Мбоу дод «сдюсшор» Психологический климат и межличностные отношения в команде тренер



Скачать 188.79 Kb.
Дата25.04.2016
Размер188.79 Kb.
ТипРеферат
МБОУ ДОД «СДЮСШОР»


Психологический климат и межличностные отношения в команде

тренер-преподаватель по хоккею на траве

Ходателев А.С.



Ногинск

2015

Содержание

Введение 3

Заключение 13

Список литературы 16



Введение

Современный спорт с полным основанием может рассматриваться совместной коллективной деятельностью, включающей в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства коллективами и командами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в тренировочном процессе и во время соревнований.



Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту). Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Главным психологическим эффектом малочисленности состава группы является то, что ее члены могут непосредственно общаться друг с другом, вступать в личные контакты. В результате этого в группе помимо функциональных, общественных отношений, обусловленных социальными условиями, возникает сеть эмоционально-психологических отношений, которые тесно переплетаются с деятельностными и придают группе новые социально-психологические качества.

Поскольку, хоккей на траве – командный вид спорта, то актуальными будут вопросы межличностных отношений, ведь психологический климат – важная составляющая результата и успеха команды наряду с физической, технической и тактической подготовкой. В данной работе будут затронуты следующие вопросы: формирование оптимального психологического климата спортивной команды; влияние психологического климата спортивной команды на характер взаимоотношений в команде, мотивацию спортсменов, их самооценку и уровень успешности.


  1. Психологический климат и межличностные отношения в команде




    1. Понятие психологического климата команды

Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат. Он складывается из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упаднический тон жизни команды в значительной степени определяет отношения между спортсменами, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности.

Но эмоции — это одна сторона психологического климата. Другая, не менее важная его сторона — нравственные, моральные нормы, ценности, сложившиеся и команде. Вряд ли победа, достигнутая нечестным путем и вызвавшая радость у игроков, свидетельствует о благополучном психологическом климате в команде. Поэтому формирование в команде нравственных норм, то есть правил, требований, определяющих поведение спортсменов в команде, является одной из главных задач при формировании здорового психологического климата.

О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спад в игре.

Известный тренер одной хоккейной команды пишет: «Успехи, известное дело, объединяют. Тут все легко и просто: тренер выглядит мудрейшим из мудрых, партнеры симпатичнейшими, удачливыми, одним словом, никаких проблем, все в розовом цвете. А вот неудачи... Тогда все сложнее. И не всякий спортсмен отважится искать причины в себе» (Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М., 1978. С. 128).

Большое значение в формировании психологического климата команды имеет система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами в процессе их деятельности и общения.

В системе межличностных отношений принято выделять деловые (или формальные) и личностные (или неформальные, эмоциональные) отношения. Деловые отношения — это отношения деловой зависимости. Они вытекают из официальных обязанностей каждого члена команды в деятельности, направленной на достижение общей цели. Личностные отношения — это проявление спортсменами по отношению друг к другу симпатии, уважения, товарищества, дружбы или равнодушия, зависти, вражды.

Деловые и личностные отношения, существующие в команде, чаще всего не совпадают. В командах низкого уровня и в молодых командах преобладают личностные, эмоциональные отношения над деловыми. В зрелых командах, как правило, деловые отношения преобладают над личностными. Идеальным является совпадение положительных отношений в команде и по деловым, и по личностным сферам, однако, для успешного выступления команды это не обязательно.

Факторами, влияющими на возникновение напряженности и конфликтом в межличностных отношениях, являются:


  1. недостаточная сплоченность членов команды;

  2. наличие несовместимости на психофизиологическом, психологическом или социально-психологическом уровне;

  3. несоответствие квалификации спортсменов поставленной задаче;

  4. присутствие в команде спортсменов с притязаниями, не соответствующими их возможностям;

  5. наличие в команде спортсменов с высокой агрессивностью и высоким уровнем доминирования, стремящихся взять на себя роль лидера;

  6. расхождение у отдельных игроков самооценки способностей, с одной стороны, и уровнем мастерства и оценкой этих способностей командой в целом — с другой;

  7. снижение мастерства и самоотдачи у партнеров по команде вследствие нарушения ими тренировочного режима;

  8. наличие скрытой конкуренции между игроками за место в основном составе;

  9. наличие в команде «любимчиков» тренера;

  10. навязывание тренером игрового стиля, не соответствующего склонностям и возможностям спортсменов;

  11. непринятие тренера как личности и как специалиста;

  12. несоответствие результатов выступления в соревновании ожиданиям команды;

  13. наличие в команде группировок, по-разному относящихся к установкам тренера, к нормативным предписаниям, выработанным в данной команде.

Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях — низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.


    1. Психолого-педагогические факторы формирования психологического микроклимата в спортивной команде

Существуют определенные психолого-педагогические факторы формирования психологического микроклимата в спортивном коллективе. К ним относят:

– характер взаимоотношений в команде.

– руководство.

– лидерство.

– мотивация.

– психологические особенности членов команды.

Таким образом, в регуляции эффективности коллективной деятельности и формирования психологической комфортности в команде участвуют самые разные системы факторов:



  • внегрупповые (физические и социальные);

  • внутригрупповые (нормы, межличностные отношения);

  • внеличностные (однородность – разнородность по индивидуально-психологическим параметрам);

  • внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно-значимые и общественно ценные ориентации коллектива.


    1. Характер взаимоотношений в команде

Успех выступления спортивной команды в соревнованиях является не только личным делом тренера или спортсмена, это и характеристика той социальной среды, коллектива, которое они защищают. Мотивы, диктующие межличностные отношения в команде делятся на:



  • мотивы достижения индивидом личных и командных результатов;

  • мотивы общения, которые индивид рассматривает как источник установления социальных контактов.

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе «спортсмен-спортсмен», и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер - спортсмен».

Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.

Формальная структура отношений в команде создается и процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношении членов команды в этой деятельности.

Формальные отношения обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем-то, известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений.

В самой сущности спортивного коллектива заложено стремление постоянно совершенствовать формы организации и деятельности, непрерывно продвигаться вперед, видеть поступательное развитие спорта, намечать и решать все новые и лучшие задачи. Занятия спортом — это не только физическое здоровье и физическое совершенствование человека, но и весь комплекс воспитательного, оздоровительного, профилактического и тренирующе-развивающего воздействий, способствующих индивидуально-личностной ориентации жизнедеятельности человека.

Развитие группы. Общие качества группы. Непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей.

6. Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:


  • направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

  • организованность – реальная способность группы к самоуправлению;

  • эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

  • интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

  • волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Взаимоотношения в команде должны формироваться доброжелательными, устойчивыми и сплоченными, члены команды должны быть нацеленными на успех и результат, иметь высокий уровень осознанной мотивации.

Для некоторых юношей и девушек быть членом спортивной команды означает возможность иметь тесные контакты со своими сверстниками, быть частью их коллектива.




    1. Сплоченность команды

В группах имеется групповая интеграция, позволяющая рассматривать команду как единое целое. Этот процесс единения характеризует сплоченность (спаянность). Л. Фестингер определил групповую спаянность как совокупность действия сил, удерживающих индивидов в группе. Для суждения о сплоченности группы предлагаются различные индексы (коэффициенты сплоченности, показатель ценностно-ориентационного единства и другие). Каждый из них отражает односторонний подход к рассмотрению сплоченности группы, и поэтому истинное суждение о последней можно, вероятно, получить только в случае использования совокупности различных коэффициентов.

Говоря о сплоченности спортивных команд, следует иметь в виду не только эмоциональные взаимоотношения между спортсменами, но и игровые, поскольку очевидно, что симпатии не являются единственной причиной, побуждающей спортсменов оставаться членами данной команды. Существенное значение имеет мотивация на достижение общей цели. Поэтому в соревновательной ситуации, когда речь идет о победе в состязании, игровые взаимоотношения редко разрушаются, так как личная неприязнь между спортсменами отходит на задний план. В связи с этим в спортивных командах необходимо рассматривать сплоченность в двух аспектах — деловом и эмоциональном.

Сплоченность в командах мастеров больше по ее формальной структуре, чем по неформальной. В командах II-III разрядов при общем менее высоком уровне сплоченности она больше по неформальной структуре.




    1. Сплоченность и эффективность деятельности

Считается, что положительный эмоциональный климат, сплоченность коллектива, с одной стороны, и эффективность его работы — с другой, находятся в прямой зависимости. В спортивной практике примеры этому встречаются часто. Спад в игре той или иной команды нередко связан со снижением сплоченности игроков команды.

Однако возникает вопрос: приводит ли увеличение сплоченности к росту мастерства и с ним к успеху или, наоборот, появление успехов (в результате достижения спортивной формы или роста мастерства игроков) приводит к увеличению сплоченности? Однозначный ответ — что причина, а что следствие — дать трудно, хотя очевидно, что внутренние раздоры (снижение сплоченности по человеческим качествам) могут приводить и к снижению успехов. Это происходит потому, что взаимоотношения между игроками сказываются не только ни их мобилизованности, но и на тактических действиях команды.

Вообще следует отметить противоречивость результатов, получаемых в социальной психологии по этому вопросу. В некоторых ситуациях высокий уровень сплоченности положительно сказывался на результатах деятельности. В других случаях высокая сплоченность даже препятствовала эффективной деятельности. По данным Ф.К., команды, члены которых имели низкую потребность в дружеских отношениях, выступали успешнее, чем команды, в которых были игроки с потребностью в теплых и близких межличностных отношениях.

Предполагается, что при высокой сплоченности члены команды больше заботятся о сохранении хороших отношений с товарищами, чем о достижении высоких спортивных показателей. Попытки тренеров навязать в таких командах мотивационную установку на достижение цели приводят к конфликту (Мартене Р. (Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979). В то же время в командах с высокой потребностью в дружеских связях, как показал Р. Мартене, игроки выражают большую удовлетворенность своей деятельностью по сравнению с командами, где эта потребность была ниже, несмотря на одинаковые успехи тех и других и соревновательной деятельности.

Нередко стремление сохранить хороший психологический климат и сплоченность в команде приводит к тому, что в ней появляется самоуспокоенность, исчезает принципиальная и деловая критика. Группа старается не замечать конфликтных ситуаций, требующих делового решения. Такое поведение в команде неоправданно. Замечания, высказанные в спокойном и деловом тоне, не могут нарушить сплоченности команды и тем более снизить эффективность ее деятельности. По данным В.В. Виноградова, неодобрения и резкие замечания партнеров и тренера, хотя и расценивались спортсменами как нежелательные, создающие повышенную напряженность в игре, не повлияли существенно на результативность, а в ряде случаев и улучшали ее. Во всяком случае, установка команды на результат может и не снижать эффективность деятельности даже при отсутствии сплоченности по личностным качествам.

В этой связи интерес представляет цитировавшаяся выше работа Р. Мартенса, в которой показано, что мотивация в команде на достижение цели более действенна для успеха, чем мотивация на общение. Однако наибольшего успеха добивались команды, мотивированные и на то и на другое.

В работе Р. Мартенса изучалась взаимосвязь между сплоченностью баскетбольных команд, результатами их деятельности и удовлетворенностью. Справедливо полагая, что выявление сплоченности команд только по признаку симпатии/антипатии недостаточно, он ввел и другие критерии:



  1. оценку возможностей и способностей игрока (оценка по игровым качествам);

  2. возможность сделать совместную деятельность приятной;

  3. влияние, оказываемое игроком на других членов группы;

  4. оцени того, насколько сильно у опрашиваемого чувство принадлежности к данной команде, имеет ли эта принадлежность для опрашиваемого большое значение;

  5. уровень взаимодействия и сплоченности команды в целом.

Оказалось, что если оценивать сплоченность команды по двум последним критериям, то связь между сплоченностью и успешностью выступлений есть (более сплоченные выиграли больше встреч). По другим критериям этой связи обнаружено не было.

Показано, что сплоченность команд связана не столько с турнирным положением и классом команд, сколько с изменением турнирного положения. Улучшение турнирного положения сопровождалось ростом сплоченности, ухудшение турнирного положения — снижением ее. В то же время классная команда, ставшая победительницей турнира, имела к концу первенства самую низкую сплоченность среди всех команд.

Очевидно, ухудшение взаимоотношений в команде не всегда и не сразу приводит к явному снижению спортивных результатов. Более того, иногда конфликтная ситуация становится для команды (при сложившемся ее ядре) своего рода стимулятором, сплоченность игроков повышается. Это наблюдается, в частности, в случае конфликта команды с одним из ее членов (тренером, капитаном, ведущим игроком). Сплоченность команды повышается на основе противопоставления: «мы» и «он».

Сопротивление команды тренеру сплачивает ее членов целью доказать несостоятельность его установок и методов. Если конфликт с тренером обособляется от спортивных обязанностей, то есть если команда стремится доказать свою правоту спортивными успехами, команда переносит свою сплоченность и агрессивность на игру. Однако бывает и так, что команда, порой неосознанно, стремится наказать тренера и... проигрывает матчи.

В основном эффективность тренировочной и соревновательной деятельности снижается при затянувшихся и трудноразрешимых конфликтах.

Очевидно, не стоит придавать излишнего значения эмоциональной сплоченности, так же как нельзя и недооценивать ее. Вовсе не обязательно, чтобы спортсмены в команде были связаны тесными дружескими узами (этого иногда трудно требовать из-за возрастной разницы, семейного положения, разных национальных менталитетов и т. п.) и чтобы в команде существовала какая-то социальная идиллия, не допускающая конфликтности вообще. Команда может показывать стабильные высокие достижения и при среднем уровне эмоциональной сплоченности. Для формирования стойкой боевой команды важнее не избавлять ее от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их.

В то же время нормальный психологический климат в команде — необходимое условие ее жизнестойкости и целеустремленности. И здесь очень важно, чтобы сплоченность проявлялась и по другому критерию — ценностно-ориентированному единству, то есть, чтобы члены команды имели общие ценностные ориентиры (ради чего они играют), цели, нормы и установки (моральные и этические). Известно, например, что в благополучных с точки зрения психологического климата и социально зрелых группах (коллективах) нововведения и увеличение интенсивности работы воспринимаются благожелательно, а в конфликтных группах встречают сопротивление.


    1. Факторы, влияющие на сплоченность команды

Сплоченность команды зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относится, например, оцениваемая сторона личности. В зависимости от того, какая сторона личности оценивается (деловая или эмоциональная), сплоченность (единодушие в оценках друг друга, взаимопомощь, сопереживание и т. п.) может быть то более, то менее высокой.

Спортивные команды бывают разными по структуре, и это тоже сказывается на сплоченности. Одно дело — команды в игровых видах спорта, где все игроки воспитываются одним (старшим) тренером и в основном выполняют только его установки; другое дело — сборные команды в индивидуальных видах спорта (легкой атлетике, плавании, велосипедных гонках, фигурном катании, гимнастике и т.п.) В командных игровых видах спорта, в том числе и в хоккее на траве, сплоченность выше, поскольку все игроки команды находятся в тесном взаимодействии друг с другом в процессе не только соревнований, но и тренировочных занятий (проживание на сборах), у них постоянная общая цель, взаимозависимость.

Сплоченность также зависит от того, насколько удовлетворяются социальные потребности каждого члена команды принадлежать к той или иной группе и считаться значимым ее членом (потребность в социальной активности). Обсуждение важных вопросов, касающихся команды, всеми спортсменами создает предпосылки для удовлетворения этих потребностей и способствует сплочению команды целевой основе. С этой точки зрения имеющаяся в ряде спортивных коллективов практика решения вопросов только силами актива не может считаться оптимальным вариантом для сплочения коллектива.

Иногда некоторые спортсмены с высокой потребностью в достижении результата бывают раздражены и негативно реагируют на своих партнеров, у которых потребности в достижении менее выражены или уровень их подготовленными для успешного решения общегрупповой цели ниже требуемого. Следует отметить, что в командах, где игроки постоянно пререкаются друг с другом, редко бывает хороший эмоциональный климат. Чрезмерная внутригрупповая напряженность отвлекает внимание спортсменов от деятельности и требует дополнительных, иногда значительных, усилий со стороны тренера и лидеров. Однако существует оптимальный уровень напряженности, который не только допустим, но и желателен для активизации деятельности.

Сплоченность и эффективность деятельности команды зависит от того, какие цели ставит перед собой команда в целом и каждый ее член, то есть от ценностно-ориентационного единства. Спортивные команды, игроки которых воспринимают тренировки как ситуации для общения и способ проведения свободного времени, обычно выступают менее успешно, чем команды, ставящие своей целью достижение высокого результата. Снижается успешность выступления команды и в том случае, если цели занятий спортом у ее игроков разные: одни обязательно хотят стать чемпионом, а другие играют ради денег. Отдача последних во время игры будет минимальна.

Установлено, что если команды встречаются с более сильными соперниками игроки распределяют передачи между собой независимо от характера их отношений. Следовательно, в условиях стресса поведение и деятельность игроков в командах больше зависят от стремления спортсменов достигнуть успеха, нежели от их симпатий и антипатий друг к другу.


    1. Соперничество (конкуренция) и сплоченность

Практически во всех командах между игроками существует соперничество (конкуренция). Если это соперничество игроков не приводит к конфликту, а лишь подстегивает их на совершенствование своего мастерства, на лучшую функциональную готовность, то это, безусловно, положительное явление. Недаром многие тренеры жалуются на отсутствие в их команде конкуренции между игроками в той или иной линии (защите, нападении).

Соперничество, даже здоровое, может иметь и отрицательные последствия. При больших притязаниях спортсмена на успех конкуренция нередко приводит к неуверенности, а у некоторых спортсменов (если статус их конкурентов очень высок) — к переживанию безысходности положения, к желанию бросить, спорт или только «отрабатывать номер» в команде.

Если некоторыми игроками команды игнорируются нормы морали, соперничество может привести к конфликту. Спортсмены спортивную конкуренцию начинают переносить на личные взаимоотношения. Конкуренция, доходящая до конфликта, безусловно, нарушают социально-психологический климат в коллективе. Особенно отчетливо проявляется отрицательная роль конкуренции для сплоченности во вновь создаваемых командах. Если в команде много претендентов на малое число вакантных мест, то сплоченность низкая; при стабилизации состава (определении спортсменов, которые войдут в лимитированное число) сплоченность повышается.

Итак, конкуренция в команде может приводить и к положительным, и к отрицательным последствиям. Поэтому бытующая в спортивной среде точка зрения, что команда снизила свои результаты из-за отсутствия конкуренции, не может приниматься без доказательств и рассмотрения конкретных отношений, сложившихся в коллективе. Чрезмерная конкуренция, даже на здоровой основе, может иметь негативные последствия. Нездоровая же конкуренция приводит к ухудшению психологического климата в команде и снижает ее успехи.

Заключение

Социально-психологический микроклимат формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающее его в коллективе обстановке: к людям, к условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и т.д. Социально-психологический микроклимат представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающему. Каждым человеком переживается индивидуально в виде удовлетворенности и привлекательности работы в данном коллективе, в данных условиях.

В спортивном коллективе происходит формирование основных новообразований юности-самосознания, самооценки, личностного и профессионального самоопределения, как и в других молодежных социальных общностях, поэтому необходима в команде целенаправленная деятельность со стороны тренеров, психологов и воспитателей по формированию психологической и личностной комфортности спортсменов, формированию позитивной Я-концепции. Все эти параметры можно формировать у спортсмена через благоприятный психологический микроклимат в команде. Большинство исследователей психологического микроклимата выделяют ряд психолого-педагогических факторов формирования психологического микроклимата в коллективе. В спортивном коллективе также можно констатировать существование определенных психолого-педагогические факторов формирования психологического микроклимата. К ним относят:

– характер взаимоотношений в команде. Он характеризуется тем, что главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого “мы-чувства”. Специфика социально-психологического анализа группы проявляется в том, что рассматриваются реальные социальные группы, и в них определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

– руководство и лидерство. Данная проблема руководства спортивной командной является противоречивой и многозначной. Традиционные стили руководства имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому эффективность применения стилей зависит от многих условий: сложившейся ситуации, эмоциональной напряженности в команде и личностей самих спортсменов и тренеров.

– мотивация. Проблема мотивационных стимулов в работе со спортсменами и спортивными командами является сложной и очень важной, так как является основой успешности спортивных результатов. Можно отметить чрезвычайную сложность человеческой мотивации. На нее влияют личностные особенности спортсменов, обуславливающие направленность личности, ценности, стремления, убеждения и интересы личности.



– личность спортсмена. Психологические личностные особенности спортсменов выделяют этих людей в особую общность, которой присущи следующие особенности. К выраженным личностным качествам относятся: высокий уровень агрессивности (который почти все время находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера.

Список литературы





  1. Азбука спорта. Хоккей на траве. Москва, 2005 г.

  2. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.

  3. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987.

  4. Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968.

  5. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

  6. Сиваков И.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., Мустафина Д.А. Межличностные отношения в спортивной команде // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»

  7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002.

  8. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница