Материальное обеспечение предмета «Окружающий мир» в начальной школе



Скачать 24,77 Kb.
страница1/7
Дата28.04.2020
Размер24,77 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7

Лекция

Тема: Материальное обеспечение предмета «Окружающий мир» в начальной школе

План

1. Значение материальной базы в процессе изучения окружающего мира.

2. Кабинет естествознания и его составляющие.

3. Наглядные средства обучения в курсе «Окружающий мир».

4. Уголок живой природы.

5. Учебно-опытный участок.

6. Географическая площадка.

7. Учебная экологическая тропа.

8. Влияние К.Д. Ушинского на развитие предметов природоведческого цикла.

Значение материальной базы в процессе изучения окружающего мира

В начальной школе изучаются преимущественно конкретные объекты и явления окружающего мира. Поэтому курс начального естествознания не может обойтись без материальной базы. В младшем школьном возрасте мышление детей достаточно конкретно, поэтому роль материальной базы особенно велика.



Материальная база (обеспечение) – это система материальных факторов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения естествознанию составляют:

· кабинет естествознания с учебным оборудованием;

· уголок живой природы;

· пришкольный участок с экологической тропой;

· географическая площадка.

В современной школе обозначились новые подходы к организации материального обеспечения процесса обучения естествознанию.

1. Средовый подход стал одним из ведущих в образовании. Развитие личности ребенка определяется не только биологическим механизмом наследственности и психогенными факторами, но также средой, в которой происходит развитие. Материальная база создает развивающую предметную среду, с которой взаимодействует ребенок. В связи с приемом в школу шестилетних детей усилия педагогов должны быть направлены на организацию такой среды, которая обеспечит сохранение здоровья детей и постепенный переход от дошкольных к школьным формам организации деятельности. Классное пространство структурируется таким образом, чтобы выделить места для отдыха и игры, и превращается в особый мир, в котором ребенок не просто усваивает знания и умения, а полноценно проживает свое детство.

2. На развитие ребенка решающим образом влияют два фактора: взаимодействие с природой на основе познания ее сущности и контакт с культурой, присвоение которой направляется педагогом в процессе обучения. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка должна функционально моделировать содержание его развития. В связи с этим перед начальной школой стоит задача экологизации среды, то есть насыщения природными элементами традиционных предметно-пространственных условий обучения детей (В.Н. Максимова). Создаются новые элементы среды: экологические тропы, зимние сады, экологические комнаты, лаборатории для экспериментирования с природным материалом. Живой уголок в классе, мини-сад на окне, классный музей природы и т.п. создают контрастность условий, привлекают внимание ребенка к окружающей природе, способствуют воспитанию заботливого отношения к ней. Дети получают возможность воспринимать разнообразие элементов природы, самостоятельно исследовать окружающий мир.

В психолого-педагогических исследованиях рассматривается значение природной среды в различных сферах развития и воспитания младших школьников: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. “Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой”, – писал В.А Сухомлинский.

Природная среда по своему существу реальна, информативна и конкретна. По структурным характеристикам она отличается сложностью, сочетанием консервативных и проблемных элементов, эстетичностью. Ее функциональный потенциал проявляется благодаря активному общению ребенка с природой. Восприятие природной красоты и гармонии возбуждает у детей потребность в гармоничной деятельности, в творческом самовыражении, самореализации. Наблюдения за живыми объектами помогают детям увидеть красоту природы, дают радость открытий, развивают познавательный интерес. Выращивая комнатное растение, ухаживая за аквариумом, ребенок выступает в роли творца, чувствует свою значимость для других.

Познавая и преобразовывая природную среду, младший школьник осваивает ее. Под освоением понимается такое взаимодействие ребенка и окружающей природы, которое активизирует процесс развития эмоционально-перцептивной сферы, способствует формированию разных видов деятельности, обогащает опыт пространственного поведения. В процессе перцептивного освоения природы с помощью органов чувств расширяются фактические знания детей. Движущей силой познания является потребность в новых впечатлениях, побуждающая младших школьников исследовать окружающие предметы и явления. Открытие “новизны” в природе рождает у детей глубокий познавательный интерес. Ребенок выступает как исследователь и активный деятель, самостоятельно выбирающий различные способы воздействия на окружающий мир, при этом у него ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования среды. Выявлены определенные требования к организации среды в школе (гетерогенность, связность, гибкость).

Таким образом, природная среда является мощным фактором, влияющим на развитие ребенка, и в то же время условием, в котором осуществляется саморазвитие личности. В связи с этим возникает необходимость в специально организованной педагогической среде. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявлять свою активность в освоении природного мира, а педагогу – видоизменять структуру и функции различных природных объектов в соответствии с педагогическими задачами. Управление средой может происходить как бы от лица самих природных объектов, явлений, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.

Активное освоение природной среды происходит в практической деятельности. Ребенок учится видеть экологические особенности растений, животных, ухаживать за ними, оберегать, выращивать, трудиться в природе. В результате у детей возрастает самостоятельность, ответственность, развиваются навыки планирования. Ребенок учится не только определять потребности природных объектов, но и удовлетворять их в процессе труда.

3. Существующая в школе кабинетная система требует большей гибкости в соответствии с новой парадигмой образования. Для групповой работы и индивидуальных занятий, организации проектной и игровой деятельности детей необходимы легко трансформируемые помещения разной конфигурации и функционального назначения, нужны мебель и оборудование. В соответствии с требованиями нового времени в начальной школе создаются мини-лаборатории для учебного исследования, телекоммуникационные центры, игротеки и т.д.

Таким образом, важнейшей задачей в обучении естествознанию является создание экологизированной предметно-развивающей среды – комплекса природных, производственных и информационно-культурных условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница