М. С. Егорова развитие как предмет психогенетики психогенетические исследования развития направлены на решение



Скачать 493,36 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата13.01.2021
Размер493,36 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6   7   8


57
ВЕСТН. МОСК. УНТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 3
М. С. Егорова
РАЗВИТИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОГЕНЕТИКИ
Психогенетические исследования развития направлены на решение двух задач — оценку изменения генотипических и средовых влияний с возрастом и определение роли генотипических и средовых факторов в возрастных изменениях. Экспериментальные исследования, проводящиеся в этих целях, представляют собой лонгитюды, выборки которых удовлетворяют требованиям генетического анализа, те. включают пары родственников, имеющих разную степень генетического сходства.
Результаты исследований позволяют 1) определить генотипические и средовые влияния на траектории развития 2) оценить изменение с возрастом относительного вклада генотипа и среды в фенотипические дисперсии признаков 3) выяснить роль генотипических и средовых факторов в преемственности развития ив структурных перестройках психологических характеристик.
Ключевые слова
: развитие, индивидуальные различия, наследуемость,
общая среда, индивидуальная среда.
Проблема психического развития имеет центральное значение для построения общепсихологической теории. Именно обращение к ней позволило сформулировать основные принципы научного анализа психических функций необходимость изучения процесса их становления и выявления причинноCследственных отношений между ранними, элементарными, и более сложными, появляющимися с возрастом, формами поведения (Выготский, 1982; Запорожец, 1986; Рубинштейн, 1946). Генетический и каузальноCдинамический принципы, сформулированные в психологии развития, являются теоретической базой основных направлений в отечественной общей психологии — субъектноCдеятельностноC
го подхода (Брушлинский, 1997; Рубинштейн, 1959), теории деятельности (Леонтьев, 1983), системноCструктурного или структурноCуровневого подхода (Ананьев, 1968, 1977; Мерлин, Особое значение проблема развития приобретает при исследовании соотношения биологических и социальных факторов, в частности генетических и средовых, в детерминации индивидуальных различий (Брушлинский, 1978; Егорова и др, 2004; Лурия, 1962; РавичC
Основные положения данной статьи прозвучали в докладе на конференции Ломоносовские чтения (МГУ, фCт психологии, апрель 2007 г.).


58
Щербо, Марютина, Григоренко, 1999; Роль среды, 1988). Сочетание онтогенетического анализа с исследованием генотипCсредовых детерминант возрастных изменений дает возможность получить принципиально новую информацию о предпосылках преемственности и конC
тинуальности психического развития. Однако понимание и использование данных психогенетических исследований смежными областями сопряжено с рядом трудностей. Психогенетика, изучающая роль генотипа и среды в формировании индивидуальных различий, и психология развития реализуют разные подходы к изучению одних и тех же психологических явлений, используют разные методы и интерпретируют результаты в контексте разных теоретических направлений. Все это создает проблемы во взаимной ассимиляции достижений смежных областей.
Цель данной статьи — показать, каким образом возрастные различия и изменения исследуются в психогенетике. Статья включает в себя описание основных понятий психогенетики, а также направлений исследования на примере когнитивного развития.

Каталог: pdf -> vestnik 2007 3
pdf -> Великое сокрестие континентов как модель космопланетарной интеграции планеты земля
pdf -> Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся
pdf -> Мысли правят миром
pdf -> Поликультурная компетентность как социально-педагогический феномен
pdf -> 10 Издание официальное СанПиН 4 10 Москва 2010
pdf -> Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины
pdf -> Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории
pdf -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница