преступлении, установление психического статуса при проведении психолого-психиатрических экспертиз и др.
Каталог: ld
ld -> -
ld -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
ld -> На правах рукописи
ld -> Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов
ld -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
ld -> Управление образовательными инновациями вуза на основе информационно-аналитической деятельности
ld -> Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза: основные принципы и подходы
ld -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
ld -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница