«Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам»



Скачать 312.64 Kb.
Дата25.04.2016
Размер312.64 Kb.
ТипРеферат

Тема работы:

«Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам»

Ф.И.О. автора:

Колесникова Мария Сергеевна

МОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»

Учитель английского языка I квалификационной категории

Оглавление





  1. Введение 3 -4

  2. Основная часть

  1. Особенности введения иностранного языка

в начальной школе 4 -14

  1. Механизмы успешности раннего обучения

иностранным языкам 14-15

    1. Правильное произношение 15-17

    2. Инсценировка на раннем этапе обучения 17-19

  1. Через рисование к языку 19-21

  2. Обучение младших школьников с компьютерной

поддержкой 21-27

III. Заключение 27-29



  1. Список использованной литературы 30

Введение
Меняется мир – меняются цели и задачи обучения иностранного языка. Мы не только обновляем содержание, методы и приемы обучения, но и должны изменить цели и задачи обучения иностранного языка, на что нас нацеливает концепция образования по предмету «Иностранный язык».

Как организовать свою работу так, чтобы ученик овладел практическим знанием языка? Что же значит – усвоить иностранный язык? Значит ли это - научиться общению на языке или научиться общаться с представителем другой культуры? Привычный ответ – научиться общению на языке. Даже не обсуждался вопрос о том, должен ли этот язык в какой-т момент перестать быть «языком чужого», по определению академика РАО А.А. Леонтьева. Считалось вполне достаточным, чтобы учащийся мог автоматически участвовать в процессе коммуникации. [1]

Владение элементарными нормами социально-культурного поведения, принятыми в странах изучаемого языка, также важно, как и сформированность у школьников коммуникативной компетенции. Наряду с практической целью обучения иностранного языка своей основной задачей считаю – показать ребенку мир иноязычной культуры, обогатить его духовный мир новыми понятиями и явлениями, погрузить его в иное социокультурное пространство. Язык – одно из средств этого погружения.

При этом главным для обучаемых является не «не воспитание с позиций норм и ценностей страны изучаемого языка» и «зазубривание культурологических фактов», а умение сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом, видеть различия и общность в культурах.

Многочисленные изменения в нашей стране сделали иностранный язык реально востребованным. Возникла потребность в людях не просто хорошо владеющих иностранный язык, но и способных участвовать в диалоге культур во всех его аспектах, бизнесе, политике. Способен ли ученик общеобразовательной школы справиться с этими задачами? К сожалению, традиционный подход не всегда обеспечивает уровень владения иностранного языка достаточный для адаптации в иноязычном обществе. Если взять среднего ученика, он по существу «безъязычен», то есть нельзя говорить о сколько-нибудь серьезном владении им иностранного языка. А чтобы максимально приблизиться к требованиям Европейского стандарта при обучении английскому языку, необходимо наполнить обучение новым содержанием.

Тема моей исследовательской работы – «Механизмы успешности раннего обучения английскому языку» в младшем звене. Актуальность в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к иностранному языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать иностранный язык, тем сложнее проходит процесс обучения.

Целью данной работы является использование определенной методики преподавания английского языка младших школьников, способствующее достигнуть механизмов успешности обучения английскому языку.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:


  1. Определить практическую значимость изучения английского языка на начальном этапе обучения

  2. Изучить механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам

  3. Поставить правильное произношение

  4. Научить ребенка почувствовать «неродной» язык через рисование

  5. Использовать информационно-компьютерные технологии в обучении иностранному языку на раннем этапе

1. Особенности введения иностранного языка в начальной школе

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения того предмета. В данном пособии к начальному этапу мы отно­сим I—IV классы общеобразовательных учреждений. Чтобы за­ложить основы коммуникативной компетенции, требуется доста­точно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли сред­ствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть на­учиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо на­копление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем. [2 ]

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским мето­дистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значе­ние началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоми­нается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа.

Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методи­ческая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систе­му и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответст­вии с ее основными положениями. [3 ]

Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: «...большинство мето­дов (имеется в виду направление, система обучения) существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения, а для продвинутой ступени ли­бо вовсе не разработаны, либо мало отличаются друг от друга даже у методистов, принадлежащих к противоположным лаге­рям...» [4 ]

Как известно, построение начального этапа может быть раз­личным в отношении языкового материала, его объема, органи­зации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных воз­можностей самого предмета в решении воспитательных, образо­вательных и развивающих задач, стоящих перед школой.

Именно поэтому начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.

Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи трактуют по-разному, но наиболее часто они сходятся на периоде с 4 до 8 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет – специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации).

Психологи определяют время для имритинга до 8 лет. Хотя у этого возраста есть некоторые ограничения, на которые любят ссылаться противники раннего обучения: например, объем памяти у ребенка действительно меньше, чем у взрослого, но и его языковые потребности тоже меньше. Есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанные. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.

Все исследователи утверждают, что обучение должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Доказано, что специальные занятия по иностранному языку можно начинать с детьми 4-10 лет: до 4 лет – бессмысленно, а после 10 лет – бесполезно надеяться на положительный результат. Лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, когда система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. И если методическая система построена грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.

Раннее обучение языкам:



  • стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;

  • приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание;

  • создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет;

  • обеспечивает возможность более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго;

  • совершенствует общие умения (умение работать с книгой, справочной литературой);

  • формирует специальные учебные умения (умение работать с двуязычным словарем).

Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.

Кратко суммируя преимущества систе­матического обучения детей иностран­ному языку в младшем школьном воз­расте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:



  • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребен­ка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.

  • Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает воз­можности для обучения второму, третье­му иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все бо­лее очевидной.

  • Неоспорима воспитательная и инфор­мативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявля­ется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через об­щение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, воспри­ятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравне­нии с культурой стран изучаемого язы­ка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности совре­менных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятель­ного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содер­жания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся аде­кватно представлять культуру своей стра­ны в процессе иноязычного общения.



На первой ступени обучения (во II— IV классах) реализуются следующие цели:

  • способствовать более раннему приоб­щению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытыва­ют психологических барьеров в исполь­зовании иностранного языка как сред­ства общения; формировать у детей го­товность к общению на иностранном языке и положительный настрой к даль­нейшему его изучению;

  • сформировать элементарные комму­никативные умения в четырех видах ре­чевой деятельности (говорении, аудиро­вании, чтении, письме) с учетом рече­вых возможностей и потребностей млад­ших школьников;

  • ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зару­бежным песенным, стихотворным и ска­зочным фольклором и с доступными детям образцами детской художествен­ной литературы на изучаемом иностран­ном языке;

  • приобщить детей к новому социаль­ному опыту с использованием иностран­ного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в иг­ровых ситуациях, типичных для семей­ного, бытового, учебного общения; фор­мировать представления о наиболее об­щих особенностях речевого взаимодей­ствия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изу­чаемого языка;

  • формировать некоторые универсаль­ные лингвистические понятия, наблю­даемые в родном и иностранном язы­ках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Раннее обучение иностранному языку предоставляет учащимся возможность:

  • понимать на слух речь учителя, одно­классников, основное содержание облег­ченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

  • участвовать в диалогическом обще­нии: вести этикетный диалог и элемен­тарный двусторонний диалог — расспрос в ограниченном круге ситуаций повсе­дневного общения;

  • кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, вос­производить наизусть знакомые риф­мованные произведения детского фольк­лора;

  • овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приема­ми ознакомительного и изучающего чте­ния;

  • писать краткое поздравление и лич­ное письмо (с опорой на образец), за­полнить простую анкету о себе;

  • правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка; со­блюдать интонацию основных типов предложения;

  • овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начально­го этапа, освоить продуктивный лекси­ческий минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лек­сики, включая рецептивный лексичес­кий минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

  • получить представление об основ­ных грамматических категориях изучае­мого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

  • освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, вла­деющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного воз­раста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспита­ния и развития учеников шли в русле современных методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют спе­циальную подготовку для работы с малы­шами, невелико. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностран­ном языке младших школьников, кото­рые еще не вполне владеют коммуника­тивными умениями на родном языке, — задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психо­логического комфорта, радости, потреб­ности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
     • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
     • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
     • раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной
     • неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
     Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.


     На первой ступени обучения (во II-IV классах) реализуются следующие цели:
     - способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
     - сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорения, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
     - ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
     - приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения, формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересом младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;
     - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
     Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:
     - правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
     - овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
     - получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
     - понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
     - участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
     - кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
     - овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
     - писать краткое поздравление и личные письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;
     - освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.
     Поставленные цели, стоящие перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного

коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.   Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.


2. Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам

Нашим маленьким детям нравится бегать и смеяться, смотреть и рисовать, петь и танцевать. Они так любят учиться и познавать новое. Именно таким детям мы преподаем английский язык. Задействуйте все их способности, используйте все каналы восприятия, которыми они обладают, зрительную, слуховую, аффективную, эстетическую память. Необходимо, чтобы ребенок как можно раньше начал осознавать место родного языка и культуры в мире.

С чего же начать изучать иностранный язык? Как заинтересовать ребенка его изучением?[5]

Успешность обучения иностранному языку на раннем этапе зависит от совокупности психологических, педагогических и социальных факторов. Необходимо соответствовать программам обучения возрастным психофизиологическим особенностям учащихся, эмоционально волевым и личностным особенностям, взаимоотношениям в семье, социальному статусу семьи.

Для успешных занятий с малышами необходимо много условий, но, пожалуй, главным является умение увлечь их, а также терпение и педагогический такт.
2.1 Правильное произношение

Малыши очень быстро воспринимают все новое. В этом возрасте не сложно обучить их правильному произношению. Первый шаг - дать им возможность понять особенности английского акцента. Если детей не обучать произношению, и не уделять этому должного внимания, то они впоследствии будут искажать звуки и слова каждый по - своему, с ошибками. А как вы знаете ошибки очень трудно исправлять. Использование определенных упражнений поможет детям распознавать звуки, их долготу и краткость. Как мы знаем, именно в игре дети меньше всего устают. Например, услышав нужный звук, они хлопают в ладоши или поднимают руку. На урок можно взять с собой небольшое зеркальце и работать с ним, так как определенные звуки требуют особого внимания, и их искажение приведет к неправильному произношению. Содержание фонетической зарядки может быть различным. Главное, чтобы это было интересно и весело. Стихотворения и песни с движениями помогут в этом.



Приведу пример:

I am tall, as a tree, (1)

I can see far, as a star. (2)

In my heart I behold. (3)

The sun shines like gold. (4)

Движения:

(1) Дети «вырастают», поднимая руки вверх.

(2) Дети вглядываются вдаль.

(3) Дети поднимают руки к сердцу.

(4) Дети описывают руками большой круг, показывая, как светит солнце.


One for sorrow, (1)

Two for joy, (2)

Three for girl, (3)

Four for boy, (4) Five for silver, (5)

Six for gold, (6)

Seven for secret never behold. (7)

Движения:

(1) Дети выражают свою печаль,

(2) Дети выражают свою радость,

(3) Мальчики указывают на девочек,

(4) Девочки указывают на мальчиков,

(5) Дети показывают на предмет, который, по их мнению, походит на серебро,

(6) Дети показывают на предмет, который, походит на золото,

(7) Дети закрывают рты «на замок», тем самым, показывая, что у них есть свой секрет.

Именно такие стихотворения и песни с движениями я использую на своих уроках с малышами. Такой подход дает возможность раскрыть творческие задатки, но самое важное – способствует становлению активной и ответственной позиции в обучении. [6]
Индивидуальный подход один из важнейших механизмов успешного обучения иностранным языкам. Научите ребенка слышать, понимать и общаться на иностранном языке. Опора на жизненный опыт ребенка, развитие воображения являются неотъемлемой частью в индивидуальном подходе к обучению.

Предложите малышам рассказать о себе, о своих пристрастиях, о тех, кто его окружает, о любимых занятиях. Придумывайте ситуации, где он должен был бы поступить определенным образом, поощряйте его способность к перевоплощению, выдумыванию новых персонажей, опираясь на детскую литературу, ролевые игры. Предложите им представить себя звездами спорта или кино, историческими персонажами, журналистами, детективами, волшебниками или рассказать о своей встрече с кем - нибудь из них. Такие учебные ситуации эффективны в процессе работы. Кроме того, оно помогают мотивировать речевую деятельность ребенка, если у него нет желания рассказать о себе.


2.2 Инсценировка на раннем этапе обучения

Мы очень часто используем на уроках речевые ситуации. Одним из способов обучения иностранным языкам я считаю инсценировку. Именно инсценировка помогает ребенку раскрыться и преодолеть речевой барьер. Можно использовать различные сценарии, праздники на английском языке. Например, на своих уроках я использую различные сценарии праздников.[7]

Не забывайте о введении активного словаря. На данном этапе мне помогают иллюстрации. Иллюстрациями могут служить карточки с рисунками (поясняющие смысл слова или определенной фразы). Использование кукол, игрушек – это потрясающий способ вводить новый словарь.

Сделайте их живыми: они могут повторять слова, звуки, исправлять ошибки, и в этом случае даже робкие дети «раскроются».

Создавайте различные проекты, путешествуйте по странам. Организуйте переписку, познакомьтесь с достопримечательностями городов, привлекая при этом детей. Дети активно соглашаются выступить в роли гида или коренного жителя той или иной страны, провести экскурсию. В таких случаях уместно использовать информационно – компьютерные технологии. Увидеть достопримечательности города на экране на много интереснее, чем просто прочитать о них в учебнике.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.


Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. [8]

Читайте как можно больше. Сделайте все возможное, чтобы ребенок научился слушать иностранную речь. Начинайте с коротких рассказов или стихотворений. Выполняйте различные упражнения на основе тестов. Пробуйте излагать основную мысль текста, и не бойтесь, если она будет звучать на русском языке. В дальнейшем вы будете переходить и на краткое изложение на иностранном языке.[9]

Учите общению общаясь! На своих уроках я разговариваю с малышами только на иностранном языке. Пусть вас это не смущает, за определенными командами может следовать русский перевод. Пройдет небольшой срок, и дети будут понимать фразы и реплики классного обихода уже без помощи русского перевода.

3. Через рисование к языку


Дайте детям возможность рисовать, используя цветные карандаши или фломастеры. Изучая новую тему – рисуйте вместе с детьми. Например, намного интереснее проходить звуки, используя цветные карандаши и лист бумаги.

Я использую следующие задания:



treetreeРазвесьте на ветви елочек заглавную и ее строчную буквы, соедините их.


A



b

B

a


G

g

Или соедините одной линией слово – акулу и ее транскрипцию.



cake

[nan]

[mek]



make

nine

[kek]

Сюжет дети могут выбирать сами. Таким образом, они не просто быстро усвоят ту или иную тему, но и будут развивать свои творческие способности.

К примеру, возьмем тему «Осень», детям нужно будет выполнить следующее задание – нарисовать осень и подписать все на английском языке (лексические единицы учитель представляет до творческого задания). Учащиеся не просто выписывают слова и заучивают наизусть,( а как вы знаете, чтобы записать определенные лексические единицы, потребуется достаточно много времени), но и проявляют свои творческие способности: сопоставляют определенный рисунок и изучаемое слово, также это побуждает детей к изучению новых лексических единиц.

tree

loaves

grass

wood

С помощью рисования на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.



Дети готовят дома материал (вырезки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. На уроке на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый рассказывает о том, что он любит ( о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.)



Детям предлагается нарисовать картину-стихотворение, так чтобы его форма была созвучна с его смыслом.



Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и потом развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Данный вид работы можно строить в группах или индивидуально. Следует отметить, он помогает детям овладеть целым рядом таких компетенций, как готовность работать в коллективе, принимать ответственность за выбор, разделять ответственность с членами команды, анализировать результаты деятельности.


    1. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить:


- какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
- какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;


- какие уроки целесообразно делать компьютерными;
- как организовать компьютерные занятия. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики. [ 10 ]

Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения - проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие, моделирующие и т. д.

Управляющие и диагностирующие программы ориентированы на управление процессом обучения на уроке, а также в условиях дополнительной индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более систематической и продуктивной. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На уроках физики, химии, биологии можно продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных технологических процессов, некоторые биологические явления (прорастание семени, биение сердца, деление клетки и т. п.). На занятиях по предметам гуманитарного цикла эти программы позволяют комментировать тексты различного содержания, иллюстрировать фрагменты графической карты, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых и т. д.

Генерирующие программы вырабатывают набор задач определенного типа по заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в классе, обеспечив каждому учащемуся отдельное задание, соответствующее его индивидуальным возможностям.


Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.

Контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.


Следует ли детям использовать компьютеры в школе?

Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.[ 11 ]

Стоит подчеркнуть, в будущих экспериментах не следует делать упор на введение различных технических “новинок”, превращающих начальную школу в открытый рынок для новый технологий. Педагогика начальной школы призвана сегодня критично подходить к меняющейся действительности, окружающей детей в высокотехнолизированном мире. При этом следует объективно изучать и сравнивать как негативные воздействия, так и позитивные дидактические возможности новых технологий, чтобы выработать ориентированную на будущее методику и практику построения учебных занятий в начальной школе.

В условиях НИТ появляются новые возможности для развития:

- социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

- способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;

Применение компьютера - эффективный метод в развитии познавательных процессов. Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным. В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

Описанные в данной работе программы помогут в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.

Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники в начальной школе развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.

Заключение

Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи трактуют по-разному, но наиболее часто они сходятся на периоде с 4 до 8 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет – специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации).

Психологи определяют время для имритинга до 8 лет. Хотя у этого возраста есть некоторые ограничения, на которые любят ссылаться противники раннего обучения: например, объем памяти у ребенка действительно меньше, чем у взрослого, но и его языковые потребности тоже меньше. Есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанные. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми. Успешное начало обучения иностран­ному языку способствует созданию вы­сокой мотивации к изучению иностран­ных языков. Успех обучения и отноше­ние учащихся к предмету во многом за­висят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностран­ным языкам учащихся младшего школь­ного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учи­тель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем проч­нее усваивается материал.

В плане методической преемственно­сти желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обуче­ния на другую, избегая потерь сформи­рованных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого мож­но достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обу­чения, обеспечивающей четкое форму­лирование и достижение целей обуче­ния каждой ступени при взаимодейст­вии между ними. Подобное взаимодей­ствие достигается через сквозные про­граммы и использование пособий, ко­торые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

В этом контексте более перспективны­ми следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Любимый и знакомый учеб­ник — это собеседник, «характер» кото­рого ребенок уже хорошо знает, с кото­рым ему легче общаться. Учителям из­вестно, как трудно и им, и детям перехо­дить от одного УМК к другому.

Механизмы успешности раннего обучения заключаются в том, как учитель преподнесет свой урок малышам. По-моему мнению, чем больше креативней педагог, чем больше у него ярких задумок, тем больше понравиться урок детям. Изучая иностранный язык, рисуйте, играйте, пойте, составляйте вместе с детьми сценарии к праздникам. Постарайтесь вызвать у ребенка удовольствие от общения на английском языке в игровых или естественных ситуациях. А у вас появится удовольствие от возможности заинтересовать вашу юную аудиторию.

Список использованной литературы




  1. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения // - Начальная школа – 2001 - №11

  2. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232с.

  3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232с.

  4. www.bolshe.ru

  5. Занимательный английский для детей. 1-3 год обучения /Для млад. шк. Возраста.-Мн .: Харвест, 2004. – 304 с.

  6. Павлов М.Ю. Английские стихи для детей. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 128 с.

  7. И.Л. Кромелицкая. «Роль инсценирования при изучении английского языка». Журнал «Начальная школа», №4. 2007.

  8. www.bolshe.ru

  9. Самсон К. 333 совета по обучению английскому языку в школе / Колет Самсон; с фр. Е.А. Рейдик. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 96 с.

  10. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование.-1993.-№2

  11. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование.-1994.-№4




Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница