Мбоу воргинская сош праздник славянской письменности и культуры



Дата03.06.2016
Размер102 Kb.
МБОУ Воргинская СОШ

Праздник славянской письменности и культуры

(устный журнал)

Участники: учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов

Руководители: Безрукова Е.П.

(учитель русского языка и литературы)

Коробицина Н.М.

(учитель русского языка и литературы)

Май 2013 года
Праздник славянской письменности и культуры (устный журнал)
Цель: воспитание у школьников уважительного отношения к духовному наследию предков; представить историю русского языка и историю славянской письменности, как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества на примере становления и развития славянской письменности.
Задачи: развитие интереса к славянской культуре; ознакомление с историей славянской азбуки; знакомство с нравственным подвигом создателей славянской письменности – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Оборудование: компьютер, проектор, атрибуты для инсценировки.

Оформление зала: высказывания о письменности «Письменность – основа образования», «Речь и мысль без письма сиротливы», «Письменные знаки в словах оживают»; портреты Кирилла и Мефодия.
1 вед. Как ты думаешь: можно ли представить себе жизнь без телевизора?
2 вед. Трудно, но можно, у моих прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходил театр, кино, митинги, спортивные мероприятия. Если хочешь проверить, спроси об этом дома.
1 вед. А можно ли представить себе жизнь без электричества?
2 вед. Очень трудно, наверное. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советские времена по всей стране зажглись электрические лампочки.
1 вед. А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности…
2 вед. Не исключено, что кто-то из ребят подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать устно!
1 вед. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек регистратуре поликлиники, трудно придумать как различать билеты на поезда и тому подобное.
Ведущий . Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без… недаром русский писатель историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение БУКВ и ТИПОГРАФИИ; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности

Мы благодарны просвещенью,

Наука – солнце, душу грей,

Рукой отцов благославенный

Иди в историю смелей.
К апостолам высоко славным

Любовь святая глубока.

Дела Кирилла и Мефодия

В славянстве будут жить в века.


Видеоролик «Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия».
Быстро слагаются буквы в слова.

Азбука снова вступает в права.

Письменность – это великая сила,

Слава Мефодию, слава Кириллу.

В веке девятом, в давние дни

Славянские буквы создали ОНИ!


Презентация «Кирилл и Мефодий – первые учителя славян»
Заметки к слайдам презентации:

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ – первые УЧИТЕЛЯ славян



Слайд 2




В греческом городе Салоники (Солунь) родились братья Михаил (в 815г.) и Константин (в 827г). Их отец Лев занимал должность военачальника в городе. Некоторые учёные считают их греками, некоторые славянами. И тех, и других в Салониках было много.

Слайд 3




До 9 века славяне не имели своих книг, потому что не было у славян букв, которыми можно было записать славянскую речь. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, некоторые придумал с Мефодием, Получилась удобная азбука, которой мы пользуемся до сих пор.



Слайд 4




Братья решили: «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержек, словно пела». И хотя с тех пор состав нашей азбуки менялся несколько раз, начертание букв остались прежними.

День за днём чертили братья на песке знаки, стирали и писали новые, пока не создали 43 буквы славянской азбуки.



Вот это и есть его слово, Его величайший почин Средь круговращенья земного, Рождений, скорбей и кончин.

Азбука, прожившая более тысячи лет, которой мы пользуемся до сих пор, которой жить вечно.




Слайд 5




«Они смогли объяснить нам веру на нашем родном языке» Азбука Кирилла и Мефодия пришла и на Русь. Князь Владимир принял веру православную и призвал учителей - учеников Кирилла и Мефодия.

Православная Русь засияла золотом куполов, богослужебные книги Руси стали на вес золота. А при монастырях открылись первые русские школы.





Слайд 6




Славянская письменность была создана в IX веке, около 863 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом

Мировое значение Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия заключается в том, что они создали не просто азбуку, а способствовали сближению и взаимопониманию братских славянских народов, созданию мощнейшей славянской культуры.





Слайд 7




Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886.



Слайд 8




В России с 1991 года день памяти Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия 24 мая был на государственном уровне объявлен Днем славянской письменности и культуры . А ещё до этого события были учреждены награды.


Слайд 9




Орден « Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий» (Болгария.13.12.1950) 3-степень 2-степень 3 степень серебряный бронзрвый 1-степень золотой Первые награды в Болгарии были вручены учёным ещё в 1814 г. А в 1950 году учреждён орден трёх степеней «За заслуги перед Отечеством»



Слайд 10




Орден имени Святых Кирилла и Мефодия Орденом награждаются выдающиеся представители науки, образования и просвещения, культуры, журналистики Славянских Стран. Орден вручается в торжественной обстановке в городе Москва. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Этот праздник объединяет более 270.000.000 славян по всей планете.. Орден имени Святых Кирилла и Мефодия учрежден Международной Академией Славянской письменности имени святых Кирилла и Мефодия



Слайд 11




КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ – первые УЧИТЕЛЯ славян


Ведущий . Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их почитали, а грамоту ценили. Послушайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик)

Как церковный грамотей в старину учил детей…


В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.


Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Нараспев читал им книжку

На славянском языке.

Ведущий.

- понравилось ли вам в школе Руси? Почему?

- Кто, чему, и как обучал детей?

- Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?

- согласны ли вы с тем что учиться должны были только мальчики?
А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький (инсценировка)
Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алёша.

- Ну-ка,ты, пермяк солёные уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – АЗ. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

- Буки.

- Попал! Это?



- Веди.

- Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть –это что?

- Добро.

- Попал. Это?

- Глаголь.

- Верно. А это?

- Аз…
Ведущий.

Но азбука, по которой учились наши предки, до нас не дошла.

В начале 18 века Пётр 1 провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.

В 1917-1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?


1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и «е» произносились совершенно одинаково.

До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений.

Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское V и чем-то напоминало перевёрнутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать «ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй»
3-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ер», так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917-1918 годов эта буква писалась в конце слова после твёрдых согласных.

Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.


4-й ученик (демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» и хорошо знакомая нам буква «ф» - «ферт» - передавали один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместе со словами, в которых они встречались. Например, слово ФИНИК восходит к греческому, а имя ФЁДОР (еодоръ) содержит элемент «бог». «фита» встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья Кирилл и Мефодий, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ФЕРТ. Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ФЕРТ означало « руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щёголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».
Ведущий. Заключительное слово.

Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в её численном и буквенном составе.

Познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука.
А теперь небольшая викторина «Кто внимательнее»:
- Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

- Почему кириллица не дошла до нас?

- Кто внёс изменения в русскую азбуку?

- Какую букву называли «буквой-страшилкой»? за что?

- Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано?

- Какая буква была настоящим бездельником и самой дорогой буквой в мире? Почему?



- С какой буквой буквой связано выражение «прописать ижицу»?
Презентация «Блиц – опрос»
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница