М а. Косолапова, В. И. Ефанов, В. А. Кормилин положение



страница1/13
Дата22.02.2016
Размер0,85 Mb.
#10634
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

(ТУСУР)


Факультет повышения квалификации (ФПК)

м.а. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДАХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ


ПО ФГОС 3
В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ


для преподавателей ТУСУР


Томск 2012

Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А.

Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР – Томск: ТУСУР, 2012. – 86 с.


Положение содержит указания, раскрывающие содержание методов интерактивного обучения, технологию и рекомендации по их практическому применению в структуре проведения занятия при внедрении ФГОС 3 поколения.

Рассмотрены наиболее востребованные интерактивные методы для проведения различных видов занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов).

Для преподавателей Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, а также других технических университетов.

© ТУСУР, 2012

© Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А.,Боков Л.А. 2012

Содержание


Введение 5

Глоссарий 6

Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3 8

Классификация интерактивных методов обучения 10

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия 11

Использование интерактивных методов на занятиях разных видов 13

0.1 Интерактивные методы на лекциях 13

0.1.1 «Мозговой штурм», «Мозговая атака» 13

0.1.2 Мини-лекция 13

0.1.3 Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 13

0.1.4 Просмотр и обсуждение видеофильмов 14

0.1.5 Интервью 14

0.1.6 Обратная связь 14

0.1.7 Лекция с заранее объявленными ошибками 14

0.2 Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах) 14



0.2.1 Разминка 14

0.2.2 Дискуссия 15

0.2.3 Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) 15

0.2.4 Коллективные решения творческих задач 15

0.2.5 Деловая игра 15

0.3 Интерактивные методы в лабораторном практикуме 16



0.3.1 Работа в малых группах 16

0.3.2 Моделирование производственных процессов и ситуаций 16

0.3.3 Ролевая игра 16

0.3.4 Тренинг 16

0.4 Интерактивные методы в самостоятельной работе 16



0.4.1 Метод проектов 17

0.4.2 Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) 18

Технологии применения интерактивных методов в техническом университете 18

Заключение 19

Список использованной литературы 20



Приложение 1.
«Мозговой штурм», «Мозговая атака» 22


Приложение 2.
Мини-лекция 25


Приложение 3.
Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением 28


Приложение 4.
Просмотр и обсуждение видеофильмов 29


Приложение 5.
Интервью 30


Приложение 6.
Обратная связь 32


Приложение 7.
Лекция с заранее объявленными ошибками 34


Приложение 8.
Разминка 39


Приложение 9.
Дискуссия 43


Приложение 10.
Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) 51


Приложение 11.
Коллективные решения творческих задач 58


Приложение 12.
Деловая игра 60


Приложение 13.
Работа в малых группах 62


Приложение 14.
Моделирование производственных процессов и ситуаций 66


Приложение 15.
Ролевая игра 69


Приложение 16.
Тренинг 72


Приложение 17.
Метод проектов 81


Приложение 18.
Метод обучения в парах (спарринг - партнерство) 85




Введение


Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:

1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний.

3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах… в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3).

Трудности применения интерактивных методов в образовательном процессе преподавателями обозначены как



  • незнание содержания метода;

  • неумение применять его на практике;

  • непонимание места метода в структуре занятия;

  • неверие в эффективность применения методов в процессе обучения.

Предлагаемое методическое пособие содержит указания, раскрывающие содержание понятия методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

Каталог: export -> sites -> ru.tusur.new
ru.tusur.new -> Общая характеристика педагогики как науки 3 1 Объект, предмет, задачи педагогики 3 2 Структура педагогической науки 14
ru.tusur.new -> Предмет и методы психологической науки 4 1 Предмет психологии 4 2 Отрасли психологии 5
ru.tusur.new -> Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 01 «Онтология и теория познания»
ru.tusur.new -> Программа курса «Социальная педагогика»
ru.tusur.new -> Представление
ru.tusur.new -> Психологические основы работы с молодежью (опд. Ф. 02)
ru.tusur.new -> Кирдяшкин и. В. Отечественная история учебно-методическое пособие
ru.tusur.new -> Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница