Машунина Галина Александровна



Скачать 87.06 Kb.
Дата21.04.2016
Размер87.06 Kb.
КОМПЬЮТЕР НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ , ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT.

Машунина Галина Александровна

Средняя школа №81 г. Новосибирска


E-mail: shevcova@sch81.edu.nsu.ru

Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Происходящее в настоящее время изменение образовательной парадигмы, направленное на обеспечение развития и саморазвития личности учащегося влечет не только появление новых предметов изучения, но и изменение подходов к изучению традиционных дисциплин. Целью обучения в таком случае становится как передача и усвоение знаний, так и выработка умений и навыков исследования информации, обмена ею и использования для получения новых знаний и создания образа окружающего мира.

Основным техническим средством передачи и переработки информации в настоящее время является компьютер, выступающий в качестве инструмента построения знания. Практически во всех странах компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывают современные исследования, из всех технических средств обучения он наилучшим образом соответствует структуре учебного процесса. Считается, что он наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и позволяет управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. Компьютер является средством, распространение которого связано с перестройкой основных видов человеческой активности, изменением системы социальных условий, требований к умственным и психическим особенностям человека. Применение компьютера в обучении, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности. Как отмечается в работах Л. Е. Белкина, воздействие компьютера на человека универсально и не зависит от успеха компьютеризации. Важным для современного периода компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний.

Особый практический интерес представляет роль компьютерных технологий в обучении геометрии в связи с тем, что их использование способно не только повысить эффективность обучения за счет наглядного представления информации, оказывающего положительное влияние на формирование и развитие гибкого геометрического мышления (В. В. Гузеев, И. Ф. Шарыгин, С. Н. Поздняков, А. М. Савин и другие), но и создает представление о профессиональной деятельности, связанной с проектированием, конструированием и другой обработкой визуальной информации.



Актуальность темы моей работы определяется тем, что на нынешнем этапе образования с учетом результатов психологических и педагогических исследований, расширением дидактических возможностей компьютера возникла необходимость пересмотра содержания компьютерного обучения геометрии; осуществляется поиск и апробирование новых технологий образования, обучения и развития.

Цель моей работы и непосредственно практической деятельности состоит в применении компьютерных технологий в обучениии геометрии и разработка на этой основе собственной методики их реализации в учебном процессе.

Объектом я выбираю процесс обучения геометрии младших школьников и учащихся среднего звена с использованием элементов компьютерных технологий и включение в процесс обучения элементов исследовательской деятельности, а также внесение в содержание таких уроков сведений из истории математики и других наук, способствующих активизации мыслительной и познавательной деятельности.

В своей работе на основе анализа процесса обучения математике (на примере геометрии на плоскости и в пространстве) я решаю проблему выявления методических требований к обучению геометрии с применением компьютера.

В качестве гипотезы моей работы я рассматриваю изучение дидактических возможностей компьютера в обучении геометрии, психолого-педагогических основ компьютерного обучения, основ конструирования и применения программных средств обучения.

Графический редактор – это программа, предназначенная для автоматизации процессов построения на экране дисплея графических изображений. Кроме этого она предоставляет возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создания надписей различными шрифтами и т. д. Большинство редакторов позволяют обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров, а также выводить картинки в таком виде, чтобы они могли быть включены в документ, подготовленный с помощью текстового редактора. Некоторые редакторы позволяют получать изображения трехмерных объектов, их сечений, разворотов, каркасных моделей и т. п.

Для меня одним из важных моментов в привлечении графического редактора для решения ряда геометрических задач послужило то обстоятельство, что за счет наглядного представления информации повышается эффективность обучения, создается представление о профессиональной деятельности, связанной с обработкой информации. Другим, не менее важным, послужил тот факт, что в данной программе я увидела средство для решения проблемы, с которой ребенок сталкивается при изучении не только геометрии. Порой, ребенок, в силу преобладания одного из ведущих каналов восприятия информации совершенно не может сориентироваться при построении чертежа, или, не может выполнить обратную задачу, т. е. прочесть чертеж, увидеть фигуру, за ним скрывающуюся. Графический редактор не дает готовых решений, но в его арсенале много средств для решения задач и достаточный набор всевозможного инструментария, чтобы работа была полезной, творческой, успешной.

Первое знакомство моих учеников, изучающих геометрию факультативно с 3 класса по учебным пособиям «Геометрия для младших школьников»Томского государственного университета «Математика Психология Интеллект», с графическим редактором произошло при изучении темы «Ломаные на узорах», когда они учились в 6 классе. Первые два урока, включая домашние задания, были посвящены разбору узоров, построениям с помощью циркуля и линейки. Использование графического редактора придало работе неповторимое звучание, позволило каждому ребенку самовыразиться, воплотить в рисунке свою фантазию, творчество. Одновременно были отработаны команды графического редактора, необходимые для работы. Уроки по теме «Геометрические преобразования» были также отработаны по аналогичному сценарию. Принципиально важное значение имеет работа с использованием графического редактора при изучении тем «Прямые и плоскости», «Многогранники и фигуры вращения», «Четырехугольники» и многие другие.

Программа позволяет отработать до мельчайших подробностей детали урока, каждому учащемуся создается индивидуальный режим. Единственный недостаток в том, что подготовка к таким урокам занимает очень много времени.

В ходе работы мною была опробована методическая система подготовки консультантов из числа учащихся того же класса, самостоятельно под наблюдением учителя проводящих основную часть урока.

В 7 и 8 классах я провожу уроки геометрии с применением графического редактора POWER PAINT на этапах обобщающего повторения, при выполнении заданий исследовательского характера. Мною разработаны интегрированные уроки по темам: «Признаки равенства треугольников», «Параллельные и перпендикулярные прямые», «Четырехугольники», «Подобие треугольников».

В результате проведения уроков с использованием графического редактора решается ряд целей, направленных на развитие пространственных представлений, подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитие геометрической интуиции на этой основе.

Применение компьютера при обучении геометрии позволяет выявить специфические способы организации учебной деятельности, а использование компьютера в процессе обучения геометрии позволяет:

эффективно развивать роль наглядности в обучении геометрии; повысить интерес учащихся к геометрии; включить в процесс обучения новые типы задач; наглядно предъявлять учащемуся результаты его деятельности; интенсифицировать развитие пространственного мышления учащихся; повысить объективность контроля знаний учащихся; успешно сочетать коллективные и индивидуальные методы обучения; предоставить учащемуся возможности самоконтроля.

В результате анализа дидактических возможностей компьютера в обучении геометрии я выделяю следующие направления применения компьютера в обучении геометрии:



  1. Формирование наглядного представления о преобразованиях плоскости и пространства, возможностями в иллюстрации геометрических преобразований.

  2. Проведение геометрических исследований с целью установления некоторого геометрического факта, здесь ученик выступает в качестве первооткрывателя.

  3. Решение конструктивных задач, выполнение геометрических построений, способствующее формированию навыков использования графических возможностей компьютера.

В ходе работы над темой своего исследования мне пришлось проанализировать ряд компьютерных программ учебного назначения по геометрии, познакомиться с разработками методик и технологий компьютерного обучения геометрии.

Хочу привести рассуждения моих детей о ГЕОМЕТРИИ, а эпиграфом к ним я взяла замечательные строки И. Андронова:


«ГЕОМЕТРИЯ ПОКАЗАЛАСЬ МНЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЙ И КАКОЙ-ТО ВОЛШЕБНОЙ НАУКОЙ…»

(из наблюдений и высказываний учащихся 6В класса о геометрии)


В геометрии много разных трудных тайн, но разгадки к ним просты… Мольков А.


Математика может быть красивой, если даже рисуешь каракулями. Хаперский Д.

Мне очень нравится геометрия. Занятие ею увлекательно и полезно. Это не состряпанная готовая булочка, которую можно сразу съесть, а для познания геометрии нужно: замесить тесто, сделать форму, поставить в печь, остудить и только потом насладиться этим лакомством. Сокол М.

В математике больше искусства, где в чем-либо другом. Даже когда строили замки, нужно было считать. Ширковец А.

Не знающий геометрии не войдет в Академию – говорил великий Платон. Высказывания многих ученых о геометрии кажутся мне познавательными и пророческими. Геометрия действительно волшебная наука. Сайфиулина Г.

Я убедился, что геометрия присутствует везде, когда мы выполняли практическую работу по нахождению числа π. Оно везде и в колесе, и в круге, и в мяче. Вот такое загадочное число π. Магомедов А.

Сначала я не понимала геометрию, но сейчас она мне очень нравится. В ней все должно быть точно, а заданий – интересных и хитрых очень много. Их можно выполнить, если хорошо подумать. Тараканова О.

В математике очень много красивых фигур. Фролов К.

По-моему, геометрия одна из интереснейших наук, геометрия – это красота, даже само слово красивое. Фролова Д.

Для меня математика – пока неизвестное число, которое я должен найти, решая задачу или пример. Иванов Ж.

… она есть и в листочке, и в кусочке неба, везде, и даже в человеке. Попова О.

Математикой можно выразить любую красоту. Ананьева К.

Мне в геометрии нравится выполнять разные построения, чертить фигуры. Без геометрии не прожить. Она всегда поможет. Белова Л.

В каждом листочке и капельке своя геометрия. Чепурова К.

Все геометрические фигуры такие разные и красивые. Терещенко Д.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Методологические проблемы развития педагогической науки. Общая педагогика. Под редакцией П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Турбовского. Москва «Педагогика» 1985г.

  2. М.А.Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования Москва – Томск 1997г.

  3. К вопросу о преподавании школьного курса геометрии в условиях развивающего обучения: Содержание, методы и формы развивающего обучения в школе и вузе. / Тезисы О-З 1995г.

  4. Формирование базового геометрического образования. Профессионально – педагогическая направленность математической подготовки учителя. Под редакцией А.Г.Мордковича. Москва 1992г.

  5. О применении компьютеров для решения геометрических задач. /Тезисы докладов XIII Всероссийского семинара преподавателей математики. Елабуга 1994г.

  6. Совершенствование преподавания геометрии на основе новой технологии обучения с использованием компьютера./ Тезисы докладов 2 конференции молодых ученых. Ярославль 1994г.

  7. Роль исследовательских заданий по геометрии в умственном развитии учащихся: Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи. / Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1995года. Москва 1995г.

Каталог: Journal -> vestnik -> ARHIW -> N1 2001 -> nauch konf -> 1 sekz
ARHIW -> Формирование икт-компетентности будущих учителей
ARHIW -> Закономерности воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Некоторые факторы негативного развития культуры безопасности студентов
ARHIW -> Особенности психологической готовности учащихся
ARHIW -> Музыкальная культура как средство подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности
ARHIW -> Задачный подход к технологии воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Межпредметных связей
1 sekz -> Интегрированный модуль, как средство деятельностно ориентированного обучения
nauch konf -> Возможности локальной компьютерной сети в организации индивидуализированного обучения
nauch konf -> Программа информатизации школы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница