«метод творческих проектов на уроках технологии» Уровень опыта по степени новизны



Скачать 152,34 Kb.
Дата15.02.2016
Размер152,34 Kb.


Еременко Роза Армиковна

Учитель технологии

МБОУ гимназия станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район, Краснодарский край

* * *

«метод творческих проектов на уроках технологии»
Уровень опыта по степени новизны:

Подрастающему поколению необходимо овладеть знаниями о сущности технологических преобразований окружающей действительности. Молодые люди, вступающие в трудовую и общественную жизнь, должны иметь четкие представления о реально сложившихся методах преобразующей деятельности, её эволюции и тенденциях развития, результатах и последствиях влияния на личность, общество и природу. Необходимым условием осознания проблем и процессов технологического развития общества является наличие знаний и умений по выполнению различных преобразовательных процедур, по проектированию и прогнозированию собственной деятельности в непрерывно меняющейся и усложняющейся технологической среде.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Цель педагогического опыта:

Доказать, что ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетипичные задачи, выявить деловые качества работника нового типа.



Краткое описание опыта:

Ведущим методом обучения школьников технологии, является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга.

Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделие или услуге является проектной деятельностью.

В целом, результатом проектной деятельности является не только изделие или услуга (это практическая сторона), но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств школьника, их духовного мира.

На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранного изделия или услуги, делают рисунки, эскизы, составляют схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помогает ребятам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Кроме этого посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально – документальных фильмов, посещение народных мастеров на дому.

Так учащиеся знакомятся с методом сбора, хранения, переработки информации. Творческие проекты, разработанные учащимися гимназии, не лежат «мертвым» грузом. Как правило, это победители районных, краевых и Всероссийских конкурсов – выставок.

Поэтому объектом данного исследования стала система выполнения творческих проектов.

Предметом исследования стала методика выполнения творческих проектов.

Виды деятельности по направлению «Метод творческих проектов на уроках технологии»



  • Ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся;

  • Прослеживается тенденция к увеличению численности участников и призеров профессиональных творческих конкурсов школьного, муниципального, краевого и Всероссийского уровней;

Распространение накопленного опыта нашло отражение:

Участие в муниципальных, профессиональных конкурсах;



  • Внеклассная работа по предмету;

  • Неделя науки и творчества, «Декада качества», работа творческих мастерских

«Деда Мороза», ярмарки к Пасхе, выставки-продажи;

  • Участие в районном методическом объединении учителей образовательной области «Технология».

  • Всероссийские конкурсы и олимпиады.

Эффективность опыта:

Организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерностей, технологической деятельности и способности к самореализации.



2.Технология опыта

2.1. Методологической основой исследования явилось изучение работ В.Д.Симоненко и Хотунцева Ю.Л. Программа образовательной области «Технология» для учащихся l- Xl классов сельских школ разработанной в 1997году.

Содержание образовательной области «Технология» сейчас уточняется, ведется опытно – экспериментальная работа по его проверке. В этом направлении работает группа ученых под руководством академиков РАО Атутова П.Р. и Полякова В.А., члены корреспондента РАО Симоненко В.Д.



2.2.Актуальность опыта

Технология в школе – это образовательная область, цель которой сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Основу методов проектов составляет гуманистический подход к технологии и творческая проектно-технологическая система обучения школьников. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь человека, обеспечивающих среду обитания человека.

Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, проектно-технологической деятельности через учебно-игровую, учебно-экспериментальную, и учебно-производственную деятельность.

Опыт показал, что организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологической деятельности и способности к самореализации.



2.3.Условия возникновения и перспективность опыта.

Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до её реализации.

Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование – это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой – обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Это новейшее образование.

Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилию «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Сохранение и приумножение «врожденной самостоятельности» ребенка – эта важнейшая задача образования подрастающего поколения.

Проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя её положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся проявляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите.

Изучение и изготовление различных изделий в технике народных промыслов является содержательной основой выполнения ученических проектов, позволяющих включить детей в самые различные виды деятельности.



2.4. Объект исследования.

Выполнение объектов целесообразно совмещать предварительным изучением учащимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач.



2.5. Предмет исследования.

Условия и факторы, обеспечивающие интенсивное внедрение прогрессивных технологий создающие благоприятные условия для укрепления могущества государства, развития общества и каждого отдельного человека.



2.6. Основные проблемы.

Важно сформировать у ребенка, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей материальных возможностей, научится выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы или рынка вариант их реализации. Основные проблемы заключаются в том:



  • как определить сферу деятельности

  • как провести экономический расчет изделия

  • как разработать технологию изготовления изделия

  • как оформить отчет по проекту

2.7. Основные программные задания

Усвоение технологических знаний, умений, навыков и развитие, и воспитание личности ученика.

Выполнение проектов вообще начинается со сбора, накопления и переработки информации. А для этого необходимо использовать возможности различных источников информации: журналов и газет, книг, радио и телевидения, ПЭВТ. Таким образом, образовательная область «Технология», при её умелом освоении, помогает снять с многих подростков ярлык «второсортности», создает комфортную среду в триаде «ученик – учитель – родитель», помогает сформировать в будущем полноценное общество реально мыслящих людей.

2.8. Цель педагогического опыта:


  • повысить эффективность подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению

  • формировать у учащихся, технологической культуры не зависимо от их будущей профессиональной деятельности

  • способствовать самореализации и гражданскому становлению личности.

2.9. Уровень опыта по степени новизны

На уроках технологии широко применяется технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова)

Технология индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

3 Результаты обучения методом проектов.


  • Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни

  • Развитие разносторонних качеств

  • Физическое и психическое развитие

  • Интеллектуально этическое и эстетическое развитие

  • Профессиональное самоопределение

  • Повышение имиджа учащихся и учителя рост творческой активности.

4. Описание опыта.

. Из множества методов классификации проектной деятельности, в своей работе я придерживаюсь той, в которой по доминирующему виду деятельности выделяю следующие типы проектов: творческие, исследовательские, информационные и практика - ориентированные.

Подробно рассмотрим творческие виды проектов. Они имеют не строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн – петли»:


  • Определение потребности в изделии Обоснование проекта и построение звездочки обдумывания.

  • История возникновения объекта.

  • Технологическая последовательность изготовления изделия.

  • Эскизы различного оформления изделия.

  • Инструменты и материалы.

  • Правила техники безопасности.

  • Экономическое и экологическое обоснование проекта.

  • Реклама.

  • Список используемой литературы.

  • Приложение.

  • Оценивание.

Учащиеся сами выбирают темы проектов, согласовывают их с учителем, главное-это соответствие программе и удовлетворение какой – либо потребности. Проекты могут быть выполнены для школ, для дома, в качестве подарка или для реализации.

Для того чтобы решить, что мы будем изготавливать, например, для семьи, надо определить, в чем она нуждается. Ещё Марк Аврелий говорил: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, что бы ни клонилось на пользу обществу»

Своих учеников я нацеливаю на то, что темы творческих проектов могут быть самыми разнообразными, включающими в себя вопросы из различных областей жизни и деятельности людей. А результатом выполнения творческого проекта должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке или удовлетворить потребности семьи в чем-либо.

Первый этап творческого проекта – это осознание проблемы. Выделение конкретной потребности и построение звездочки обдумывания. Нужно начать там, где ты стоишь.

Где бы ни появились люди, появляются и проблемы, требующие решения.

Обычно обоснование потребности изделия или проблемы оформляются в письменном виде. Они должны четко формулировать то, что собирается делать учащийся.

На этом же этапе ребята учатся строить «звездочку» обдумывания – логическое построение мысли.

Следующий шаг в написании творческого проекта – «заглянуть» в историю, найти как можно больше информации по исследуемой теме. Необходимо записывать все, что пригодится и поможет в выполнении будущего проекта. А для этого необходимо использовать возможности различных источников информации: журналов и газет, книг, радио и телевидение, ПЭВМ, что, безусловно, развивает творческую активность ребенка.

Следующий этап творческого проекта - технология изготовления изделия

Здесь ребенок описывает, технологию изготовления изделия опираясь больше на свой собственный опыт. Ведь бывает так, что воспроизвести технологию, описанную в книге в данных условиях невозможно. Например, для технологии хохломской посуды нужна муфельная печь, а в наличии её нет, поэтому ребенок описывает технологию последовательности изделия исходя из собственного опыта.

Следующий этап творческого проекта – эскизы различного оформления изделия или краткое описание дизайнерских задач. Иногда ребята используют дизайнерское оформление изделия применительно ко всему проекту. Например, «вышивка крестом».

Инструменты и материалы. Здесь ребята должны продумать выбор материала проекта по определенным критериям:

а) способность материала к обработке с учетом материально – технической базы школы или семьи;

б) прочность материала;

в) возможность декоративной обработки;

г) долговечность материала и т.п.

А также продумать все используемые инструменты для изготовления изделия. Иногда ребята не только описывают инструменты, но и с удовольствием изображают их.

Следующий этап: Экологическое экономическое обоснование проекта.

Здесь тоже существуют свои критерии:

а) учитывается стоимость материала;

б) стоимость обработки материала (затраты электроэнергии и рабочего времени);

в) амортизация оборудования;

г) оценка стоимости готового изделия.

Нельзя забывать и о проведении экологической экспертизы изделия. Проследить утилизацию изделия или вторичную разработку уже имеющихся изделий. Привожу пример ребятам из собственного опыта. Проект учителя «Лаковая живопись по стеклу в технике Петриковской росписи», где описывается «вторая жизнь нестандартной бутылки».

Следующий этап творческого проекта реклама.

Рекламный проспект изделия включает в себя:

- товарный знак

-наименование изделия, его назначение

- несколько рекламных фраз.

Цель задания – реализация товара или организация производства, таким образом, давая возможность раскрыть фантазии ребенка в предпринимательской деятельности.

Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов, рисунков или их комбинации. Буквы могут быть начальными буквами фамилии или имени автора. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово наименование продукции.

Название изделия может отражать его назначение и область применения, а может быть не связано с ним. Описание использование товара, как правило, краткое и содержит только необходимые основные факты. Привожу примеры из папки- копилки «товарных этикеток», которую собираю много лет.

Ещё одна страничка творческого проекта – список литературы он помогает ребенку пользоваться нужной литературой, обратить внимание на автора книги, на издание и т.д., правильно выбирать нужный материал.

Оформление творческого проекта с помощью ЭВМ.

С помощью компьютерной техники можно быстро, качественно и эффектно оформить задуманный творческий проект. Для этого могут быть применены следующие устройства: 1. персональный компьютер типа IВМ РС с установленным на нем программным обеспечением (например, Windows, Word for Windows – текстовый редактор). С помощью текстового редактора набирается и форматируется текст, вставляются рисунки, отсканированные или выполненные в специальном графическом редакторе (например, Paintbrush, Corel Draw, Photo Shop или др.). 2. Сканер. 3. Принтер.

А можно и вручную написать, раскрасить фломастерами, красками, карандашами, мелками и т.д.

И последний этап - оценка творческого проекта.

В отличие от раннее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя, учащихся или папа, мама, других учителей гимназии.

Сама защита творческого проекта требует от ребёнка постановки голоса, дикции, интонации, чистоты речи, умения пользоваться своими функциональными средствами (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.)

И несколько слов о других типах проектов. Исследовательские проекты выполнение, которых характер деятельности приближен к реальным научным исследованиям. Такие проекты выполняют дети старшего звена. Например: изучив тему: «традиции народного искусства Кубани», ребята многое узнали о жизни и быте простого народа, о традициях и культуре кубанских казаков. Собрали и изучили материал о народных промыслах у нас в станице. Провели исследовательскую работу и по – крупице собрали материал о наших односельчанах.

Следующий тип проекта интеллектуальный. Здесь простор ребятам, которых интересует описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, дизайнерские обработки во всех видах деятельности, в том числе и приусадебных участков гимназии.

Такие проекты выполняют учащиеся как 5-х так и 8-х классов.

Информационные проекты – призваны научить учащихся добывать, анализировать и исследовать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся осваивают и используют различные методы получения информации (библиотечные фонды, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные), её обработки (анализ, обобщение, сопоставления с известными фактами, аргументированные выводы). А также и презентации (доклады, публикация, размещение в Интернете или локальных сетях)

Следующий тип практика – ориентированные проекты обязательно предполагают, конкретный практический вывод. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Определенный социальный результат, затрагивающие интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и многое другое. Например: ребенок изготавливает подарок маме, папе, другу, ветерану ВОВ, или изделие на оформление класса или гимназии. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта. Но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий ученика и педагога.

Опыт показал, что организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерной, технологической деятельности и способности к самореализации.

4.1.Достоинства метода проектов.


  • Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в неё свою душу. А ради этого можно потрудиться.

  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

  • Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишнем на жизненном пути.


5. Библиографический список.
1. Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко « Общие основы методики преподавания технологии» Брянск 2000

2. Г.К.Селевко « Современные образовательные технологии» М: «Народное образование» 1998

3. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородская П.С., Синица Н.В.

Технология: /учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы,/ под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана-Графф». 1999

4. Научно – методический журнал «Школа и производство» №2, 2004г;

5. Научно – методический журнал «Школа и производство» №4, 2005г



6. Научно – методический журнал «Школа и производство» №8, 2006г;
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница