М. А. Аксентьева



Скачать 202.81 Kb.
Дата10.02.2016
Размер202.81 Kb.
Раздел 1. Проблемное поле психологии профессионального образования

М.А. Аксентьева

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск



К вопросу о становлении рефлексивного сознания студента-психолога

Важнейшим условием формирования профессионализма является развитие профессионального самосознания, без которого не могут быть сформированы «образ Я», концепция «Я-психолог», углублено внимание к своему профессиональному росту, осмыслены тенденции изменения своей личности, профессиональная направленность и способности. Становление психолога предполагает овладение поведенческой гибкостью, принятием другого как ценности и другими практическими умениями, эмпатией и рефлексией.

Отечественные исследователи (И.Н.Семенов, Н.И. Непомнящая и др.) считают, что именно овладение способностью к осознанию себя, высокий уровень развития рефлексии себя служит основой личностного роста, обеспечивает сохранение целостности личности, её психическое здоровье. Рефлексия наиболее ярко реализуется в будущей эффективности деятельности психолога. Исследования в области использования философской рефлексии в подготовке психолого-педагогических кадров, позволяют сделать вывод о ее влиянии на оптимизацию образовательной деятельности, развитии творческой и познавательной активности студентов.

Процесс рефлексии сопровождается переструктурированием и обновлением знаний студента, преодолением поведенческих стереотипов, и как следствие этого - развитие его личности. Выводя понятие рефлексии из средствиально-процессуального понятия, в понятие концептуального характера, важно отметить, что такого типа целеполагание верно в рамках деятельностной теории психики. Рассматривая рефлексию в этом контексте, мы можем говорить, что с одной стороны, самосознание является этапом формирования рефлексивного сознания.

По утверждению В.И. Слободчикова и Е.А. Исаева, самосознание может представать в формах самопознания, самооценки, самоконтроля, самопринятия и самоуважения. Именно самопознание является основой для развития самооценки, самоконтроля, саморегуляции. В качестве итоговых форм выступают самоуважение и самопринятие. Именно эти формы и лежат в основе организации рефлексивной деятельности студентов.

Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в ВУЗе. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач.

Данный взгляд представляет определенный научный интерес, однако, для его применения на практике необходимы дальнейшие теоретические разработки и экспериментальные исследования.
А.А. Гиндуллин

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

г. Стерлитамак

Принцип неопределенности в работе преподавателя вуза

Целью преподавателя, традиционно, является прочтение лекции, трансляция информации, для того чтобы студенты хотя бы имели представление о его дисциплине. С привнесением на лекцию какой-либо динамичности и неопределенности происходит изменение типичной картины, когда студенты всю пару пишут под диктовку. Намеренно создавая на лекции атмосферу неопределенности, преподаватель может мотивировать студентов к совместному формулированию и решению проблем касающихся темы занятия. Вовлеченность студентов в активную работу, во-первых, повышает эффективность усвоения материала, за счет пропускания ее через себя. Во-вторых, развиваются коммуникативные способности студентов, они учатся отстаивать и доказывать свою точку зрения, к тому же удовлетворяются их познавательные потребности. В-третьих, активная работа в среде с высокой степенью неопределенности может развить у них такие положительные качества личности как инициативность, самостоятельность, лабильность, целеустремленность, предприимчивость, решительность и т.д. Но тут возникают новые требования и к личности и профессиональным качествам педагога, который теперь должен быть общительным, обладать большим кругозором и гибким мышлением, чтобы уметь выводить любые вопросы студентов на тему занятия.

Неопределенность в процессе обучения студентов понимается скорее не как отсутствие целей и задач занятия, а как отсутствие шаблонной модели его проведения. Не определен также план занятия, но его содержание должно быть номинальным, хотя материал может подаваться преподавателем в любой последовательности. Наверное, при такой необычной постановке занятия и свободной форме преподавания профессиональный педагог, свободно оперирующий понятиями, владеющий аудиторией, всегда сможет увлечь даже самого незаинтересованного студента.
В.А. Долганов

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск

К проблеме развития профессиональной ментальности психолога

Понятие «ментальности» или «менталитет», употребляется в разных сферах гуманитарных знаний, как термин, несмотря на расплывчивость и неопределенность, понятие «ментальность» обозначает вполне определенный предмет научных исследований. Узкое его рассмотрение может быть определено как «собственно человеческое» в науках о человеке.

Ментальность – это характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру людей. Менталитет как область психологической жизни людей проявляется через систему взглядов, оценок, норм, которые формируются в современном для конкретного человека обществе.

В последние несколько лет прочно в общественное сознание такие тезисы как: быть психологом интересно; быть психологом полезно; быть психологом престижно. И лишь один тезис, часто остается на переферии сознания многих, кто хотел бы сделать психологию делом своей жизни: быть психологом трудно и ответственно.

Говоря о любой другой профессии, мы застаем там субъект-объектное противопоставление, созданное современным рационально ориентированным обучением: есть познающее сознание, активно воздействующее на реальность, и углубляющее тем самым свое представление о ней, с целью удовлетворения своих потребностей и обратного влияния на мир.

Психолог же изначально «сотворяется» в рамках в иной субъект-объектной парадигмы. Для него человеческая психика и мир онтологически слиты, вписаны друг в друга, сознание не обрабатывает где-то вне него находящуюся реальность, а развивается вместе с нею: оно и есть эта реальность.

Выступая не только как самоинтерпритатор, но и как толкователь текстов других людей психолог попадает в сложную семантическую ситуацию: что бы толковать, он должен быть более широким и полным текстом (словарем, энциклопедией), содержать в себе множественные (при чем часто неформалированные) языки и смыслы, на которых говорит чужое сознание – быть текстом текстов.

Это делает исключительно важной частью профессионального сознания поликультурность, полисемантичность, может быть предельно обобщенно - полиобразованность психолога о неопределенности образования. Чье-то сознание говорит с миром на языке логики, чье-то преимущественно анологиями, символами, индивидуальными метафорами, чье-то – на языке переживания, чье-то вообще слабо владеет языком. Профессиональный психолог не может быть узким специалистом, носителем только части «словаря», тем более быть кратким «разговорником»

Экзистенциональность, интенциональность и феноменальность – это термины предполагают для определения такой области профессиональной ментальности, как допущение отсутствия значимых различий между фактами и их описанием, истиной и верой. Для психолога, может быть - это одна из системообразующих профессиональных истин, задающих ему своеобразную интенцию понимания, сопереживания, сообщения.

В заключении отметим, что профессиональному психологу в перспективе дано стать мыслителем, схватывающим картину мироздания через другого человека, через понимание другого сознания.


И.А. Дударева

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

г. Стерлитамак

Принцип неопределенности в научно-исследовательской деятельности студентов.

Современный мир – это мир вариантов. Один вариант не позволяет сделать выбор, два создают дилемму, три или более – дают шанс на реализацию желаемых целей. И чем больше мы об этом задумываемся, тем больше проявляется в нашей жизни неопределенность.

Всем нам приходилось писать различные научные работы (статьи, курсовые и дипломные работы и т.д.). И первый вопрос, который встает перед нами, это вопрос выбора темы. Мы пытаемся определить, какая тема нам ближе, интереснее. Мы, порой, мечемся между несколькими вариантами, пытаясь определить лучший. Чем больше вариантов, тем меньше внимания мы можем уделить каждому из них, и мы можем потерять что-то важное. Мы сталкиваемся с неопределенностью уже в начале написания научной работы. Но она помогает нам определить плюсы и минусы каждой темы, и мы, в конце концов, выбираем один из вариантов.

Снова мы сталкиваемся с неопределенностью, когда выбираем курирующего преподавателя, методы и методики исследования, подбираем литературу. И даже когда выбираем день для проведения экспериментального исследования или определяем временные границы написания научной работы. Например, мы можем провести тестирование уже завтра, но можно собрать больше теоретического материала, лучше подготовиться и перенести день тестирования на послезавтра или на следующую неделю. Мы никогда не знаем, как нас будут оценивать, какую отметку получит наша работа.

Когда научная работа уже готова, мы задумываемся о стиле преподнесения материала аудитории. Можно сухо читать о заранее приготовленной бумажке, а можно отбросить стеснение и рассказывать настолько живо и ярко, что темой заинтересуются все.

В процессе написания научной работы мы постоянно находимся в состоянии неопределенности. Что выбрать? Как сделать? На эти вопросы нам приходится отвечать каждый день. Но поиск ответов толкает нас к новым знаниям, помогает нам развиваться. Преодолевая трудности, пробиваясь сквозь неопределенность, мы создаем именно ту научную работу, о которой мечтали, выбирая тему, методы и методики исследования, подбирая литературу…


М.В. Дубовко

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск

Рефлексия как средство самопознания студента

Современным обществом наиболее востребованы люди, которые могут самостоятельно принимать решения, оперировать жизненными задачами и ориентироваться в быстро меняющимся мире, одним словом, истинные творцы своей собственной жизни. Человека делает таковым рефлексивное сознание. Являясь «родовым отличием человека» рефлексия дает ему свободу выбора, возвышая над окружающим миром.

Самосознание это совокупность знаний и представлений о себе и эмоционально-оценочное отношение к себе. Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет рефлексия, по мнению С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, А.Г. Спиркина и др., есть процесс осознания субъектом своих внутренних состояний, получение знания о самом себе и о других. Самооценка, самоотношение – это один из вариантов рефлексии(С.Р. Пантилеев). Л.С. Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конституирующей характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появление самосознания. Важный момент в развитии рефлексии предоставляет появление вербального отражения собственных процессов и действий, основой для развития самосознания и высших волевых регулирующих механизмов.  

Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами сверстников и общепринятыми нормами. Во-вторых, самопознание совершается посредством механизмов рефлексии и эмпатии. Сопоставляя оценки референтной группы и самооценочные суждения, личность вырабатывает у себя адекватную самооценку. В-третьих, самопознание совершается путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств. Оно может происходить и ретроспективно, то есть путем восстановления по памяти прошедших событий, ситуаций, актов поведения. Самопознание является не только основой для установления оценочного и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции своей психической и практической деятельности.

Рассматривая самопознание студента, мы имеем ввиду, сознательную работу над совершенствованием своих личностных свойств: адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей, постоянное повышение компетенции и непрерывное развитие нравственных и других социальных свойств своей личности.

Рефлексия позволяет студентам научиться осознанно, планировать свою деятельность, понимать цели деятельности однокурсников; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели другими студентами; применять способы вербальной и невербальной рефлексии; осуществлять "взгляд со стороны".

Таким образом, обращение к проблеме рефлексии обусловлено особой важностью данного психологического феномена. Рефлексия – это непременное условие осознания схемы индивидуальных жизненных принципов и установления их соответствия с целями и стратегиями достижения целей, а также обеспечение возможности адекватно осознавать возникающую проблематику и перспективы развития.
С.Ф. Ибрагимова

Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева

г. Тобольск

Рефлексия как один из важных компонентов

профессионализма будущего психолога

Сегодня существует большое количество разнообразных и многоаспектностых работ, посвященных проблемам личностной готовности, подготовки будущих профессиональных психологов, но при этом в них можно выделить одну конкретную особенность. В центре внимания работ оказывается так или иначе проявляемый интерес к «внутреннему пространству» т.е. сформированности у будущего психолога рефлексии, помогающей видеть ему свой мир и правильно прочувствовать мир другого человека.

Согалаев В. В. отмечает, что в структуру личностной психологической готовности психологов входят мотивационый, ориентационный, эмоционально-волевой, операциональный компоненты и рефлексивный компонент, являющийся основным в профессиональном становлении личности психолога.

Рефлексия (от лат. – отражение) – это понятие, возникшее еще в философии, означает процесс самонаблюдения, самопознания, размышления, деятельность, направленную на осмысление своих собственных действий и законов, по которым они совершаются. Это основа личностного роста, ответственного профессионального выбора, душевного и психосоматического здоровья.

Рефлексия не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

В сложном процессе рефлексии присутствуют, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: 1) сам субъект, каков он есть в действительности; 2) субъект, каким он видит самого себя; 3) субъект, каким он видится другому; 4-6) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.

Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображение субъектов, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Современная психологическая наука обращается к рефлексии как к процессу осознания, находящемуся в эпицентре многих подходов к психологическому консультированию и психотерапии; особое внимание уделяется новым типам обучения, при которых студенты вводятся в область научных понятий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности.

С нашей точки зрения, рефлексия является центральным звеном в ходе формирования личностной профессиональной готовности к профессии психолога. Действительно, набор личностных характеристик, необходимых для становления профессионального психолога, должен быть сгруппирован вокруг центрального пункта - интереса к проблемам личности. Ведь именно личность оказывается в профессиональной работе психолога и субъектом, и объектом, и, в определенном смысле, инструментом и результатом деятельности. В этом отношении особенно важными представляются идеи Л. С. Выготского о том, что формирование личности не возможно без существования «симметричного представительства данного индивида в других индивидах. Он отмечал, что «через других мы становимся сами собой», а «…личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других».
М.В. Косова

Волгоградский государственный педагогический университет

г. Волгоград

Влияние ситуации неопределённости на профессиональное и личностное самоопределение студентов

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии, личностное самоопределение в свою очередь неразрывно связано с ним. Ситуация обучения в вузе может рассматриваться как неопределённость, созданная в определённых условиях, что характеризуется возможностью получить (при желании) необходимую недостающую информацию о профессии, обсудить свои предположения с компетентными специалистами и пр. Благодаря этому данная ситуация может оказаться мощным катализатором, способствующим активизации процесса профессионального и личностного самоопределения студента.

Ситуация неопределённости в условиях высшего и средне специального учебного заведения может состоять в том, чтобы предлагать студентам альтернативы: как и какие, получать знания, превышающее уровень его актуальных возможностей. Пытаясь охватить как можно больше из предложенного и при этом, имея возможность выбрать наиболее полезную, по его мнению, информацию, наиболее удобный способ её получения, студент получает набор знаний, которые могут быть более эффективно использованы в силу изначальной личной заинтересованности в их получении. Стоит оговориться, что в данном случае необходимо создавать условия для формирования позитивной мотивации на обучение, в противном случае влияние ситуации неопределённости может стать непредсказуемым, а вероятно, и негативным. Итог влияния, оказываемого ситуацией неопределенности на личностное самоопределение, предсказать еще сложнее. Однако, можно предположить, что ситуация неопределённости создаёт базу для формирования креативного подхода к усвоению академического знания, осознанного и инициативного стремления к самосовершенствованию, через приобретение новых знаний и навыков.
А.В. Кузьминецкий

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск

К проблеме развития креативности личности студентов-психологов

Обращение к проблеме развития креативности личности студентов-психологов обусловлено спецификой системы образования России. Для современного общества характерны свобода слова, право заниматься своим бизнесом, свобода в выборе вероисповедания и т.п. Но при этом сама система образования осталась достаточно ригидной. И как следствие – проблема трудоустройства выпускников ВУЗа, сомнение студентов в правильности выбора профессиональной сферы деятельности.

Система образования безусловно находится под влиянием некой неопределенности развития общественных отношений, нестабильности социального заказа на представителей отдельных профессий.

На наш взгляд развитие креативности у студента, а также формирования у него готовности к неопределенному и нестабильному будущему в дальнейшем поможет ему легче выйти из подобных ситуаций.

Прежде всего это обусловлено следующими личностными чертами креатива:

- свобода от заочных стереотипов и неограниченность познания;

- беглость и гибкость мышления- продуцирование идей, ассоциаций, связей в ходе поисков решения при отсутствии ригидности, некой прикованности к определенному (усвоенному) типу решения задач;

- поливариативность поведения и антимеханический характер действий;

- открытость новым идеям.

Мы считаем, что данные черты личности будущего профессионала позволят более гибко подходить к проблеме трудоустройства и специализации психологической деятельности.

Вследствие вышеуказанной необходимости формирования креативности личности мы обратились к разработке специальных методов по формированию креативности личности студентов-психологов (ролевые и деловые игры, тренинги по формированию креативности). Особо мы остановились на создании условий для развития креатива. Это, прежде всего, преодоление стереотипов педагогической деятельности, таких как «педагог объясняет как и что – студент выполняет». Безусловно развитие креативного студента невозможно без осознанного отношения к индивидуальности студента как к ценности.

Одним из способов реализации принципа неопределенности образования является «облагораживание» образовательной среды и осознание ценности собственной индивидуальности. Поэтому мы считаем необходимым модернизацию условий образовательной среды - как средства формирования креативности личности.


А.В. Миронов

Югорский государственный университет

г. Ханты-Мансийск
Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров
В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. В условиях динамично меняющегося мира человек постоянно сталкивается с новыми, неизвестными для него ранее, проблемами. За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, да и к старым профессиям предъявляются новые требования. Например, во многих областях деятельности требуется навык взаимоотношения с людьми, умение вести переговоры, знания по гуманитарным дисциплинам, свободное владение хотя бы одним иностранным языком, умение пользоваться компьютером и т.д. Поэтому ясно что, новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Рост неопределенности, отсутствие ясной перспективы резко изменил жизненную ситуацию человека, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения, принимать их, нести за них ответственность.

Неопределенность характерна и для современного образования особенно профессионального педагогического. Стремительная смена парадигм оставляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь настоятельно требует все более хорошо подготовленных людей в образовании.

В настоящее время происходит углубление противоречий, между требованиями к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием консерватизма педагогического образования стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Реализация нового содержания педагогического образования требует решения задач, связанных с внедрением новых технологий обучения. Основу таких технологий составляет отход от массового, валового обучения. Основным условием развития аналитического, творческого мышления становится непременное участие студентов в научных исследованиях, разработке реальных педагогических проблем.

Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Личность педагога определяет состояние образования. От уровня культуры учителя и его профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи. Задача подготовки педагогических кадров, соответствующих современным требованиям, актуализирует проблему выявление психологических условий повышения эффективности личностного и профессионального совершенствования будущего учителя в период обучения в вузе. Учитель формирует личность своих учеников. Сильная личность формируется только рядом с сильной личностью.
Е.С. Обухова

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск

Профессиональная самореализация выпускника психологического факультета

Вступление студента в новую социальную микросферу и освоение новой социальной роли напрямую непосредственное влияние на успешность его обучения на факультете и последующей профессиональной реализации. Однако анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует о неопределенности социальной роли психологов в современном российском обществе, и как следствие, о значительном несоответствии между привычной системой психологического образования и требованиям к психологу на практике. При этом необходимо помнить, что обучение в ВУЗе – это этап не только усвоения новых знаний, общих и сугубо профессиональных, но и формирование социальной зрелости, увеличение способности к саморазвитию. В этот период возникает необходимость усиления роли собственных, внутренних регуляторов активности, осознанности ценностей.

На рубеже поздней юности ранней зрелости у молодого человека наибольшую остроту приобретает проблема определения приоритета своих жизненных ценностей. Главная задача, с которой человек должен справиться к 20 годам – это интеграция всех представлений о себе (своих способностях, ценностях и доминирующих мотивах) в целостный образ. Этот процесс организации своего жизненного опыта обеспечива6ет человеку чувство достигнутой идентичности. В случае несовместимости разных сторон «Я» возникает фрагментарное чувствование себя – так называемый «кризис идентичности».

По окончании ВУЗа молодых специалистов неизбежно ждет кризис профессиональной адаптации (трудоустройство по специальности или же переквалификация, отказ от полученной профессии). Профессиональная деятельность человека задает дальнейшее направление развитию его личности. Процесс адаптации к требованиям трудовой деятельности представляет собой идентификацию личности с профессией, формирование профессиональной идентичности. Особенностью профессиональной идентичности является тот факт, что приобретенные специалистом в процессе профессиональной деятельности особенности личности проявляются и у других жизненных условиях и ситуациях.

Реальный психологический механизм формирования профессионализма психолога с необходимостью предполагает «вторичное овладение своей психикой» в качестве субъекта, осуществляющего некий экзистенциональный сдвиг в область ценностей самой жизни.

Исследование показывают, что у определенной категории студентов к старшим курсам обучения проявляется кризис идентичности в рамках традиционной системы подготовки специалиста: их перестает удовлетворять как само содержание (наполнение профессиональной подготовки), так и организационные формы взаимодействия обучающего и обучаемого.

На базе нашего института проводилось исследование когнитивной составляющей профессионального самосознания студентов-выпускников. 39,74 % испытуемых продемонстрировало низкий уровень реалистичных представлений о себе. Такие студенты обладают внешним локусом контроля и заниженной самооценкой и, следовательно, не могут избежать кризиса профессиональной идентичности.

Мы предполагаем, что в процессе погружения студента-психолога в профессию необходимо стимулировать естественное развитие рефлексии ценностных ориентаций. Психолог-профессионал должен обладать высокой осознанностью собственных мотивов и ценностей, осознать свою индивидуальность. И только в этом случае он сможет формировать индивидуальный стиль профессиональной психологической деятельности.

В заключении отметим, что профессиональное становление психолога – длительный и сложный процесс, тесно связанный с преодолением постоянного противоречия, возникающего между действительным и желаемым, идеальным и реальным.
М.А. Шмидт

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

г. Красноярск

Программа тренинга «Развитие профессиональной направленности студентов педагогических специальностей»

В последние годы наблюдается, что студенты, окончившие педагогические вузы и средне-специальные учебные заведения не идут работать по специальности по ряду объективных причин: неудовлетворенность денежным заработком, не гарантированность будущего и не престижность профессии. Такие исследователи как А.А. Реан, В. Ядов, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев подчеркивают, что проблема низкого уровня профессиональной направленности является одной из актуальных тем для профессионального образования. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о профессиональном непрерывном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает большую значимость.

Под профессиональной направленностью мы понимаем характеристику потенциальной возможности изменения ориентации в выборе профессии, либо изменении иерархии мотивов при сохранении ориентации субъекта на определенный вид профессиональной деятельности.

Основываясь на работе Ф. Зеера, мы выделили следующие компоненты профессиональной направленности: мотивы, ценностные ориентации, профессиональная позиция, социально-профессиональный статус. Мы придерживались его идеи в проведении и анализе констатирующего и формирующего эксперимента, что позволило нам выделить критерии, по которым можно судить об уровнях развития профессиональной направленности: профессиональная мотивация; принадлежность к профессиональной группе; устойчивость.

Анализ результатов диагностики (Лопухова О.Т. «Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности») показал, что у 86% студентов низкий уровень развития профессиональной направленности, средний уровень - у 14% опрошенных. Исходя из полученных результатов диагностики, нами была разработана программа тренинга «Развитие профессиональной направленности».

1. «Позвольте сказать для чего мы собрались». Цели: знакомство с тематикой и целями работы; установление правил работы в группе. 2.«Кто я такой?». Цели: собственное восприятие; выяснение навыков рефлексии. 3.«Я и другие». Цели: включение каждого участника в группу; определение наставников и их роль в жизни каждого участника. 4.«Какой он – учитель?». Цели: оценка профессиональных качеств собственных педагогов-наставников. 5.«Мое профессиональное «Я». Цели: создание профессиограммы и осознание ее как важной характеристики. 5.«Мои профессиональные возможности». Цели: представление о своих возможностях; развитие позитивного отношения к своей профессии. 6.«Я – учитель. Учитель – звучит гордо!». Цель: Выявление того, как участники представляют себя в роли педагога. 7.«Перспектива на будущее в профессии». Цели: помощь в определении себя как профессионала; ответственность выбора жизненной стратегии. 8.«Уходим в большую сложную жизнь». Цели: закрепление полученных знаний и навыков.



Ценность работы, по нашему мнению, это знание особенностей профессиональной направленности личности студента. А предложенный нами путь развития, необходимы руководителям учебных групп, преподавателям профессиональных учебных заведений разного уровня и профиля для осуществления личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница