ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГБОУ ВПО НИ «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Макарова Н.Н., Маслова С.В., Негруль С.В. Рабочая тетрадь по социологии
Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета
ТОМСК 2015
1
2
УДК 000000
ББК 00000
С00
Макарова Н.Н., Маслова С.В., Негруль С.В.
Рабочая тетрадь по социологии. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2015. – с. 28.
Рабочая тетрадь по социологии составлена на основе пособия по социологии и предназначена для самостоятельной работы студентов при изучении курса «Социология».
Пособие составлено, исходя из требований государственного стандарта технических направлений бакалавриата, осуществляемых в Томском политехническом университете, утвержденных Федеральным агентством по образованию Российской федерации.
УДК 000000
ББК 00000
Рецензент
Кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Шпагин С.А.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по курсу “Социология” разработана в соответствии с государственным стандартом. Курс входит в гуманитарно-социально-экономический блок дисциплин и является обязательным для изучения на факультетах и специальностях ТПУ. Рабочая тетрадь исходит из Государственных образовательных стандартов направлений и специальностей, изучаемых в Томском политехническом университете и соответствует рабочей программе по курсу “Социология”.
Разработчики:
- Макарова Наталья Николаевна, к.филос.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, ИСГТ ТПУ.
-
Маслова Светлана Валериевна, к.филос.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, ИСГТ ТПУ.
-
Негруль Светлана Валериевна, к.соц.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, ИСГТ ТПУ.
Студенту.
Эта рабочая тетрадь предназначена для помощи в овладении курсом “Социология”. Она включает все разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведён ниже).
Правила пользования тетрадью. Материал в рабочей тетради представлен в соответствии с порядком изучаемых тем. Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно, с использованием лекционного материала и материала учебного пособия. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную.
Систематическая работа над заданиями поможет Вам предметно овладеть знаниями по социологии. Рабочая тетрадь - это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.
Авторы будут рады Вашим предложениям и замечаниям по структуре и содержанию рабочей тетради.
4
Тема 1. Предмет и методы социологии как научной дисциплины.
-
Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нём происходящие. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.
Определите, о какой науке идёт речь в следующих высказываниях:
Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения
Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов
Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека
Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей
-
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивидуума оказывается под воздействием другого индивидуума или группы - независимо от того, присутствует ли данный индивидуум.
5
Правильны ли эти суждения? Обоснуйте своё утверждение.
Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы.
Ключевым в социологии выступает понятие “социальное”.
Как вы его понимаете?
-
Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему?
-
Что является предметом изучения социологии?
-
закономерности природного характера;
-
закономерности человеческого поведения;
-
закономерности общественного развития;
-
закономерности экономического развития.
-
Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.
-
В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?
-
теоретический уровень определяет эмпирический;
-
эмпирический уровень определяет теоретический;
-
теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии;
6
-
они являются самостоятельными отраслями знания.
-
Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.
Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.
Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания?
-
Социальные законы отличаются от природных тем, что
-
независимы от сознания и желания людей;
-
являются не постоянной величиной, а тенденцией;
-
включают в себя повторяемость процессов и явлений;
-
разделяются на общие и специфические.
-
Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. -
Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. -
Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. -
Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. -
-
Категория социальное обозначает:
-
независимость от природных факторов;
-
взаимодействие человека и природы;
-
природу взаимодействия людей в обществе;
-
сочетание интересов людей.
7
Тема № 2. Развитие социологического знания.
-
Социологический реализм - направление в социологии, принимающее
-
приоритет личности над обществом;
-
приоритет общества над личностью;
-
взаимозависимость личности и общества;
-
структурное изучение общества.
-
КТО ЭТО?
Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом -
Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. -
-
Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? -
-
В чём смысл “новой методологии” Г. Зиммеля?
-
Назовите представителей психологического направления в социологии. -
Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления - теория подражания? Кто её автор? -
8
-
Автором концепции социального действия является
-
Макс Вебер;
-
Огюст Конт;
-
Валентино Парето;
-
Чарльз Кули.
-
В чём смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?-
-
КТО ЭТО?
Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии - нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. -
Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно-функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях.
-
Истоки идеи общественной солидарности лежат в:
-
совместном договоре людей;
-
общественном разделении труда;
-
политической нестабильности общества;
-
свойствах общественного сознания.
-
Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? -
9
Тема № 3. Общество как социальная система.
-
Специфика социальной системы в отличие от природных заключается в …
-
Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:
-
общество - это все, что связано с жизнью людей;
-
общество и государство - это понятия тождественные в современном мире;
-
общество - это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей.
3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.
|
Основные элементы
|
Основные элементы
|
Основные элементы
|
Экономическая
подсистема
|
|
|
|
Политическая
подсистема
|
|
|
|
Социальная
подсистема
|
|
|
| -
Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определённых целей.) -
10
-
В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?
-
социальное взаимодействие - самостоятельный акт;
-
социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями;
-
социальные отношения определяют социальные взаимодействия;
-
социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия.
-
Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма
-
Субординация в ряду системных качеств означает:
-
определённую согласованность элементов;
-
подчинённость и соподчиненность элементов;
-
относительную самостоятельность элементов;
-
независимое расположение элементов.
-
Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации.
-
Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества: США середины 80-х годов, Афинская республика, Спарта, средневековая Япония, Новгородская республика, современная Франция, фашистская Германия, сталинский Советский Союз. -
11
-
Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р. Арону, У. Ростоу.
|
Доиндустриальная
стадия
|
Индустриальная
стадия
|
Постиндустриаль-
ная
стадия
|
Форма собственности
|
|
|
|
Основные институты
|
|
|
|
Основная сфера производства
|
|
|
|
Принципы образования соц. структуры
|
|
|
|
Характер культуры
|
|
|
|
Тема №4. Общество и социальные институты
-
В чём отличие социального института от социальной группы?
-
Приведите пример устаревшего социального института. Почему он перестал существовать?
-
Установите соответствие между неосновными социальными институтами и основными, в которые они входят.
Институт семьи и брака институт первого причастия
Институт экономики институт мировых судей
Институт политики институт потребительских кооперативов
Институт культуры институт средств массовой
12
и социализации Институт религии
информации
институт расторжения брака
-
Формальный институт отличается от неформального…
а) разнообразием институциональных ролей;
б) наличием письменного кодекса;
в) узаконенностью и опорой на систему права;
г) опорой на традиции общества.
-
Опишите структуру социального института высшего образования в России
1
2
3
4
5
-
По каким признакам мы можем судить о степени развития формального социального института?
-
Основные социальные институты современного российского общества …
а) находятся в состоянии упадка;
б) хорошо развиты и образуют систему;
в) хорошо развиты, но мало связаны между собой;
г) находятся в состоянии зарождения.
-
Приведите пример социальной роли, существующей в социальном институте высшего образования. Укажите две нормы, регулирующие это ролевое поведение. Какие позитивные и негативные санкции следуют за исполнение этих норм?
Роль
1 .Предписание
Санкции
2.Предписание.
13
Санкции
-
Приведите два примера того, как политические социальные институты оказывают давление на неполитические институты.
-
2__________________________________________________________________________
-
Результаты массовых социологических опросов населения перед выборами мэра города отражают:
а) мнения различных социальных групп и слоёв населения;
б) мнение средств массовой информации;
в) мнение большинства населения;
г) мнения представителей политической элиты.
Тема. №5 Социальные общности и группы.
-
Дайте определение социальной общности:
-
Почему общий признак для социальной общности должен быть доминирующим?
14
-
Стихийные группы - это
-
В чем основное отличие публики от аудитории?
-
Перечислите основные отличия социальных групп от массовых общностей:
А.
Б.
В.
Г.
-
Даны некоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня. Какие из этих групп будут первичные, какие - вторичные?
Первичные
Вторичные
15
-
Какими характеристиками определяется формальная группа и для каких целей она существует?
-
Дайте определение референтной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу.
-
Что является главным элементом отношений в коллективе?
-
Приведите примеры различных типов организаций.
Деловая
Союзная
Промежуточная
Учебная
Ассоциативная
16
Тема № 6. Социальная структура
1 .Какое определение социальной структуры является наиболее широким, охватывающим разные варианты употребления этого понятия:
-
система взаимоотношений между людьми, общение между ними;
Б) система взаимоотношений между элементами общества, в качестве которых выступают социальные институты и общности;
-
совокупность статусов и ролей;
Г) социальное неравенство.
-
Социальный статус - это:
-
поведение, которое ожидается от человека;
Б) определенное положение в обществе;
-
способ навязать свою волю другим;
Г) степень признания достоинств личности.
-
Перечислите Ваши предписанные и достигнутые статусы:
Мои предписанные статусы (не менее 3-х)
Мои достигнутые статусы (не менее 7-ми)
-
Какой из перечисленных критериев не является критерием социальной стратификации?
-
собственность и богатство;
Б) уровень интеллекта;
-
должность во властной иерархии;
Г) социальной происхождение;
Д) престиж профессии;
Е) территория проживания.
-
Для обозначения какого явления был введён термин «маргинальность»?
-
особой социальной группы, для которой характерны девиация, агрессивность или аморальность;
Б) социально-психологических последствий неадаптации мигрантов (иммигрантов) к требованиям урбанизации как образу жизни;
-
для характеристики властного потенциала социальных групп;
Г) перемещений в социальной структуре.
17
-
Закончить фразы: «Теория социального неравенства К. Дэвиса и У. Мура исходит
из того, что различные профессии
»
К. Маркс связывал существование социального неравенства с …
-
Перечислите критерии стратификации, которые являются наиболее значимыми для современной России:
-
Специфический феномен России в области социальной стратификации заключается:
-
в наличии субкультурных барьеров между группами;
Б) в существовании маргинальности, «андекласса»;
-
в расслоении по экономическому критерию;
Г) в существовании бедности работающих людей.
-
Обозначьте социальную структуру современного российского общества по экономическому критерию (слева) и по профессиональному критерию (справа). Укажите, какие группы населения будут принадлежать к тому или иному слою?
а) по экономическому критерию
|
б ) по профессиональному критерию
|
|
|
18
-
Социальная мобильность - это
-
возникновение новых классов;
Б) перемещение в социальной структуре, изменение положения индивида или группы в социальной структуре;
-
массовая покупка мобильных телефонов;
Г) промежуточное положение индивидов и групп в социальном пространстве.
Тема № 7. Личность и общество в социологии.
-
Какой фактор - биологический или культурный - более влияет на процесс социализации личности? Почему?
-
В социологии личность рассматривается, прежде всего, как субъект социальных отношений. В этой связи определите 3 измерения личности и моменты её становления.
-
Опишите содержание понятий, составляющие структуру личности:
Индивидуум -
Персона -
19
Индивидуальность -
-
Дайте краткое содержание следующих теорий личности в социологии и назовите их авторов
Теория зеркального Я -
Ролевая теория личности -
Динамическая модель личности -
-
В обществоведении распространён подход, согласно которому человек, весь без остатка, может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую включён. Так ли это на самом деле? Согласны ли Вы с таким подходом? Обоснуйте свою позицию.
20
-
Приведён отрывок В.И. Ленина о типах личности: “Раб, осознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам” (ПСС, т. 16, с.40).
А. Понятие “раб” использовано автором в прямом или переносном смысле? Можно ли это выражение применить к современности?
Б. В данном случае “раб” - это тип личности, характер, социальная роль или статус?
-
Как Вы понимаете распространённое утверждение: “Личность - это продукт биографии человека”? Так ли это?
21
-
Дайте определение девиантным типам поведения личности Аддиктивное
Делинквентное
Суицидное
Конформное
Фанатическое
Нарциссическое
Аутистическое
22
Подумайте, почему эти типы поведения деструктивны для развития личности.
-
Согласны ли Вы со следующими утверждениями:
-
не существует способа, позволяющего обнаружить, что выступает в качестве норм и ценностей общества, а что таковыми не является;
-
общество не может иметь нормы и ценности, ими обладают только люди;
-
нормы и ценности общества проявляются в действиях и поступках людей.
-
Современные наука и философия исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет собой все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, и в то же время повторим, ибо в нем собраны все отличительные особенности рода человеческого.
Вам надо подтвердить или опровергнуть данное суждение.
23
Тема 8. Культура и общество.
-
Общефилософский подход к понятию культуры определяет её как «вторую природу», надстроенную над первой, естественной в результате жизнедеятельности человека. Чем отличается социологический подход к этому же понятию ?
-
В чём смысл культурных универсалий?
-
они присутствуют во всех видах культуры;
-
они дают нам представление о различных типах культуры;
-
они существуют потому, что удовлетворяют наиболее важные потребности человека.
-
Даны понятия:
культура языка -
двуязычие -
структура языка -
языковое поведение -
24
языковой выбор -
языковой барьер -
языковая компетенция -
Попытайтесь определить значение каждого термина, используя Ваши социологические знания. Посоревнуйтесь, кто больше и точнее определит эти понятия.
-
К какой культуре - материальной или духовной - относятся следующие объекты ? Объясните свой выбор.
Ритуал - ___
Праздник -
Колготки - _______________________________________________________________
Географический атлас - ____________________________________________________
Научное открытие - ________________________________________________________
Клубы по интересам - ______________________________________________________
Управленческие решения - ___________________________________________________
Автомобиль - ______________________________________________________________
Крылатые выражения - ______________________________________________________
Значок - ___________________________________________________________________
-
25
Наконечник стрелы -
-
Приведите примеры различного отношения к чужой культуре Этноцентризм -
Культурный релятивизм -
Ксенофобия -
Космополитизм -
26
Тема № 9. Социальный прогресс и процессы глобализации.
1 .Перечислите критерии социального прогресса
-
Для социального прогресса в классическом понимании характерны:
а) циклические изменения;
б) периоды регрессивных изменений;
в) линейные положительные изменения;
г) резкие скачкообразные изменения.
-
Приведите три примера социальных изменений. В каких сферах социальной жизни они происходят ?
-
2
3
-
Идея многолинейного характера социальных изменений характерна для:
а) теории общественного прогресса;
б) эволюционистской теории социальных изменений;
в) неоэволюционистской теории социальных изменений;
г) революционной теории социальных изменений.
-
Какую роль играют социальные движения в современном обществе ?
_________________________________________________________________
-
Возможна ли институционализация социальных движений? Если она возможна, проиллюстрируйте примером.
-
Установите соответствие между примерами социальных движений в правом столбике и их типами в левом столбике.
27
Реформаторское
|
Движение за возрождение православной культуры
|
Регрессивное
|
Движение за освобождение негров
|
Утопическое
|
Профсоюзное движение
|
Революционное
|
Движение за демонтаж памятника Петру Первому работы З. Церетели
|
Экспрессивное
|
Фестивали авторской песни
|
Сопротивление
|
Движение за мир во всём мире
| -
Что явилось первой тенденцией к глобализации? Когда это произошло?
-
В чём выражаются технологические факторы глобализации?
-
Против чего выступают антиглобалисты? Отметьте все ответы, которые считаете верными:
а) против решения мировых проблем;
б) против культурной экспансии Запада;
в) против захвата сырьевых рынков слаборазвитых стран;
г) против расширения интернациональных связей;
д) против диалога культур;
е) против распространения американской идеологии;
ж) против национальных финансовых займов.
28
Поделитесь с Вашими друзьями: |