Методы обучения и их классификация



Скачать 41.28 Kb.
Дата20.04.2016
Размер41.28 Kb.
Методы обучения и их классификация.

Слово «метод» означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения - способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленной на решение задач формирования знаний, умений и навыков.

Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием представляет собой элемент метода, его составную часть, отдельный шаг в применении метода. Кроме того, педагоги рассматривают прием как модификацию метода в том случае, когда метод простой по структуре или наибольший по объему.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. Существует несколько подходов к классификации методов обучения. Обобщив большинство из них, при целостном подходе необходимо выделить три группы методов:

1) Методы организации и осуществления Учебно-познавательной деятельности, предназначенные для формирования знаний, умений и навыков;

2) Методы стимулирования и мотивации, предназначенные для формирования у обучающихся стремления к качественному усвоению материала;

3) Методы контроля и самоконтроля за усвоением учебного материала.

Все методы организации и осуществления Учебно-познавательной деятельности можно представить в виде следующей таблицы:


Методы организации Учебно-воспитательной деятельности



Аспекты передачи и восприятия информации


Логический аспект

Аспект мышления

Аспект управления обучением

1. Словесные - лекции, объяснения, рассказ, инструктирование




1.Индуктивный способ.


1.Репродуктивный способ.


1.Самостоятельная работа


2. Наглядные - иллюстрация, демонстрация, личный показ.

Моделирование

реальных объектов.



2.Дедуктивный способ


2.Проблемно-

поисковый способ

2.Работа под руководством

педагога

3. Практические -

упражнение, тренировка.

-

-

-



Характеристика словесных методов
К методам устного изложения материала относятся:

1) лекция;

2) объяснение;

3) рассказ;

4) инструктирование.

Лекция - это развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем. Лекция отличается от рассказа большой емкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и сообщений. в ней тесно сочетаются элементы повествования и описания, анализ фактов и приемов. Лекция требует от обучаемых абстрактного мышления, а от лектора активно руководить мыслительной деятельностью слушателей.

Объяснение - это повествовательное строгое в логическом отношении изложение сложных вопросов, правил, принципов, сочетаемое с показом (демонстрацией). Здесь главное место принадлежит приемам доказательства, рассуждения. Чаще всего объяснение сочетается с показом приемов и действий, предметов, вещей, правил их использования, демонстрацией различного рода наглядных пособий, упражнением обучаемых.

Рассказ - предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. он применяется обычно на тех занятиях, в которых изучаются исторические события, явления общественной жизни, процессы и закономерности, лежащие в основе тех или иных действий.

Рассказ характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в её активном усвоении.

В ходе рассказа используются такие приемы, как повествование (последовательное, логически связанное изложение), описание (словесная передача хода событий), рассуждения (логически последовательный ход мыслей, суждений, умозаключений).

педагоги в качестве эффективных условий применения рассказа выделяют:

1) тщательное продумывание плана;

2) выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы;

3) удачный подбор приемов и иллюстраций;

4) поддержание должного эмоционального тонуса изложения.



Инструктирование -краткое, лаконичное, четкое указание.

Основные требования, предъявляемые к словесным методам обучения:

1) убедительность изложения, легкость усвоения и прочность запоминания;2) высокая научность излагаемого материала;

3) тесная связь с жизнью, с практикой обучения;

4) эмоциональность, ясность и яркость речи педагога, оптимальный темп изложения материала;

5) умелое сочетание с другими категориями обучения.


Характеристика наглядных методов обучения.
Рассматривая классификацию наглядных методов обучения, необходимо помнить, что наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активизации деятельности обучаемых по познанию объектов, по овладению знаниями и действиями в отношении этих объектов.

Психический образ предмета или явления в той степени нагляден, в какой он сам знаком и понятен. Кроме того, нужно, чтобы субъект проявил активную познавательную деятельность в отношении этого объекта, чтобы он хотел, стремился понять и создать у себя наглядный образ познавательного объекта. Бездумное пассивное созерцание объекта не приводит к созданию наглядного образа этого объекта, т.е. наглядность присутствует лишь тогда когда выполняется условие:



Наглядность = понимание + активность


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница