Мастер-класс: «Организация дистанционного обучения в учебной деятельности» Продолжительность мастер-класса: 1 час Аудитория



Скачать 180,44 Kb.
Дата24.04.2016
Размер180,44 Kb.
Мастер-класс: «Организация дистанционного обучения в учебной деятельности»
Продолжительность мастер-класса: 1 час
Аудитория: учителя информатики, молодые специалисты
Оборудование: компьютер, проектор
Цель: представить педагогический опыт организации дистанционного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
Задачи:

1. Показать историю возникновения дистанционного обучения, основные этапы организации дистанционного обучения.

2. Представить опыт организации дистанционного обучения в учебной деятельности.

3. Провести имитационную игру по организации дистанционного обучения.

4. Провести рефлексию занятия.
Ожидаемые результаты:


  • Обучение организации и подготовки дистанционного курса

  • Развитие профессиональной компетентности педагогов

  • Развитие образного, креативного, творческого типов мышления


Ход мастер – класса.
I. Теоретический аспект. История возникновения дистанционного обучения, основные этапы организации дистанционного обучения.

Определение

Существует большое количество определений понятия “Дистанционное обучение”. Наиболее точным является следующее определение: дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Данное определение наиболее точно отражает, чем отличается дистанционное обучение от других форм обучения. Именно использование современных технологий взаимодействия между слушателями, преподавателями и другими участниками учебного процесса, а также технологий доступа к учебному контенту и отличает дистанционную форму обучения от других форм обучения.

История дистанционного обучения

История дистанционного обучения начинается с начала 80-х годов прошлого века, когда начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы (АОС), возможности которых были крайне ограничены. Однако, некоторые из них приносили весьма ощутимую пользу, не смотря на свои ограниченные возможности.

Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Использование мультимедийных возможностей персональных компьютеров позволило значительно расширить применение компьютерных обучающих систем. Технологии обучения второго поколения получили название –– компьютерное обучение.

Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента начинается использование термина “Дистанционное обучение”(электронное обучение)

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях превысила ее, что привело к быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование технологий дистанционного обучения в свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина: Дистанционное образование.

Наступление следующего этапа в истории дистанционного обучения можно ожидать появление принципиально новых технологий и сервисов в сфере информационных технологий.



Технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения.



Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет-технологий. В рамках дистанционного обучения нашли применение все средства, которые предлагает пользователям Интернет.

Менее распространенной технологией дистанционного обучения является телевизионно-спутниковая технология, построенная на использовании интерактивного телевидения.

Еще одной распространенной технологией дистанционного обучения является кейсовая технология. Больше всего кейсовая технология дистанционного обучения походит на то, что принято называть заочным обучением.

В целом необходимо отметить, что использование технологии дистанционного обучения, построенной на использовании Интернет-технологий, вытесняет все остальные технологии дистанционного обучения. В том числе по причине того, что Интернет-технологии постепенно включают в себя другие информационные технологии.



Средства дистанционного обучения

Не смотря на то, что история дистанционного обучения насчитывает не так много лет, уже накоплено большое количество средств, которые могут быть использованы при проведении дистанционного обучения.



Система дистанционного обучения (СДО)

Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. Современные системы дистанционного обучения обеспесчивают:



  • централизованное автоматизированное управление обучением;

  • быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;

  • единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;

  • поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

  • персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

  • широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Дистанционные курсы

Основным средством (не всегда обязательным), используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Остальные средства, используемые в дистанционном обучении, обычно применяются совместно с дистанционными курсами. Отдельное их использование значительно снижает их эффективность.

Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов:


  • информационные слайды;

  • симуляции работы с программным обеспечением;

  • интерактивные тренажеры;

  • тесты;

  • ролевые упражнения;

  • и т.д.

Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления обучаемым знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. В большинстве случаев дистанционный курс включает в себя правила, определяющие, как слушатель переходит от раздела к разделу дистанционного курса при прохождении дистанционного обучения. Очень часто перечень таких правил называют траекторией дистанционного обучения.

Одной из важнейших характеристик дистанционного курса является его соответствие современным стандартам в сфере дистанционного обучения. Наиболее распространенным стандартом в сфере дистанционного обучения на сегодняшний день является - SCORM.



Организация взаимодействия

Важнейшей задачей, стоящей при проведении дистанционного обучения, является организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для решения этой задачи.

Наиболее широкое распространение получили следующие:


  • электронная почта;

  • чат;

  • форум;

  • блог;

  • видео- и аудиоконференции.

Аудио- и видеоконференции часто используются при проведении семинаров на которых освещаются небольшие отдельные темы. Такие семинары крайне эффективны при использовании их для обучения хорошо подготовленных специалистов для которых необходимо осветить новый или вызывающий у них затруднение вопрос.

Виртуальная классная комната

Для проведения дистанционного обучения по сложным и объемным дисциплинам в дистанционном обучении было создано мощнейшее средство – виртуальная классная комната. Использование виртуальной классной комнаты при проведении дистанционного обучения позволяет полностью воспроизвести обучение аналогичное обучению в обычном классе.

Обучаемые могут:

говорить друг с другом;

видеть друг друга;

писать друг другу;

писать на виртуальной доске, которую видят все учащиеся и преподаватель;

предоставлять доступ к своим материалам;

работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя;

и т.д.


Электронные библиотеки

Помимо дистанционных курсов обучаемым часто необходимы дополнительные материалы, которые они могут использовать во время дистанционного обучения. Для упрощения доступа к материалам, формирования эффективного поиска, слушателям во время дистанционного обучения предоставляется доступ к электронным библиотекам. В том числе, при проведении дистанционного обучения, слушателям часто предоставляют доступ к электронным библиотекам нормативно-справочной информации.



Web 2.0

Сейчас все большую популярность при построении дистанционного обучения получают инструменты Web 2.0. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Примером является всемирная виртуальная энциклопедия – Википедия. Применение технологий Web 2.0 может быть довольно разнообразным. Например, слушатели дистанционного обучения могут совместно выполнять задания. В этом случае итоговая оценка выставляется на основании измерения активности слушателя.



Автономное обучение

Одним из препятствий развития дистанционного обучения является отсутствие хороших каналов связи в регионах. Это в первую очередь сказывается на дистанционном обучении, в рамках которого используются средства online общения. Однако, при дистанционном обучении, проводимом с использованием дистанционных курсов, эта проблема также стоит достаточно остро.

Для решения проблемы отсутствия хороших каналов связи при проведении дистанционного обучения учебный контент (дистанционные курсы) доставляется слушателю на носителях информации (например, CD-ROM). При проведении дистанционного обучения в этом случае в основном используется две модели. В рамках первой модели учебный контент хранится у слушателя дистанционного обучения локально, а обмен с системой дистанционного обучения посредством сети Интернет осуществляется только информацией, касающейся результатов обучения. В случае использования второй модели слушатель дистанционного обучения в принципе не имеет связи с системой дистанционного обучения. Результаты обучения отправляются слушателем вручную с использование электронной почты. Чтобы слушатель не мог внести изменения в результат дистанционного обучения, он ему в явном виде не предоставляется, осуществляется шифрование.

Наиболее популярные средства и сервисы, используемые при проведении дистанционного обучения

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий.

Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.

Схемы проведения дистанционного обучения

Дистанционное обучение может проводится с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения. Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:



  • дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;

  • дистанционное обучение с использованием тренажеров;

  • дистанционное обучение с использованием вебинаров;

  • дистанционное обучение с использованием видеоуроков;

  • полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках данной схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего при использовании данной схемы проведения дистанционного обучения в начале проводится синхронное обучение, в рамках которого слушатели дистанционного обучения общаются с преподавателем. В дальнейшем они полностью учатся самостоятельно, получая необходимую им методическую поддержку. В случае, если дистанционный курс достаточно большой, в процессе дистанционного обучения периодически проводятся online-занятия с преподавателем.

Достаточно распространена схема проведения дистанционного обучения при которой дистанционное обучение комбинируется с традиционным очным обучением.


II. Демонстрация опыта работы над организацией дистанционного метода обучения

В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Наиболее широко и полно все обучающие возможности информационных технологий используются в системе дистанционного образования.

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения. Такое обучение дает возможность получить образование инвалидам.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:


  • углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;

  • подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

  • дополнительное образование по интересам;

  • подготовка школьников к экзаменам.

В 2009 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике, могут быть сформулированы следующим образом:


  • Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ и календарно-тематических планирований с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ.

  • Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ.

  • Обучающиеся непрофильных классов выбирают предмет для сдачи ЕГЭ.

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение информатики в нашей школе идет в основном на базовом уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребёнка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения.

Одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle.

Мооdle – модульная объектно-ориентированная динамическая среда- это свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки процесса очного обучения. Система Мооdle имеет развитую архитектуру, что позволяет разработчикам курсов вводить новые элементы курса, использовать различные системы оценок, создавать и использовать различные тестовые задания, и при этом сохранять индивидуальный подход к каждому из обучающихся, так как в системе предусмотрена обратная связь преподавателя с учениками (как в виде форума, так и в виде чата). В случае пропуска урока (болезнь, карантин, морозы) или с целью более глубокого изучения материала учащиеся используют дистанционный курс.

Это мощная система, с помощью которой все участники обучения получили доступ к необходимым им инструментам, которые:



  • Обеспечивают учащимся удаленный доступ к учебному контенту;

  • Предоставляют учащимся средства общения с преподавателем, а также между собой;

  • Осуществляют управление и контроль за процессом обучения;

  • Обеспечивают интерактивную проверку отправляемых решений.

Преимущества системы:

Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (либо с выбором единственного ответа, либо с выбором нескольких ответов, либо на соответствие и т.д.).

Помимо тестов имеется возможность размещать лекции, ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.


  • Учитель имеет возможность контролировать действия учеников, писать комментарии.

  • Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.

  • Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.

  • Ученики имеют возможность общаться между собой внутри системы.

  • В системе есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к ЕГЭ.

Содержание занятия представляет собой систему из следующих взаимосвязанных элементов: пояснительная записка, теоретическая часть, практическая часть, контрольная часть.

Учебный материал сопровождается заданиями, упражнениями, опросами, которые помогают закреплению излагаемого материала. Система Мооdle имеет возможность создания учителем интерактивных элементов курса (Тест, Задание, Рабочая тетрадь, Форум, чат, Опрос, Глоссарий, Урок, Анкеты, Семинар, Wiki).

Создание тестов для контроля знаний. Модуль «Тест» состоит из 2-х компонентов: теста и вопросной базы. Тест состоит из различного типа вопросов, добавленных из вопросной базы. Каждая попытка автоматически фиксируется. После прохождения теста ученику доступны правильные ответы на вопросы теста. Кроме того, в модуль входят инструменты для выставления оценок учителем. Вопросная база состоит из вопросов различного типа: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответа, с возможность вписать ответ. Можно задать условия интерактивного прохождения теста: ограничение времени, случайный порядок вопросов, количество попыток, метод оценивания, штрафы за неправильные ответы.

В разработанном курсе имеются элементы, которые позволяют оценить самостоятельную деятельность учеников (Элементы курса. Тесты. )

Чтобы проверить и оценить полученные ответы необходимо открыть ссылку Доступные группы. В открывшемся списке указаны ФИО ученика и его оценка за выполненное задание. Чтобы посмотреть деятельность каждого ученика, открываем ссылку Участники. В блоке Управление – Оценки можно посмотреть сводную ведомость успеваемости. Родители также могут контролировать работу ребёнка.

Разработанный мною дистанционный курс «Подготовка к ЕГЭ по информатике» размещен на сайте http: //dist.openshkola.ru и рассчитан на весь учебный год (34 ч) и предназначен не только для учащихся 11 класса, курсом могут пользоваться и обучающиеся 8-10 классов.

Основой для информационного наполнения курса явились материалы учителей сети Интернет, собственные наработки, демонстрационные версии ЕГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Темы занятий представлены в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике 2010-2012 года.



План последовательного изучения материала дистанционного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике»:
БЛОК 1

Информация и ее кодирование

  • Единицы измерения и методы измерения количества информации.

  • Кодирование текстовой информации.

  • Процесс передачи информации. Пропускная способность канала связи

  • Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.

  • Единицы измерения количества информации. Числовые параметры информационных

  • объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации,

  • скорость обработки информации.

  • Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников

  • информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации

  • при передаче.

  • Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи.

  • Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах

  • счисления.

  • Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые

  • кодировки кириллицы.

БЛОК 2

Основы логики

  • Алгебра логики.

  • Построение таблиц истинности логических выражений.

  • Логические выражения и их преобразование. Решение логических задач.


БЛОК 3

Моделирование и компьютерный эксперимент

  • Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей.

  • Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей

  • (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).

  • Математические модели (графики, исследование функций).

  • Построение и использование информационных моделей реальных процессов

  • (физических, химических, биологических, экономических).

  • Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей

  • (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).

БЛОК 4

Технология обработки графической и звуковой информации

  • Растровая графика. Графические объекты и операции над ними.

  • Векторная графика. Графические объекты и операции над ними.

  • Теория цвета. Цветовые модели.

  • Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические

  • преобразования фрагментов и компонентов чертежа.

  • Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация

  • переходов между слайдами.

  • Технология обработки звуковой информации.

БЛОК 5

Технология обработки информации в электронных таблицах

  • Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными.

  • Экспорт и импорт данных.

  • Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки.

  • Использование функций. Статистическая обработка данных.

  • Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков

  • элементарных функций.

БЛОК 6

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

  • Структура базы данных (записи и поля).

  • Табличное и картотечное представление баз данных.

  • Сортировка и отбор записей.

  • Использование различных способов формирования запросов к базам данных.

БЛОК 7

Теория и программные средства информационных и телекоммуникационных

технологий

  • Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

  • Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы).

  • Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей.

  • Локальные и глобальные сети. Адресация в сети.

  • Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые

  • архивы, поисковые системы, чат и пр.

  • Поиск информации в Интернет.

  • Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML).

БЛОК 8

Алгоритмизация и программирование

  • Алгоритмы, формы их записи.

  • Исполнение алгоритма с помощью таблицы значений.

  • Исполнение алгоритмов и правил, описанных на естественном языке .

  • Языки программирования. Процесс программирования.

  • Краткая история и классификация языков программирования.

  • Программирование линейных алгоритмов.

  • Программирование разветвлённых алгоритмов.

  • Программирование циклических алгоритмов.

БЛОК 9

Работа со структурированными данными

  • Одномерные и многомерные массивы.

  • Типичные алгоритмы работы с массивами.

  • Примеры решения задач в неформализованной постановке.

БЛОК 10

Итоговое тестирование по курсу

  • Общие рекомендации. Итоговые тесты.

  • Вопросы – ответы.

Каждое занятие состоит их теоретического материала по теме, заданий и тестов. По окончании подготовки учащимся предлагается итоговый тест, являющийся аналогом ЕГЭ.

Данная схема уже была апробирована мной при подготовке к ЕГЭ выпускников 2011-2012 года и показала хорошие результаты. Средний балл ЕГЭ по информатике в школе в прошлом году составил 65.

Таким образом, новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса дают дополнительные возможности для освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении в старшей школе учебного времени, отводимого для изучения информатики.

Современные технологии (ДОТ, ИКТ) могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам, наиболее интересующимся информатикой, работать по самостоятельному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций, анализа выполненных работ, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по информатике.

Несмотря на то, что введенная технология является только экспериментом, нет сомнений, что она дает не только положительные результаты, но и будет развиваться дальше, так как является актуальной, удобной и современной.

 

III. Имитационная игра со слушателями. Организация дистанционного обучения на примере дистанционного курса «Подготовка к экзамену по информатике»


IV. Полученный результат

  • Учителя получили практический опыт использования учебного проекта на уроке;

  • Повысили профессиональную компетентность, ИКТ-компетентность.







Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница