Методы и принципы юридической психологии



Скачать 363.19 Kb.
Дата20.04.2016
Размер363.19 Kb.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ


Студента курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: Юридическая психология

Тема: Методы и принципы юридической психологии

Оценка:

г.Одесса

-План-

Введение………………………………………………………………………. 3
1 История развития юридической психологии…………………………..3

2 Предмет, задачи и система юридической психологии………………..9

3 Принципы юридической психологии………………………………….15

4 Методологические основы юридической психологии………………..24

5 Классификация методов познания в юридической психологии……..29

Заключение……………....……………………………….……………….31

Список литературы………………….……………………………………..32

Введение
Юридическая психология развивается на стыке двух наук — психологии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д.

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушении правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.



1 История развития юридической психологии
Несмотря на то, что юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания участников процесса, носившие порой мистический характер, но в значительной мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда, и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством было личное признание подозреваемого. Это признание, как основное доказательство, добывалось любыми путями, в том числе использованием пыток, истязаний. Наряду с физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология,

Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого неожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого, и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя.

На смену феодальному средневековому розыскному процессу приходит буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласностью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показания и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и здесь для правильной оценки показаний заинтересованных лиц появляется потребность привлечения и использования психологического знания.

В России о необходимости учитывать психологию преступников высказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных.

Князь М.М. Щербатов, историк и философ, автор «Истории российской с давних времен», указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах к работам.

В.Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права и психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и другие ученые.

Однако общая психология, носившая в то время умозрительный характер, не могла в тот период даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно научные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ, посвященных юридической психологии, появилось в России в конце XIX столетия. Это работы И.С.Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У.Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е.Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие. В указанных работах высказывались идеи чисто прагматического исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.

Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П.Сербский, А.Ф.Кони и другие). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической, психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.

В начале XX столетия в теории и на практике все большее значение приобретали экспериментальные исследования в юридической психологии. Значительное количество работ этого периода посвящено актуальной проблеме психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н. Холчева, Г.Р. Португалова, Е.М. Кумешера и др. В этот же период времени значительнее количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника. Это работы Л.Е. Владимирова, Г.С.Фельдштейна, М.Н.Гернета и других.

Значительный вклад в развитие юридической психологии в дореволюционный период внес ученый и практик А.Ф. Кони. Его труды, где рассматриваются вопросы юридической психологии, качественно от­личаются от трудов других авторов тем, что, обобщив свой громадный опыт, он подходит к оценке каждого явления с точки зрения его применяемости в практической деятельности юриста. Большое внимание А.Ф. Кони уделял психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их показаниям. Он считал, что для того, чтобы занимать судейское кресло, необходимо обладать чертами характера, позволяющими противостоять нажиму, просьбам, давлению окружения, голосу «общественного пристрастия», маскирующемуся под голос «общественного мнения», и др.

Разрешение методологических проблем в юридической психологии продолжалось после установления Советской власти. Изучалась проблема применения психологического знания в дознании, предварительном следствии и суде. В доказательственном праве новой системы правосудия экспертиза, в том числе и психологическая, заняла первое место. Интенсивные исследования в тот период проводились психологом А.Р. Лурия. Им изучались возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений. Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.

Прикладные судебно-психологические исследования в 20—30-е годы носили многопрофильный характер, их объектом были психологические предпосылки преступлений, быт и психология различных групп преступников, психология свидетельских показаний, судебно-психологическая экспертиза, психология заключенных, психология несовершеннолетних преступников.

Разрабатывал вопросы юридической психологии и известный русский и советский ученый, профессор Московского университета С.В. Познышев. Его книга «Криминальная психология. Преступные типы» стала итогом осуществленных исследований личности преступника, причин преступлений, совершенных отдельными лицами.

Ошибки и болезни роста психологии, криминологии для такой молодой сферы научного знания, как юридическая психология, были неизбежны, но преодолимы. Однако на рубеже 30-х годов в нашей стране произошли значительные политические перемены, которые помешали дальнейшему позитивному развитию юридической психологии. Начался отход от ленинских принципов в государственной, политической и научной жизни. Сокрушительный удар был нанесен и по материнской для юридической психологии науке — психологии. Были закрыты или реорганизованы психологические научно-исследовательские учреждения, прекращена разработка психологических проблем в социальной сфере, на производстве, в управлении и т. д. Психология была фактически подчинена педагогике и находилась в таком состоянии около тридцати лет. Понятно, что в этот период никакие психологические исследования на стыке с юриспруденцией не велись и вестись не могли.

Психологов изолировали от вопросов следственной и судебной деятельности. Их изгнали даже из криминалистики, которая в предшествующие полвека развивалась с помощью психологии. Чтобы оправиться после ударов, нанесенных по психологии и криминологии в 30-е годы, мало было последующих тридцати лет, необходимо было изменение социальных условий, политической и идеологической обстановки в стране.

Это произошло только в начале 60-х годов. Тогда и возникла необходимость развития социальных наук, прежде всего психологии, социологии, и не ради их самих, а для анализа и оценки происходящих в стране процессов. В 1964 году было принято специальное Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Были развернуты прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности.

Исследования отечественных специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют широкий диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы профилактики правонарушений, но и вопросы психологии личности правонарушителя, психологии судопроизводства, правомерного поведения и др.

Происходящая в нашей стране перестройка послужила стимулом дальнейшего развития всех наук, в том числе и юридической психологии. Позитивные изменения наблюдаются в плане организации научных исследований. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юридической психологии на новый, третий этап развития, который продолжается в настоящее время.



2 Предмет, задачи и система юридической психологии
Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.

Объектом психологической науки выступает психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта и предмета познания и науки, употребление этих терминов как синонимов. В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus — предмет). Представляется, что такой подход недостаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.

Исследование предмета юридической психологии представляется необходимым начать с предмета обшей психологии. А.Н. Леонтьев в определении предмета психологии исходил из ее эмпирической основы — явления отражения действительности. Предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступают порождение, функционирование и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индивидов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов. А.Р, Лурия предметом психологии считал психическую деятельность человека, ее законы.

К.К. Платонов и Г.Г. Голубев указывают, что предметом психологии является психика как отражение мозгом реальной действительности.

Основные учебники психологии для вузов трактуют предмет психологии как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека - конкретно-исторической личности в частности или психологические факты, закономерности и механизмы психики. Этот ряд можно продолжать.

При определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли отмечается много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на доминирующих в психологии теориях - деятельности, общения отражения, личности или системного подхода.

Однако определение предмета отраслевых психологических наук возникших и развивающихся на стыках с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Например, при определении предмета юридической психологии необходимо учитывать и предмет юриспруденции.

Предмет юридической психологии - явление комплексное, т. е. имеется в виду комплексность не только процесса или технологии познания в этой сфере, но и самого предмета познания. Для анализа этой проблемы необходимо хотя бы кратко рассмотреть существующие в юридической психологии подходы к определению предмета этой науки. Ведь от определения предмета в прямой зависимости находится весь последующий процесс изложения курса юридической психологии.

А.Р. Ратинов в первых своих работах указывал, что предметом судебной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики. При осуществлении производства по делу и выполнении различных функций в уголовном процессе предметом правовой психологии являются психологические закономерности общественных отношений урегулированных правом. В работах последнего времени А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.

Другой из основоположников юридической психологии - А.В. Дулов отмечал, что предметом любой науки всегда является изучение определенной группы закономерностей. В соответствии с этим, предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психологических явлений, закономерностей формирования психических свойств человека. Прикладные отрасли психологической науки, к которой относится и юридическая психология (в терминологии А.В. Дулова - судебная психология), призваны конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека. Предметом судебной психологии, по мнению этого автора, являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

Третий теоретик в области юридической психологии — В.Л. Васильев полагает, что предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих в советской психологии подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой. Однако к середине 80-х годов на первый план стал выходить «системный» подход, культивируемый в академической психологической науке. В связи с этим в последнее время в качестве предмета юридической психологии В.Л. Васильев выделяет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек — право». Главным звеном в этой системе является человек или личность как субъект деятельности.

Представляются правильными, по мнению автора, рассуждения Столяренко А.М. об органической связи всей сферы права с психологией и невозможности укрепить правопорядок, бороться с преступлениями, не считаясь с психологическими факторами, ибо любой закон живет и действует лишь тогда, когда люди его понимают, хотят и могут выполнить. Этот же автор отмечает, что поскольку юридическая психология - «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части - так, как понимает свой предмет психологическая наука. Соображения о двойственном подходе к предмету юридической психологии весьма интересны и совпадают с нашим мнением. Мы считаем, что предмет юридической психологии — это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В эту своеобразную совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лии, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие — процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические — правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.

Исходя из единства, взаимосвязи объекта, предмета и методов науки, к задачам юридической психологии можно отнести:

1. Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.

2. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

3. Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

4. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

5. Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т. д.

Исследуя проблему предмета, задач и системы юридической психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями. Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.

В Общей части юридической психологии излагаются предмет, история, система, принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: правовая психология, криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, психология предварительного расследования, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительная (пенитенциарная) психология. Юридическая психология — это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте.

Следует отметить, что наряду с развитием криминальной психологии, психологии правонарушения, а также психологии потерпевшего, психологии предварительного расследования и других проблем, входящих в структуру Особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных ее сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

В заключение нам следует отметить, что для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы: с одной стороны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, и с другой - научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов по методике подбора и расстановки юридических кадров.

3 Принципы юридической психологии
На необходимость вычленить и определить основные принципы юридической психологии справедливо обращают внимание многие ученые, так как самостоятельность этой науки подтверждает наличие принципов, на которых она базируется. Эти принципы, безусловно, связаны с предметом, системой и задачами юридической психологии. В научной литературе имеют место утверждения о том, что принципы психологии — это, как правило, ее наиболее всеобщие законы. Следует, однако, отметить, что законы — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, а принципы —фундаментальные основания науки и теории, познавательной деятельности.

В подавляющем большинстве работ по психологии и юриспруденции принципы науки лишь перечисляются. Как правило, авторы указывают принцип системности, единства сознания и деятельности, партийности и т. д. Исключение составляют, в частности, монография А.Н. Ткаченко и тематический сборник под редакцией Л.И. Анцыферовой. В большинстве же работ по юридической психологии проблемы принципов авторами вообще на затрагивались. Лишь в отдельных работах А.Р. Ратинова, А.В. Дулова и отчасти Б.Я. Петелина обосновывается действие в юридической психологии принципов правосудия (законность, демократичность, гуманизм).

Для того чтобы нам все-таки определить принципы юридической психологии, необходимо разобраться с этимологией этого понятия. Принцип (от лат. principium — основа) — центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Нам также необходимо разобраться и с основными принципами диалектики, проявляющимися в любом познании, в том числе и в сфере юридической психологии. Общедиалектический принцип всеобщей связи и взаимодействия, конечно, является основополагающим и в юридической психологии. В этом принципе выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи; в основу этого принципа поставлено материальное единство мира. Под связью А.Г. Спиркин понимает общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности и существования, а также их развития. Применение принципа всеобщей связи и взаимодействия в юридической психологии позволяет познавать предмет этой науки во взаимосвязях и взаимодействии с предметами других наук, и в то же время имеется возможность отделить его от смежных предметов, исследовать относительно обособленно и конкретно.

Диалектическими принципами познания, имеющими важное значение, являются принципы развития и историзма, которые обеспечивают изучение явления с точки зрения того, как оно когда-то возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, чем стало в настоящее время и чем будет в будущем. Диалектическое развитие предмета юридической психологии характеризуется направленностью, последовательностью, необратимостью, сохранением достигнутых результатов, преемственностью, отрицанием. На протяжении всей истории юридической психологии как науки, несмотря на определенные ее подъемы и спады, четко прослеживается все же тенденции дальнейшего развития, экспансия ее в смежные сферы знания и движение вперед. Согласно историзму социальные явления характеризуются закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма - основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности развития деформации психологии правонарушителя и т, д.

Принцип историзма диалектически связан с принципом развития и в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании этиологии противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

Остановимся и на третьем принципе диалектики, используемом в юридической психологии, а именно на принципе причинности. Он связан с принципами всеобщей связи и развития, проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так — до бесконечности. Характеристикой причинности является связь со временем и со взаимодействием.

В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере, регулируемой правом, являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности. Он предполагает установление причин, породивших отдельное явление. Считается важным принцип причинности в исследовании психологии правомерного и противоправного поведения личности, формирования ее правосознания, юридического мировоззрения. На психологию личности как правонарушителя, так и законопослушного человека постоянно воздействует множество экономических, политических, идеологических, социально-демографических, психологических и других факторов. Одни из них способствуют формированию позитивного отношения к праву, правовым нормам, принятию их как части внутренней позиции личности, другие могут деформировать правосознание. Одни и те же факторы в то же время могут действовать различно, порой полярно, в зависимости от особенностей личности, ситуации, объема и вида информации, времени действия.

Нам следует более детально остановиться и на принципе системности в познании. В отечественной психологии этот принцип связан с именем Л.С. Выготского, который применял его к анализу развития сознания. Центральным в системном подходе Л.С. Выготского является вопрос о природе и структуре сознания, изменении межфункциональных связей и отношений сознания.

Название принципа системности, данное Л.С. Выготским («структурный») сохранялось в психологии до конца 70-х годов. Этот принцип иногда называют системно-структурным, а иногда структурно-функци­ональным.

Большую роль в развитии системного принципа в нашей психологии в 70—80-х годах сыграл ведущий ученый-психолог Б.Ф. Ломов. Он, правда, в своих работах употреблял термин "системный подход", опираясь на дополнительный ряд принципов более низкого уровня.

Применение принципа системности в юридической психологии означает такой подход к психическим проявлениям личности и социальной группы в сфере, урегулированной правом, при котором отдельные элементы предмета познания и исследования рассматриваются как взаимодействующие, взаимообусловленные, взаимосвязанные части единого целого. С помощью этого принципа, как правило анализируется система науки юридической психологии, выделяются ее новые структурные элементы. С другой стороны, принцип системности позволяет рассмотреть юридическую психологию, входящую одновременно в две другие системы более высокого уровня — в психологию и юриспруденцию. Данный принцип, его целенаправленная реализация обеспечивает непрерывное развитие юридической психологии, позволяет увязывать наличное знание с добытым и прогнозируемым, способствует развитию системы так называемых объяснительных принципов, а также исходя из взаимосвязи принципов, категорий, понятий и законов этой науки.

Предпринятая попытка обосновать специфику проявления принципов диалектики в юридической психологии еще далека от совершенства. Однако без исследования принципов, категорий, понятий, законов дальнейшая разработка этих теоретико-методологических проблем юридической психологии невозможна.

В данной работе нами сделана попытка изложения отраслевых принципов, присущих юридической психологии.

В психологической литературе перечень отраслевых принципов дается разный. Так, Б.Д. Парыгин, применительно к социальной психологии выделяет принципы: 1) отражения, 2) социальной значимости, 3) общения, 4) развития. Указанная классификация со стороны ученых-психологов вызывает существенные замечания.

Отметим, что в отечественной психологии проблема отражения исследовалась не только применительно к социальной психологии. В частности, А.Н.Леонтьев, подчеркивая важность использования диалектики в познании, говорил о понятии отражения и его применении в психологии вообще, А.А. Смирнов, посвятивший ряд своих работ взаимосвязи ленинской теории отражения и психологии, писал об отражении как орудии современного психологического исследования познавательной деятельности человека.


Принцип социальной значимости, о котором писал Б.Д.Парыгин, не расшифровывался даже самим автором. Принцип общения может рассматриваться как социально-психологический, а принцип развития — как общепсихологический лишь после определенной конкретизации явления, интересующего нас.

Мы выше уже говорили о развитии как принципе диалектики, применяемом в психологическом познании. В большинстве работ по теории и методологии психологии этот принцип трактуется как психологический. Принцип развития в психологии иногда называют еще генетическим. Указывается, что с его помощью познаются изменения психических явлений, что правильная и полная характеристика любою психического явления возможна лишь тогда, когда одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения, возможные перспективы его последующих изменений. С учетом содержания психологического принципа развития, возможно, следует называть его конкретизацию в психологии генетическим принципом.

По нашему мнению, принцип развития (генетический принцип) имеет важное значение и в юридической психологии. Применение этого принципа имеет особое значение при использовании специальных психологических знаний на практике, в частности для определения механизма эмоционального напряжения, аффективного состояния у правонарушителя в ситуации совершения конкретного правонарушения.

Вторым важным общепсихологическим принципом, применяемым в юридической психологии, является принцип единства сознания и деятельности.

Этот принцип понимания природы психического, который впервые выделил С.Л. Рубинштейн (в 1934 г.), — один из важнейших в нашей отечественной психологии. Он писал, что труд, деятельность, сознание и психика так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается. По нашему мнению, содержание этого принципа заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания (психического) и деятельности, т. е. деятельность обуславливает формирование сознания, психических связей, процессов, свойств, а они, в свою очередь, осуществляют регуляцию, человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения. Одни и те же движения могут обозначать различные поступки, и различные движения — один и тот же поступок.

Значительный вклад в разработку связи психики и деятельности внес известный психолог А. Н. Леонтьев, который указывал, что при изучении развития психики человека следует исходить из анализа развития его конкретной деятельности. При таком подходе может быть выяснена роль внешних условий в жизни человека, их связь с его задатками, понята ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность человека, его отношение к действительности и поэтому определяющего его психику, сознание.

Принцип единства сознания и деятельности свое дальнейшее развитие получил в трудах А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.К. Тихомирова и др. В юридической психологии с помощью обозначенного выше принципа единства сознания и деятельности профессиональную деятельность юриста или противоправную деятельность правонарушителя можно понимать как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. С помощью этого принципа можно, изучая противоправное поселение, деятельность, выяснить внутренние психологические механизмы совершенного правонарушения, понять мотивы и цели правонарушителя.

От принципа единства сознания и деятельности К.К.Платонов отпочковал принцип единства личности и деятельности, который применял при изучении личности курсантов авиационных училищ, на основании которого получил подтверждение того, что чем больше деятельность обследуемого сходна по своей психологической структуре с условиями полета, тем более достоверно позволяет судить о его личностных качествах. Принцип единства познания и личности этот ученый также выводит из базового принципа единства сознания и деятельности. В частности, он пишет, что, говоря о сознании, мы всегда подразумеваем сознание конкретной личности, а говоря о деятельности, не должны забывать все известное нам о сознании.

К.К. Платонов, выделив указанные выше принципы из базового, в дальнейшем синтезирует их и предлагает свой новый принцип — единства сознания, личности и деятельности, формулируя его следующим образом: «...сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность — являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются в своем не тождестве, а триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей» . Об этом пишут и другие ученые-психологи.

При дальнейшей доработке и достаточном обосновании этого принципа мы находим, что можно будет ставить вопрос о его использовании в юридической психологии.

Мы также считаем, что в юридической психологии должен применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Равноправие — существенный элемент демократии. С ним связан принцип равенства, состоящий в том, что нравственные, правовые и другие требования должны распространяться на всех людей независимо от их общественного, должностного положения и условий жизни. Человечность также конкретизирует принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей и включает ряд важных качеств — сочувствие, уважение к людям, доверие к ним, честность и скромность. Эти нравственно-правовые требования касаются любого психологического исследования, а в юридической психологии в особенности, поскольку от результатов последнего может зависеть правильность решения суда, другого полномочного органа, вид и размер применяемых санкций и т. д.

Важным в юридической психологии является и принцип комплексности. Поскольку сама эта наука интегративная, то и познаваемые ею явления необходимо рассматривать комплексно. Реализация этого принципа означает необходимость развития междисциплинарных связей юридической психологии, ее взаимодействия с психологическими и юридическими науками. Принцип комплексности базируется на идеях Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова о комплексном изучении человека.

Важное значение в юридической психологии, по нашему мнению, имеет принцип активности познающего субъекта. Активность человека определяется самой его природой, тем, что он в процессе познания обязательно имеет в виду свою конечную цель, не только воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решение, но и обязательно действует, имеет к этому личное отношение. Роль конкретного юриста, согласно принципу активности, состоит не в том, чтобы быть просто придатком системы, в которую входит, а в том, чтобы осуществлять активные функции.

Общие принципы познания в юридической психологии могут конкретизироваться в зависимости от их вида, в частности теоретического или практического уровня — научного или эмпирического. Так, в прак­тическом, прикладном познании, например, во время судебно-психологической экспертизы могут использоваться принципы: законности; объективности; полноты и обоснованности заключения экспертизы; самостоятельности и активности эксперта в проводимом исследовании; разграничения функций эксперта и других участников процесса; личной ответственности эксперта. Такая экспертная психологическая оценка должна быть получена от признанных в юридической психологии специалистов, и мы это считаем правильным и целесообразным.



4 Методологические основы юридической психологии
Методологической основой всех прикладных наук, в том числе и юридической психологии, является философия. «Это обстоятельство, — подчеркивает В.П.Тугаринов, — вытекает из положения философии среди других наук, а именно: философия является итогом, обобщением всего предшествующего развития науки и практики. Это обстоятельство делает философию теоретической основой, идейным фундаментом всех социальных наук». Философия помогает решать ряд важнейших проблем, среди которых прежде всего стоит назвать вопросы о природе, уровнях психического состояния и о концепции человека и личности.

Юридическая психология развивается на стыке двух наук — психологии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д.

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушении правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Выдающийся советский психолог Б.Г.Ананьев писал, что всевозрастающее многообразие аспектов человекознания — специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики, что проблема человека становится общей для всей науки в целом, что для научного изучения человека характерны всевозрастающие дифференциация, специализация отдельных дисциплин, тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования в комплексных системах, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

Если в самом общем виде охарактеризовать состояние современного научного знания и формирующиеся на этой основе методологические потребности, то, видимо, надо прежде всего констатировать, что научное знание стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Именно этим свойствам и вместе с тем потребностям развития современного научного знания и соответствуют основные направления системного подхода. Юридическая психология может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Для юридической психологии продуктивно применение одного из принципов системного анализа — иерархии систем, суть которой заключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы — как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет, с одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении.

Одним из методологических принципов юридической психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.

Одна из важных задач юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отечественной науке общепсихологической теории — теории деятельности. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности.

К.К.Платонов дает следующее определение деятельности: «Человеческая деятельность или, что является синонимом, сознательная деятельность — это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель... Структура любой деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель — мотив — способности — результат».



5 Классификация методов познания в юридической психологии
Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами:

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу, В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода — его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостатком лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.




Заключение
Одна из важных задач юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отечественной науке общепсихологической теории — теории деятельности. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.

4. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

5. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 1978.

6. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.

7. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.

8. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.

9. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990.-171с.

10. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.- Тбилиси, 1971.

11. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .

12. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .

13. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М., 1979 .

14. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,Политиздат, 1975, 271с.

15. Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с.

16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.

17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.

18. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып.2 – Рига, 1969.

19. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.

20. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».

21. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977 .

22. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979.

23. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.

24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001.

25. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

26. Скотт Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991.-191 с.

27. Смирнов Г.Л., Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М., 1973.

28. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.

29. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.

30. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1974.

31. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1986.



32. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
Каталог: 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
2013 -> Креативность и мотив достижения в
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница