Мбоу оу лицей №9 Лидер Свердловского района



Скачать 207.5 Kb.
Дата12.02.2016
Размер207.5 Kb.



МБОУ ОУ ЛИЦЕЙ № 9 Лидер

Свердловского района

Рассмотрена на Методическом совете Утверждена
Протокол № ___________ Директор ________ Осетрова И. Г.
от «_____» ____________ 20___ г «______» _____________ 20___ г

Внедрение онлайн сервисов в образовательный процесс

Программа повышения квалификации педагогов


Срок реализации программы: 1 учебный год
Преподаватель: Винников В. Э.

Красноярск - 2011


Содержание



Пояснительная записка 3

Цель курса: 4

Основные задачи 4

Этапы и продолжительность образовательного процесса. 4

2. Возможность проведения обучения путём проведения вебинаров. 6

3. Возможность проведения обучения через работу в «облаке». 7

4. Работа в системах дистанционного образования. 7

Ожидаемые результаты: Возможные варианты: 8

Учебный план 8

Учебно-тематический план. 9

Раздел/ тема 9

Теоретический, час 9

Практический, час 9

Самостоятельная работа, час 9

Всего 9

1.Изучение работы системы дистанционного образования Moodle 9



2.Введение в основные облачные сервисы. 9

3.Работа в облачных технологиях Google 9

Содержание программы 10

Вариантные модули: 10

Список литературы 12

Пояснительная записка


Название курса

Внедрение онлайн сервисов в образовательный процесс

Новизна, актуальность, целесообразность
Внедрение современных прикладных информационных технологий открывает возможность создания наглядных компьютерных средств обучения с элементами математического моделирования, графики, звука, мультимедия и моделирования сложных систем измерения и управления[1].

С точки зрения современного образовательного процесса, создание новой электронной среды школы при помощи облачных технологий полностью стыкуется с новыми формами учебного и управленческого процесса, что выражается в системе нелинейного расписания и соответствует новой образовательной парадигме.

Работа в облачных технологиях не только способствует построению более современного образовательного процесса, современного управления, соответствует национальной инициативе «Наша Новая Школа», но и позволяет существенно экономить:


  1. Экономия средств на программное обеспечение. К примеру, используя технологии Office Web Apps, можно не приобретать офисные технологии работы с документами, презентациями, электронными таблицами и т. д.

  2. Экономия на ИТ-специалистах. Использовать за определённую фиксированную плату готовые «облачные» платформы, можно отказаться от услуг некоторых категорий ИТ-специалистов.

  3. Экономия электроэнергии.

  4. Снижение потребности в помещениях. Выполнение многих видов учебной работы может выполняться online и там же контролироваться и оцениваться учителем.

  5. Повышение безопасности. Антивирусная, антихакерская безопасность гарантируется представителем online услуг.

  6. Экономия серверного дискового пространства. Область для хранения материалов предоставляется представителем online услуг.

  7. Доступ к образованию людей с ограниченными возможностями.

Полное внедрение облачных технологий в учебный процесс, по примеру школ США и Западной Европы займёт довольно продолжительный промежуток времени, возможно, несколько лет. Но начинать, все же нужно. Думаем целесообразнее всего начать с внедрения бесплатных образовательных облачных онлайн ресурсов, то есть тех ресурсов, пользоваться которыми можно прямо в Интернет, без скачивания на свой компьютер[2, 3].

В настоящее время наше образование перешло на бесплатное программное обеспечение и многих это не радует, так как на самом деле, это, в определённом, технологическом смысле, шаг назад. Бесплатная операционная система, бесплатные приложения и выглядят и работают так же, как платные, лет 10 назад. Но наше государство не может тратить гигантские деньги на обеспечение рабочих мест в США или ещё где-то. Со временем, у нас будет своё современное программное обеспечение, но пока, будем поступать как бизнесмены, то есть экономить. Почему в 2011 году 72% предприятий на Западе увеличивают свои расходы на облачные технологии на 52%? Да потому, что умеют считать деньги и не хотят переплачивать за пакет, например, Microsoft Office, половина функций которого им в работе не понадобится. Они хотят платить только за то, чем пользуются. Возможности для этого дают облачные технологии. В [5] облачные технологии представлены как современная бизнес-модель, в которой вычислительные ресурсы предоставляются пользователям как услуги в сети Интернет. К тому же есть много бесплатных функций, которых нам, в нашем скромном школьном бизнесе, вполне хватит. По прогнозу IDC, в 2015 г. объем рынка облачных услуг в России достигнет $1,2 млрд. Это значение более чем в 34 раза превышает результат прошлого года[4]. Технология предлагает новаторскую альтернативу традиционному школьному обучению, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Кроме того, сетевое облако позволяет обучаемым взаимодействовать и вести совместную работу с необыкновенно широким кругом сверстников, независимо от их местоположения [7].

Всё вышесказанное говорит о том, что необходимо внедрять бесплатные онлайн сервисы в учебный процесс, и, следовательно, начать необходимо с подготовки педагогов к этому процессу. Это требует не просто смену образовательной парадигмы, а определённую смену психологии педагогов. Целесообразнее направить процесс подготовки педагогов в дистанционное русло, что не помешает образовательному процессу, используя при этом те же облачные онлайн сервисы, что позволит усилить эффект обучения.

Цель курса:


  • формирование готовности педагогов к использованию онлайн ресурсов в образовательном процессе;

  • формирование готовности педагогов к использованию облачных технологий в управлении и построении учебного процесса;

  • развитие информационных, коммуникативных, познавательных и инструментальных компетентностей педагогов в ходе освоения курса;

  • освоение новых способов деятельности;

  • совершенствование творческих способностей педагогов через содержание курса.

Основные задачи


Изучить виды онлайн ресурсов по возможностям использования в учебной деятельности.

Научиться использовать облачные технологии для организации управления учебным процессом, коллективом (школой, классом, группой работы над проектом и т. п.) с помощью календарей, CRM-систем.

Научиться работать в облачных офисных сервисах (создавать презентации, текстовые документы, электронные таблицы, обрабатывать иллюстрации, звуковые и видеофайлы).

Изучить типологии занятий с использованием онлайн-ресурсов для построения уроков.

Научиться строить учебный процесс с полным или частичным использованием облачных онлайн сервисов.


Этапы и продолжительность образовательного процесса.


В дистанционном режиме:

  • продолжительность курса по времени 72 часа.

  • состав учащихся – до 10 человек

  • формы и режим дистанционных занятий – лекции, практические, групповые, самостоятельная работа;

  • количество часов в неделю -4 часа.


Формы подведения итогов по каждой теме.

Первоначально, все обучающие имеют статус Начинающих. После прохождения определённого цикла обучения, обучающихся можно разбить на группы готовности: первую, вторую и третью. После прохождения всех групп готовности и всего цикла обучения, обучающийся становится Продвинутым. Теперь ему могут потребоваться только консультации онлайн по некоторым нюансам работы в облачных технологиях. Всё это будет отражено в таблицах группы обучающихся, каждый обучающийся будет видеть, на какой стадии он находится, пример, табл.1.

Таблица 1.

Группа обучающихся, МБОУ лицей№7, г. Красноярск




Начинающие

Первая группа готовности

Вторая группа готовности

Третья группа готовности

Продвинутые

1.




Иванова В. И., учитель географии










2.

Плотникова Н. П., заместитель директора













3.










Никифоров И. В., учитель информатики




4.







Королёва И.П., учитель математики







5.




Савельева Е. И., учитель русского языка и литературы.









Предлагается следующее обоснование перехода из группы в группу:



  1. И Начинающих в Первую группу готовности переходят обучаемые сдавшие онлайн выполненную работу по возможностям облачных технологий.

  2. Из Первой группы готовности во Вторую переходят обучаемые зарегистрированные и научившиеся работать в Календаре Google и в Документах Google.

  3. Из Второй группы готовности в Третью группу переходят обучаемые, подготовившие материалы, включая онлайн ресурсы к выполнению работы. Необходимо обосновать свой предварительный выбор онлайн ресурсов.

  4. В Продвинутые переходят обучаемые составившие свою программу, то есть своё образовательное пространство. При этом, необходимо использование онлайн ресурсов в своей педагогической деятельности, что поможет обоснованию выбора того или иного ресурса и оцениванию результата его использования. Что-то может и не подойти.

  5. Получение сертификата обусловлено Итоговым событием, внедрением онлайн ресурсов по разработанной программе, в процесс обучения. Возможно проведение нескольких занятий онлайн для оценивания результата. То есть Продвинутые не сразу получают сертификат, а только после внедрения своей работы.

Естественно, обучение будет иметь определённые временные рамки. Статус Продвинутые, получают обучаемые полностью создавшие своё образовательное пространство и начавшие использовать его в своей практической деятельности. Преподаватель будет одним из участников образовательного пространства в «облаке» обучаемого, и будет наблюдать процесс изнутри.

в учебный процесс, и, привыкают к работе в Облаке Google, что поможет дальнейшему внедрению облачных технологий в жизнь школы.



Формы и режим занятий
Дистанционное образование — это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве.

1. Skype - на сегодня самая доступная технология для онлайн общения ученика и преподавателя. Для проведения обучения при помощи Skype, на компьютерах преподавателя и ученика необходимо наличие установленной программы Skype, средств передачи звука: микрофон и колонки или наушники. Этого минимального набора достаточно, чтобы преподаватель мог не только устно рассказать предмет, но и показать специально подготовленную презентацию, используя функцию совместного использования экрана.

Добавление видеокамеры, а она сейчас входят в стандартную комплектацию почти для всех продаваемых ноутбуков, позволит установить не только аудио, но и видео контакт между учеником и преподавателем. Благодаря видеосвязи пользователи Skype могут общаться друг с другом лицом к лицу совершенно бесплатно, даже если они находятся за тысячи километров друг от друга, в конференц-залах или каждый за своим компьютером.

Таким образом, Skype становится идеальным инструментом для он-лайн.

Достоинства Skype:


  • Доступность. Программу легко скачать из Интернета, необходимое оборудование довольно дешево.

  • Простота установки и настройки.

  • Некритичность к качеству связи. Skype автоматически масштабируется, обеспечивая приемлемый уровень видеоизображения даже на «медленных» соединениях.  

  • Возможность показа показа презентаций, использую функцию совместного использования экрана.

Недостатки:

  • Несмотря на возможность при помощи Skype организовывать многосторонние конференции, использовать Skype для обучения больших групп весьма сложно.

  • Ограниченные возможности по записи уроков, семинаров и т.п.

2. Возможность проведения обучения путём проведения вебинаров.


Одной из самых доступных возможностей проведения онлайн групповых занятий на сегодняшний день являются вебинары.

Вебинары - аналоги традиционных презентаций, с тем различием, что вы видите презентацию на экране своего монитора, а звук слышите из компьютерных колонок или наушников. В отдельных окошках можно видеть выступающего, если он использует камеру, а также общаться с ведущим и другими частниками в чате. При участие в вебинаре у слушателей есть возможность задать вопрос выступающему голосом, если позволяет наличие технических средств.

Как правило, для участия в вебинаре не нужно устанавливать на компьютер специальное программное обеспечение, достаточно пройти интернет-браузером по предлагаемой ссылке. Все участники должны быть оснащены гарнитурой (наушник и микрофон) и web-камерой.

Ниже приведена таблица различий традиционной и онлайн презентации – вебинара.







Традиционная презентация

Вебинар

Просмотр слайдов

На большом общем экране

На экране персонального компьютера. Возможен вывод на большой экран через проектор

Аудио информация

Непосредственно от выступающего

Через компьютерные колонки или наушники

Возможность видеть выступающего

Есть

В отдельном окошке, нужна высокая скорость связи 

Возможность задать вопрос голосом

Есть

Есть, при наличии микрофона

Возможность создать очередь вопросов

В виде записок на бумаге

В чате

Возможность общаться со слушателями

Только с ближайшими

Сообщения в чате видны всем

Преимущества вебинаров:

1. Обучение людей на рабочих местах или дома, кто занимается самообразованием. 

Также проще планировать время вебинара, так как даже сотрудники офисов при разных часовых поясах смогут прослушать тренинг из дома, если офис уже закрыт. Это важно, например, когда тренинг проходит в Красноярске, а человек живет в Санкт-Петербурге.

2. Виртуальная презентация материала, домашние задания, раздаточные материалы, опросы, онлайн-чат — все это может быть включено в обучение.

3. Ответы на вопросы . Обучаемые могут легко задавать вопросы через чат ,также у тренера есть всегда возможность подумать и четко сказать ответ во время вебинара или после, причем все участники вебинара могут слышать ответ, либо тренер в чате может ответить кому то персонально просто посредством чата, чтобы не тратить время остальных участников тренинга, если вопрос был сугубо индивидуальный.

4. Видеозапись вебинара. Обучаемые всегда могут вернуться к материалу и прослушать еще раз моменты которые им были не понятны или они не запомнили, и, также новые сотрудники, которым нужна данная информация просто пересматривают запись и легко познают информацию, которую изучили ранее коллеги.

5. Аренда зала заменяется арендой виртуального класса, что в несколько раз выгоднее, чем снять зал на десятки или сотни человек.

3. Возможность проведения обучения через работу в «облаке».


Начальная работа может начаться через Skype или вебинар, а далее, её целесообразно продолжить через «облако» Google, например.

4. Работа в системах дистанционного образования.


Те же возможности, что и у лучших вебинаров. Отличие в том, что этот полноценный веб-сервер следует устанавливать у себя на сервере. Работу и регистрацию вынести на свой сайт. Плюс в том, что всё своё и не надо ни к кому идти на чужой ресурс. У нас на сайте реализована система дистанционного образования Moodle (Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment ). [6, 7]. Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Вход в систему для регистрации и работы на сайте лицея: www.liceum9.ru/moodle.

Режим занятий определяется целесообразностью, но не реже 4 часов в неделю.


Ожидаемые результаты: Возможные варианты:


    1. Создание технологической карты и презентации уроков с использованием онлайн ресурсов и совместной работы учащихся в облачных сервисах.

    2. Создание и проведение занятий (программ) с использованием онлайн ресурсов.

Создание и проведение занятий совместной работы учащихся в облачных технологиях.
Основные методы и приемы организации деятельности обучаемых: Возможные варианты:

Работа с интернет-ресурсами различных направленностей, работа с облачными офисными программами, выполнение учебных работ с использованием онлайн-ресурсов. Выполнение работ по разработке учебного процесса с использованием онлайн ресурсов.


Материально-техническое обеспечение курса: Возможные варианты:

компьютер, веб-камера, микрофон, наушники или звуковые колонки.



Учебный план


Курсы повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий реализованы в системе построения образовательного контента Moodle (Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment).Система дистанционного обучения (СДО).

Курс рассчитан на педагогов, имеющих первую или высшую квалификационные категории, владеющих информационно-коммуникационными технологиями на уровне функциональной грамотности.

Программа курса содержит инвариантные и вариативные модули.

Инвариантные модули предусматривают развитие общих педагогических компетенций. В процессе освоения инвариантных модулей предусмотрены различные формы сетевой активности, позволяющие в наибольшей степени обеспечить субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.



Вариативный модуль программы предусматривает погружение в специфику инновационных процессов в рамках специализации работника образования.

Инвариантные модули:

  • Изучение работы системы дистанционного образования Moodle (4 часа).

  • Введение в основные облачные сервисы. (6 часов).

  • Работа в облачных технологиях Google (26 часов).

Вариантные модули:

  • Виды онлайн-ресурсов, использование их в образовательном процессе в зависимости от типа ресурса. (18часов).

  • Построение образовательного процесса с использованием онлайн-ресурсов (18 часов).

Учебно-тематический план.

Раздел/ тема

Теоретический, час

Практический, час

Самостоятельная работа, час

Всего

1.Изучение работы системы дистанционного образования Moodle





2

2

4

2.Введение в основные облачные сервисы.


4




2

6

3.Работа в облачных технологиях Google


2

8

16

26

3.1. Возможности облачных сервисов Google

1







1

3.2. Регистрация в Google







1

1

3.3. Настройка контактов, работа с почтой

1

1

2

4

3.4. Работа в чате







1

1

3.5. Работа с календарём Google




2

3

5

3.6. Работа с текстовыми документами в Google




1

2

3

3.7. Работа с фотографиями в Google




1

2

3

3.8. Работа с электронными таблицами в Google




1

2

3

3.9. Работа с презентациями в Google




1

2

3

3.10. Работа с видео в Google




1

1

2

4. Виды онлайн-ресурсов, использование их в образовательном процессе в зависимости от типа ресурса.

3

6

9

18

4.1.Виды онлайн-ресурсов

1

2

2

4

4.2.Определение типологий каждого вида занятий онлайн или с использованием онлайн ресурсов

1

2

3

6

4.3.определение стратегии построение учебной программы и каждого занятия

1

2

4

8

5. Построение образовательного процесса с использованием онлайн-ресурсов




4

14

18

Итого:

9

20

43

72



Содержание программы


Изучение работы системы дистанционного образования Moodle (4 часа).

Регистрация в системе. Обзорная лекция. Самостоятельная работа.



Введение в основные облачные сервисы. (6 часов).

Современные тенденции развития интернет технологий. Облачные технологии, их виды и возможности. Сравнительные характеристики «облаков» ведущих компаний мира. Облачные технологии в России, тенденции развития. Самостоятельная работа. Контроль – сравнительные характеристики, выводы в виде текстового документа в Moodle.


Работа в облачных технологиях Google (26 часов).

Возможности облачных сервисов Google. Создание аккаунта в Google. Настройка и создание контактов. Настройка чата, подключение видеосвязи. Настройка календаря/календарей Google. Управление коллективом с помощью календаря Google.

Работа с текстовыми документами в Google, совместная работа. Работа с фотографиями в Google. Работа с электронными таблицами в Google, совместная работа. Работа с презентациями в Google, совместная работа. Работа с видео в Google. Самостоятельная работа. Контроль в Google.

Вариантные модули:


Виды онлайн-ресурсов, использование их в образовательном процессе в зависимости от типа ресурса. (18часов).

Тренажёры и симуляторы онлайн. Игры онлайн. Видеоуроки онлайн. Виртуальные экскурсии. Виртуальные лаборатории. Интерактивные уроки при помощи вэбинаров, skaype, «облака», систем дистанционного образования. Определение и обоснование типологий каждого вида занятий, определение и обоснование стратегии построение учебной программы и каждого занятия. Самостоятельная работа. Контроль – сравнительные характеристики, выводы в виде текстового документа в Google (Moodle).


Построение образовательного процесса с использованием онлайн-ресурсов (18 часов).

Самостоятельная разработка. Консультации. Самостоятельная работа. Результат в виде текстового документа и презентации в Google.



Список литературы





  1. Евдокимов Ю. К., Салахова А. Ш., Кирсанов А. Ю. Дистанционные и виртуальные информационныз технологии в современном школьном образовании. Школьные технологии. №5, 2010, с. 71.

  2. Винников В. Э. Бесплатные онлайн-инструменты для совместной работы в сети. Вести образования. № 20 (164) 15 – 31 октября 2010, № 21 (165) 1 – 15 ноября 2010.

  3. Винников В. Э.. Облачные технологии для экономных. Вести образования. № 6 (174) 15 – 31 марта 2011.

  4. Сергей Попсулин. Рынок облачных услуг в России вырастет в 34 раза за 5 лет. CNews Cloud облачные сервисы. 14.09.2011. http://cloud.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/09/14/455296

  5. Джордж Риз. Облачные вычисления. Cloud Application Architectures. Издательство: БХВ-Петербург, 2011 г, 288 стр.

  6. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

  7. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков. ХНАГХ, 2009. 292 стр.

  8. Руденко Анастасия. Облачные вычисления преобразуют сферу образования. Reader one/ 02.09.2011. http://www.mobiledevice.ru/oblachnie-vichisleniia.aspx



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница