Материалы для проведения промежуточной и итоговой
аттестации по предмету
«Психофизиологические основы деятельности водителя»:
Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:
- понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);
- внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);
- причины отвлечении внимании во время управления транспортным средством;
- способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов;
- монотония;
- влияние усталости и сонливости на свойства внимания;
- способы профилактики усталости; виды информации;
- выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка;
- системы восприятия и их значение в деятельности водителя;
- опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система;
- поле зрения, острота зрения и зона видимости;
- периферическое и центральное зрение;
- факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя;
- другие системы восприятии (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;
- влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память;
- виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;
- мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления;
- оперативное мышление и прогнозирование;
- навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях;
- важность принятия правильного решения на дороге;
- формирование психомоторных навыков управления автомобилем;
- влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков;
- прости и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне;
- факторы, влияющие на быстроту реакции.
Этические основы деятельности водителя:
- цели обучения управлению транспортным средством;
- мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач;
- склонность к рискованному поведению на дороге, формирование привычек; ценности человека, группы и водителя;
- свойства личности и темперамент;
- влияние темперамента на стиль вождения;
- негативное социальное научение;
- понятие социального давления;
- влияние рекламы, прессы и кино индустрии на поведение водителя;
- ложное чувство безопасности;
- влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения;
- способы нейтрализации давления в процессе управления транспортным средством;
- представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;
- ответственность водителя за безопасность на дороге;
- взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;
- уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);
- причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;
- особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
Основы эффективного общения:
- понятие общения, его функции, этапы общения;
- стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);
- характеристика вербальных и невербальных средств общения;
- основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);
- качества человека, важные для общения;
- стили общения;
- барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;
- общение в условиях конфликта;
- особенности эффективного общения;
- правила, повышающие эффективность общения.
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:
- эмоции и поведение водителя;
- эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);
- изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;
- управление поведением на дороге;
- экстренные меры реагирования;
- способы саморегуляции эмоциональных состояний;
- конфликтные ситуации и конфликты на дороге;
- причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;
- тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;
- изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;
- влияние плохого самочувствия на поведение водителя;
- профилактика конфликтов;
- правила взаимодействия с агрессивным водителем.
Практические навыки. Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта . Психологический практикум.
Билеты к зачету по предмету
«Психофизиологические основы деятельности водителя транспортных средств»
БИЛЕТ №1
1. Память - это
-
психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности
-
отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
-
психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей
-
познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.
-
Перечислите виды мышления
-
наглядно-действенное
-
наглядно-словесное
-
наглядно-образное
-
словесно-логическое.
3. К познавательным функциям не относится:
1) внимание
2) логика
3) восприятие
4) память
5) мышление
БИЛЕТ №2
-
Выберите основные методы (способы) поучения умозаключений при рассуждении:
-
Дедукция
-
Индукция
-
Хронология
-
Аналогия
2. Объемом внимания называется
1) Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
2) Количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
3. Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:
1) холерик
2) флегматик
3) сангвиник
4) меланхолик
БИЛЕТ №3
-
Характер человека - это совокупность индивидуально-психологических особенностей, проявляющаяся в:
1) задатках и способностях
2) сенсорной организации личности
3) способах типичного реагирования
4) стратегиях решения мыслительных задач
2. Выберите правильную последовательность видов мышления в процессе онтогенеза:
-
наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
-
наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.
-
словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.
3. Произвольное внимание
1) возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействия раздражителей.
2) направляется на объекты под влияниям принятых решений и поставленных человеком сознательных целей.
БИЛЕТ №4
1. К нарушениям подвижности мышления относятся:
-
Ускоренное мышление
-
Обстоятельное мышление
-
Вязкое мышление
-
Замедленное мышление
5) Детализированное мышление
-
Водителю приходится выполнить большое количество действий по управлению автомобилем. Назовите причины ошибочности некоторых действий:
-
Дефицит времени приема информации
-
Дефицит общения с пассажирами
-
Дефицит времени переработки информации
-
Преимущественная направленность личности описывается парой понятий:
1) интроверсия-экстраверсия
2) темперамент-характер
3) психоанализ-психосинтез
4) акцентуация-психопатия
5) аналитичность-синтетичность
БИЛЕТ №5
-
Перечислите основные факторы влияющие на видимость дороги:
-
Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
-
Геометрические характеристики поперечного профиля, геометрические характеристики продольного профиля, индивидуальные свойства слуха, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
-
Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, масса ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
-
Переживания отношений к предметам и явлениям - это:
1) эмоции
2) установки
3) действия
-
комплексы
-
акцентуации
-
Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента
-
Фаза I Активация.
-
Фаза II Эскалация.
-
Фаза III Кризис.
-
Фаза IY Восстановление.
-
Фаза Y Стабилизация.
БИЛЕТ №6
-
Активность, связанная с достижением частных целей деятельности, называется:
1) мотивировка
2) операция
3) адаптация
4) операнд
5) действие
2. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы - обязательная черта таких познавательных процессов, как:
-
ощущение
-
восприятие
-
мышление
-
воображение
-
внимание
3. Уровень агрессии индивида тем выше
-
Чем ниже уровень его социализированности
-
Чем выше уровень его социализированности
БИЛЕТ №7
1. Наиболее тесно мышление связано со следующими психическими процессами:
-
эмоции
-
воображение
-
воля
-
речь
-
внимание
-
Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов:
-
Злоупотребление психоактивными веществами,
-
Детские психические травмы и дефекты воспитания.
-
Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.
-
Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.
-
Все ответы правильные
-
Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:
-
абсолютным верхним порогом ощущений
-
абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
-
болевым порогом
-
дифференциальным порогом ощущений
-
оперативным порогом ощущений
БИЛЕТ №8
1. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?
-
адаптация;
-
сенсибилизация;
-
реминисценция;
-
иллюзия.
-
Выберите черты характера положительно влияющие на надежность водителя
-
Объяснение неудач обстоятельствами
-
Спокойствие
-
Внимательность
-
Эгоцентризм
-
Объем внимания взрослого человека составляет:
-
5-7 простых фигур
-
6-9 простых фигур
-
9-11 простых фигур
-
12-13 простых фигур
БИЛЕТ №9
1. Выберите черты характера отрицательно влияющие на надежность водителя:
-
Доброжелательность
-
объяснение неудач своими ошибками
3) склонность к риску
4) беспечность, самоуверенность
-
нерешительность
2. Выберите правильную очередность развития конфликта;
1) предметная ситуация, разрешение конфликта, конфликтное взаимодействие
2) предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта
3) конфликтное взаимодействие, предметная разрешение конфликта
3. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:
-
новизна
-
привычность
-
подвижность
-
статичность
БИЛЕТ №10
-
Быстрый, эмоциональный, порывистый, довольно вспыльчивый и легко возбудимый человек по типу темперамента:
1) холерик
2) флегматик
3) сангвиник
4) меланхолик
2. Эмоции - сложный психический процесс, включающий в себя три компонента:
-
Физиологический
-
Созидательный
-
Поведенческий
-
Психологический
3. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира - это:
-
ощущение
-
внимание
-
восприятие
-
мышление
БИЛЕТ №11
1. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении, называют:
-
стрессами
-
фрустрациями
-
чувствами
-
аффектами
-
психическими травмами
2. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется:
-
личность
-
сознание
-
«Я-концепция»
-
структура самосознания
3. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.
-
самосознание
-
сознание
-
бессознательное
-
предсознание
БИЛЕТ №12
-
Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:
-
сангвиник
-
холерик
-
флегматик
-
меланхолик
-
Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
-
Отрицанием
-
Регрессией
3) Вытеснением
4) подавлением
3. Воля – это…
-
способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия
-
совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе
-
совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов
-
индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности
БИЛЕТ №13
-
Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
-
Целеустремленного
-
Решительного
-
Настойчивого
-
Самостоятельного
-
Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:
-
Воспитанность
-
Авторитет
-
Задатки
-
Равнодушие
-
После употребления алкоголя
1) Время реакции увеличивается
2) Время реакции уменьшается
БИЛЕТ №14
-
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
-
холерику
-
сангвинику
-
флегматику
-
меланхолику
-
Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
-
интровертированного
-
экстравертированного
-
интропунитивного
-
шизоидного
3. Факторы риска при вождении автомобиля
1) Употребление алкоголя
2) Курение
3) Усталость
4) Использование телефона во время движения
5) Все ответы правильные
БИЛЕТ №15
-
Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
-
Холерика
-
Сангвиника
-
Флегматика
-
Меланхолика
-
Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…
-
волевого процесса
-
формирования характера
-
мыслительного процесса
-
формирования памяти
-
Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
-
Механической
-
Логической
-
Эмоциональной
-
аудиальной
БИЛЕТ №16
-
Аккуратность, бережливость, щедрость — это:
-
черты, характеризующие отношение личности к вещам
-
черты, проявляющиеся по отношению к другим
-
система отношений человека к самому себе
-
черты, проявляющие отношение к деятельности
-
Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
-
Интропунитивный
-
Интровертированный
-
Экстравертированный
-
Экстрапунитивный
-
Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:
-
индивид
-
личность
-
субъект деятельности
-
индивидуальность
БИЛЕТ №17
-
Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):
-
Направленность
-
Темперамент
-
Характер
-
Способности
-
Суть проекции заключается:
-
в приписывании другим людям собственных чувств
-
в ориентации поведения на доступную цель
-
в отрицании реальных фактов
-
в выборе поведения, противоположного подавленному
-
После употребления алкоголя наблюдается повышенная самоуверенность и игнорирование запретов, невнимательность, безрассудность и недостаточный контроль из-за плохой координации и замедленного чувственного восприятия. Какова степень влияния алкогольной интоксикации?
-
0, 3 — 1, 0 промиилле г/литр (в крови)
-
2,0 – 3,0 промиилле г/литр (в крови)
-
1,5 – 5,0 промиилле г/литр (в крови)
БИЛЕТ №18
-
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:
-
Темперамент
-
Способности
-
Характер
-
Задатки
2. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
1) мотив
2) Потребность
3) интерес
4) склонность
3. Человека как индивида характеризует:
-
индивидуальный стиль деятельности
-
креативность
-
мотивационная направленность
-
средний рост
БИЛЕТ №19
-
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
-
Холерику
-
Сангвинику
-
Флегматику
-
меланхолику
-
Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:
-
Инстинкты
-
механическая память
-
ценностные ориентации
-
музыкальный слух
-
Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:
-
Настойчивость
-
Сознательность
-
Оптимизм
-
трудолюбие
БИЛЕТ №20
-
Высший регулятор поведения – это:
-
убеждения
-
мировоззрение
-
установка
-
Интерес
-
Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
-
отношение личности к вещам
-
отношение другим
-
систему отношений человека к самому себе
-
особенности протекания деятельности
-
Назовите мощные стрессоры для водителя:
-
фактор ответственности
2) фактор неожиданности
-
фактор жизнедеятельности
-
фактор неопределённости
БИЛЕТ №21
-
Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется
1) восприятием
2) Мышлением
3) Воображением
4) вниманием
-
В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как …
1) целостность
2) предметность
3) константность
4) структурность
-
Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен…
1) проводниковым отделом
2) Рецептором
3) Анализатором
4) рефлексом
БИЛЕТ №22
-
Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
1) ведущий анализатор
-
предмет восприятия
-
активность субъекта
-
вид деятельности
-
Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…
1) абсолютной чувствительностью
2) дифференциальной чувствительностью
3) сенсибилизацией
4) адаптацией
-
Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….
1) эмпатией
2) идентификацией
3) социально-психологической рефлексией
4) стереотипизацией
БИЛЕТ №23
-
Высшим видом памяти считается … память.
1) двигательная
2) образная
3) эмоциональная
4) словесно-логическая
-
Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают
-
процессы
-
познавательные
-
мотивационные
-
эмоциональные
-
волевые
-
Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как …
1) синестезия
2) сенсибилизация
3) адаптация
4) аккомодация
БИЛЕТ №24
-
Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является
1) ведущий анализатор
-
предмет отражения
-
активность субъекта
-
вид деятельности
-
Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется…
-
качество ощущений
-
интенсивность ощущений
-
пространственная локализация раздражителей
-
длительность ощущений
-
К основным свойствам ощущений не относится…
-
Качество
-
Интенсивность
-
Длительность
-
объем
БИЛЕТ №25
-
Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется
-
долговременной
-
эмоциональной
-
произвольной
-
механической
-
Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…
-
агнозией
-
галлюцинацией
-
иллюзией
-
бредом
-
Укажите способы эмоциональной саморегуляции:
-
расслабление мимической мускулатуры
-
совершенствование дыхания
-
визуализация
-
детерминация
Поделитесь с Вашими друзьями: |