Матюхина Марина Владимировна Музыкальный руководитель 1 категории мбдоу «Детский сад №84 «Голубок» город Норильск «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в развитии психоэмоциональной устойчивости детей»



Скачать 104.53 Kb.
Дата27.04.2016
Размер104.53 Kb.


Матюхина Марина Владимировна

Музыкальный руководитель 1 категории

МБДОУ «Детский сад № 84 «Голубок» город Норильск

* * *

«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в развитии психоэмоциональной устойчивости детей»
Воспитательные и целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П.И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В.А. Моцарта и Ж. Бизе повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И.С. Баха стимулирует творческое мышление, упражнения В.В. Емельянова укрепляют голосовые связки, дыхательная гимнастика Стрельникова увеличивает объём лёгких.. Изучив литературу по данной тематике, я пришла к выводу, что музыкальные занятия для дошкольников должны быть направлены не только на формирование основ музыкальной культуры, развитие эстетических, нравственных качеств личности, но и способствовать укреплению здоровья ребенка, тем более что мы живём в экологически неблагоприятном регионе.

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным.

Воспитание дошкольников в условиях многоязычия стало одной из актуальных проблем в детском саду, поскольку дошкольное образование должно обеспечить всем без исключения детям равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Вновь прибывшие дети, часто вообще не говорящие на русском языке, (государственном языке Российской Федерации), приходят в детский сад, они должны общаться с ровесниками и взрослыми, а, значит, владеть русским языком. Так же, такие дети очень стеснительны и застенчивы, они не могут полноценно принять участие в процессе музыкального занятия.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоциональ­ного развития. Положительный психо­эмоциональный настрой — мощ­ное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоцио­нально и психически благопо­лучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.

Задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников.

2. Формировать начало музыкальной культуры.

3. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

4. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

5. Формировать правильную осанку.


Планируемые результаты музыкально-оздоровительной работы:
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

3. Повышение уровня речевого развития.

4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

6.Активизация познавательного интереса у детей.

7.Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.
Исходя из этого, постепенно стала выстраиваться система работы, основой которой является модель занятия, включающая в себя элементы здоровьесберегающих технологий:
Улыбкотерапия.

Валеологические песенки-распевки;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Музыкотерапия.

Психогимнастика.



Улыбкотерапия. Здоровье детей станет крепче и от улыбки воспитателей, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.



Игровой массаж. Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Массаж благотворно влияет на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.

 Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. Необходимо как можно чаще проводить игровой массаж в парах. Дети раскрепощаются, становятся смелее, менее застенчивыми, им очень нравится доставлять друг другу приятные ощущения. В процессе игрового массажа возникают дружеские отношения со сверстниками. Дети с билингвизмом, в процессе игры узнают новые слова, сами их проговаривают, пополняется словарный запас.

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.



Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.

Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Необходимо использовать классическую музыку в целях музыкальной терапии практически на каждом занятии. Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Для релаксации, в процессе занятия после активных игр или подвижных танцев, надо лечь и расслабиться. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций и стихотворной формой (эстетотерапия – то есть лечение красотой) положительно влияют на психоэмоциональное состояние.

Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми.

Улучшается речевая и сенсомоторная функция.


Классика:

И.С.Бах. «Прелюдия до мажор».

И.С.Бах. «Шутка».

И.Брамс. «Вальс».

А.Вивальди «Времена года»

Й.Гайдн. «Серенада»

Д.Кабалевский «Клоуны»

Д.Кабалевский «Петя и волк»

В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

И.Штраус «Полька «Трик-трак»
Детские песни:

«Антошка» В.Шаинский

«Бу-ра-ти-но» Ю.Энтин

«Будьте добры» А.Санин

«Веселые путешественники» М.Старокадомский

«Все мы делим пополам» В.Шаинский

«Да здравствует сюрприз» Ю.Энтин

«Если добрый ты» Б.Савельев

«Лучики надежды и добра» Е.Войтенко

«Настоящий друг» Б.Савельев

«Песенка о волшебниках» Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна

Л.Боккерини «Менуэт»

Э.Григ «Утро»

А.Дворжак «Славянский танец»

Лютневая музыка XVII века

Ф.Лист «Утешения»

Ф.Мендельсон «Песня без слов»

В.Моцарт «Сонаты»

М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К.Сен-Санс «Аквариум»
Музыка для релаксации

Т.Альбиони «Адажио»

И.С.Бах «Ария из сюиты №3″

Л.Бетховен «Лунная соната»

К.Глюк «Мелодия»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

К.Дебюсси «Лунный свет»
Колыбельные

Н.Римский-Корсаков «Море»

Г.Свиридов «Романс» К.Сен-Санс «Лебедь»

Психогимнастика – создает психологический комфорт на занятии, помогает вызвать чувство радости у детей. Основной целью данной части занятия является развитие умений управлять своими эмоциями, которые являются жизненно важным приобретением, пресекающие ряд заболеваний. Используя в работе упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию.

Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов и мимике во всех сферах жизни. Основная цель - это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

На занятиях с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Проводя тематическое занятие «Весело - грустно», необходимо использовать такой дидактический материал, как пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры: «Лицо» - овал и круг, на котором нарисован нос, «глаза» - круги и овалы, «брови» - треугольнички, «рот» - овалы, полумесяцы. Все части лица имеют определенный цвет: глаза - голубые; брови - коричневые или черные; рот - алый или розовый. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Дети играют в музыкально - дидактические игры

«Кто сегодня пришел в гости?», «Поссорились - помирились», «Разные настроения», «Забавный гномик», «Ой, ой, живот болит» и другие, которые учат их различать разнообразные чувства и настроения: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта и т.д.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).

Так как ускоренный темп жизни коснулся не только взрослых, но и детей, многие дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада. На своих занятиях используем такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки», «Заборчик», «Качели», «Спящий котенок», «До свидания», «На берегу моря» и др.

Например, упражнение « На берегу моря». Дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый песок... Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга проводится под соответствующую музыку в конце таких комплексных занятий как «Прогулка в лес», «На прогулке» «Мы - путешественники». Аутотренинг дает возможность детям восстановить хорошее эмоциональное состояние.

Другая дидактическая игра «Цвет - настроение» позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.

Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый ) - с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно - коричневый, темно -синий ) - с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) - с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей ), а темно - коричневую - если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова. Незнакомые слова разъясняются: решительная - смелая, тревожная - беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходит очень быстро.

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.



Безусловно, музыкальная терапия не представляет чудодейственную силу, способную в полной мере решить все проблемы психосоциального здоровья детей. Вместе с тем оздоровление средствами музыкального воспитания способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, формируется здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Таким образом, способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие. А удовлетворение собой формирует и поддерживает положительную самооценку.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница