М. А. Шолохова Психологическое здоровье студента: проблемы сопровождения личности



Скачать 94.11 Kb.
Дата18.05.2016
Размер94.11 Kb.
Попова (Смолик) С.Ю.

Московский институт открытого образования, г. Москва

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Психологическое здоровье студента: проблемы сопровождения личности.

Современные условия предъявляют повышенные требования к выпускникам вузов, чей высокий профессионализм и творческое долголетие возможно только при хорошем здоровье. Одной из важных задач современного образования является сохранение и поддержание здоровья студентов.

Вместе с тем, вузовская среда характеризуется рядом особенностей, которые оказывают существенное влияние на психологическое здоровье студента. К ним, в частности, можно отнести:


  • проблемы адаптации к вузовскому сообществу;

  • профессиональное самоопределение;

  • значительную интеллектуальную нагрузку;

  • психоэмоциональное напряжение;

  • низкую двигательную активность;

  • проблемы межличностных отношений;

  • недостаточный опыт самостоятельной деятельности;

  • неумение рационально организовать своё время и др.

Таким образом, обучение и взросление студента сопровождается рядом специфических особенностей, которые в совокупности могут явиться мощным фактором риска для психологического здоровья студентов.

Необходимо заметить, что психологическое здоровье является необходимым источником и условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Исследования И.В. Дубровиной, В.Э. Пахальян, О.В. Хухлаевой показали, что, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Непрерывность развития является важным свойством психологического здоровья и условием адекватного выполнения профессиональной роли [1, 8, 10].

Наша практика показывает, что в современных условиях, какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Современный студент нуждается в сопровождении со стороны педагогов, психологов, других специалистов.

Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [2]. Ю.В. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения не директивной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [3]. Также, в литературе можно встретить понимание сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности и как одни из видов социального патронажа – социально-психологический патронаж [4,5,6].

Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [6].

Для изучения феномена потребности человека в помощи со стороны некоего специалиста-профессионала в сопровождении, нами была организована следующая научно-исследовательская работа.

В 2011 году было проведено исследование, в котором приняло участие 120 студентов трех вузов: Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Московского педагогического государственного университета, Тверского государственного технического университета. Целью исследования стало выявление потребности студентов в сопровождении их нынешней студенческой жизни со стороны какого-либо специалиста. Интересно, что студентам не предлагались конкретные варианты ответов о том, какие это могут быть специалисты. Нам, как исследователям, важно было зафиксировать саму потребность в сопровождении.

Итоги опроса таковы.


  1. Большинство опрошенных заявили, что сопровождение со стороны разных специалистов им необходимо (более 82%).

  2. Сопровождение предпочтительно при следующих обстоятельствах:

  • при выборе профессии (куда пойти учиться), а также ее смене (73,5%);

  • при трудной жизненной ситуации (51,8%);

  • при личностном кризисе (смена партнера, потеря друга, разногласиях с родителями и т.д.) (46%);

  • при осуществлении выбора (профессионального, личностного) (30%);

  • при принятии решения (25%).

  1. Потребность в сопровождении объясняется студентами так:

  • оказание оперативной помощи и поддержки со стороны специалиста;

  • помощь в профессиональном самоопределении личности;

  • снятие психологического напряжения, налаживание саморегуляции организма (здоровье сберегающие технологии, их освоение);

  • помощь в формировании цели и планирования путей ее достижения.

  1. Были названы следующие специалисты, которых студенты рассматривают в качестве лиц, способных осуществить сопровождение: психолог, преподаватель, психотерапевт, профконсультант, коуч.

Проанализировав полученные данные, проведя экспертное интервью с участниками исследования, нами были выделены три наиболее востребованные зоны сопровождения студента:

  • профессиональный выбор и поиск себя в профессии (профессиональное самоопределение),

  • решение личностных проблем, снятие эмоционального напряжения (овладение здоровье сберегающими технологиями),

  • умение ставить и достигать цель, аудит своих ресурсов и поиск недостающих.

Было сделано предположение, что выделенные зоны сопровождения личности современного студента требуют деятельности определенных специалистов, в частности психолога/психотерапевта, тьютора, коуча. Рассмотрим особенности разных видов сопровождения личности.

  1. Тьюторское сопровождение.

Тьютор достаточно новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы на разных этапах обучения. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).

Сопровождение тьютора, по мнению Т.М. Ковалёвой, предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, - раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного учащегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор, по мнению Т.М. Ковалёвой, создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движение в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии [7]. Подобное сопровождение основывается на принципе индивидуализации.



  1. Коуч-сопровождение.

Коуч-сопровождение от психологического консультирования отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Коучинг способен стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание  - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга. По мнению Колина Тернера, «коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не прошлых ошибках. Клиенты не столько получают решения от коуча, сколько принимают их сами, направляемые коучем».



  1. Психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение представляет собой активное психологическое воздействие, направленное на развитие личностных и профессиональных качеств человека. Психологическое сопровождение необходимо студентам с первых шагов образовательного маршрута, тогда выбор будущей профессии будет носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, потребности рынка труда. Роль профессиональной ориентации важна на этапе выбора и планирования профессиональной карьеры. На начальных этапах образовательного процесса большое внимание должно уделяться процессам адаптации, помощи во вхождении в новую социальную среду, условиям и требованиям, предъявляемым системой университетского образования. Также, психологическое сопровождение показано при развитии навыков самоорганизации студентов, позволяющие успешно справляться с учебной нагрузкой, сдачей зачётов и экзаменов.

По мнению Э.Ф. Зеера, цель психологического сопровождения не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир личности, констатировать уровень развития тех или иных профессионально важных качеств, а в том, чтобы организовать сотрудничество с будущим специалистом, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и актуализацию личностно-профессионального потенциала.

Таким образом, психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [2].

Психологическое сопровождение личности студента может включать в себя следующие виды деятельности психолога:



  • Психологическое консультирование,

  • Психопрофилактическая работа

  • Психодиагностическая работа

  • Развивающая психокоррекционная работа

  • Психологическое просвещение [9].

В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь студента, особые отношения между участниками этого процесса. Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Очевидно, что, выявив потребность студентов в сопровождении в разных ситуациях выбора, принятия решения, профессионального самоопределения и т.д. со стороны профессионала, этим профессионалом не может быть один специалист. В сложных современных условиях молодой человек нуждается в помощи разных специалистов: психологов, коучей, тьюторов и т.д.

Рассматривая образовательное пространство как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её саморазвития, современный студент заинтересован в скорейшем ее освоении, используя весь свой личностный потенциал. «Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие», отмечает В.А. Ясвин [11].

Анализ наших исследований показал, что организация комплексного сопровождения профессионального становления личности будущего специалиста будет способствовать оптимизации процесса взаимодействия личности со средой - студента с вузовским и любым иным пространством, а в целом - сохранению психологического и иного здоровья студента.



Библиографический список.

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  3. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. С.-Пб.,1992.

  4. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. С.-Пб., 1996.

  5. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М., 1998.

  6. Мухина В. С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. В.А. Горяниной. М., 1997.

  7. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая. Науч. ред. Т.М.Ковалёва; отв.ред. А.А. Тёров, О.Ю.Жилина.-М.:АПКиППРО,2009.

  8. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006.

  9. Попова С.Ю. Проблемы психологического сопровождения личности студента/ Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции.Составители и наусные редакторы: Иванов В.Г., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А. – Тверь: «СКФ-офис», 2012.

  10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2001.

  11. Ясвин В.А., Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. – 2000. – Е.21. - №4. – с.79-88

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница