Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений



Скачать 23,46 Kb.
страница1/5
Дата06.02.2018
Размер23,46 Kb.
ТипРассказ
  1   2   3   4   5

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи:

- В младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным с педагогом пересказом литературного произведения.

- В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев. Дошкольников приучают ориентироваться на слушателей и слушать рассказы сверстников.

- Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать чужие рассказы, отмечать их лучшие стороны и недостатки.

Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница