М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права Учебное пособие



страница1/9
Дата22.02.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова


Кафедра истории, социологии и права


Учебное пособие

Юркина Л.В.




Этикет: история и современность



Часть I


Москва 2009
ББК- 87.717.7

УДК – 17


Юркина Л.В.

Этикет: история и современность. Часть I.

Учебное пособие

М.:МИТХТ им. М.В.Ломоносова, 2009


Рецензент: д.п.н., проф. Крившенко Л.П.
Под общей редакцией зав. кафедрой истории, социологии и права д.социол. н., проф. Деревянченко А.А.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия по элективному курсу «Этикет: история и современность».

Пособие рекомендовано для студентов первого курса всех направлений бакалавриата, изучающих данную дисциплину.

Раскрываются основные вопросы этикета, культуры общения в различных ситуациях, их современный и исторический аспекты.

В первой части рассмотрены культура речи, культура общения и эстетика одежды.

Во второй части рассматриваются культура застольного поведения, основные этикетные ситуации и культура делового общения.

© МИТХТ им. М.В. Ломоносова

Содержание


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова 1

Учебное пособие 1

1

Юркина Л.В. 1



Этикет: история и современность 1

Тема 1. Этикет и его место в нашей жизни 4

Тема 2. Этикет в кругу мировой истории 7

2.1 Эпоха античности 7

2.2 Эпоха средневековья 8

2.3 Эпоха Нового времени 9

2.4. История этикета в России 11

2.4.1. «Допетровская» эпоха 11

2.4.2Россия времен реформ Петра 1 12

2.4.3 Россия в «послепетровскую» эпоху 14

Тема 3. Основные принципы этикета 16

Тема 4. Культура речи 20

4.1 Культура речи - исторический и современный аспекты 20

4.2 Основные речевые конструкции 22

Тема 5. Культура общения 27

5.1 Общие вопросы межличностного общения 28

28

5.1.1 Уровни общения 29



5.1.2 Культура диагностической беседы 31

5.1.3 Правила ведения диалога 34

5.2 Роль спора в поиске истины. Конструктивное убеждение 40

5.3 Правила ведения телефонной беседы 45

5.4 Невербальное общение. Мимика и жестикуляция 47

Тема 6. Эстетика одежды 48

6.1 Понятие внешнего облика человека. 48

6.2 История костюма 50

6.2.1 История декоративной косметики и украшений и современное отношение к ним 56

6.3 Мода и эстетика одежды. Современное искусство одежды 59

6.3.1 Общие требования к одежде для торжественных случаев 60

6.3.2 Вечерняя торжественная одежда 64

Список использованной литературы 67

Тема 1. Этикет и его место в нашей жизни


В основе всех хороших манер лежит одна

забота – забота о том, чтобы человек

не мешал человеку, и все вместе чувствовали бы себя хорошо Д.С.Лихачев.

Этикет – это специально установленный порядок поведения в самых разных местах, там, где общественные устои требуют наличия этих правил. Правила этикета – это культурное явление, причем явление исторически изменчивое, выражающееся в разных формах в различных временных пластах и у представителей разных народов. Стремление вести себя определенным образом присуще человеку много веков, однако правила поведения на протяжении этого времени претерпели значительные изменения: время отсеяло все пафосное, неразумное, бесполезное, оставив лишь наиболее разумные правила. Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан сегодня в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, и на взаимоуважение. Этикет можно рассматривать в большей степени как правила общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение.

Этикет не тождественен этике, хотя эти понятия нередко упоминают как синонимичные. Этика - это отрасль философии, занимающаяся моралью и нравственностью.

Важным понятием является «этичность этикета» – некий критерий, позволяющий оценить степень соответствия установленных правил нравственным нормам общества. Только такие правила поведения останутся, скорее всего, неизменными во времени, так как они являются отражением духовного богатства общества, степени его цивилизованности. Нормы этикета представляют собой наиболее строгое ограничение – формализованное поведение, их можно нарушить, даже совершая добрый поступок, допустим, если он получился недостаточно привлекательным с эстетической точки зрения. Нормы этики более объемная категория, их уже сложнее нарушить, ведь для того, чтобы быть моральным, этичным человеком, необходимо, прежде всего, руководствоваться максимой удобства по отношению к окружающим. И, наконец, нормы права, они наиболее строго сформулированы, человек, нарушающий их, вступает в серьезный конфликт с обществом, иногда даже небезопасный для жизни. Нарушение норм права, как правило, намеренное противодействие обществу, и поэтому и наказание за это нарушение гораздо более существенное, чем за нарушение норм морали или этикета. Однако важно осознавать, что попрание любых норм, принятых обществом – всегда конфликт с обществом, даже если это «незначительные» с точки зрения некоторых нормы приличия.



Схема 1: Социальные нормы, ограничивающие общение

традиции
1 – система этикетных норм обычаи




деловой этикет

нормы морали

2 – система норм этики

нормы нравственности
3 – система норм права;



У этикетной культуры много функций и одна из них — особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность. Этикет, культура речи и культура общения — понятия не тождественные. Этикет является ядром культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам. Этикет — это образец коммуникативного поведения, а культура общения понятие более емкое, обозначающая реальность этого поведения со всеми положительными и отрицательными его проявлениями.

Однако надо представлять себе, что только представлений о нормах этикета мало для того, чтобы быть воспитанным. Необходимо постоянно применять и совершенствовать эти правила, до тех пор пока они не станут привычными, естественными

Итак, для того чтобы считаться человеком истинно воспитанным, необходимы знания, умения и привычка поступать в соответствии с духом этикета без особого контроля со стороны сознания.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница