Мелкая моторика



страница1/3
Дата03.07.2018
Размер20,6 Kb.
  1   2   3

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В первые годы жизни непосредственно мелкая моторика отражает особенности развития ребенка, таким образом свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, нанизывать бусы и шнуровать.

Из этого следует, что возможности освоения мира детьми оказываются скудными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка и заниженности самооценки. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. . У ребенка могут возникнуть большие трудности с развитием мелкой моторики, если в определенный жизненный этап не уделить этому должного внимания. Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Известна книга М. М. Кольцовой «Ребенок учиться говорить» (2004), в ней подчеркивается важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Ряд наблюдений и исследований привел автора к выводу существования возрастных особенностей. Например, развитие движений пальцев соответствует возрасту то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи. Развитие мелкой моторики успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Она заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Мария считает, что с помощью подобных занятий ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Другими словами, мелкая моторика рук связана еще и с развитием индивидуальности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, концентрации внимания, координации движений, способностью выполнять задуманное до конца, быть полноценно удовлетворенным от выполненной работы очень важно для и для формирования личности человека в целом.

В.М.Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка, улучшают произношение многих звуков.

В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Уделяя внимание данной проблемы, я решила использовать игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

1. Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью развития мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома.



«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно. Эффективность занятий, интерес детей можно повысить различными интересными упражнениями пальчиковой гимнастики, что делает процесс обучения интересным и эмоциональным. Это можно провести во время чтения детям различной детской литературы.

2. Игры с крупой, пуговицами, бусинками, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Малым предлагается выполнять различные задания на развитие мелкой моторика, как например сортировать, определять на ошупь, катать между пальцеми и ладошками, прижимать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: бусы, пуговицы, рожки и макароны, сушки и т. п. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Простая структура песка помогает детям воплощать в реальность свои замысли и фантазии. Особое внимание уделяется самореализации ребенка с помощью творчества, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

4. Вырезание ножницами.

Так же не мало важным является и усвоение основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (овальные, прямоугольные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму ,а ее половину.

5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают развитию точных движений пальцев поможет такая работа, как плетение ковриков из бумажных полос, складывание самолетиков, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья деревьев, а так же бумага, тонкий картон, различная ткань разрезанная в узкую полоску.

Кроме того большую популярность приобретает среди видов деятельности аппликации - оригами. Дети с удовольствием принимаются за такую работу.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

При работе с пластилином можно сделать одну или несколько композиций. Лепим различные колбаски, колечки, шарики; а также предлагается работа с пластилиновым ножом, который помогает разделять на более мелкие кусочки, чтобы выполнить мелкие детали. По окончанию выполнения задания можно соединить в одно целое.

8. Шнуровки - зачем они?

В настоящее время есть огромное множество различных развивающих игр со шнурками. В общем, эти игры можно подразделить на несколько видов:



  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница