М. В. Борцова История психологии Часть 1 Методические рекомендации к семинарским занятиям



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0,52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Славянский-на-Кубани

государственный педагогический институт



М.В. Борцова

История психологии

Часть 1
Методические рекомендации
к семинарским занятиям

Славянск-на-Кубани

2008

ББК 88.1 я 73

Б 83

Рекомендовано к печати

учебно-методическим советом СГПИ

Борцова М.В. История психологии. Ч 1.: Методические рекомендации к семинарским занятиям. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – 67 с.

В методических рекомендациях приведены указания по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии». Тематика семинарских занятий курса соответствует содержанию учебной программы и Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в Российской Федерации. К каждой теме приведены план занятий, темы докладов и рефератов, перечень основных терминов, комментарий, вопросы для самоконтроля.

Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы студентов специальности 031000 – «Педагогика и психология» всех форм обучения при изучении курса «История психологии».

Рецензенты:

А.Н. Кимберг, кандидат психологических наук, доцент Кубанского государственного университета;

Л.В. Колодина, кандидат психологических наук, старший преподаватель Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
© Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2008

©

Оформление. Издательский центр СГПИ, 2008



Содержание


Введение ……………………………………………………………..

4

1. Общие положения ……………………………………………….

6

2. Семинарские занятия …………………………………………..

7

Семинарское занятие № 1 ………………………………………

7

Семинарское занятие № 2 ………………………………………

10

Семинарское занятие № 3………………………………………

15

Семинарское занятие № 4 ………………………………………

18

Семинарское занятие № 5 ………………………………………

21

Семинарское занятие № 6 ………………………………………

24

Семинарское занятие № 7 ………………………………………

27

Семинарское занятие № 8 ………………………………………

33

Семинарское занятие № 9 ………………………………………

36







3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………

39

Конспектирование первоисточников …………………………..

39

Подготовка учебного реферата ………………………………..

41

Требования, предъявляемые к оформлению реферата …..

44







4. Примерная тематика рефератов ……………………………..

44

5. Примерные тесты по дисциплине …………………………….

46

6. Материалы для аттестации ………………………………………

56

Контрольные вопросы к экзамену ……………………………..

56

Критерии оценивания ответов студентов на экзамене …….

58







7. Рекомендуемая литература ……………………...………………

59

Приложения ………………………..……………………………………

62


ВВЕДЕНИЕ
Курс «История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология».

Знание истории психологии необходимо для пони­мания путей и тенденций развития современной психологии. Только включение в исторический контекст позволяет понять сущность различных теорий и направлений, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания совре­менной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого1.

Изучение истории психологии имеет большое об­разовательно-нравственное значение.

Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.



Задачи курса: а) формирование психологического и научно теоретического мышления у студентов; б) расширение их научного кругозора; в) умение работать с научной литературой, г) формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления.

По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:



  1. Иметь представление об истории психологии как особой отрасли знания. Знать её предмет, объект, задачи.

  2. Знать периодизацию истории психологии, движущие силы и причины развития психологических идей, принципы историко-психологического анализа, методы и источники истории психологии.

  3. Владеть хронологией этапов развития психологии: от античности до периода выделения психологии в самостоятельную науку.

  4. Знать персоналии каждого направления, периода, их основные идеи.

Практико-ориентированный компонент курса «История психологии» представлен серией семинарских занятий, назначение которых – формирование основных теоретико-познавательных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности.

Целью семинарских занятий является повышение уровня знаний студентов за счет углубленного изучения теоретического материала дисциплины, знакомства с первоисточниками.

Кроме того, в процессе подготовки к семинарским занятиям ставятся задачи: привить студентам навыки самостоятельной работы над литературными источниками, освоить методики проведения различных форм семинарских занятий, выработать навыки постановки проблем, ведения дискуссии, сопоставления и анализа альтернативных точек зрения; отстаивать и аргументировать свое мнение, делать обобщения, что в конечном итоге способствует развитию творческого мышления студента – будущего педагога-исследователя.

В настоящем издании приведены методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии» для студентов педагогических вузов всех форм обучения, исходя из учебного плана, Государственного образовательного стандарта и учебной программы курса. Часть тем или вопросов может быть рекомендована преподавателем для самостоятельного изучения студентами. Перечень выносимых на семинары тем и вопросов может корректироваться преподавателем в зависимости от уровня усвоения материала, степени подготовленности студентов и др.

По каждой помещенной в данное пособие теме приводятся перечень выносимых на обсуждение вопросов, темы сообщений, докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля уровня подготовки студентов, перечень основных понятий и терминов, рекомендуемые литературные источники, особенности подготовки к каждому вопросу темы.



1. Общие положения
По согласованию с преподавателем семинарские занятия могут проводиться в различных формах: традиционные семинары, круглые столы, пресс-конференции, устные журналы, семинары-диспуты и др. При традиционной форме проведения семинарских занятий рекомендуется заслушивать по каждому вопросу доклады студентов и их ответы на вопросы аудитории, оппонентов, докладчиков и содокладчиков, а также дополнительные сообщения студентов или выступления. Преподаватель организует обсуждение докладов и содокдадов, обращая особое внимание на разбор проблемных вопросов, оценивает выступления и подводит итоги. Предполагается, что основная часть группы готовит весь материал, выносимый на семинарское занятие.

При подготовке к семинарским занятиям, независимо от их формы, а также при самостоятельной проработке темы студенту целесообразно прежде всего ознакомиться с изложенными в настоящем издании методическими рекомендациями к данной теме, просмотреть и разобраться в лекционном теоретическом материале, учебной литературе, будет полезно обратить внимание на постановку проблемы, обоснование различных точек зрения. Затем прорабатываются контрольные вопросы к семинару.

Студент может привлекать и другие материалы, кроме рекомендованных преподавателем, подходящие к данному вопросу.

При подготовке к семинарским занятиям следует выполнять задания для самостоятельной работы, представленные в издании: конспектирование первоисточников, подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих заданий (например, составление кроссворда, мультимедийной презентации доклада и пр.).

Перед подготовкой или в процессе подготовки к семинару студент может проконсультироваться у преподавателя по интересующим его вопросам. Преподаватель может проконтролировать подготовку студентов к семинару путем использования устного или письменного опроса или проверки конспектов литературных источников.

На семинарских занятиях особое внимание уделяется не только содержанию выступления, его целесообразности, логике изложения, убедительности выводов, но и культуре речи, а также умению формулировать вопросы, логично выбирать ответ, отстаивать и обосновывать свою точку зрения. Перечисленные умения являются основой диалогового общения, столь необходимого будущему специалисту.

Студенты, активно и успешно участвующие в семинарах, не пропускающие занятий без уважительных причин, имеющие отличные оценки в промежуточной аттестации и защитившие свой реферат по тематике семинарских занятий, могут быть оценены по данному курсу на отличную оценку и освобождены от явки на экзамен.

Данные методические рекомендации могут быть использованы не только для подготовки к семинарским занятиям, но и для самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов студентами как очной, так и заочной форм обучения.



2. Семинарские занятия

Семинарское занятие № 1
Тема: «Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей».

Цель: рассмотреть предмет, объект, задачи, периодизацию истории психологии; изучить движущие силы и причины развития психологических идей, хронологию этапов развития психологии, принципы историко-психологического анализа; определить источники и методы истории психологии.

Основные понятия: научное знание, Zeitgeist (дух времени, парадигмальная теория), научная революция. Подходы к изучению истории психологии: выделение общих оснований и установок (детерминизм – индетерминизм; элементаризм – холизм; эмпиризм – рационализм), описание истории в понятии школы, теории великих людей, эклектическая позиция, периодизация отечественной психологической мысли категориальный анализ (принципы детерминизма, системности, развития…), процесс становления предмета и др. Оппонентный круг ученого. Процесс преобразования предмета психологии. Периодизация истории психологии. Хронология этапов развития психологии. Принципы историко-психологического анализа: принцип историзма, принцип единства логического и исторического, принцип детерминизма. Методы истории психологии: теоретическая реконструкция, научная школа, изучение архивных материалов, метод интервьюирования, анализ научных ссылок. Источники истории психологии.

Теоретическая часть

  1. Предмет, задачи и методы истории психологии.

  2. Подходы к изучению истории психологии

  3. Периодизация истории психологии.

  4. Хронология этапов развития психологии.

  5. Источники истории психологии.


Комментарий к теме

История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Основной задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных зна­ний о психике, что должно дать полную и связную кар­тину их развития и роста.

Выделяют следующие методы истории психологии: теоретическая реконструкция, изучение архивных материалов, интервью (бесе­да по заранее составленному исследователем перечню вопросов), биографический и автобиографический методы, анализ научных ссылок.

Следует охарактеризовать каждый из перечисленных методов.

В психологической науке существуют различные подходы ее истории. Рекомендуется раскрыть следующие:

1. Концепция Э. Боринга, который в целях объяснения научных открытий в психологии использовал понятие Zeitgeist (дух време­ни).

2. Парадигмальная теория Т. Куна.

3. Выделение общих оснований и установок, которые прослеживаются в развитии психологии на протяжении всей ее истории.

4. Описание истории в понятии школы.

5. Теории великих людей.

6. Эклектическая позиция (совместное использование различных подходов).

Необходимо аргументировать каждый из этих подходов и доказать прогрессивность последнего подхода.

Периодизация истории психологии. Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является выделение этапов развития психологии и определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй – когда психо­логия развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысяч лет, вто­рой – чуть больше столетия (середина XIX в.— насто­ящее время).

Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этапов с учетом следующих критериев: время, предмет изучения, важнейшие итоги.

Источники истории психологии. Ими являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философовские труды, в которых исследуются психологические проблемы.

Важным источником развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Источником психологических знаний являются также другие науки: естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.

Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии.

Следует аргументировать применение перечисленных источников истории психологии, привести примеры ис­следований в этой области.


Контрольные вопросы

  1. В чем заключается специфика предмета истории психологии?

  2. Каковы преимущества и ограниченность различных концепций истории психологической науки?

  3. В чем заключается категориальный подход к методологии истории психологии? Кто автор этого подхода?

  4. Каково значение вопроса о предмете психологии для реконструкции историко-психологического процесса?

  5. Каковы условия, причины и периодизация развития психологических знаний?

  6. Какие методы исследования разработаны в истории психологии?

Литература1

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

  2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

  3. Морозов А.В. История психологии: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М., 2005.

  4. Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в психологии // Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М, 2001. – С. 54 – 84.

  5. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Т. 2. – С. 191 – 198.

  6. Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Там же. С. 310 – 317.

  7. Ярошевский М.Г. Психология науки. – СПб., 1995.


Задания для самостоятельной работы

    • Конспектирование источника (по выбору)

  1. Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Т.2. – С. 310 – 317.

  2. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Т.2. – С. 191 – 198.

    • Представить в виде схемы методы истории психологии

    • Составить словарь терминов по теме семинарского занятия.



Семинарское занятие № 2
Тема: «Античная психология».

Цель: раскрыть основные положения материалистического учения о душе в античной психологии; познакомиться с учениями античных врачей, философов.

Основные понятия: душа, анимизм, гилозоизм, идея причинности Демокрита, идея системности Анаксагора, идея организации Анаксагора, биогенетический закон Аристотеля, атомизм Демокрита, темперамент, софисты, сократический метод, философия идеализма, функции души, Стоики: пневма и избавление от страстей, эпикурейцы: атомизм и безмятежность духа, алесандрийская наука, идея о внутреннем опыте, неоплатонизм, волюнтаризм.
Теоретическая часть

  1. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии.

  2. Идеалистическая психология Платона.

  3. Понятие души у Аристотеля.


Комментарий к теме

Формирование античной психологии проходило в VI в.дон. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т.е., была опровергнута мифологическая природа а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческой общество. Но все же основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя и предпринимаются попытки рационалистического объяснения этого понятия. Появлялись первые философские трактаты, авторы которых берут за основу мира тот или иной вид материи: неопределенной бесконечное вещество «алейрон» (Анаксимандр), воду (Фалес), воздух (Анаксимен), (Гераклит).

Первыми философскими направлениями являются анимизм и гилозоизм. Анимизм рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. древние греки принадлежит учение о всеоб­щей одушевленности материи – гилозоизм Границы между живым, неживым и психическим не проводи­лись. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Особое внимание следует обратить на ключевые моменты данных направлений.

Существуют различные теории, раскрывающие понятие «душа». Развитием материалистического учения о душе в античной психологии занимались: Фалес, Геракли­т, Парменид, Демокрит, Гиппократ, Анаксагор и др.

Необходимо объяснить, в чем заключается смысл учения данных философов.

Идеалистическая психология Платона основывалась на учениях Сократа. Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном теле­сном мире. Душа бессмертна, полагал Платон.

Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душу он определил не просто как сущность, а как форму, способ организации живого тела и выде­лял в ней различные уровни способностей к деятель­ности. Понятие о способности, введенное Аристоте­лем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний.

Аристотель наметил иерархию способностей – фун­кций души:

а) вегетативная

б) чувственно-двигательная

в) разумная.

Следует охарактеризовать каждую из функций.

В заключении необходимо сделать вывод об особенностях развития психологии с VI – VI вв. до н.э. до III – IV вв. н.э., ее ключевых идеях.
Контрольные вопросы


  1. Как возникли представления о душе?

  2. Как развивались представления о душе в натурфилософских учениях Древней Греции?

  3. Какие психологические идеи возникли в системе античного атомистического материализма Демокрита?

  4. Как влияли общественно-политические события и процессы античного мира на развитие психологических представлений о душе?

  5. Чему учил Сократ и за что он был осужден? Что такое сократическая беседа? Каковы правила ее проведения?

  6. Как отразились общефилософские взгляды Платона на его учении о душе?

  7. В чем состоит преемственность и различие между учением о душе и ее способностях у Аристотеля и Платона?

  8. Что такое аристотелевский способ мышления в психологии?

  9. Какой вклад в познание о душе внесли античные врачи?

  10. Какие новые направления развития получило учение о душе в поздней античности?

  11. Как используются идеи античных мыслителей в современной психологии?


Практическая часть

Решение кроссворда: «Развитие психологии в период Античности».

Студентам предлагается разбиться на группы и выполнить задания кроссворда. Преподаватель учитывает время и качество ответов на вопросы.



Вопросы
По горизонтали:


  1. Сократический метод.

  2. Создал в Афинах свой «научный центр», названный Академией.

  3. Закон, описывающий соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

  4. Автор фразы «Познай самого себя».

  5. Состояние душевной невозмутимости, по Эпикуру, это…

По вертикали:

2. Направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой.

6. Первооснова мира, главная составляющая души.

7. Всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.

8. Кто считал, что душа состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны.

9. Основатель школы стоиков.

10. Автор изречения «Человек есть мера всех вещей».

11. По Гиппократу, у холерика преобладает такая жидкость как…

12. Кто писал, что существует три вида души – растительная, животная и разумная.

13. Кто соотносил нарушение здоровья с дисбалансом различных «соков».



14. По Гиппократу, у сангвиника преобладает такая жидкость как…
Литература

  1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. – М., 1984.

  2. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.1. – М., 1974.

  3. Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М.,1978. Книга вторая. §1 – 17. – С. 71 – 101.

  4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

  5. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.,2000.

  6. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. –М., 1968.

  7. Платон. Филеб // Платон. Соч.: В 3 т. Т.3 (ч.1). – М., 1971.

  8. Платон. Государство // Там же.

  9. Платон. Федр // Платон. Соч.: В 3 т. Т.2. – М., 1970.

  10. Феофраст. Характеры. – М., 1993.


Задания для самостоятельной работы

    • Конспектирование источника:

      1. Аристотель. Риторика // Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978. Кн. 2. §1 – 17. – С. 71 – 101.

      2. Фромм Э. Майстер Экхарт // Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986. – С. 88 – 94.

    • Подготовка доклада (тема выбирается студентом). Варианты тем:

  • Специфика психологии как науки.

  • Предмет и задачи истории психологии.

  • Первые представления о душе.

  • Возникновение и развитие анимизма.

  • История античной психологии: общая характеристика.

  • Гилозоизм Гераклита.

  • Взгляды Демокрита.

  • Идеи Гиппократа и Анаксагора.

  • Учение софистов: Протагор.

  • Мысли Сократа. Разработка техники диалога.

  • Идеализм Платона.

  • Учение Аристотеля о душе.

  • Развитие психологической мысли в эпоху эллинизма.

  • Школа стоиков.

  • Школа безмятежности духа Эпикура.

  • Учение Лукреция.

  • Развитие психологических знаний в трудах Герофила, Эрасистрата, Филона, Галена.

  • Психологические взгляды Александра Афродисийского.

  • Возникновение неоплатонизма.

  • Волюнтаризм Августина Аврелия.

  • Основные направления в объяснении психики в трудах древнегреческих мыслителей.



Семинарское занятие № 3



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница