«Математика – это интересно!»



Скачать 59.23 Kb.
Дата22.02.2016
Размер59.23 Kb.
«Математика – это интересно

(Советы родителям по математическому развитию детей

младшего дошкольного возраста).
Многие люди думают, что математика это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью. На самом деле математика это намного больше - это один из способов познания и описания окружающего мира. Умение считать это еще не все, ребенку необходимо правильно и понятно выражать свои мысли.

К трем годам малыш обычно приобретает определенный математический опыт, ведь ему каждый день приходится сталкиваться с такими вопросами как "Что это за предмет?", «Какой он?», «Сколько их?", «Где они находятся?", "Какие они по размеру?" и т.д.

Поэтому, мы взрослые, должны помочь маленькому ребенку познавать и понимать окружающий мир, научить его логически мыслить и ясно выражать свои впечатления об окружающем.

Что должен уметь ребенок в возрасте от 3 до 4 лет?


  1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;

  2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.;

  3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);

  4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

  5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.

  6. Уметь сравнивать количество предметов;

  7. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

К 4 годам мы должны помочь ребенку научиться:

  • складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;

  • находить и объяснять несоответствия на рисунках;

  • находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор;

  • находить сходства и различия между предметами;

  • запоминать 2-3 картинки;

  • запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;

  • запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;

  • запоминать какую-либо деталь или признак предмета;

  • не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;

  • находить парные предметы;

  • уметь из группы предметов выбирать нужный;

  • обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Помогая ребенку младшего дошкольного возраста познавать окружающий мир необходимо помнить, что до пяти лет все основные психологические процессы ребенка - внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию. Он не может сосредоточиться или запомнить что-то по указке взрослого - он обращает внимание на то, что ему показалось ярким, интересным, что само привлекло его внимание. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте становится ситуативно – деловым, взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Поэтому процесс обучения ребенка надо сделать для него интересным.

Работу с малышами по формированию элементарных математических представлений следует начинать как можно раньше. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит его дальнейшее математическое развитие.

Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы формировать интерес к самому процессу познания, интерес к математике.

Формировать математические представления у детей можно не только на занятиях по математике в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за предметами и явлениями окружающего мира. И в этом ему должны помочь мы взрослые - педагоги и родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра - дело добровольное! По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, играя, знакомьте ребёнка с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите ребенка, чего больше яблок или бананов? Как это можно узнать? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём по парного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Играйте с ребёнком всегда и везде. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет (какой формы зеркало, экран телевизора , окно и др.). Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше. Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше). Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших малышей (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий и т.д.).

Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол кустика тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Эти понятия так же можно формировать в повседневной жизни. Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева или справа от него, впереди – сзади, вверху, внизу. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Как вариант игры, можно направлять ребенка на поиски: игрушка сзади шкафа, под стулом и т.д.

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра, что делал утром, днем и т.д.). Называйте детям, а потом спрашивайте их, какое сейчас время года, месяц, день недели.



Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике.

Желаем Вам успехов в этом интересном и познавательном деле.
Литература :

  • А.В. Белошистова «Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики» М., Владос, 2003.

  • «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. СПб., Детство-Пресс, 2006.

  • Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей до 3 лет» М., ТЦ Сфера, 2003.


Материал подготовила воспитатель Кожевяткина Ирина Алексеевна.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница