Мерность соционических функций и социально-психологическая адаптация человека



Скачать 78.92 Kb.
Дата18.02.2016
Размер78.92 Kb.
МЕРНОСТЬ СОЦИОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

“Психология и соционика

межличностных отношений”

№4/2003 с.23-26


© 2003 г. Шлаина В.М.

«Наша истинная страна – это страна наших ценностей, а наше сознание – это голос ее патриотизма».

Р.Бах

«Бегство от безопасности»



Интерес к данной теме появился у меня в связи с задачами практической психологии – адаптация человека и психокоррекция.

Адаптация отражает, главным образом, реактивное поведение, связанное с приспособлением к окружающей среде. В кибернетике в качестве механизма адаптации рассматривается отрицательная обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование сложной иерархической самоуправляющейся системы (каковой является человек и общество) на изменяющиеся условия среды. Проблема адаптации в том, чтобы усвоить (сделать своими) образы суждений и образы действий, одобряемых в социуме (присущих иным социотипам). Условие безущербной адаптации – возможность хотя бы где-нибудь проявлять себя естественно (соответственно своему ТИМу), встречая при этом одобрение окружающих.

Коррекция – изменение отношения к событиям своей жизни (информация текущая). Достигается за счет психологической установки («установка – складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении...» [6, с.382]), в результате чего человек ОСОЗНАННО продуцирует «из себя» иной информационный образ (который может быть не совместим с естественным – ТИМным – образом). «В образе осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи» [6, с.223]. Э.Берн писал: «Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты» [1, с.44].

Суть коррекции – обретение себя (как процесс и результат осознания своего ТИМа, репертуара социальных ролей, набора психологических защит и компенсаций, а также «Я-концепция» – представления о себе). Желанный итог (хорошо бы так!) – гармоничное функционирование: человек живет в согласии с собой и другими.

Коррекцию и адаптацию следует проводить с учетом смысловых опор личности, которые обусловлены мерностью соционических функций.

Соционические функции не есть функции психические. Каждая соционическая функция имеет свое предназначение: осмысление информационных сигналов (по «своему» аспекту), т.е. преобразование информации в знания, работая в соответствующем ритме и дифференцируя информационные сигналы с учетом от 1 до 4-х параметров [2]. Перечислим их: собственный опыт, нормы (индивидуальные и так называемые общепринятые), ситуации и глобальность (вечность). А теперь представим, как все это происходит.

Обработка (осмысление) информации означает проявление скрытого в ней смысла и преобразование его в знание, что и выполняется оператором индивидуального сознания. На такой основе уже можно делать осознанный выбор (который без знаний просто бессознателен) и принимать решение, которое затем воплощается в действии. («Овеществление – это выражение мысли и выбора». Р.Бах). После этого мы имеем результаты воплощения, затем реакцию самого воплотителя и окружающего социума (оценка – позитивная, негативная, короче – субъективная). Вот способ обретения собственного опыта. А как же принимает решения и делает выбор человек, не имеющий пока собственного опыта? (Ведь психо-информационная структура есть у человека с рождения, если не ранее, а опыт набирается в течение всей жизни). Вот здесь-то и пригождаются те дополнительные параметры.

Набор собственного опыта идет в процессе информационного обмена с окружающей средой; человек считает происходящие с ним события уникальной историей своей жизни и сверяется с ними при выборе и принятии решения – для подкрепления уверенности в себе и своей компетентности.

В свой опыт записывается то, что не совместимо с глобальными ценностями и смыслообразующими опорами (которые детерминированы одним из 16 социотипов). Две соционические функции одномерны – 4-я и 5-я – для опознания и осмысления текущей информации располагают только собственным опытом (потому они и проблемные зоны). Когда свой опыт значится как негативный (воспоминания о нем вызывают дискомфортные психические состояния), человек уклоняется от осмысления происходящего, прячась за психическими защитами.

Соционические функции двумерные, имеющие 2 параметра («свой опыт» и «нормы») позволяют более четко опознать и дифференцировать происходящее. При отсутствии опыта (пока что) человек сверяется с тем, что соответствует нормам, которые в индивидуальном сознании зафиксированы как «общепринятые». Подкрепляющим аргументом при свершении выбора по аспекту двумерных функций становится оценка «верно» (сопровождается состоянием душевного равновесия). Если усвоенные нормы – социальные, оценка осознается как соответствие требованиям близлежащего социума. Если нормы индивидуальные – как соответствующее удовлетворение своих информационных потребностей. «Соционический же подход утверждает, что норма для одного типа людей часто оказывается патологией для других. ...Социоанализ для каждой категории людей указывает свои природные пределы привычных, не приводящих к невротизации реакций» [4, с.8].

Соционические функции 3-мерные позволяют еще более четко дифференцировать и диагностировать происходящее -– за счет параметра «ситуативность». На мой взгляд, это – допустимое (социально и/или индивидуально) отклонение от усвоенных норм. Возможная и приемлемая вариативность поведения и мышления. Человек в принятии решения аргументирует тем, что допустимо в данной локальной ситуации.То есть, когда происходящее «здесь-и-сейчас» (информация текущая) не соответствует бессознательным представлениям человека о вечных ценностях (параметр «глобальность»), представлениям о том, что «все – так», а значит и я – как все, или же все – как я (параметр «нормы»), представлениям о том, что хотя и не все – так, но ситуация допускает (параметр «ситуативность»), то соответствующий выбор еще дает человеку чувство уверенности в себе и в верности принятого решения.

Четвертый параметр «глобальность» («время»). Тут интересно рассмотреть с двух позиций:



  1. время как некий конечный интервал (это проявляется в психологических установках, с которыми человек сверяется при свершении выбора, говоря себе «Ну, это – временно»);

  2. время как ВЕЧНОСТЬ (это незыблемые высшие ценности и высокие идеалы, с которыми человек сверяет свои судьбоносные, принципиальные решения: «Не могу поступиться принципами!». Эти ценностные ориентации ведут человека по пути духовного развития). [3].

У человека есть телесный облик, а каждая психо-информационная структура (социотип) создает информационный образ ТИМом (врожденным алгоритмом приема – осмысления – преобразования – передачи информационных сигналов). Однако человек искусственно может создавать какой-либо образ (этакий имиджмейкер!), стремясь соответствовать ожиданиям окружающих (психо-социальная адаптация), разыгрывая роль («положение обязывает» или же «ситуация допускает»), что не всегда соответствует образу ТИМа. При этих условиях возникает внутренний конфликт, психологические деформации и, конечно же, проблемы.

Что происходит с человеком, не имеющим (пока что) возможности самому выбирать окружающий его социум (искать единомышленников), с человеком, который не в состоянии обеспечивать свои потребности самостоятельно, т.е. с человеком, зависимым от других? В любом случае человек стремится удовлетворить 4 базисные психологические потребности:



  1. безопасность;

  2. свобода и автономия;

  3. успех и эффективность;

  4. признание и самоопределение.

Эти потребности удовлетворяются, когда естественное (ТИМное) самовыражение встречает понимание, одобрение и подкрепление (поддержку) в ближайшем социуме. Такая положительная реакция окружающего мира формирует в сознании человека «позитивный образ Я» (представления о себе). Однако представление о себе будет позитивным, если суть человека, его естество хотя бы не отвергается (здесь необходимо воспитание культуры общения), а реакция окружения будет положительной в том случае, когда у людей общие информационные ценности («своя квадра»). Тогда и возникает состояние защищенности и безопасности, независимости и свободы, уверенности и компетентности, принятия и любви.

Квадры группируются по признаку максимальной психологической комфортности: в квадре идет совпадение не по одному какому-то аспекту, а сразу по нескольким – по целостной системе взглядов и мировоззрения. Это и есть состояние психического резонанса, со-гласие и со-звучие.

Если человеку повезло с детства иметь единомышленников (из той же квадры), он развивается естественно и без принуждения, т.к. его психологические потребности удовлетворены, а информационное наполнение происходит безболезненно. Однако избыточное функционирование только в «своем ТИМе» становится привычкой, закрепляющей неадаптированность человека к социуму.

Если с детства человека окружают люди с социотипами других квадр, имеющие иные ценности и мировоззрение, то самовыражение ребенка не встречает одобрения (понятное дело), а чаще всего вызовет осуждение, порицание. «Дурак (т.е. инакомыслящий) – это другой (ну, не я же!)». Тогда для формирования «позитивного образа Я» у человека вступают в действие (бессознательно) защитно-адаптивные комплексы. Человек весьма болезненно обретает собственный опыт, стараясь соответствовать ожиданиям окружающих и заслужить их одобрение. Чрезмерная адаптация и социализация мешают человеку «быть собой». Для удовлетворения своих потребностей человек в таких случаях неосознанно манипулирует другими.

Меня интересовало, как психологически помочь человеку совместить себя с собой? Какие смысловые опоры и ценностные ориентации задействовать, какими параметрами оперировать при изменении психологических установок и духовного развития с учетом соционического типа конкретного человека?

Для обретения собственного опыта, который скомпенсирует и уравновесит избыточные отклонения в любую сторону наиболее походящим является психологический тренинг. Это особенно важно для проблем по 1-мерным соционическим функциям, где кроме своего опыта ничто другое не подкрепляет суждения и выбор. Тренинг в таком случае выступает как «метод преднамеренного изменения» [5] (целесообразной трансформации и гармоничного выравнивания информационного наполнения). В тренинге моделируется проблема; человека побуждают разрешить ее, ориентируясь на свои естественные (ТИМные) ценности (которые разумеются сами собой) что вызывает состояние уверенности и компетентности. Такое упражнение сопровождается позитивным подкреплением в виде благожелательной и одобрительной поддержки группы в атмосфере доверия и принятия (теперь свое поведение можно считать «нормальным», раз ближайший социум это одобряет, а свое отношение к происходящему – вполне допустимыми ситуативно). Очень важно, что в этом случае позитивный опыт обретен непосредственно – через собственные переживания (ситуация искусственная, а психические состояния – настоящие). Такой опыт впоследствии вспоминается с радостью и способствует утверждению «позитивного образа Я».

Впрочем, жизнь постоянно «тренирует» нас, приучая ценить все аспекты бытия. Именно благодаря ТИМам других людей мы узнаем, что иные аспекты тоже ценны, что состояния – функциональны и тренируемы, что можно быть гармоничным в любом возрасте. Как поется в песне А.Медведенко: «И, значит, можно жить и можно быть счастливым в любые времена и на любой земле».

ЛИТЕРАТУРА




  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. А.И.Федорова. – С.-Петербург: МФИН, 1992. – 448с.

  2. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. №2. 1995.

  3. Горенко Е.А., Горенко О.А. Соционика: новый космогонический миф. // Соционика, ментология и психология личности. №2. 2001.

  4. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика: разработка метода комбинаторики полярностей./ - К.: Транспорт України, 1999.

  5. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб.:«Речь», Институт Тренинга, 2000.

  6. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница