Мбоу дод «Дворец детского творчества» Школа-учебы: «Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях удо»



Скачать 223.23 Kb.
Дата31.03.2016
Размер223.23 Kb.
ТипРеферат
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»

Школа-учебы:
«Мотивационная сфера учащихся

как фактор развития на занятиях УДО»

Составитель: Мамаева Т.Н., методист ДДТ

Темирханова Х.Э., методист ДДТ.
г.Буйнакск-2013г.
Содержание:

  1. Понятие о мотивах, о мотивационной сфере учения.

    1. Что такое мотивация. Образовательная мотивация, её виды.

    2. Мотивационная сфера человека.


    3. Понятие о мотивах и их классификация.

  1. Педагогические методы, приёмы и условия развития мотивации к занятиям в творческих объединениях.

2.1. Формирование мотивации на отдельных этапах занятия.

2.2. Личностное целеполагание учащихся.

2.3. Познавательный интерес.

2.4. Приёмы и условия развития познавательного интереса учащихся к занятиям в творческих объединениях.



3. Заключение.

4. Пути развития учебной мотивации. Советы психолога.

5. Литература.

Введение

Известно, что проблема мотивации учения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у школьников и учащихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин низких результатов учебы в школе, а в учреждении дополнительного образования – причина, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.



Цель каждого педагога проанализировать пути и средства формирования и повышения учебной мотивации учащихся на занятиях объединений.

Задачи:

- провести теоретический анализ понятия о мотивах;

- изучить мотивационную сферу учащихся;

- рассмотреть пути и средства формирования и повышения учебной мотивации, используемые на занятиях объединений .



1. Понятие о мотивах, о мотивационной сфере учения

1.1 Что такое мотивация. Образовательная мотивация, её виды.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от её мотивации. Что же такое мотивация? Это активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация, как определяют её психологи - это система факторов, обуславливающих учебную деятельность и поведение учащихся.

В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации педагог располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:



  1. Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности).

  2. Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности).

  3. Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки).

  4. Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).

Формирование мотивов учения - это создание в учреждении дополнительного образования условий для появления внутренних побуждений к учению, создание их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует её развитие системой психологически продуктивных приёмов.

Но формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.



1.2 Мотивационная сфера человека

Мотивационную сферу человека составляют такие понятия как:

1. Потребности - это состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования.

2. Мотивы – это побуждение к деятельности, то ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

3. Цели - это представляемый и осознаваемый результат деятельности.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, а каждый из мотивов может быть удовлетворён различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей. Кроме того в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, желания и намерения.

Второе по своему значению мотивационное понятие - это мотив. В отличии от потребностей, мотивы есть только у человека. Мотив всегда так или иначе связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Вот почему мы говорим, что мотивы как потенциально осознаваемые стимулы поведения есть только у человека. Цель представляет собой следующий мотивационный фактор. Ею называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение.

Рассмотренные мотивационные образования: потребности, мотивы и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, а каждый из мотивов может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей.

Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое когнитивное мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной центральной в данный момент времени потребностью.

Задача как частный ситуационно – мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно быстро сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.


    1. Понятие о мотивах и их классификация

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся

совершает ту или иную деятельность (А. Н. Леонтьев).

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми значениями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно - познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение программы совершенствования). Социальные могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (дом и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими , получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью; другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз), узколичными (получить хорошую оценку любой ценой, избежать неприятности) и престижными (выделиться среди товарищей и т.д.).

По данным исследователей (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов), первое место занимают широкие социальные мотивы, второе – узколичные, третье – познавательные.

2. Педагогические методы, приёмы и условия развития мотивации к занятиям прикладным творчеством

2.1. Формирование мотивации на отдельных этапах занятия


Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки учащимися целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.



  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе занятия, педагогом учитывается несколько видов побуждений учащихся: опирается на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывает мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиливаются мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), стараются усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь педагог должен ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

  • Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и , чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с оценкой их работы. Конечно, важно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

2.2. Личностное целеполагание учащихся

Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Содержание такого типа заданий, используемых на занятиях прикладным творчеством:

- определите собственные цели занятия (его этапа);

- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

- определите важность, значимость изучаемого материала;

- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

- определите способ решения своей учебной задачи;

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

- определите свои затруднения во время занятия;

- представьте себя на месте педагога: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.



2.3. Познавательный интерес

Познавательный интерес - это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса – не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на занятиях. От её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием учащихся.

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном. Благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к прикладному творчеству. Основное средство решения этой задачи – правильное применение методов.

2.4. Приёмы и условия развития познавательного интереса учащихся к занятиям прикладным творчеством

На занятиях объединений прикладным творчеством можно использовать следующие приёмы, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:



1. Приём новизны, формы действия предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений, использования нетрадиционных методов и различных материалов.

Во время работы на тему «Технология создания игрушки из бумаги и ткани» можно использовать для детей бросовый материал – фантики от конфет в комбинации с тканью. Новая форма действия в этом случае – это склеивание с помощью клеевой горячим утюгом выше названных материалов.

Показателем проявления интереса в этом случае является эмоциональная реакция, учащиеся работают с удовольствием, со стремлением научиться новому, добиться нужного результата. Работа вызывает у учащихся не только удивление, но и восхищение.

2. Приём чередования форм и методов обучения который позволяет удерживать внимание и интерес учащихся к выполняемой работе.

При изучении темы «Бумажная скульптура» объяснительно-иллюстративный метод сменяется репродуктивным, применяется словесный, наглядный и практический методы, чередуются индивидуальные и фронтальные формы работы с учащимися. Обучившись основам создания бумажной скульптуры учащиеся переходят к самостоятельной творческой работе.



3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. Техника «Проблемные вопросы»: начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти ( например, «в каком году…», «кто изобрел…», а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно- более глубокого понимания материала и интереса к нему. Американский психолог А.Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых различных ситуациях: Что случится, если? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… влияет на…? Какой… является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения_ научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

4. Эвристический приём. Опираясь в своём вопросе на имеющиеся у учащихся знания, педагог помогает ученикам с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. Например, при изучении темы «Конструирование из бумаги», предварительно совместно с учащимися изготовив тело фигуры Деда Мороза можно поставить вопрос: Как сделать объемные руки Деду Морозу? Или при изучении темы «Аппликация»- Как сочетать ленточную технику с бисероплетением? И т.п. Можно провести также игру «Почемучка». Суть методики состоит в том, что педагог делает суждение, а уч-ся реагируют на него вопросом «Почему?». Педагог предлагает объяснение, а уч-ся опять задают вопрос «Почему?». Например:

Педагог. Листья зеленые. Уч-ся. Почему?. П. Из-за отсутствия хлорофилла. Уч. Почему? П. Хлорофилл помогает растениям питаться. Уч. Почему растениям нужно питаться? П. Не знаю. А что вы думаете об этом? Уч. Для того, чтобы расти и развиваться.

П. Почему растения без питания не могут развиваться?

В любое время педагог и учащиеся могут поменяться ролями. Утверждения могут быть такими: «Земля вращается вокруг своей оси», «У человека две ноги», «Птицы откладывают яйца» и др.



Частично- поисковый (эвристический) метод постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Например: предложить учащимся ставить вопросы к картинке, тексту, карте, ситуации, построить доказательство, высказать предположение, построить план его проверки и т. д. Такие упражнения приучают учащихся мыслить логически.

5. Задачи

На занятиях прикладным творчеством используются следующие типы задач:

1.Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2.Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3.Задачи на распознавание материалов, из которых сделана поделка.

4.Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

5.Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задачи различного характера вызывают у обучающихся живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к прикладному творчеству. Эти задачи могут быть очень разнообразны, иметь проблемный или непроблемный характер, даваться в занимательной или обычной форме. Основное, что должно достигаться постановкой задачи - это обоснование темы занятия, осуществление связи её с предыдущим материалом, установление чёткой перспективы приобретения существенных знаний. Именно эти качества познавательных задач, как правило, вызывают желание работать на предстоящем занятии, активизируют учащихся.



6. Внеурочные формы работы и игровая деятельность.

В формировании интереса также важную роль играют внеурочные формы работы: различные конкурсы, викторины, умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Преврати краски», «Подставив вместо пробелов соответствующие буквы, расшифруй слово».

При изучении темы «Условные обозначения петель» можно провести игру «Знатоки» (из опыта работы педагога клуба по вязанию крючком, Виниченко Т.П.): учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает маркер, на доске вывешиваются два табло. Задача - кто быстрее заполнит табло нужными значками. Педагог устно описывает петлю, а уч-ся в нужной клетке табло графически изображают названную петлю. Эту же игру можно провести, наоборот – дать графическое изображение петли , а в табло занести ее описание. Побеждает команда, которая быстрее заполнит табло.

Игра «Волшебный клубок». Чтобы ознакомить уч-ся с программой клуба или с понятиями «изделие», «модель» можно провести игру «Волшебный клубок». В красиво украшенную большую коробку или сундук на дне складывают разноцветные клубочки ниток, а сверху - весь демонстративный материал. Дети поочередно подходят и достают по одной вещи из коробки или сундучка, при этом надо произносить полное название, например, «изделие сумочка», «изделие футляр для очков» и т.д. Каждый уч-ся достает по пять изделий и если все изделия она называет правильно, в конце всей игры получает в подарок клубок ниток. Педагог подчеркивает, что все эти изделия, модели связаны из таких клубочков ниток, которые поистине можно назвать волшебными.

На занятиях клуба «Занимательный английский» при закреплении темы педагог Мамаева А.А., предлагает игру «Крестики-нолики». Для игры необходимо разделиться на две команды: «Х-ки» и «0-ки», для этого дети по очереди вытягивают жетоны двух цветов. Педагог объясняет правила игры: команды поочередно открывают клеточки игрового поля (их всего 9) и получают задание, которое выполняется обеими командами. После каждого задания проводится рефлексия. Команда, победившая в очередном задании, получает право записать свой знак в ячейку.

Педагог студии «Юный дизайнер» Далгатова М.И. предлагает творческие самостоятельные задания для детей студий «Бисероплетение», «Юный дизайнер», «Вязание» и «Декор в одежде» проводить в форме игры «Модный приговор». Девочки декорируют, переделывают готовые модели и придумывают новые. Основная цель – демонстрация и «защита» своих моделей.

Для объяснения новой темы, педагог студии «Волшебный узор» Шахбанова П.А. предлагает использовать игру «Путешествие». Суть игры в том, что при объяснении новой темы, например, орнамент, или танцевальное движение, педагог попутно, демонстрируя на глобусе страну, рассказывает об истории возникновения и стране, которой свойственен данный узор или хореографический элемент.



7. Создание ситуации успеха. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?



  • «Фантазёр»

Записана тема занятия.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.



  • «Кумир»

Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Таким образом, постановка на занятии перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у обучающихся умения доказывать и обосновывать свои суждения – всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к прикладному творчеству. Использование данных приёмов повышает стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий и развивает познавательный интерес.


Заключение

Итак, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.


Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

5) сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.

В результате работы над темой «Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях УДО ( анализ посещенных занятий) выявлено следующее:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям прикладным творчеством.

2. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство педагога и стимулирует это мастерство. Для развития мотивации учащихся к обучению в творческих объединениях, для развития интереса у учащихся, педагог должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо знать психологию детей, учить с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.

Пути развития учебной мотивации

(рекомендации психолога)



Рекомендация 1.

Осмысленная деятель­ность учителя –

осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффектив­ным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активиза­цию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Педагог должен добиться доверительных взаимоотношений с учащимися для того, чтобы активизировать и стимулировать любознатель­ность и познавательные мотивы. Любые действия должны быть осмысленны­ми.



Рекомендация 2.

Развитие внутренней мотивации –

это движение вверх.
Для «включения» учащихся в работу, нуж­но, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только по­няты, но и внутренне приняты им и нашли от­клик в его переживаниях.

Развитие внутренней мотивации - это дви­жение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому , часто в практике родителей и педагогов использу-

ются такие "подкрепления", ко­торые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завы­шенные оценки, жесткая критика и наказания.

Рекомендация 3.

Стратегия "Положительная мотивация ".
Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто ис­пользует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мо­тивировать себя и других, перейдя на приглаше­ния вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало, поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулиро­вок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".

Мотивационный стиль "Вообрази выполне­ние". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить при­мер, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состо­яния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, то есть опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных катего­рий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно дать совет ученику отложить выполне­ние данного задания, вызывающее затруднение.



Рекомендация 4.

Как помочь уче­нику

выйти из состояния "выученной беспомощности".
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притя­заний и самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспо­мощности. Такая ситуация получила на­звание "выученная беспомощность".

Как педагог может помочь ученику выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще все­го выделяются 4 причины неуспеха: от­сутствие способностей; трудность зада­ния; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать педагог в ситуации неуспеха ученика - это объ­яснить неуспех недостаточностью затра­ченных им (учеником) усилий.



Рекомендация 5.

Эмоциональность занятия стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии поло­жительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту дея­тельность.

Реакция учащихся на учебную на­грузку будет благоприятной, если труд­ность задания оптимально сочетается с эмоциональностью занятия.

Рекомендация 6.

Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мо­тивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - по­знавательную потребность.

Первый начальный уровень этой по­требности — это потребность в впечатле­ниях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула, что составляет фун­дамент познавательной потребности.

Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это инте­рес к предмету, склонность к его изуче­нию, но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихий­но-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправ­ленной деятельности.

В процессе обучения педагогу важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: младшего возраста - любознательность; старшего возраста - потребность в творче­ской деятельности.



Рекомендация 7.

Взаимоотношение педагога

с учащимися и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невоз­можно, если у педагога не складываются отношения с учащимися. Для устранения этой ситуации следует уста­новить: во-первых, соответствие фор­мы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня); во-вторых, условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологиче­ский климат); в третьих, харак­тер взаимоотношений педагога с учащимися.



Литература

1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – 280 с.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002. - С.41-42.

3. Макклелланд Д. Мотивация человека, Спб: Питер, 2007.- 672 с.

4. Маркова Л. К. Матис Т. А. Орлов Л.Б. Формирование мотивации

учения. М.:Просвещение,1990.-192 с.

5. Маркова Л.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.:

Просвещение,1986.- 96 с., 1990г.

6. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Издательство: Питер, 2011.- 512 с.

8. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Киев: Радянска

школа,1983.- 218 с.



9.Периодическое издание газета «Учитель Дагестана» №№ 4,5 2013г.: Советы психолога.

10. Из опыта работы педагогов ДДТ г.Буйнакска.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница