Методы исследования в социальной работе



страница1/15
Дата21.04.2016
Размер3.07 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т.Сохов

________________________

«_____» _______________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Направление подготовки

040400.62 Социальная работа (бакалавр)

Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Москва 2012 г.



Рабочая программа учебной дисциплины «Методы исследования в социальной работе» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором МГМСУ. О.О.Янушевичем.

Составитель: Е.Н.Поддубная, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.

Рецензенты: М. А. Королев, старший преподаватель кафедры социальной медицины и социальной работы.
О.Н. Краснова, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук РГУТиС, кандидат политических наук.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« 26 » ___октября___ 2012 года Протокол № _3_

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

« » _____________ 2012 года Протокол № ___

Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор

___________________ А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« 30 » _________01______ 2013 года Протокол № _30__

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор

_____________________Э.В. Луцевич






  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Методы исследования в социальной работе» являются:

– формирование у студентов целостного представления об исследовательской деятельности в социальной работе;

формирование знаний в области методологии исследований.

Задачами учебной дисциплины «Методы исследования в социальной работе» являются:

– ознакомление с технологией организации исследования, его видами, этапами, методикой и техникой;

– ориентация студента на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания им своих собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками;

– формирование знания о современных подходах к исследованию социальных явлений, навыков сбора и обработки эмпирической информации, правил оформления научной работы, умений и навыков обобщения и анализа результатов исследования, их интерпретации, а также применения полученных результатов в социальной теории и практике;

– формирование способности осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы;

ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов;

подготовка к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Изучение курса «Методика исследования в социальной работе» представляет большую значимость для будущих бакалавров социальной работы и составляет важнейший исследовательский компонент их профессиональной подготовки.

Курс носит теоретический и прикладной характер; основан на современных научных концепциях в области методики научных исследований. Значительное место среди методов обучения занимает апробация всех основных эмпирических методов и индивидуальные консультации.

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б.3. и изучается на 3 курсе (6 семестр). Основные принципы построения программы заключаются в том, что студенты параллельно с овладением теоретических знаний, практически осваивают технологии научных исследований применительно к различным направлениям социальной работы.

Курс опирается на знания студентов, полученные ими при изучении таких дисциплин, как: философия, социология, психология. Также курс непосредственно связан с предыдущим курсом «Теория социальной работы» и является его продолжением в плане более глубокого изучения теоретических подходов и моделей, а также их применения в теоретических и технологических (прикладных) исследованиях (написании научных работ, технологических программ и концепций). Одновременно курс имеет своё продолжение и логическое завершение в курсе «Технология социальной работы», в которой умения и навыки построения гипотез, моделей, программ, концепций получают конкретизированный характер.

Знания, полученные при изучении курса, применяются в последующих дисциплинах, а также при написании курсовой и дипломной работ.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:




Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9

Способность понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического


ОК-18

Способность составлять практические рекомендации по результатам научных исследований


ПК-18

Готовность представлять результаты исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений


ПК-19

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:



ЗНАТЬ

• понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, основы социологического анализа;

• особенности научного исследования в социальной работе;

основные методы проведения исследований в социальной работе и их особенности;

методы и методику планирования и организации исследований в области социальной работы;

основные требования к оформлению итогов исследования, методику подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы;


УМЕТЬ

• проводить исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания своих собственных гипотез и концепций, а также осуществлять их проверку;

• четко формулировать цели и задачи исследования, грамотно выдвигать гипотезы, выбирать методы соответствующие целям и задачам исследования, правильно вести записи, осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения;

• анализировать, структурировать, оценивать социальную информацию, выделять в ней главное;

• организовывать научное исследование в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения;

• осуществлять медико-социальные и культурологичекие исследования;

• формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

• организовывать и проводить апробацию, экспертизы и внедрение результатов исследования в социальной работе;

• разрабатывать стратегии и конкретные программы социальной работы в районе, регионе, стране;

• выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования социальной работы в районе, регионе, стране;

• вести библиографическую работу с привлечение информационных технологий;

• обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;

• предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, современных средств редактирования и печати;

• реализовывать специфику научно-исследовательской деятельности в области социально работы;

• использовать результаты научных исследований для повышения эффективности деятельности социальных служб;

• кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе.


ВЛАДЕТЬ

основами самостоятельного проведения творчески- исследовательской работы по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;

• методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;

• навыками сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран;

• способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения;

• процедурой организации исследования в социальной работе;

• методикой и техникой эмпирических исследований социальных конфликтов разных типов;

• методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания;

• методологией организации, проведения и фиксации результатов исследований в области социальной работы;

• основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных и социоинженерных практик;


БЫТЬ

КОМПЕТЕНТНЫМ



• в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы, составлении практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

• в содержании и способах реализации исследовательских задач при осуществлении методики и техники анализа ситуации, уровня благополучия, практики социального управления и т.д.;

• в определении особенностей различных социальных групп в вопросах социального обслуживания населения;

• в оценке эффективности работы социальных институтов и организаций, от которых зависит социальное благополучие населения России;

• в осуществлении прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

• при анализе специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.





4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - 144 часа.


Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)
Всего 144 часа. Аудиторные занятия 64 часа, в том числе лекционных - занятий – 24 часа, практических – 26 часов, семинарских – 14 часов. Интерактивных занятий – 20 часов.

Самостоятельная работа – 80 часов.



п/п


Раздел, тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)



Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары)

практич.еские

Контр. раб.

Реферат/ доклад

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг




1

Раздел 1.

Организация теоретического исследования в социальной работе

Тема 1.1.

Методологические принципы и способы организации исследования в социальной работе

12

8

4

2

1







+















2

Тема 1.2.

Экспликация понятий в исследованиях социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы


12

8

4

2

2







+
















3

Тема 1. 3.

Анализ социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы, в контексте некоторых социологических и социально-психологических подходов



12

8

4

2

2







+
















4

Тема 1.4.

Выдвижение и доказательство гипотезы в теории социальной работы. Анализ и синтез в методологии исследований социальных проблем, находящихся в компетенции социальной работы


18


8

10

2

2

6




+













.+

5


Раздел 2. Эмпирические методы в социальной работе. Организация комплексного эмпирического исследования в социальной работе

Тема 2.1.

Методы количественного анализа в изучении социальных проблем

19

8

11

4

1

6





+


















6

Тема 2.2.

Методы качественного анализа в изучении социальных проблем

19

8

11

4

1

6





+
















7

Тема 2.3.

Психологические методы в социальной работе



14

8

6

4

2







+
















8

Раздел 3. Организация и проведение научно-практического исследования, планирование эксперимента

Тема 3.1. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы




8


6


2


1


1







+

















9

Тема 3.2.

Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения



18

10

8

1

1

6




+
















10

Тема 3.3. Основные требования к оформлению итогов исследования, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы


12

8

4

2

1

2






















5. Содержание дисциплины

п/п


Наименование разделов и тем дисциплины

Содержание темы

Раздел 1.

Тема 1.1.

Организация теоретического исследования в социальной работе

Методологические принципы и способы организации исследования в социальной работе




Методология и эпистемология, логика исследования, специально-научная методология исследования социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы. Методологический индивидуализм М.Бунге. Виды методологического анализа и их применение к исследованию социальных проблем всех уровней и всех сфер приложения социальной работы (в т. ч, проблем различных групп клиентов). Основные компоненты исследования социальных проблем, находящихся в компетенции социальной работы. Планирование исследования: выдвижение целей, задач и предположение о необходимости теоретического и/ или эмпирического исследования. Особенности научных исследований в социальной работе. Предметная область социальной работы. Специфика проблем в сферах социальной работы. Классификация проблем, относящихся к компетенции социальной работы по различным уровням. Проблемы различных групп клиентов социальной работы и способы их разрешения. Постановка проблемы в социальной работе и доказательство её актуальности. История исследования социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы. Методология как система принципов и способов организации теоретических и практических исследований.

Тема 1.2.

Экспликация понятий в исследованиях социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы


Научные подходы и моделирование в исследовании и решении социальных проблем. Определение объекта и предмета исследования, относящихся к области социальной работы. Объект внутри контекста. Значение контекста в исследовании социальных проблем в области социальной работы, его структура и исследование ситуации как контекста проблемы. Экспликация основных понятий, вводимых в исследование по социальной работе (структура понятий, виды понятий, логические операции с понятиями, объём понятия). Составление глоссария. Необходимость введения новых понятий в исследование по социальной работе. Десять положений Г.Брейкуэлла о применении теоретических моделей на практике. Предметное моделирование социальных явлений и процессов, содержащих социальную проблему (проблемы), находящуюся в компетенции социальной работы. Знаковое моделирование данных социальных явлений и процессов. Использование философских, социологических, социально-психологических подходов в предметном и знаковом моделировании в предметной области социальной работы.

Тема 1.3.

Анализ социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы, в контексте некоторых социологических и социально-психологических подходов


Исторический подход, анализ социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы в контексте исторического времени. Сравнительный анализ и сравнительные социальные исследования в области социальной работы. Возможные модели в рамках сравнительного подхода. Системный анализ в области социальной работы. Системный и комплексный подходы. Возможные модели в рамках системного подхода. Структурно-функциональный анализ, возможность его применения в социальной работе. Возможные модели в рамках структурно-функционального подхода. Социально-психологические подходы и их важность применения в социальной работе.


Тема 1. 4.

Выдвижение и доказательство гипотезы в теории социальной работы. Анализ и синтез в методологии исследований социальных проблем, находящихся в компетенции социальной работы


Выдвижение и доказательство гипотезы в контексте предметной области социальной работы. Доказательство и убеждение, значение гражданского пафоса в решении проблем, лежащих в компетенции социальной работы и необходимость логически выстроенного доказательства. Специфика демонстрации аргументов в исследовании в области социальной работы. Важность проблемы демаркации: отделения научного знания от ненаучного в теории социальной работы. Фальсификация как свойство научной гипотезы. Примеры научных дискуссий по поводу социальных проблем. Переход от нерасчленённого описания изучаемого объекта исследования в социальной работе к выявлению его строения, состава, свойств, признаков. Классификация и типология в анализе данных социальных проблем. Применение дескриптивной и структурной классификации к данным социальным проблемам. Применение эмпирической, теоретической, структурной и морфологической типологии в исследовании в социальной работе. Использование метода идеальных типов и метода конструированных типов в теории социальной работы.

Раздел 2.

Тема 2.1.



Эмпирические методы в социальной работе. Организация комплексного эмпирического исследования в социальной работе

Методы количественного анализа в изучении социальных проблем




Количественные методы: достоинства, недостатки и их применение в социальной работе. Виды выборки. Расчет выборочной совокупности. Опросные методы: общая характеристика. Анкетирование как вид опроса. Анкета как основной инструмент опроса. Классификация вопросов по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме. Телефонный, уличный и квартирный опросы в социальной работе. Интервьюирование. Виды и процедура интервью. Достоинство и недостатки опросных методов. Наблюдение: общая характеристика, виды, способы регистрации данных наблюдения. Применение метода наблюдения в социальной работе. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Полевые и лабораторные исследования. Дневник наблюдения. Метод включенного наблюдения. Интерпретация. Значение наблюдения в практике социальной работы. Эксперимент: виды, особенности. Эксперименты Милграмма и др. Ошибки эксперимента. Планирование и шаги проведения эксперимента. Корреляция. Документ как источник социальной информации. Виды документов. Методы анализа документов. Контент-анализ групповых качеств. Контент-анализ при изучении образа «этнического врага». Контент-анализ символов образа жизни. Контент-анализ символов «хорошей» и «плохой» жизни. Контент-анализ модальных ценностных установок. Проблема анализа ситуации в малых группах с точки зрения социальной работы. Эксперименты Я. Морено. Социометрическая матрица. Социограммы. Индексы в социометрии. Обработка и интерпретация результатов. Валидность исследования.


Тема 2.2.

Методы качественного анализа в изучении социальных проблем



Качественные методы и их преимущества. Метод фокус-группы в социальной работе. Сценарий фокус-группы. Правила проведения фокус-группы. Качества можератора. Интерпретация фокус-группы. Особенности проведения фокус-группы в практике социальной работы. Глубокое (глубинное интервью) как метод исследования в социальной работе. Нарративное, биографическое, экспертное интервью. Стандартизированное и полустандартизированное интервью. Особенности интерпретации. Метод case-study. История метода и его значение для анализа социальных проблем и трудных жизненных ситуаций.

Тема 2.3.

Психологические методы в социальной работе


Тесты и тестирование в социальной работе. Основные психологические методики и их использование для диагностики трудных жизненных ситуаций. Особенности применения тестирования к различным группам клиентов. Роль психологических методов в комплексном исследовании. Значение беседы и правила ее проведения. Проективные методики. Психосемантика цвета в исследовании картины социального мира. Проективный рисунок в изучении стереотипа. Интерпретация. Метод трансактного анализа в социальной работе. Значение трансактного анализа для интерпретации трудных жизненных ситуаций. Самонаблюдение и трансактный анализ. Конструирование желаемой ситуации.

Раздел 3.

Тема 3.1.





Организация и проведение научно-практического исследования, планирование эксперимента

Методы планирования и организации исследований в области социальной работы



Основные правила социодиагностики. Правила и особенности комплексного подхода. Выбор эмпирических методов. Совмещение социологических и психологических методов. Планирование исследования. Анализ исследований, проведенных в рамках социальных проектов в регионе.

Тема 3.2.

Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения

Написание концепции, находящейся в компетенции социальной работы. Правила написания концепции. Введение теоретической модели в концепцию. Программы решения социальных проблем отдельных групп клиентов социальной работы в рамках социальной политики (программы разрабатываемые на уровне национальном, региональном, городском, районном): инвалиды, пенсионеры, девианты, спорстмены-профессионалы, закончившие карьеру и др. и комплексное исследование. Программы развития отдельных государственных учреждений социальной работы: детские дома, центры помощи, дома ветеранов и др. и комплексное исследование. Программы отдельных коммерческих и общественных организаций, занимающихся вопросами, находящимися в компетенции социальной работы и комплексное исследование. Программы (концепции) служб и отделов социальной помощи и социального развития предприятий и комплексное исследование. Организация проведения целевого эксперимента в соответствии с программой (концепцией). Корректировка в соответствии с социо- и психо- диагностикой.

Тема 3.3.

Основные требования к оформлению итогов исследования, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы

Требования, предъявляемые к оформлению итогов проведенного исследования. Составление отчета. Структура отчета. Выводы. Требования к курсовой и дипломной работе. Структура работы (введение, основная часть, заключение). Правила оформления списка литературы. Оформление цитат и ссылок. Графическое оформление текста.

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Круглый стол

Раздел 1. Организация теоретического исследования в социальной работе



Тема 1.1.: методологические принципы и способы организации исследования в социальной работе
Тема 3.1.: методы планирования и организации исследований в области социальной работы
Тема 1.2.: экспликация понятий в исследованиях социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы
Лекция к теме 2.1: методы
Социометрические исследования в малой социальной группе
Виды социологических исследований

Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac -> soc rab -> RPD
RPD -> Задачами курса являются
RPD -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> Министерство здравоохранения и социального развития
RPD -> Цель – формирование у
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
RPD -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
RPD -> Кафедра социальной медицины и социальной работы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница