Материалы реализации самостоятельно разработанной технологии



Скачать 201,94 Kb.
Дата02.06.2016
Размер201,94 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»







МАТЕРИАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ







Автор работы:

Бакшеева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы




Салехард

2010

«Научи сам себя»

Деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения и совершенствования ученика. Самоконтроль не должен быть стихийным, он должен быть управляемым и целенаправленным.

Как научить школьника самоконтролю?

Прежде всего ему нужно пройти этапы формирования. Их можно представить так:



I этап. Ученик должен понимать и принимать контроль учителя.

На этом этапе школьник должен понять, что контроль показывает, насколько он усвоил материал и как он им может пользоваться. Учитель должен ознакомить учеников с нормами и критериями оценки знаний, научить пользоваться различными видами проверки, сформировать умения оценивать свою деятельность и деятельность других.



II этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать деятельность своих товарищей.

Для этого учителю необходимо планировать взаимопроверку, что позволяет проверить, насколько глубоко понята тема, может ли ученик проанализировать чужую работу.



III этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей учебной деятельностью, проводить её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
В основе моей технологии по формированию самоконтроля у учащихся лежит формула: «ЖЕЛАТЬ – ЗНАТЬ – УМЕТЬ»



«Желать» - это пространство целей, желаний, стремлений.

«Знать» - это пространство способностей, знаний, талантов.

«Уметь» - это пространство практических навыков, умений, уровня самостоятельности.

Чтобы эффективно использовать эту формулу, ученики должны освоить инструментарий для самостоятельного контроля над учебной деятельностью.


Инструментарий самоконтроля знаний школьника

I.Постановка целей (чего я хочу?);

II.Соглашение с ценой вопроса. (Чем и сколько я должен заплатить за это)

Ученикам задаю риторический вопрос: «Вы ведь понимаете, что ничего в этой жизни не бывает бесплатно?», «А чем мы обычно платим за достижение целей?» Это могут быть ответы:

- временем

- отказом от удовольствия

- нервами и т.д.

От чего вы должны отказаться, осуществляя учебную деятельность на уроке?

«Пересилить свою лень, заставить себя быть внимательным и сосредоточенным, заставить себя не разговаривать на уроке и не отвлекаться. Не думать ни о чем постороннем,» - так говорят дети.

III. Продумывание программы действий.
Предлагаю возможные алгоритмы действий:

1) Для формирования орфографической зоркости:



  • определяю орфограмму;

  • вспоминаю правило;

  • нахожу опознавательные признаки;

  • проверяю написанное слово;

  • нахожу ошибку

  • исправляю ;

2) На знание пунктуации:

  • читаю предложение;

  • определяю структуру;

  • Чем осложнено?

  • вспоминаю правило;

  • нахожу ошибку

  • исправляю;

3) на выявление теоретических знаний:

  • внимательно читаю вопрос;

  • вспоминаю правило (схему, таблицу, алгоритм, конспект и др.);

  • нахожу ошибку

  • исправляю;

IV.Выявление критериев оценки.
Критерии самооценки.

Оценка «5». Вопрос или задание полностью понятны, я могу их самостоятельно раскрыть письменно или устно.

Оценка «4». Вопрос или задание в целом понятны, но я не уверен, что смогу его полностью самостоятельно выполнит устно или письменно.

Оценка «3».Вопрос или задание понятны не до конца, я затрудняюсь его самостоятельно выполнить. Мне нужна частичная помощь со стоны учителя или одноклассников.
Критерии оценки при взаимопроверке

Оценка «5»

1. Ученик правильно ответил на вопросы, не допустил ошибок или допустил одну ошибку.

2. (При устной работе) Ученик активно вел обсуждение, вносил идеи и предложения, отстаивал свою точку зрения.

Оценка «4».

1. Ученик в целом правильно ответил на вопросы, допустил 1-2 ошибки.

2. (При устной работе) Ученик участвовал на уроке.

Оценка «3»

1. Ученик затруднялся в ответах на вопросы и в выполнении заданий, обращался за помощью, допустил 3-4 ошибки.

2. (При устной работе) Ученик мало участвовал в обсуждении, или не участвовал, но внимательно следил за ходом обсуждения на уроке.
V.Оценка результатов деятельности ученика в соответствии с критериями.

VI. Моя символическая награда

После учебной деятельности задаю ребятам вопрос: «Чем вы себя наградите за проделанную работу?» Каждое достижение цели есть награда. Наша награда- это слово . Каждый раз даю задание. Например, «Оцените себя при помощи прилагательных в сравнительной степени». И ребята отвечают: «Я работал сегодня усерднее, старательнее», «Я был сегодня более внимательный и ошибок не допускал» и др. Или: «Наградите себя оценочными существительными». И ребята отвечают: «Молодец! Умница! Отличник!» и др.


Предлагаю виды карт самооценки, которые эффективно использую в работе.
Таблица 1


1 этап

теоретический

2 этап

практический

2этап

практический

2 этап

практический

3 этап

творческий

Тест – опрос

(10 вопросов)

самопроверка

по ключу.



Грамотное написание прилагательных с

«Н» и «НН»

(10 слов)

Взаимопроверка и самопроверка по ключу.



Правописание прилагательных с «не». Самопроверка по ключу.

Правописание сложных

прилагательных

(10 вопросов). Взаимопроверка по плану


Самооценка.

1.Содержание

2.Грамотность


0 ош. – «5»;

1.ош. – «4»;

2 ош. «3»;


0 ош. – «5»;

1.ош. – «4»;

2 ош .- «4»;

3 ош. – «3»;



0 ош. – «5»;

1.ош. – «4»;

2 ош. - «3»;


0 ош. – «5»;

1.ош. – «4»;

2 ош. - «3»;

3-4 ош. – «3»;



0 ош. – «5»;

1.ош. – «4»;

2 ош. - «4»;

3 ош – «3»



Тема: «Имя прилагательное (обобщение, 6 класс)»
Таблица 2.

Лист самоизучения знаний.

Тема: Сравнительная степень прилагательных. (6 класс)

Ф.И., класс_________________________________________




Тема, понятие, правило.

«5»

«4»

«3»

1. Сравнительная степень.










2. Превосходная степень










3. Образование сравнительной степени










4. Образование превосходной степени










5. Составление схемы, алгоритма










Таблица 3.

Тематический лист самоконтроля

Тема: Имя прилагательное.

Изучаем орфограмму

Условные обозначения

Свои знания оцениваю сам.

Не с прилагательными

Не, не




о - е после шипящих в суффиксах прилагательных

Е - о




Н и НН в суффиксах прилагательных

Н - НН




К - СК

К - СК




Слитное написание прилагательных

слитно




Дефисное написание прилагательных

дефис




Окончание прилагательных

Пр.



(Данный лист самоконтроля заполняется в процессе изучения темы, а также при попутном повторении)

Таблица 4.

Тема: Зачет по теме «Имя прилагательное» (6 класс)




Члены группы

Самооценка

Оценка группы

Оценка ученика консультанта
















































Работа в группе

Тема группы: « Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» (6 класс)

Класс делится на группы (по 5 человек).

Обычно в классе 5 групп. Основное теоретический материал распределяется на 5 карточках. Все пять карточек проходят по всем группам.

Работа группы с одной карточкой рассчитана на 6 минут. В каждой группе есть ученик - консультант (из числа хорошо знающих предмет), который следит за качеством ответа и за временем. По цепочке в течение одной минуты каждый ученик в группе рассказывает правило, приводят примеры. Все остальные внимательно слушают и по очереди , не повторяя сказанное, продолжают или дополняют ответ предыдущего ученика. После всех ответов ученики ставят оценку себе в лист учета знаний, а затем анализируют ответ каждого и выставляют оценку группы. Ученик -консультант подводит итог работы каждого ученика и тоже выставляет отметку.
Важным этапом обучения самоконтролю, по - моему мнению, является диагностика сформированности навыков самоконтроля, анализа письменных работ учащихся.

Такую диагностику можно провести в три этапа в течение учебного года ( октябрь - декабрь - апрель).

Для проверки навыков самоконтроля ученикам дается текст с ошибками.

Задание1 - найти в тексте ошибки и исправить.

Задание2 - определить тип ошибки и распределить все слова по орфограммам.

Сформированность навыков самоконтроля можно проследовать по следующим параметрам:



  • эффективность;

  • осознанность;

  • процессуальность.

Критерии:

1. Эффективность самоконтроля:



  • высокий (более80% ошибок находит и правильно исправляет);

  • средний (находит и исправляет от 40 до 80% ошибок в тексте);

  • низкий (находит и исправляет менее 40% ошибок).

2. Осознанность самоконтроля:

  • высокий (объясняет и классифицирует более 80% ошибок);

  • средний (те же операции в пределах 40 до 80% ошибок);

  • низкий (объясняет и классифицирует менее 40% ошибок).

3. Процессуальность самоконтроля:

  • высокий (ошибки исправляет в процессе деятельности);

  • средний (в процессе деятельности исправляет только часть ошибок);

  • низкий (допускает много ошибок, которые почти не исправляет).

На каждого ученика составляется диагностическая карта сформированности самоконтроля.
Самоконтроль является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении учебной
Диагностическая карта сформированности самоконтроля
Фамилия, имя, класс_________________________________________________________





Дата, уровни




октябрь

декабрь

апрель




В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Эффективность




























Осознанность




























Процессуальность




























































Урок № 87

Тема: «НЕ» с прилагательными»

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания не с прилагательными, научить находить опознавательные признаки орфограммы.

Ход урока.

I. Мобилизующий этап. Развивающая разминка.

На слайде запись:



  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

  • Станешь лениться – будешь с сумой волочиться.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • На чужой стороне и весна не красна.

Учитель: Прочитайте пословицы, сгруппируйте их попарно так, чтобы в каждой паре первая обозначала причину, а вторая – следствие. Назовите эти пару, обоснуйте свой ответ.

Ученик: В первую группу можно отнести пословицы:

Труд человека кормит, а лень портит.

Станешь лениться – будешь с сумой волочиться.

В первой пословице говорится о важности труда в жизни человека и о вреде лени. Вторая пословица поясняет, что если человек все – таки будет лениться, то ему придется попрошайничать, чтобы выжить.



Учитель: Правильно. Что можно сказать о второй группе пословиц?

Ученик: Во второй группе пословицы нужно расположит так: Родная сторона – мать, чужая – мачеха. На чужой стороне и весна не красна. В первой пословице говорится, что место, где родился и вырос, - самое лучшее. Здесь надежно и хорошо, как с матерью. В чужой стороне все чужое. Во второй пословице подчеркивается, что даже такое прекрасное время года, как весна, в чужой стороне не радует человека.

Учитель: Выпишите личные окончания глаголов и определите спряжение (занесите в лист самоконтроля).



II этап. Постановка проблемы урока. Формулирование темы.

Учитель: Тема нашего урока связана с правописанием состоятельной части речи, которой нет в первой паре пословиц, но имеется во второй. Определите эту часть речи, и связанную с ней орфограмму.

Ученик: Самостоятельной частью речи, которой нет в первой группе пословиц и есть во второй, является имя прилагательное. При одном из прилагательных имеется частица «не».

Учитель: Сформулируйте тему данного урока.

Ученик: Тема урока: «Не с прилагательными».

(Учащиеся записывают тему в тетради, учитель – на доске.)



Учитель: А теперь сформулируйте цель урока.

Ученик: Познакомиться с правописанием прилагательных с частицей не и научиться пользоваться правилом.

III этап. Попутное повторение.

Учитель: Что вы помните о правописании «не» с именами существительными. Приведите примеры.

(Ученики рассказывают правило, приводят примеры).

IV этап. Изучение нового материала путем наблюдения.

Учащимся раздаются задания трех уровней сложностей.



Карточка №1( для учащихся с высоким уровнем развития)

  1. … … … … … … … …, если:

а) небрежный, небрежен;

б) недобрый, недобр.

2. … … … … … … … …, если:

а) не добрый, а злой; не добр, а зол;

б) вовсе не добрый; вовсе не добр;

совсем не добрый; совсем не добр;

нисколько не радостный; нисколько не радостен;

далеко не бедный; далеко не беден;


Карточка №2 (для учащихся со средним уровнем развития)

  1. Не с … и.. прилагательными пишется …, если:

а) небрежный, небрежен;

б) недобрый, недобр;



  1. Не с … и.. прилагательными пишется …, если:

а) не_ добрый, а злой; не_ добр, а зол;

б) вовсе не_ добрый; вовсе не_ добр;



совсем не_ добрый; совсем _не добр;

нисколько не_ радостный; нисколько не_ радостен;

далеко не_ бедный; далеко _не беден;
Карточка №3 (для учащихся с низким уровнем развития)

1.Не с полными и краткими прилагательными пишутся ( ? ) если:

а) небрежный, небрежен (не употр. без не-);

б) недобрый(синоним злой); недобр (синоним зол);

2. Не с полными и краткими прилагательными пишутся ( ?) если:

а) не_ добрый, а злой; не_ добр, а зол (противопоставление);

б) вовсе не_ добрый; вовсе не_ добр;

совсем не_ добрый; совсем _не добр;

нисколько не_ радостный; нисколько не_ радостен;

далеко не_ бедный; далеко _не беден;

(есть слова вовсе, совсем, нисколько, далеко)

Проверка работы по карточкам начинается с третьей группы.

Учитель: Давайте сравним вашу формулировку правила с правилом учебника.

Составьте правило- алгоритм.






  1. не



  1. не





  1. не … , а ….




  1. вовсе (совсем, нисколько, далеко, отнюдь, далеко) не


V этап. Начало развития умений. Работа в режиме «учитель + все».

Учитель: Из упражнения выписать четыре группы имен прилагательных с «не» согласно правилу-алгоритму (см. выше)

Работа у доски. (Учащиеся по желанию работают у доски).

Упражнение развивающего характера.



1группа (высокий и достаточный уровень).

Задание: соедините части в текст. Выпишите слова на изучаемую орфограмму в той последовательности, как был составлен алгоритм. Расскажите о ваших действиях в соответствии с правилом

2 группа. (Ниже среднего и низкий уровни).

Они должны из текста выписать в столбик прилагательные с «не», выделить орфограмму, объяснить их написание.



Текст

У кукушки (не) обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день- два раньше остальных птенцов, обсыхает и принимается за работу. Начинает выбрасывать из гнезда другие яица. (Не ) сильный, (не )зрячий, голый, но настойчивый и упорный. Он успокаивается только тогда, когда гнездо станет пустым.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, никто им дорогу не показывал, но они (не) сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не) легкую задачу до сих пор нет.

Растет кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых. Примерные родители едва успевают собирать корм и кидать его птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не) сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не) взрачная птичка. Но её называют птицей-загадкой. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка (не) вьёт гнезда и (не) выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.
VI. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали на уроке?



VII. Ключевые слова урока (запись на доске и в тетради).

Слитно: не употребляется синоним.

Раздельно: противопоставление, усиление, отрицание.

Запомнить: некоторые краткие прилагательные всегда пишутся раздельно:

не рад, не должен, не намерен, не согласен, не готов.



Домашнее задание: параграф 54, упражнение первый уровень 7 - 8 пословиц на правописание не с прилагательными.

второй и третий уровень - упражнение 309 ( с комментариями).

Покажите на шкале знаний, на каком уровне понимания темы вы находитесь?

5


3
4


2

(Ученики выделяют маркером тот уровень, на котором, по их мнению, они находятся).
Урок №

Тема: « Не с прилагательными» (второй урок по теме)

Цель урока:


  1. Повторить изученный материал.

  2. Совершенствовать практических навыков написания прилагательных с не.

  3. Влияние уровня усвоения учебного материала на основе осуществления самоконтроля учеников.

Ход урока.

I.Актуализация знаний

Беседа с целью повторения изучаемого материала:



  • Какая тема была у вас в качестве домашнего задания?

  • Как пишутся не с прилагательными?

  • Назовите случаи слитного написания.

  • Назовите случаи раздельного написания.

  • Проверка домашнего задания (по уровням).

II. Углубление и закрепление изученного материала.

(Учащиеся получают «Карты самоконтроля», которые заполняются по ходу выполнения заданий).



Упражнение 1.

1) «По цепочке» - упражнение 306 (одновременно у доски работают по 4 человека).



Упражнение 2.

2) По упражнению 307 составь «Шифр» в Карту самоконтроля



Упражнение 3.

3) Из упражнения 308 выпиши прилагательные с не, выдели орфограмму (самоконтроль по ключу)

4) Тест – опрос (взаимоконтроль по ключу)

5) Творческое задание на тему « Горе - ученик» с использованием прилагательных и существительных с НЕ (самооценка)



III. Подведение итогов урока.

  • Выставьте общую самооценку по всем видам работ.

  • Заполните «Карту самооценки своей деятельности на уроке».

Карты самоконтроля знаний и самооценки деятельности ученики сдают учителю.

IV.Домашнее задание.

Параграф 54, мини - сочинение «В ожидании весны» (прилагательные и существительные с НЕ) или упражнение 310 ( на выбор учащихся)

V. Рефлексия

А как вы можете оценить свое эмоциональное состояние на уроке. Заполните «Карту самооценки своей деятельности на уроке»


Карта самоконтроля знаний.




Практический этап

Теоретический этап

Творческий этап

Задания



Упражнение 1

Составь «Шифр»

Упражнение 307


Упражнение 2

Выпиши прилагательные с НЕ

Упражнение 308


Тест - опроса

Мини - сочинение на тему « Горе - ученик»

Критерии


0 слов - «5»

1-2слов- «4»

3-4слов - «3»


9слов - «5»

7-8слов - «4»

5-6слов - «3»


0 слов - «5»

1-2слов - «4»

3-4слов - «3»


1) За содержание

2) За грамотность

0слов - «5»

1-2слов - «4»

3слов - «3»


Оценка













Таблица 2


Лист самооценки своей деятельности на уроке


Моё участие в уроке

Мои чувства и эмоции во время урока

Мои затруднения

Ценные мысли на уроке для меня


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница