Марварова А. Р



Скачать 32,41 Kb.
Дата07.08.2019
Размер32,41 Kb.
ТипЗадача
МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марварова А.Р.



Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обеспечения функционирования инновационных воспитательных систем, направленных на формирование у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В исследованиях Л.И. Новиковой, Л.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, О.С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова,

Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Н.М. Таланчука, В.М. Янгировой и других разработаны теоретические и методические основы воспитательных систем.

В условиях среднего профессионального образования инновационная воспитательная система являет собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствованием и изменением характера сложных связей между компонентами системы.

Поэтому инновационная воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социальнопедагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в макрои микросоциуме).

Инновационная воспитательная система колледжа социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием студентов, но и относительно целей самого студента, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности, где системообразующим компонентом является учебно-производственная фирма в рамках среднего профессионального образования.Изучение теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности позволил выделить в модели инновационной воспитательной системы основные функциональные составляющие: отделы, лаборатории, производственные зоны, где каждый компонент имеет мотивы деятельности, цели, программы, информационную основу подсистемы развития деятельностно-важных качеств будущего специалиста[1, с. 31]. Инновационная воспитательная система колледжа имеет сложную структуру. Ее компонентами являются цели, выраженные в теоретической модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию;субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Основная идея модели воспитательной системы создание инновационнообразовательного центра колледжа. Аспектами функционирования центра являются учебно-производственный, информационно-методический и координационно-методический отделы. Необходимое условие в рамках существующих отделов для организации деятельности инновационно-образовательного центра создание учебно-производственных лабораторий. Моделирование личности будущего специалиста предполагает разработку критериев результатов деятельности на основе ФГОС среднего профессионального образования: личностных, метапредметных, предметных. Конечным результатом этого становится подготовка студентов колледжа к самореализации и культуре жизненного самоопределения, проектирование и осуществление целесообразной и результативной деятельности, овладение основами наук и универсальными способами действий [4, с.35].

Содержание управления при моделировании инновационной воспитательной системы колледжа составляют организация совместной деятельности студентов, преподавателей, родителей, работодателей; ориентация на общечеловеческие ценности; гуманизация отношений между людьми; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Компонентами инновационной воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой.

В своём становлении система проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смысл управления развития воспитательной системы заключается в развитии личности студента, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления [3, с. 28].

Предлагаемая инновационная воспитательная система осуществляется поэтапно. Для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В реализации инновационной воспитательной системы колледжа необходимо выделить несколько этапов.

Первый (прогностический) разработка теоретической концепции будущей инновационной воспитательной системы колледжа, моделирование структуры и связи между ее элементами. На данном этапе осуществляются информационный поиск, систематизация педагогических идей, методическое оснащение, разработка методических материалов, создание нормативной базы, организация деятельности отделов инновационно-образовательного центра колледжа, формирование коллектива единомышленников, выбор педагогических технологий и приоритетных направлений функционирования инновационной воспитательной системы, педагогический поиск, а также формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Второй этап (практико-ориентированный) внедрение инновационной воспитательной системы, реализация деятельности лабораторий, кружков, секций, учебно-производственных фирм. Подготовка студентов на уровне личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного подходов, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности, развитие студенческого и преподавательского коллектива, органов самои соуправления, кооперация образовательных учреждений.

Третий этап (рефлексивный) выработка профессионально-значимых качеств будущих учителей, освоение конкретного набора компетенций в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Объединение общей целью, деятельностью, отношениями студентов и взрослых в сфере сотрудничества и творчества. В центре внимания воспитание духовной, гуманной, свободной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Взаимодействие инновационной воспитательной системы колледжа, образовательной среды и социума.

Технология создания и развития инновационной воспитательной системы среднего профессионального образования складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи; формулировка основных целей и задач; разработка на основе целей и задач теоретической концепции; конкретизация методов и приемов организации, механизмов их взаимодействия; определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых отделов; проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике; продуктивное освоение среды. Для определения уровня сформированности инновационной воспитательной системы колледжа необходимо использовать следующие группы оценок: критерии факта и критерии качества. Критерии факта представлены следующими показателями:

упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям колледжа);

наличие коллектива единомышленников;

демократизация и гумманизация отношений субъектов образовательного пространства;

интеграция воспитательных воздействий.

Критерии качества складываются из следующих показателей:

степень приближенности системы к предлагаемой модели инновационной воспитательной системы, реализация педагогической концепции, идей и прин ципов;

психологический климат колледжа, стиль взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия;

уровень личностных, когнитивных, культурологических и креативных характеристик студентов и преподавателей.



Инновационная воспитательная система колледжа имеет сложную многогранную структуру и состоит из следующих компонентов: цели, выраженные в исходной модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности; отношения, возникающие в процессе деятельности и общения; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. Развитие целостной системы смещается на социально-личностные и общепро-фессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и профессионального образования.

Таким образом, инновационная воспитательная система колледжа охватывает весь педагогический процесс, интегрирует образовательную и производственную деятельность студентов и преподавателей. Данная система является открытой, посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и моделируется в соответствии с потребностями социума.

инновационный воспитательный профессиональный образование
Литература
1. Григорьев Д.В. Теория воспитательных систем: контуры развития// Воспитательная работа в школе. 2010. №1.С.30 35.

2. Зимняя И.А. Компетентность человека новое качество результата образования // Проблемы качества образования. М.Уфа, 2003.

3. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход//Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 26 31.

4. Янгирова В.М. Теория воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Уфа, 2003.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница