Материалы к международной профсоюзной конференции «Участие Профсоюза в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций»



страница1/5
Дата14.02.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5










Материалы к международной профсоюзной конференции

«Участие Профсоюза в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций»
21- 22 марта 2006 г. г. Москва

(Часть II)


Болонский процесс

Ход реализации положений Болонского процесса

в системе профессионального образования Российской Федерации.

Позиция Интернационала образования.



Москва, март 2006 г.

От Болоньи к Бергену

 

В середине февраля 2005 года в Брюсселе собрались представители профсоюзов работников высшего образования и науки Европы, входящих в Интернационал образования (ИО) из 21 страны мира, включая восемь стран Центральной и Восточной Европы. Перед делегатами стояла задача высказать отношение к Болонскому процессу, его результатам за прошедшие шесть лет.



Европейские профсоюзы являются активные сторонниками создания «Единого европейского образовательного пространства» при сохранении общественного характера вузов, развития доступности и мобильности, академической свободы и качества научных исследований. В то же время профсоюзы озабочены угрозой коммерциализации высшего образования. Участники конференции подготовили свою позицию: «Образование должно оставаться общественным благом!»

Кроме того участники конференции отметили: в Болонском процессе абсолютно отсутствуют положения, связанные с условиями труда и найма работников. Это явное последствие того, что преподавательский состав, его профессиональные организации до сих пор не вовлечены в проходящие обсуждения. Более того, специально подготовленный профсоюзами обзор свидетельствует о недостаточности прямого участия преподавателей и научных работников в осуществлении Болонского процесса. Это ненормально, потому что именно они претворяют в жизнь новые принципы и уровни образования.

Активное участие в конференции приняли также руководители комиссариатов по образованию и науке ЕС. Со специальным докладом о подготовке встречи министров образования выступил генеральный директор министерства образования Норвегии. Отдельная сессия была посвящена сотрудничеству в рамках Болонского процесса с Европейским союзом студентов — на форуме присутствовали его генеральный секретарь и члены исполкома. Кроме того, собравшиеся в Брюсселе говорили о проблемах, связанных с карьерным ростом преподавателей, профессиональной квалификации бакалавров и магистров, мобильности студентов и преподавателей, развитии связей между наукой и высшим образованием.

Позиция участников конференции была сформулирована в программном заявлении, обращенном к министрам образования Европы.



Программное заявление европейских профсоюзов работников образования по Болонскому процессу накануне министерской встречи в Бергене
1. Введение

Интернационал образования представляет работников высшего образования и исследователей, работающих на территории, охваченной Болонским процессом. Европейский комитет профсоюзов образования (ЕКПО) обеспечивает возможность совместной работы профсоюзов этих категорий трудящихся, а комитет по высшему образованию и науке представляет их интересы с самого начала развития Болонского процесса. Мы выражаем серьезную обеспокоенность недостаточностью прямого участия академических и научных работников в Болонском процессе. Между тем, например, студенческие международные организации начиная с 2001 года, после встречи в Праге, являются постоянными участниками процесса и финансируются из различных источников, в том числе Европейским сообществом. Мы полагаем, что наши преподаватели и научные работники как непосредственные участники перемен, к которым призывали министерские конференции в Болонье, Праге и Берлине, должны пользоваться по крайне мере равными со студентами возможностями. В конце концов, именно члены наших профессиональных союзов преподают студентам, работают над исследованиями, целью которых является качественное образование. Именно они отвечают за переход к Болонским уровням образования. Они также создают структуры аккредитации, которые должны обеспечить этот переход. Если профсоюзы, представляющие академические и научные кадры, будут вовлечены в процесс, то мы сможем включить в него и наших рядовых членов.


2. Международный характер высшего образования
Высшее образование и наука с момента своего появления не зависят от национальных границ, они транснациональны по своему характеру. Профсоюзы могут поддержать философию «Болоньи», если она будет соответствовать таким основным принципам, как общественный характер университетов, развитие доступности и мобильности, академическая свобода и качество. Нас глубоко беспокоит «Болонья» в связи с широким обсуждением глобализации и коммерциализации высшего образования в рамках всемирного рыночного хозяйства. Опыт не европейских стран подтверждает наши опасения, что подобный процесс может разрушить ценность высшего образования и академических исследований, в частности, привести к тому, что будет невозможен объективный взгляд и анализ, без которых современное общество не могло бы существовать.

Профсоюзы работников высшего образования и науки Европы, представляемые ИО и ЕКПО, являются искренними сторонниками предлагаемых «Европейских пространств высшего образования и науки». До последнего времени создание и развитие областей высшего образования и науки происходило во многом вне зависимости друг от друга, несмотря на их явную связь. Раздельные подходы вызывают опасения, что официальная цель процесса — уничтожить важнейшие отношения между высшим образованием и наукой. Профсоюзы призывают объединить эти две области в повседневной деятельности, что приведет к созданию единой Европейской области высшего образования и науки. Мы понимаем, как трудно воплотить в жизнь это предложение, учитывая географические отличия этих двух областей. Также важно помнить, что в то время, как высшее образование зависит от науки и исследований, последние могут развиваться самостоятельно, в соответствии со своей культурой и собственными задачами.



3. Европейское высшее образование и глобализация
Профсоюзы работников высшего образования и науки сознают, что европейская политика в области высшего образования и исследований является важной составляющей дискуссии о либерализации торговли услугами. Мы считаем, что образование должно оставаться общественным благом, а не превращаться в товар. Мы ожидаем, что участники конференции в Бергене ясно и определенно выскажутся против коммерциализации образования и науки. Не рынок, не краткосрочные, связанные с ним течения, не коммерческие интересы, а стремление к знаниям должно определять цели и содержание академических курсов и исследований. Соответственно, переговоры ГАТС в рамках ВТО, касающиеся высшего образования, должны быть прекращены, а контроль за международным образованием во всех его сферах должен быть передан ЮНЕСКО.

Мы считаем, что высшее образование и наука несут особую социальную ответственность за экономическое, социальное, культурное и экологическое развитие, и поэтому нельзя позволить, чтобы эта ответственность была снята. Европейские министры не должны допустить этого во время переговоров. Так как ГАТС не занимается обеспечением качества, существует реальная опасность, что это соглашение открывает рынок высшего образования для беззастенчивого получения прибыли.

Мы понимаем, что на международных переговорах, связанных с аккредитацией, Болонский процесс вызывает немало нареканий в связи с критериями, которые он может привнести. Если это поможет защитить качество и сохранить внутреннюю связь европейского высшего образования и различных национальных систем, входящих в него, то мы поддерживаем подобную инициативу. Если же возможные санкции могут коснуться стран, вступающих в ЕС, где высшее образование более широко включено в «рынок», мы считаем, что необходимо достигать политического решения с учетом стандартов, существующих в ЕС.
4. Высшее образование и общественные ценности
Высшее образование и наука являются проявлением деятельности гражданского общества, следовательно, необходимо сохранить их общественный характер. Это чрезвычайно важно для генерации и передачи знаний и культуры, расширения их доступности и обеспечения непрерывного образования.

Это непростая задача: университеты несут ответственность и должны быть подотчетны перед обществом, но с другой стороны они должны сохранять автономию, что необходимо для развития знаний и академической свободы.

Не в интересах общества, студентов, работодателей и самих университетов коммерциализировать высшее образование. Появляется все больше свидетельств того, что высокая плата не обеспечивает качества, а напротив, часто ведет к его снижению. Одно из видимых последствий прихода «рынка» в высшее образование — преобладание одних дисциплин над другими по экономическим причинам. Только реальная общественная защита поможет сохранить саму сущность понятия «университет».

Высшее образование является общественным благом, и оно должно быть частью общественного сектора. ИО не приветствует рост количества частных услуг и частных заведений, которые демонстрируют коммерциализацию высшего образования. Мы считаем, что для обеспечения общественного характера высшего образования в интересах самого общества, студентов и работников, необходимо требовать от частных учебных заведений соблюдения высоких стандартов, существующих в общественном секторе. Мы признаем, что и в общественных заведениях необходимо защищать существующие стандарты от ползущей коммерциализации и эрозии качества.


5. Доступность
Профсоюзы уверены, что доступ в высшее образование должен быть значительно шире. Необходимо уничтожить искусственные преграды социально-экономического, полового, этнического, религиозного и другого характера. Определяющим фактором должна стать возможность получения положительных результатов. Мы выступаем против высокой стоимости, которая разрушает доступность, возлагает на молодежь долговые обязательства и предопределяет выбор будущей профессии.

Общественное участие в научном и техническом прогрессе должно быть гарантировано в интересах как отдельной личности, так и общества в целом. В основе «общества знаний» находятся информированные и компетентные граждане, которые способны уверенно решать проблемы быстро меняющегося мира благодаря новым формам обучения и работы. Чтобы получить более широкий доступ к высшему образованию, нужна программа расширения университетов, параллельное наращивание форм и методов академических исследований. Необходимо, чтобы педагогический персонал был напрямую вовлечен в эти процессы в качестве разработчиков идей, а также специалистов, которые претворяют их в жизнь. Капиталовложения в будущее для достижения этих задач должны стать обязательными в рамках единого европейского плана — растущая доступность без соответствующих капиталовложений испортит и обесценит будущий академический «продукт».

Доступ к высшему образованию должен быть распространен на всех, кто может получить от этого пользу. Растущий приток из благополучных социально-экономических групп разрушает концепцию доступа. В связи с тем, что высшее образование становится индикатором успеха на рынке труда, необходимо более справедливо распределять доступ к нему. Коммерциализация высшего образования приводит к тому, что некоторые страны значительно увеличивают прием зарубежных студентов за высокую плату. Смешение студентов различных национальностей дает высшему образованию дополнительные преимущества. Главное —  не впадать в крайности: отлучать от вузов собственную молодежь или изолировать студентов-иностранцев.

Мобильность является важной составляющей доступа, как для студентов, так и для преподавателей, хотя и существуют значительные языковые и социально-экономические препятствия, которые следует преодолеть.


6. Уровни бакалавров и магистров
Профсоюзы поддерживают введение ступеней бакалавров и магистров в систему высшего образования Европы при условии гарантии продолжения учебы после завершения курса бакалавриата при достаточной успеваемости студента. Профсоюзы отвергают любые произвольные ограничения доступа на уровень магистра в виде специальной градации или квоты, к примеру, неправильно, если в магистратуру разрешают поступать только 40% оканчивающих бакалавриат. Студенты должны самостоятельно решать, какой уровень квалификации они хотят получить по завершении высшего образования.

Развитие новой системы квалификаций, ее отношение к предыдущей, приемлемость для работодателей — в различных странах и в различных секторах эти проблемы выглядят по-разному. Очевидно, такие отличия сохранятся еще на некоторое время. С квалификацией уровня бакалавра связано много вопросов по содержанию и краткому курсу обучения, что заставляет некоторые страны выносить организацию «дополнительных занятий» за пределы этого курса. С другой стороны, зафиксирован случай, когда в одном из государств был введен еще более короткий курс «основных знаний». В итоге появился прецедент — более дешевый вариант. Такие национальные подходы могут уничтожить важный инструмент «дополнений к диплому».

Пока новые квалификационные уровни еще не целиком приняты частными и государственными работодателями, профсоюзы призывают более активно привлекать педагогический персонал к анализу перспектив новой системы. Профсоюзы должны участвовать в принятии решений. Иные подходы будут безответственны по отношению к студентам и в будущем подорвут доверие к учебным заведениям.

Качество новых квалификаций не должно уступать качеству существующих. Квалификация магистров должна строиться на бакалавриате и обладать значительной мобильностью в зависимости от уровня вуза, страны и дисциплины. Модель бакалавр/магистр имеет большой потенциал в плане выбора формы продолжения учебы. Бакалавры должны иметь возможность продолжать учебу в магистратуре в зависимости от своих интересов и способностей, квот не должно существовать.

Жизненность трех- и двухлетних учебных циклов зависит от финансовых возможностей студентов. Профсоюзы считают, что студенты, переходящие в магистратуру, должны получать финансовую поддержку, покрывающую как минимум цикл бакалавра. Плата за обучение в скором времени может превратиться в важнейший политический вопрос, если отдельные государства лишатся возможности регулировать ее по своему усмотрению. Благодаря Болонскому процессу плата за обучение в различных странах станет примерно одинаковой.

7. Докторская (кандидатская) степень, как основа академической карьеры в Европе?
Профсоюзы не считают, что создание из докторского уровня третьей ступени высшего образования увеличит его квалификационную привлекательность. Напротив, профсоюзы призывают признать докторскую степень первой ступенью академической карьеры. С молодыми учеными должны заключаться контракты на проведение докторских разработок, их заработок должен быть соответствующим. Следует прекратить практику заключения с младшими научными работниками краткосрочных или «нетипичных» контрактов. К конференции в Бергене необходимо подготовить доклад о различных путях получения степени доктора в Европе с анализом концепций, практики и перспектив признания статуса молодых ученых Европы. Только так возможно развивать международное академическое сотрудничество.

Если в Европе будет создано «общество знаний», люди, получившие докторскую степень, должны быть более широко представлены во всех сегментах рынка. Хотя это звание значительно для академической карьеры, доктора наук могут внести значительный вклад и в развитие бизнеса, общественного управления. Исследовательские работы повсеместно недофинансированы. Доходы от исследований и плата за учебу на докторском уровне должны быть использованы на связанные с этим исследования, а не поступать в общий бюджет образовательных учреждений.


8. Высшее образование и рынок труда
Экспансия высшего образования, растущая дифференциация курсов обучения, неоднородный состав студентов (в плане способностей, интересов и мотивации) заставляет по-новому взглянуть на связь между академической учебой и рынком труда. Профсоюзы утверждают, что высшее образование выполняет многие задачи: не только получение знаний и высоких навыков, но и повышение социальной ценности высокообразованного населения, удовлетворение потребности рынка труда. Однако мы считаем, что следует обсудить соответствие квалификаций выпускников должностям, которые они могут получить по окончании вуза.

Необходимо детально рассмотреть отношение Болонского процесса, его трехуровневой системы к рынку труда, а также проанализировать новые уровни квалификации бакалавра/магистра, возникающие на месте старых. Каждая страна принимает свои решения. Решение также зависит от того, о какой отрасли идет речь — образовании, социальной службе, здравоохранении, промышленности. Различные подходы мешают сделать процесс прозрачным, а это необходимо для утверждения новых квалификаций.

Следует подчеркнуть, что высшее образование — важный элемент на пути к рынку труда. Общество, правительство и работодатели должны признать ценность выпускников и способствовать их вовлечению в экономику. А это будет зависеть от признания и прозрачности новых квалификаций.

Педагогическое образование — важный элемент рынка труда, серьезное влияние на него оказывает новая система бакалавр/магистр. Хотя педагогическое образование организовано по-своему в каждой стране, важно, чтобы осуществление Болонских принципов не привело к его деградации. Эта предостережение относится и к другим профессиям.


9. Институционная автономия
Институционная автономия сама по себе не может гарантировать академической свободы или качества высшего образования. Автономия должна осуществляться в национальных рамках, где институционная свобода будет находиться в балансе с другими социальными проявлениями. В самих учебных заведениях участие преподавательского персонала в решении любых вопросов является ключевым для борьбы с автократией и коммерциализацией. Коротко говоря, развитие коллегиальности — важнейшая часть высшего образования.

Административная автономия вузов в рамках общественного сектора должна быть поддержана и усилена, государство должно делегировать соответствующим представительным органам свое право на утверждение программ и экзаменационных правил. Преподаватели должны участвовать в оценке своих вузов, только так можно гарантировать качество «продукции». Неприемлемо, когда определение качества отдается рынку. Частные вузы должны отвечать тем же жестким стандартам, что и государственные. Европейские профсоюзы работников высшего образования и науки провели сравнительные исследования по аккредитации в рамках обеспечения качества образования и хотят участвовать в национальных и международных процедурах оценки и аккредитации. Целью этих процедур должно стать улучшение качества содержания программ обучения.


10. Мобильность
Мы призываем к расширению программ мобильности как для студентов, так и для преподавателей. На пути мобильности еще стоят многие препятствия — от получения разрешения на въезд и проживания в стране до признания на родине полученных знаний и квалификации, финансовой поддержки, платы за обучение и профессиональных перспектив. Языковой барьер и экономические различия также влияют на мобильность. Это необходимо преодолеть. Профсоюзы поддерживают идею подготовки регулярных отчетов по социальному и финансовому положению студентов стран Европы, что поможет создать основу политики финансовой поддержки необеспеченных студентов и студентов из менее богатых стран для их вхождения в Европейское пространство высшего образования и науки. Это в первую очередь должно касаться молодых людей из стран Центральной и Восточной Европы для предотвращения «утечки мозгов» из этих стран. Профсоюзы сами могут сделать больше для развития и поддержки мобильности своих членов.

Процесс ухудшения условий труда и найма преподавателей и работников науки в Европе, краткосрочные контракты, давление, приводящее к отказу от своего статуса, поиски финансирования извне не только влияют на членов наших профессиональных союзов, но и ставят под угрозу Болонский процесс. Массированная реструктуризация учебных программ, перетряска отношений между новыми показателями качества и системами аккредитации — все это зависит от нас. Если членам профсоюзов будут созданы хорошие условия труда в рамках коллегиальности и академической свободы, подобная амбициозная реорганизация возможна. Болонский процесс пробудил движение к качеству, которое должно быть осуществлено.

Частным вузам надо запретить ухудшать условия труда работников — они обязаны функционировать по жестким стандартам государственных учебных заведений.

Академическая карьера не должна сталкиваться с ненужными или надуманными препятствиями, к примеру, необходимостью наличия дополнительных научных званий для получения старших научных должностей.


11. Непрерывное образование
Высшее образование и Болонский процесс не находятся в вакууме. Связи с общим и профессиональным образованием, рынком труда и науки, влияние «Болоньи» на школу — необходимо учитывать все составляющие. Но если «Европа знаний» состоится, будет расти не только количество желающих получить высшее образование, но и уровень знаний, который будет получать взрослое население. Преподаватели вузов должны стать участниками непрерывного образования, и этому может помочь Болонский процесс.
12. Наука
Болонский процесс должен признать связь между преподаванием в высшем образовании и наукой. Новые квалификации должны пользоваться преимуществом научного подхода. «Болонья» должна обратить внимание на традиционно плохие условия найма научных работников и преподавателей. Растущая преподавательская и административная нагрузка не дает возможности заниматься научной деятельностью. Профсоюзы будут требовать принятия и выполнения условий Европейской хартии ученого. Как уже упоминалось, автономия науки должна быть признана и поддержана с помощью конкретных мер защиты академической свободы работников, их права на признание в качестве производителей своих научных результатов.

13. Условия академического персонала
Условия труда академического персонала должны соответствовать различным требованиям. Во многих европейских странах на условия труда научных работников негативно влияют «массификация» непрерывного образования, давление работодателей и рынка, отсутствие дополнительных ресурсов или признания, что персонал несет дополнительные нагрузки. Мы считаем, что эта тенденция должна быть остановлена, чтобы не нанести ущерба высшему образованию, равенству курсов обучения и результатам научных исследований.

Отсутствие проблемы условий труда научных работников в Болонском процессе — прямой результат отсутствия этой профессиональной группы и их профсоюзов на переговорах. Анализ любого вопроса: качество и аккредитация, взаимоотношения обучения и науки, мобильность студентов, массивные изменения для внедрения циклов бакалавр-магистр-доктор — должен включать условия труда, найма и оплаты научных работников, только тогда он будет иметь смысл. Профсоюзы работников высшего образования и науки считают, что эту ситуацию необходимо исправить в Бергене. Профсоюзы обобщили результаты исследования о препятствиях на пути мобильности и негативных последствиях растущих «гибких» требований к научным работникам. Все чаще научные работники выполняют финансовые, административные задачи за счет преподавательской и научной работы. В некоторых странах преподавание возлагается на неквалифицированный персонал. Если от вузов ждут высокого качества, необходимо создать для тех, кто в них работает, условия труда, способствующие инновации и созиданию.

Непривлекательность академической карьеры в европейских университетах помешает Болонскому процессу или Лиссабонской программе выполнить свои задачи. Европейское высшее образование и наука не смогут воплотить амбициозные планы, поставленные перед ними, если не привлекут и не сохранят высококачественный академический персонал. Если, к примеру, университеты Северной Америки будут предлагать более высокий статус, карьерный рост и научное финансирование, Европа проиграет, несмотря на красноречивую риторику Болоньи и Лиссабона. Достижения последних десятилетий в высшем образовании Европы — заслуга преданных работников, многие из которых в ближайшие годы уйдут на пенсию. В свете демографического положения и растущего значения высшего образования и науки для «общества знаний» необходимы меры для омоложения профессии, для найма и поддержки молодых ученых, чтобы идея «Европейского пространства высшего образования и науки» осуществилась.

Мы заявляем, что преподавательский персонал и научные работники являются опорой Болонского процесса и должны быть в нем задействованы через свои профессиональные организации. Совершенно очевидно, что профсоюзы работников высшего образования и науки не ограничиваются ведением социального диалога, их интересы распространяются на вопросы качества, доступности, условий труда, ответственности перед обществом, т.е. на основные положения жизни университетов в современном обществе.



Каталог: Files
Files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
Files -> Актуальность исследования
Files -> Рабочая программа дисциплины
Files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
Files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
Files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Files -> Программы
Files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница