Мбдоу детский сад №19 Проект "Наш край" Воспитатели: Иванова Л. А



Скачать 152.65 Kb.
Дата15.02.2016
Размер152.65 Kb.
МБДОУ Детский сад №19

Проект

"Наш край"

Воспитатели: Иванова Л.А.

Латышева М. А.

2014 год

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации: в течение года.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический

- Знакомить детей с историей возникновения по местонахождения города, с историей названия города, с улицами города, с именами основателей города;

- знакомить детей с государственной символикой города, герб, гимн города;

- учить узнавать, различать и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах города;

- знакомить детей с картой города.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.,  определённых  в  «Концепции  нравственно - патриотического развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом». В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.



Цель проекта: направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре, на основе историко-национальной и природной особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему и будущему своего края и страны. Познакомить с символами государства (герб, флаг, гимн).

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения города Великие Луки. С историей возникновения названий отдельных улиц.

2. Обратить внимание на то, что город - результат труда людей разных поколений (о чем говорят названия отдельных улиц).

3. Познакомить с некоторыми предприятиями города, со зданиями, историческими памятниками, с историей их возникновения.

5. Рассказать о местах отдыха, об экологии города.

6. Познакомить с гербом города.

7. Развивать интерес к русским народным традициям, обычаям.

8. Воспитывать у детей любовь, привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды деятельности.



Ожидаемые результаты по окончанию проекта: заложить основу знаний у дошкольников, как предпосылку к дальнейшему формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре, на основе историко-национальной и природной особенностей родного края и страны. Осознание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему и будущему своего края и страны. Приобретение знаний о символах государства (герб, флаг, гимн).

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. Существуют также и семейные обычаи – установленный порядок поведения в быту.

Для чего ребенку родители, семья? Существует много мыслей по данному поводу и ответов на этот вопрос, но смысл один – для любви. На плечи родителей ложится огромный труд и забота. Взрослый для ребенка как проводник в жизнь, богатую событиями, впечатлениями. Именно родители наполняют мир ребенка предметами, окрашивают его различными цветами-эмоциями. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно. Маленький ребенок не чувствует, не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит. Не может самостоятельно оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Если ребенок растет в условиях отсутствия любви, заботы, привязанности, контактов, он в последствии легко поддается сильным эмоциям (необузданному гневу, панике, азарту). Кроме того, он не в состоянии контролировать свое поведение, отвечать за поступки. Если в семье ребенок встречает любовь и принятие, он вырастает уравновешенным, способным контролировать свое поведение и чувства.

Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей.

Основные семейные традиции

Традиция празднование дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. Многое зависит от умения поделиться интересом и его пробудить.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребенка в семье и за ее пределами, тем более сложные формы эмоциональной жизни возникают.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

Традиции поощрения и наказания. Надо сказать, что уже к началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за поведением. Возникает чувство стыда. Все зависит от опыта ребенка и позиции родителей. Если дети часто сталкиваются с помехами при достижении цели (выполнении требований взрослых), а при этом родитель продолжает настаивать на своем, то закрепляется:

вялость, безразличие, безынициативность либо

агрессивность, зависть, озлобленность.

Сказка на ночь, пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

Многое зависит от отношений в семье. Если с детьми складываются доверительные отношения, у ребенка развивается самоуважение, чувство собственного достоинства, усиливается чувство безопасности, защищенности, эмоционального контроля.

Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр - развивает чувства прекрасного, духовный мир ребенка. Но подлинное понимание красоты искусства присутствует лишь в старших классах.

Дни Памяти родных и близких, ушедших из жизни;

Передача семейных реликвий подрастающему поколению. Эти традиции непосредственно касаются способности сопереживать. Жить и помнить о своих корнях – это дает «чувство домашнего очага», ответственности за себя в настоящем и будущем. Чтобы ребенок вырос чутким, отзывчивым важна ответственность за другого, забота о младших, домашних животных.

Значительную роль играют традиции общенародных праздников, объединяющих семьи уже в масштабах страны и мира.

Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые повторяются каждым новым поколением и регламентируют создание новой семьи. Кроме того, так формируются супружеские, родительские отношения, закладываются традиции ведения домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. В традиции не даётся детальной регламентации поступка, она не имеет конкретной "привязки" к определённой ситуации.

Традиции отличаются большим динамизмом, так как быстро реагируют на требования современной жизни. Ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие ребёнка идёт более успешно. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Семья и семейные традиции – это основа воспитании детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.

Основные виды семейных традиций

Семейные праздники и традиции, посвященные им. Например, день рождения, который часто становиться первым значительным происшествием в судьбе ребенка. Подарки, специальная подготовка, праздничные блюда выделяют такой день среди других и позволяет почувствовать значимость события имениннику, учит принимать гостей. Сюда относится и празднование общенародных праздников, что объединяет людей в диапазоне страны, мира.

Общие игры с детьми. Так родители подают пример ребенку, знакомят с различными занятиями, обучают его разнообразным навыкам.

Собрание всей семьи. Например, для того, чтобы разобраться в делах, наметить дальнейшие планы на конкретный срок, обговорить бюджет и расходы семейства. Это дает возможность ребенку иметь представление о семейных событиях, нести ответственность, участвовать в решении семейных вопросов.

Традиции гостеприимства, совместные обеды всех членов семьи. Хлебосольство считается также национальной традицией, объединяющей семьи, и укрепляет связи с друзьями.

Празднование значительных событий в семье: юбилеев, успехов и достижений домочадцев.

Традиции наказания и поощрения. Это стимулирует ребенка контролировать свои действия. Однако излишняя строгость правил ограничивают свободу ребенка, перегружают его психику. Не следует вводить правила, которые усложняют жизнь.

Пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь. Такие взаимосвязи важны даже с повзрослевшим чадом. Ведь от нехватки заботы и ласки дети вырастают нечуткими и черствыми.

Поездки, прогулки всей семьей, походы в музей, театр – развивают духовные чувства ребенка.

Многие обычаи семья может принять и из православных семейных традиций – это молитва перед едой и перед сном, чтение Библии, посещение церкви, соблюдение постов, крещение детей, празднование православных праздников.



Необычные семейные традиции

Флаг, повешенный на окне, в Дании сигнализирует о том, здесь кто-то отмечает день рождения.

Оригинальная семейная традиция существует у одного из индийских народов: девушки выходят замуж на три дня. По истечении этого срока новоиспеченный муж должен покинуть дом жены навсегда и никогда больше не встречаться ей. После чего девушка живет в свое удовольствие: она имеет право заводить такое число любовников, какое пожелает и баловать себя во всем.

В Корее, чтобы показать хозяевам дома, что еда вкусная, и застолье хорошее нужно очень громко чавкать.

Интересная семейная традиция существует в Ирландии, там, на Новый год двери домов оставляют открытыми и желающие могут зайти в любую дверь и егосемья и семейные традиции примут как родного: посадят за стол и угостят ужином. Следующий день уже отмечают со знакомыми и друзьями.

В племени Бахуту запрещен секс после свадьбы. Во время первой брачной ночи молодожены идут в дом супруга, где молодая жена начинает колотить мужа всем, что под руку попадется. Утром жена уходит к себе домой, вечером опять идет бить мужа. Она избивает его в течение недели, после чего случается желанный акт любви. В этом племени считается, что драка сближает молодоженов.

Введите свои семейные традиции и обычаи, чтобы у вашего дома была особая неповторимая атмосфера и уют, чтобы для всех домочадцев дом стал своей крепостью.

Правила этикета

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой — стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать "Здравствуйте!" или "До свидания!". Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.

Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Дети — это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь копируем воспитательную тактику последних.

Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: "Поздоровайся!", "Извинись!". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители — самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника.

Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойствены соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому «дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека.

Существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.

• Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринуждённо, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей. Самый простой способ научить малыша здороваться — это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, — здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

• Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.

• Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.

• Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

• Похвала. Похвала для маленьких детей — замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с..." или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.



Источник: http://womanadvice.ru/semeynye-tradicii-i-obychai#ixzz3IYihcvSr


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница