Межпредметные связи в преподавании физики как условие повышения эффективности физического образования



Скачать 50.14 Kb.
Дата21.05.2016
Размер50.14 Kb.

Межпредметные связи в преподавании физики как условие повышения эффективности

физического образования.



Пеуык А.В.

МОУ "Тирасполъский общеобразовательный теоретический лицей"

В последние годы наблюдается снижение интереса учащихся к изучению физики. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, общим принципом гуманитаризации образования, появлением в ВУЗах большого числа факультетов гуманитарных направлений: психология, журналистика, менеджмент, маркетинг, юридические специальности и других, которые в настоящий момент пользуются наибольшим спросом у абитуриентов. Во-вторых, недостаточными сведениями о применимости физических знаний в конкретной профессиональной деятельности, за исключением, пожалуй, технических специальностей. В-третьих, установившимся представлением об этой науке, только как о двигателе технического прогресса. Но недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем.

Исходя из этого современный школьный курс физики должен быть построен в направлениях и гуманитаризации, и интеграции, а также решительного приближения к жизни. И здесь важно подчеркнуть существенное развитие идеи межпредметных связей — согласованное преподавание физики и смежных предметов, причем не только естественного, но и гуманитарного цикла.

Повышение эффективности физического образования имеет в своей основе именно принцип создания и сохранения устойчивой положительной мотивации и осознанного интереса к обучению. Если изучаемые физические законы необходимы для описания и объяснения явлений, составляющих круг интересов учащегося: будь то танцы, спорт, военная техника, строительство и конструирование, криминалистика, экология, литература, фотография и т.д. и задания преподносятся в увлекательной форме, то получаемые знания воспринимаются не как обуза, а как большая жизненная ценность Это справедливо для классов любых направлений, профилей и возраста Если при объяснении и обсуждении теоретического материала, постановке и развитии проблемы все выше перечисленные принципы всегда находят свое отражение и позволяют проводить эти этапы урока с наибольшей продуктивностью, то при решении задач это получается довольно редко, так как при этом процессе ребята уже не получают какой-либо интересной для них информации и их познавательная активность падает Возможно, поэтому основная часть учащихся испытывает сложности и не любит решать задачи Основная причина этого состоит в том, что большая часть заданий в сборниках задач не отличается жизненным и практически важным содержанием для современного школьника: абстрактные тела, шарики, машины совершают необъяснимые движения, приводимые численные значения тоже не осмысленны до конца, и вся деятельность ученика заключается в подборе подходящих формул и их преобразованию. Но, учитывая, что около 50% учебного времени на уроке, а в старших классах даже больше, отводится именно на этот метод обучения, то очевидна необходимость кардинально изменить подход к содержанию и месту задач в обучении физики.

В своей работе при решении задач стараюсь продолжать поддерживать интерес и познавательную активность учащихся. Для этого придаю изложению содержания задачи внешне интересную форму, сообщаю практическую и жизненную привлекательность рассчитываемому явлению, учитываю увлечения и потребности современных школьников. В поисках такого рода заданий обращаюсь к кругу явлений повседневной жизни, к области техники, к природе, к страницам художественной литературы, к фильмам, - словом, ко всему, что, находясь за пределами учебника, всегда привлекает внимание учащихся. Например, в классах гуманитарного направления использую задачи с художественным и практическим содержанием, с помощью которых осуществляются межпредметные связи не только с естественнонаучными дисциплинами, но и с предметами такими как история и литература. Это активизирует интерес учащихся - «гуманитариев», не склонных к изучению точных наук. Полезными также нужно признать задачи на нахождение технических характеристик и способов применения различных технических устройств - существующих и фантастических, а также задания, связанные с самостоятельным конструированием или изготовлением приборов с заданными свойствами, особенно в классах физико-технического направления. И здесь интересно проходят уроки - виртуальные лабораторные работы с применением информационных технологий: мультимедийный курс "Открытая Физика 2.5.",виртуальные практикумы (компьютерное моделирование создает наглядную, легко запоминающуюся динамическую картинку изучаемых явлений и описывающих их законов, а графический способ отображения результатов моделирования облегчает усвоение больших объемов получаемой информации).

В 7-8 классах хорошие результаты дает обращение к субъективному жизненному опыту учащихся. Например: стоя на лыжах, не проваливаешься в снег, а в сапогах проваливаешься; острым ножом резать легче, чем тупым; форточки обычно делают наверху, а батареи отопления - внизу.

Старших лицеистов не оставляют равнодушными рассказы о принципах действия и устройстве таких современных приборов как пьезоэлементы, самооткрывающиеся двери, звукозаписывающие устройства, солнечные батареи, приемники, лазерные игрушки и многие другие.

В 10-11 классах не только интересно, но и полезно, обсуждать некоторые перспективные линии и направления развития физической науки и техники, которые еще находятся в стадии разработки и апробации: цифровые и плазменные экраны, голография, волоконная оптика, применение лазерных технологий, нанотехнологии и другие.

Уроки с использованием таких заданий отличаются особой познавательной активностью учащихся, целостностью решаемых дидактических задач и эффективностью всего процесса обучения. И именно подобные задания содержат в себе не только необходимые для решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и создающую положительный эмоциональный настрой ученика. Важна и та деталь, что обучающее и воспитывающее действие данного приема не ограничивается только рамками урока. Опыт показывает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания. Дело в том, что проведение этих работ пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих, а включение более сложных творческих заданий позволяет проявить свои умения и знания способным ученикам. Более того, многие ученики самостоятельно усложняют задания, внося элемент личного творчества.

В заключении хочется отметить, что межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.



Мне кажется, что использование межпредметных связей является наиболее действенным инструментом в руках учителя, позволяющим побуждать учащихся к творческому поиску, к стремлению использовать весь арсенал своих школьных знаний для объяснения единства природы и поддерживать интерес к познанию физики, как наиболее фундаментальной науки.


Каталог: docs -> MOInformIFiz
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
MOInformIFiz -> Занимательные материалы в обучении, как один из возможных факторов повышения интереса к изучению физики в 8 классе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница